Всоответствии с современными научными представлениями состояние здоровья, физическое и нервно-психическое развитие детей раннего возраста в значительной мере зависят от адекватного ведения беременных женщин (БЖ), рожениц и кормящих матерей (КМ). При этом одним из ведущих факторов обеспечения здоровья детей является здоровое питание, в качестве которого бесспорно выступает «золотой» стандарт – вскармливание младенцев грудным молоком [1]. Реализация всех принципов поддержки грудного вскармливания (ГВ), включая организацию правильного питания в период беременности и лактации, обеспечение полноценной и длительной лактации остаются одной из важнейших задач по сохранению здоровья младенцев, которую должны решать медицинские организации. Работа по поддержке ГВ должна осуществляться на всех этапах беременности и лактации (подготовка женщин к беременности, беременность, роды, послеродовой период и период лактации). Распространенность ГВ в РФ остается недостаточно высокой. Несмотря на многочисленные проводимые исследования, многие факторы, влияющие на распространенность ГВ, по-прежнему малоизучены [2]. Это относится, в частности, к питанию беременных и КМ, которое характеризуется значительной динамикой в связи с существенными изменениями социально-экономических условий. Важной причиной недостаточной распространенности ГВ служит отсутствие школ подготовки будущих матерей во многих женских консультациях. В родильном доме оказывается помощь в поддержке ГВ с использованием современных перинатальных технологий только 60–70% женщин. После выписки из родильного дома такая помощь оказывается менее чем половине женщин [3]. В связи с этим необходимо участие медицинского персонала всех основных звеньев лечебной сети в поддержке ГВ, требующее разработки алгоритмов их действий.
В период беременности
Женская консультацня
Врач-акушер-гинеколог. Наблюдает за здоровьем беременной и состоянием ее грудных желез; контролирует деятельность акушерки женской консультации, обучающей БЖ технике и практике грудного вскармливания; дает индивидуальные рекомендации по питанию БЖ с учетом ее особенностей, аллергологического анамнеза, привычек, непереносимости отдельных продуктов, рекомендаций терапевта/диетолога; рекомендует прием витаминно-минеральных комплексов или специализированных пищевых продуктов для БЖ, добивается выработки доминанты лактации путем проведения индивидуальных бесед о пользе ГВ и его неоспоримых преимуществах перед искусственным вскармливанием, условиях становления и сохранения полноценной лактации; читает лекции в школе материнства; знакомит мать с современными подходами к поддержке и поощрению ГВ, в т.ч. со способами сцеживания женского молока и его хранения.
Акушерка. Обучает БЖ технике и практике ГВ, гигиеническим правилам ухода за грудными железами; контролирует выполнение режима питания и отдыха беременной; участвует в занятиях в школе материнства; распространяет памятки и брошюры по поддержке ГВ, предоставляемых окружным управлением здравоохранения.
Детская поликлиника
Участковая медсестра. Проводит дородовый патронаж (дважды в период беременности), в ходе которого осуществляет знакомство с анамнезом БЖ, особенностями течения беременности; оценивает отношение беременной к ГВ; проводит индивидуальные беседы с беременной, направленные на выработку доминанты лактации и психологический настрой членов семьи на поддержку ГВ; обучает технике ГВ.
В период поступления, родов, первых дней после родов
Родильный дом. Родильный блок
Врач-акушер и врач-педиатр. Врач-акушер родильного блока совместно с педиатром, присутствующим на родах, проводит оценку состояния роженицы и младенца и в отсутствие противопоказаний рекомендует акушерке родильного блока осуществлять первое прикладывание не позднее чем через 30 минут после родов; врач-акушер и педиатр решают вопрос о совместном пребывании матери и ребенка в палате «мать и дитя» и контролируют их перевод в послеродовое отделение в течение 2 часов после рождения.
Акушерка
Под непосредственным контролем врача акушерка выкладывает ребенка на живот матери еще до перевязки пуповины, пересекает пуповину (после окончания в ней пульсации); проводит первое прикладывание ребенка к груди не позднее чем через 30–40 минут после родов (при этом ребенок не должен быть спеленут); переводит мать и ребенка в палату «мать и дитя» (послеродовое отделение).
Послеродовое отделение
Врач педиатр
Осматривает ребенка, дает рекомендации по технике свободного вскармливания, в т.ч. исключения допаивания водой ребенка в отсутствие медицинских показаний; подробно разъясняет матери преимущества ГВ; сообщает матери об изменении количества молока на протяжении суток и возможности прикладывания ребенка в одно кормление к обеим грудям; контролирует динамику физического развития новорожденного; осуществляет контроль за тем, чтобы новорожденному не давали никаких заменителей грудного молока, а также питья по усмотрению медсестер или по просьбе матери; сообщает матери о возможности лактационных кризов; информирует мать о широком спектре методов стимуляции лактации; при необходимости рекомендует матери соответствующие средства стимуляции лактации (лактогенные чаи, гомеопатические средства, специализированные продукты с лактогенными добавками).
Детская сестра
Обучает мать правильному прикладыванию ребенка к груди в первые же часы после перевода женщины из родблока в послеродовое отделение; осуществляет контроль за тем, чтобы кормление ребенка проводилось в удобной для матери позе; дает рекомендации по выбору оптимального положения для кормления; оказывает помощь матери по уходу за ребенком; следит, чтобы мать не допаивала и не докармливала ребенка по собственной инициативе – без рекомендации врача; информирует мать о возможных отрицательных последствиях нерационального искусственного вскармливания.
Врач-акушер
Ежедневно контролирует состояние молочных желез, в первый день дает рекомендации по уходу за грудью (обтирать сосок груди только грудным молоком); в случае нагрубания молочных желез дает рекомендации по сцеживанию молока (ручным способом или с помощью молокоотсоса); контролирует работу акушерки по обучению женщины сцеживанию, разъясняет матери преимущество свободного вскармливания, объясняет матери важность ГВ для ее здоровья, дает необходимые медицинские советы, связанные с организацией свободного вскармливания детей, ухода за грудью и необходимыми действиями матери при внезапном нагрубании грудных желез, дает рекомендации по питьевому режиму матери в зависимости от режима вскармливания ребенка, а также рекомендации по организации питания матери в ранний послеродовый период.
Акушерка
Сразу же после поступления женщины из родильного блока помогает женщине правильно прикладывать ребенка к груди в первые 1–2 дня после родов, контролирует проведение свободного вскармливания ребенка и наблюдает за состоянием грудных желез; обучает сцеживанию молока (ручным способом и с помощью молокоотсоса); проводит контроль за питьевым режимом матери (профилактика лактостаза в первые дни после родов); а также за потреблением продуктов, которые получает женщина в качестве передач из дома; в случае нагрубания желез оказывает немедленную помощь женщине в сцеживании молока и таким образом предотвращает образование трещин сосков, лактостаза, мастита; организует просмотр видеофильмов «Грудное вскармливание», «Здоровый ребенок первого года жизни».
Молочная сестра
Молочная сестра послеродового отделения находится в непосредственном подчинении врача-акушера послеродового отделения и педиатра палаты «мать и дитя». В ее обязанности входят обучение и контроль за сцеживанием молока, обучение технике и практике ГВ, исправление ошибок во время прикладывания ребенка к груди.
После выписки из роддома
Детская поликлиника. Первый месяц жизни
Участковый врач-педиатр. В первые сутки после выписки из роддома, а затем 1 раз в неделю в течение месяца осуществляет патронаж на дому; оценивает состояние ребенка; оценивает психологический и социальный климат в семье; беседует с членами семьи о помощи КМ и поддержке ее в отношении длительного ГВ; разъясняет КМ преимущества ГВ для здоровья ребенка и матери; дает советы по организации свободного вскармливания, обеспечивает психологический настрой матери на длительную лактацию; рекомендует частый контакт «кожа к коже», «глаза в глаза»; знакомит мать с основными критериями достаточного количества молока (число мочеиспусканий у ребенка за сутки и динамика веса); рекомендует применение специализированных пищевых продуктов для КМ, витаминно-минеральных комплексов и (при необходимости) лактогенных чаев или специализированных продуктов с лактогенными добавками; дает рекомендации по организации здорового питания в период кормления ребенка грудью, при отягощенном аллергологическом анамнезе или наличии аллергических реакций у детей при ГВ дает рекомендации по исключению высокоаллергенных продуктов из питания матери; контролирует правильность прикладывания ребенка к груди.
Участковая медсестра. Обучает мать технике вскармливания ребенка; исправляет ошибки в технике кормления при наблюдении на дому; контролирует прибавку массы тела в конце первого месяца жизни; при подозрении на недостаток молока организует проведение контрольного взвешивания ребенка на протяжении суток.
Детская поликлиника. После первого месяца жизни
Контролирует соблюдение свободного вскармливания и техники грудного кормления; дает рекомендации по прео-долению лактационных кризов (более частое прикладывание ребенка к груди; кормление обеими грудями, не исключая ночных кормлений; рекомендует матери потребление лактогенных чаев, специализированных продуктов с лактогенными добавками и другие методы стимуляции лактации; при подозрении на гипогалактию назначает контрольное взвешивание ребенка на протяжении суток. Необходимость перевода на смешанное вскармливание обосновывается лечащим врачом и заведующим отделением с обязательной фиксацией в истории развития и их подписью в истории развития ребенка. Дает рекомендации матери по организации здорового питания во время кормления грудью, при возникновении у ребенка аллергических проявлений при ГВ выявляет причинно-значимый продукт и элиминирует его из питания КМ.
Участковая медсестра. Дает практические рекомендации по организации техники ГВ, оказывает помощь матери в разрешении проблем в семье по поддержке длительной лактации. Осуществляет контроль за физическим и психоэмоциональным развитием ребенка; при подозрении на гипогалактию контролирует число мочеиспусканий у ребенка, динамику физического развития, организует контрольное взвешивание ребенка на протяжении суток, организует просмотр видеофильмов.
Женская консультация (в течение 2 месяцев после родов)
Врач-акушер-гинеколог. Оказывает помощь КМ при развитии лактостазов; контролирует правильность сцеживания молока матерью.
Акушерка
Контролирует выполнение женщиной рекомендаций врача-акушера-гинеколога при наличии лактостаза; обучает мать сцеживанию грудного молока.