Применение вилдаглиптина в комбинации с инсулином при сахарном диабете 2 типа


Анциферов М.Б.

Эндокринологический диспансер Департамента здравоохранения г. Москвы
В настоящее время распространенность сахарного диабета 2 типа (СД2) прогрессивно увеличивается. По мере прогрессирования диабета неизбежно возникает необходимость назначения инсулинотерапии в связи с истощением функции ?-клеток. Инсулинотерапия позволяет поддерживать более строгие целевые уровни гликемии, но связана с некоторыми побочными явлениями, самыми серьезными из которых являются гипогликемии и повышение массы тела. Они значительно ухудшают качество жизни пациентов и ограничивают их повседневную активность. Кроме того, доказано, что гипогликемии являются независимыми предикторами высокого риска сердечно-сосудистых смертности и заболеваемости. Риск развития тяжелых гипогликемий – наиболее сложная проблема в лечении пациентов с СД2, принимающих инсулин. Терапию, основанную на инкретиномиметиках, к числу которых относятся ингибиторы дипептидилпептидазы-4 (вилдаглиптин и др.), можно считать патогенетически обоснованным вариантом выбора для таких пациентов. Препараты этой группы характеризуются хорошей переносимостью, высокой эффективностью, их применение ассоциируется с низким риском гипогликемий. Рассмотрены результаты исследований по оценке эффективности и безопасности добавления вилдаглиптина к инсулинотерапии пациентов с СД2.

Рост заболеваемости сахарным диабетом 2 типа (СД2) является серьезной социальной, медицинской и экономической проблемой во всем мире [5]. На этом фоне увеличивается и число пациентов, получающих инсулинотерапию (ИТ). Контроль над уровнем гликемии в популяции пациентов с СД2, находящихся на ИТ, является актуальным клиническим вопросом, поскольку в данной группе повышен риск развития

различных побочных явлений, в т.ч. тяжелых гипогликемий. Кроме того, такие больные часто имеют избыточную массу тела или ожирение (индекс массы тела > 35 кг/м2) при продолжительности заболевания > 10 лет и средней дозе инсулина около 80 МЕ/сут. Гипогликемия является наиболее частым побочным эффектом терапии антидиабетическими средствами, в частности препаратами инсулина. Широкомасштабными эпидемиологическими исследованиями [1–4] доказано, что гипогликемии являются независимыми предикторами высокого риска сердечно-сосудистых смертности и заболеваемости. Риск гипогликемий – фактор, существенно осложняющий лечение пожилых людей, для которых они наиболее опасны и сопровождаются тяжелыми последствиями [6].

В настоящее время накоплены данные, позволяющие предполагать, что применение препаратов, повышающих активность инкретинов, может иметь преимущества для больных СД2 с учетом глюкозозависимого механизма их действия, низкого риска гипогликемий и эффективного улучшения гликемического контроля с минимальным риском побочных эффектов [7]. Препараты этой группы повышают чувствительность α- и β-клеток к глюкозе, усиливая и продлевая действие глюкагоноподобного пептида-1 (ГПП-1). Это в свою очередь модулирует глюкозозависимую секрецию инсулина и глюкагона, поддерживая уровень сахара в крови в физиологических пределах без повышения частоты гипогликемий.

Инкретины обеспечивают первую фазу инсулиновой секреции и координируют функцию островковых клеток. Особое значение имеет их способность контролировать секрецию глюкагона α-клетками, а также доказанная в экспериментах возможность подавлять апоптоз и способствовать сохранению функции β-клеток [10]. Глюкозозависимая регуляция высвобождения глюкагона ингибиторами дипептидилпептидазы-4 (ДПП-4) для

пациентов с СД2, получающих инсулин, чрезвычайно важна Это обусловлено тем, что трудности в контроле

уровня сахара в крови у таких пациентов в первую очередь возникают из-за нерегулируемой выработки глюкагона α-клетками, ассоциирующейся с высокой частотой возникновения гипогликемий. При прогрессировании диабета сложности в поддержании контроля у гликемии значительно воз­растают. Кроме того, инсулинозави­симые пациенты с СД2 часто имеют выраженную инсулинорезистентность и требуют применения высоких доз инсулина, что в свою очередь приво­дит к повышению массы тела. Таким образом, имеется достаточно много предпосылок для комбинации перо­ральных сахароснижающих препаратов (ПССП) группы инкретиномиметиков с инсулином [11].

Один из представителей группы пре­паратов с инкретиновым эффектом – вилдаглиптин – является мощным селективным ингибитором ДПП-4. Показано позитивное влияние вилда­глиптина на функции как β- [5, 8] так и α-клеток [9]. В монотерапии [12, 13] или в комбинации с другими ПССП [11] этот препарат эффективно сни­жает уровень HbA1с (на 1,8 %). Его эффективность была также доказана при назначении пациентам, длительно получающим ИТ [14].

Низкую частоту гипогликемий на фоне терапии вилдаглиптином можно объяснить улучшением контррегуля­ции секреции инсулина. Опублико­ваны данные о том, что в условиях гиперинсулинемического гипоглике­мического клэмпа препарат досто­верно повышает уровень глюкаго- на по сравнению с плацебо (на 38 %), таким образом улучшая чувствитель­ность и ответ β-клеток на стимуля­цию в состоянии гипогликемии [8].

Еще одним подтверждением поло­жительного регулирующего влияния вилдаглиптина (50 мг 2 раза в сутки в течение 24 недель) на уровень глю­козы у пациентов с СД2, находящих­ся на ИТ, является более выражен­ное снижение уровня гликированного гемоглобина по сравнению с плаце­бо. Это показано в многоцентровом двойном слепом рандомизированном плацебо-контролируемом исследова­нии параллельных групп больных СД2 (144 – вилдаглиптин, 152 – плацебо), у которых лечение инсулином не обе­спечивало достаточного контроля гли­кемии (HbA1c – 7,5–11 %). Различие в динамике снижения уровня HbA1c в группах вилдаглиптина и плацебо составило в среднем 0,3 % (p = 0,01) [14] (рис. 1). Основное преимущество лечения вилдаглиптином касалось частоты гипогликемий. На фоне тера­пии вилдаглиптин + инсулин частота всех случаев гипогликемии значитель­но снизилась при полном отсутствии тяжелых эпизодов. В то же время в группе инсулин + плацебо частота гипогликемий возросла, причем было зарегистрировано шесть тяжелых эпи­зодов. Полученные результаты сви­детельствуют, что вилдаглиптин при добавлении к ИТ обеспечивает клини­чески значимое улучшение контроля и снижение уровня HbA1с.

Рис. 1. Динамика гликемии у пациентов с СД2 через 24 недели после добавления к ИТ вилдаглиптина или плацебо в общей группе (график 1) и в группе пациентов > 65 лет (график 2). Средний исходный уровень HbА1с в обеих группах – 8,4 %

Действие ингибиторов ДПП-4 в разных возрастных подгруппах разли­чается из-за особенностей регуляции уровня сахара в крови. В рассмотрен­ном выше исследовании возраст почти трети пациентов составлял 65 лет и более. В старшей возрастной подгруп­пе (в среднем 71 год) отмечены более длительный анамнез заболевания (> 18 лет) и большая продолжительность ИТ (> 7 лет). Однако гликемический контроль был таким же, как и у более молодых больных. Согласно статисти­ческим данным, у пациентов с СД2 в возрасте старше 65 лет подтвержден­ная гипогликемия встречается в 2 раза чаще по сравнению с лицами моложе 65 лет. Это в первую очередь связано с возрастным снижением способности распознавать надвигающуюся гипо­гликемию. В данном исследовании динамика уровня HbA1c у лиц в возрас­те ≥ 65 лет, получавших вилдаглиптин, оказалась более выраженной, чем в общей группе. Разница с группой пла­цебо составила -0,6 % (p = 0,001) при значительном снижении частоты всех эпизодов гипогликемии [14] (рис. 1).

У пожилых пациентов чаще, чем у более молодых людей, регистрируется значительное повышение уровня глю­кагона в плазме [15]. Им терапия вил­даглиптином обеспечивает подавление чрезмерной выработки глюкагона и может способствовать более выражен­ному, чем у более молодых пациентов, эффекту. Кроме того, пожилые боль­ные СД2 имеют тенденцию к преобла­данию постпрандиальной гиперглике­мии, на которую вилдаглиптин также оказывает позитивное влияние [11].

Следует отметить, что, согласно результатам проведенных исследо­ваний, не было отмечено различий в действии вилдаглиптина при его применении с различными видами инсулина [14]. В частности, это было подтверждено в работе с участием 290 пациентов (средняя продолжи­тельность ИТ – 6 лет, средняя доза инсулина – 82 МЕ/сут), принимавших вилдаглиптин (50 мг 2 раза в сутки), из которых треть получала его с инсули­ном гларгин, половина – с аналогом инсулина короткого действия (аспарт или лизпро) в составе базис-болюсной терапии, остальные – в комбинации с протафаном и инсулином короткого действия.

В другом исследовании вилдаглип­тин (50 мг 2 раза в сутки) добавлял­ся к терапии инсулином гларгин. Результаты 24-недельного наблюдения показали, что добавление вилдаглип­тина (± метформин) обеспечивало снижение уровня HbA1с по сравнению с терапией гларгином (± метформин), уменьшение частоты всех гипоглике­мий, особенно в сравнении с терапи­ей одним гларгином, при отсутствии повышения массы тела в сравнении с группой, получавшей ИТ ± метфор­мин (рис. 2).

Рис. 2. Общее число всех эпизодов гипогликемии и число эпизодов тяжелой глипогликемии у пациентов, получавших вилдаглиптин (± метформин) или плацебо в дополнении к ИТ

Вариабельность суточной гликемии является одним из существенных фак­торов риска развития и прогрессиро­вания осложнений СД. Вилдаглиптин, как было показано в опубликованных исследованиях, обеспечивает более стабильные показатели гликемии, снижая ее колебания в течение суток. Это было подтверждено в исследова­нии, включившем 38 пациентов с СД2 и неудовлетворительным гликемиче­ским контролем на метформине [15]. К лечению был добавлен вилдаглиптин (50 мг 2 раза в сутки) или другой инги­битор ДПП-4 – ситаглиптин (100 мг 1 раз в сутки). Анализировались пара­метры гликемического контроля, а также проводился 72-часовой непре­рывный мониторинг гликемии, опре­делялись уровни активного ГПП-1 и глюкагона. Установлено, что динами­ка снижения уровней HbA1c, глюкозы в плазме натощак и постпрандиально через 3 месяца терапии была практиче­ски одинаковой в обеих группах. В то же время показатель суточной ампли­туды колебаний гликемии достоверно снизился у пациентов, принимавших вилдаглиптин, по сравнению с боль­ными, принимавшими ситаглиптин (р < 0,01). Кроме того, отмечены более высокие уровни активного ГПП-1 и более выраженное подавление секре­ции глюкагона (особенно в постпран­диальные периоды) на фоне терапии вилдаглиптином. Высказано предпо­ложение, согласно которому подобная разница в эффектах указанных пре­паратов обусловлена более физиологическим механизмом действия вилда­глиптина, являющегося ковалентным субстратом для фермента ДПП-4 [15].

Данные о полезности сочетания вил­даглиптина с ИТ у некоторых больных СД2 были подтверждены и рядом оте­чественных публикаций. В частности, было проведено исследование эффек­тивности и безопасности терапии вил­даглиптином в сочетании с различными ПССП для пациентов с неудовлетво­рительным контролем заболевания. В группу обследования были включены 60 пациентов (35–70 лет) с СД2, полу­чавших монотерапию метформином (≥ 1500 мг/сут) или инсулином пролон­гированного действия (≥ 15 МЕ/сут), а также комбинацию метформина с инсу­лином пролонгированного действия. Результаты исследования показали, что вилдаглиптин эффективно снижал уровень глюкозы крови как натощак, так и через 2 часа после еды, не вызы­вая повышения массы тела и частоты гипогликемий. Кроме того, терапия вилдаглиптином обеспечивала досто­верное и клинически значимое сниже­ние вариабельности гликемии в течение суток [16]. Таким образом, ингибито­ры ДПП-4 оказывают положительные эффекты в комбинации с ИТ, особенно для пациентов с риском развития гипо­гликемии и повышения массы тела.

Хорошо известно, что гипогликемия является самым серьезным ограничите­лем адекватного контроля гликемии приприменении инсулина [17]. Следует отметить тот факт, что на фоне терапии вилдаглиптином имеет место сниже­ние риска всех эпизодов гипогликемии в отсутствие случаев тяжелой гипогли­кемии, в т. ч. у пациентов старше 65 лет, для которых это особенно важно. Поэтому назначение вилдаглиптина больным СД2, получающим инсулин, представляется вполне оправданным с точки зрения обеспечения адекватного контроля над гликемией [18].

Считается также, что ингибирова­ние ДПП-4 восстанавливает функцию α-клеток, повышая их чувствительность к изменениям уровня глюкозы плазмы. Таким образом, эффекты ГПП-1 не ограничиваются подавлением выра­ботки глюкагона при гипергликемии. Скорее всего, во время гипогликемии активация рецепторов ГПП-1 ведет к повышению уровня глюкагона, усили­вая стимулирующий эффект низкого содержания глюкозы на α-клетки [10]. Применение вилдаглиптина позволяет дополнительно контролировать выра­ботку глюкагона, тем самым снижая риск развития гипогликемии.

Исследования с участием больных декомпенсированным СД2 показа­ли, что использование вилдаглиптина (50 мг 2 раза в сутки) обеспечивает значительное снижение частоты гипо­гликемий в отсутствие их тяжелых эпизодов у этой категории больных. В наибольшей степени данный эффект был выражен среди пациентов старше 65 лет.

Таким образом, имеющиеся данные позволяют рекомендовать добавление вилдаглиптина к ИТ с целью повыше­ния эффективности и переносимости проводимого комбинированного лече­ния. В настоящее время вилдаглиптин (Галвус) является единственным в РФ ингибитором ДПП-4, разрешенным к применению в сочетании с инсули­ном.


Литература


1. UK Prospective Diabetes Study (UKPDS) Group. (UKPDS 33). Lancet 1998; 352:837–53.


2. ACCORD – the Action to Control Cardiovascular Risk in Diabetes. Am J Cardiol 2007; 99:12A.


3. Skyler S, Bergenstal R, Bonow R, et al. Intensive Glycemic Control and the Prevension of Cardiovascular Events: Implications of the ACCORD, ADVANCE and VADT. Diabetes Trials Diabetes Care 2009; 32(1):187–92.


4. ADVANCE Management Committee. Study Rationale and design of ADVANCE. Diabetologia 2001; 44:1118–20.


5. Sloan FA, Bethel MA, Ruiz D Jr, et al. The growing burden of diabetes mellitus in the US elderly population. Arch Intern Med 2008;168(2):192–99.


6. Amiel SA, Dixon T, Mann R, Jameson K. Hypoglycaemia in type 2 diabetes. Diabet Med 2008; 25(3):245–54.


7. Mathieu C, Bollaerts K. Antihyperglycaemic therapy in elderly patients with type 2 diabetes: potential role of incretin mimetics and DPP-4 inhibitors. Int J Clin Pract 2007; 154:29–37.


8. Keating GM. Vildagliptin: a review of its use in type 2 diabetes mellitus. Drugs 2010; 70(16):2089–112.


9. Fagot-Campagna A, Bourdel-Marchasson I, Simon D. Burden of diabetes in an aging population: prevalence, incidence, mortality, characteristics and quality of care. Diabetes Metab 2005; 31(2):5S35–52.


10. Drucker DJ, Nauck MA. The incretin system: glucagon-like peptide-1 receptor agonists and dipeptidyl peptidase-4 inhibitors in type 2 dia-betes. Lancet 2006; 368(9548):1696–705.


11. Bourdel Marchasson I, Doucet J, Bauduceau B, et al; ALFEDIAM/SFGG French-Speaking Group for Study of Diabetes in the Elderly. Key priorities in managing glucose control in older people with diabetes. J Nutr Health Aging 2009; 13(8):685–91.


12.Bourdel-Marchasson I, Berrut G. Caring the elderly diabetic patient with respect to concepts of successful aging and frailty. Diabetes Metab 2005; 31(2):5S13–19.


13. Abbatecola AM, Paolisso G, Corsonello A, et al. Antidiabetic oral treatment in older people: does frailty matter? Drugs Aging 2009; 26(1):53–62.


14. VFonsecaA, SchweizernAD, AlbrechtMA, etal. Addition of vildagliptin to insulin improves glycaemic control in type 2 diabetes. Diabetologia 2007; 50:1148–55.


15. MarfellaR, BarbieriM, GrellaR, etal. Vildagliptin and sitagliptin effects on Mean amplitude of glycemic excursions. J Diabet Complic 2009. 16. Аметов А.С., Карпова Е.В. Эффективное и безопасное управление сахарным диабетом 2 типа при помощи ингибиторов ДПП-4 // Сахарный диабет 2010. № 2. С. 3.


17.Skyler JS, Bergenstal R, Bonow RO, et al; American Diabetes Association; American College of Cardiology Foundation; American Heart Association. Intensive glycemic control and the prevention of cardiovascular events: implications of the ACCORD, ADVANCE, and VA diabetes trials: a position statement of the American Diabetes Association and a sci-entific statement of the American College of Cardiology Foundation and the American Heart Association. Circulation 2009; 119(2): 351–57.


18. Bonds DE, Miller ME, Bergenstal RM, et al. The association between symptomatic, severe hypoglycaemia and mortality in type 2 diabetes: retrospective epidemiological analysis of the ACCORD study. BMJ 2010; 340:b4909.


Об авторах / Для корреспонденции


Анциферов Михаил Борисович – доктор медицинских наук, профессор, главный врач Эндокринологического диспансера Департамента здравоохранения г. Москвы


Похожие статьи


Бионика Медиа