Гормонально-метаболические показатели и лептин у юношей с ожирением, манифестировавшим в пубертатный период


Вербовой А.Ф., Фомина И.А.

Представлены результаты исследования взаимосвязи уровней лептина, инсулина, тестостерона, глобулина, связывающего половые гормоны (ГСПГ), индекса Каро, липидного спектра, антропометрических показателей у 65 пациентов с пубертатно-юношеским диспитуитаризмом. У этой категории больных выявлена тенденция к снижению содержания лептина на фоне гиперинсулинемии, инсулинорезистентности, снижения уровней тестостерона и ГСПГ.

Ожирение является одним из самых распространенных заболеваний. По данным ВОЗ, избыточную массу тела в конце XX в. имели около 30 % жителей нашей планеты.

Жировая ткань является важнейшим энергетическим депо организма, участвует в регуляции фосфорно-кальциевого обмена, метаболизме половых стероидов. Сравнительно недавно было установлено, что в жировой ткани вырабатывается ряд факторов (лептин, фактор некроза опухолей, интерлейкин), обладающих эндокринным, паракринным и аутокринным действиями.

Лептин контролирует массу тела и сохранение баланса энергии в организме. На β-клетках поджелудочной железы обнаружены рецепторы к лептину [8], что дало основание предположить его воздействие на продукцию инсулина. Установлено, что уровень лептина выше у лиц с инсулинорезистентностью (ИР) [6]. На продукцию лептина оказывает влияние и глюкоза [5]. Не только у животных, но и у людей с повышенным уровнем тестостерона по мере полового развития секреция лептина снижается [4].

Целью настоящего явления явилось изучение взаимосвязи лептина и некоторых метаболических показателей при ожирении у больных с пубертатно-юношеским диспитуитаризмом (ПЮД).

Материал и методы

Нами было обследовано 65 юношей с подростковым дебютом ожирения и ПЮД в анамнезе. Средний возраст пациентов составил 19,30 ± 0,16 года. Контролем служили данные, полученные при обследовании 17 практически здоровых юношей, средний возраст которых был 20,20 ± 0,13 года. Половое развитие обследованных основной и контрольной групп было одинаково завершенным. Клинических признаков гипогонадизма выявлено не было. Индекс массы тела (ИМТ) рассчитан по формуле: масса тела (кг)/рост (м²). Степень ожирения оценена по классификации ВОЗ, предложенной в 1997 г. Избыточная масса тела диагностирована при ИМТ 25–29,9 кг/м², I степень ожирения – при ИМТ 30,0–34,9, II – при ИМТ 35–39,9, III степень – при ИМТ более 40 кг/м². Для определения характера распределения жира использован показатель отношения окружности талии к окружности бедер (ОТ/ОБ). При ОТ/ОБ выше 0,94 диагностирован абдоминальный тип ожирения. В группе юношей с ПЮД 36 обследованных имели I степень ожирения, 18 – II, 6 – III. У 5 пациентов была избыточная масса тела. У большинства представителей этой группы (57 человек) был диагностирован глютеофеморальный тип ожирения, у 8 – абдоминальный. Прогрессирующая стадия ожирения была у 75 %, стабильная – у 25 % пациентов. Длительность заболевания составила 5–7 лет.

Артериальное давление (АД) измеряли на правой руке и считали повышенным, если при трехкратном измерении оно превышало уровень 140 и 90 мм рт. ст. АД было повышено у 30 больных ПЮД, у 15 человек было нормальное повышенное АД. Уровень систолического АД (САД) в группе больных ПЮД составил 137,85 ± 2,25 мм рт. ст., что достоверно превышало (p < 0,05) уровень САД в контрольной группе (120,0 ± 0,0 мм рт. ст.) Уровень диастолического АД (ДАД) у пациентов основной группы (95,8 ± 1,17 мм рт. ст.) имел лишь тенденцию к повышению по сравнению с данными контрольной группы (81,1 ± 1,17 мм рт. ст., p > 0,05).

Натощак в сыворотке крови измерены концентрации лептина, инсулина, тестостерона, глобулина, связывающего половые гормоны (ГСПГ), ЛГ, ФСГ, триглицеридов, холестерина, липопротеидов высокой (ЛПВП) и низкой (ЛПНП) плотности. Уровни липидов определены методом спектрофотометрии на приборе Screen Master Plus (Hospitex Diagnostics, Швейцария). Содержание инсулина, лептина, тестостерона, ГСПГ, ЛГ, ФСГ в сыворотке крови исследовано методом иммуно-ферментного анализа на приборах Axym (Abbott, Германия) и Asys Export Plus (Австрия). Концентрация глюкозы крови измерена глюкометром “One tach” фирмы “Johnson & Johnson”. Рассчитывался индекс Каро как отношение уровня глюкозы к уровню инсулина натощак [3].

Результаты исследований обработаны методом вариационной статистики с расчетом средней арифметической (М), ошибки средней арифметической (m). Достоверность различий показателей между группами определена с помощью t-критерия Стьюдента. Связь между различными показателями анализирована с помощью линейного корреляционного анализа, рангового корреляционного анализа Спирмена. Различия между показателями считали статистически значимыми при p < 0,05.

Результаты и обсуждение

Результаты исследования липидного спектра у больных ПЮД представлены в табл. 1.

Таблица 1

Примечание. р – уровень значимости различия между группами.

Из табл. 1 следует, что содержание холестерина и ЛПНП у больных ПЮД недостоверно повышалось (p = 0,6 и p = 0,87 соответственно) по сравнению с контролем. Концентрация ЛПВП также имела лишь тенденцию к снижению (p = 0,29). Уровень триглицеридов у больных ПЮД практически не отличался от показателей контрольной группы. Коэффициент атерогенности также имел лишь тенденцию к повышению.

В табл. 2 представлены данные исследования метаболических показателей у юношей с ПЮД.

Таблица 2

Примечание. р – уровень значимости различия между группами.

Анализ этих данных позволяет отметить достоверное повышение уровней инсулина (p = 0,03) и глюкозы (в пределах нормальных значений, p = 0,015), тенденцию к снижению содержания лептина у этой категории больных. Индекс Каро был значительно снижен (0,2 ± 0,02, p = 0,003) по сравнению с лицами контрольной группы (0,5 ± 0,08). Гиперинсулинемия и снижение индекса Каро свидетельствуют об ИР. Известно, что у больных ожирением происходит снижение половой функции. По нашим данным, у пациентов с ПЮД снижено содержание тестостерона (p = 0,000) и ГСПГ (p = 0,02). Уменьшение концентрации ГСПГ связано, по-видимому, с увеличением массы жировой ткани и ожирением у этих больных [1]. Андрогены оказывают прямой эффект на чувствительность мышечной ткани к инсулину. В ряде исследований показано, что при гипогонадизме у мужчин имеют место ИР и гиперинсулинемия, а введение препаратов тестостерона уменьшало эти показатели [7].

Линейный корреляционный анализ позволил выявить в контрольной группе корреляции лептина с ростом (r = 0,7; p = 0,000), ИМТ (r = 0,7; p = 0,000), ОТ (r = 0,68; p = 0,000), инсулином (r = 0,42; p = 0,000), тестостероном (r = -0,63; p = 0,000). У обследованных же с ПЮД все эти корреляционные отношения отсутствуют.

Данные обследования пациентов с ПЮД также анализировались при помощи рангового корреляционного анализа Спирмена. Результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3.

Примечание. р – уровень значимости различия между группам.

Было установлено, что уровень лептина у пациентов с ПЮД коррелировал с ИМТ, ОТ, ОТ/ОБ, степенью ожирения. Характер корреляции у больных совпадал с направленностью корреляции в контрольной группе. Общепринятым считается связь АД с гиперинсулинизмом. Вместе с тем мы не нашли корреляции АД с уровнем инсулина. В то же время появление достоверной корреляции у больных ПЮД лептина с САД и ДАД в отличие от группы контроля позволяет предположить его участие в повышении АД у этой категории больных.

По-видимому, у пациентов с ПЮД нарушается физиологическое действие лептина, чем и можно объяснить развитие ожирения у этой категории больных.

Выводы

1. У больных ПЮД отмечается лишь тенденция к снижению уровня лептина. При этом его уровень коррелирует с ИМТ, ОТ, ОТ/ОБ, степенью ожирения.

2. У больных ПЮД отмечается достоверное повышение уровня глюкозы в крови натощак, но в пределах нормальных значений. При этом у больных ПЮД выявлены гиперинсулинемия и снижение индекса Каро, что свидетельствует об ИР.


Литература


1. Лоран О.Б., Верткин А.Л., Алексанян Л.А. и др. Возрастной андрогенный дефицит в общесоматической практике: причины возникновения, клиника, диагностика, лечение. Методические рекомендации № 21. М., 2007. 31 с.


2. Ожирение. Этиология, патогенез, клинические аспекты // Под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко. М., 2004. 456 с.


3. Caro F. Clin Endocrinol Metab 1991;139:551–58.


4. Mantzoros ChS, Flier JS, Rogol AD. A longitudinal assessment of hormonal and physical alterations during puberty in boys: V. Rising leptin levels may signal the onset of puberty. J Clin Endocrinol Metab 1997;82:1066–70.


5. Mueller WM, Gregoire FN, Stanhope KL, et al. Evidence that glucose metabolism regulates leptin secretion from cultured rat adipocytes. Endocrinology 1998;139:551–58.


6. Segal KR, Landt M, Klein S. Relationship between insulin sensitivity and plasma leptin concentration in lean and obese men. Diabetes1996;45:988–91.


7. Simon D, Charles MA, et al. Association between plasma total testosterone and cardiovascular risk factors in healthy adult men: The Telecom Study. Clin Endocrinol Metab1997;82(2):682–85.


8. Zimmet PZ, Boyko EJ, Collier GR, et al. Etiology of the metabolic syndrome: potential role of insulin resistance, leptin resistance, and other players. Ann N.-Y. Acad Sci 1999;892:25–44.


Похожие статьи


Бионика Медиа