Endocrine-metabolic Indices And Leptin In Young Men With Obesity, Manifesting In Puberty


A.F.Verbovoy, I.A. Fomina

The article presents the results of study aimed to evaluation of relationship between leptin, insulin, testosterone, and sex hormone binding globulin (SHBG) levels, Caro's index, lipid profile, and anthropometric parameters in 65 patients with pubertal adolescent's dispituitarism. The trend toward lower leptin level against the background of hyperinsulinemia, insulin resistance, and lower levels of testosterone and SHBG was noted in this category of patients.

Ожирение является одним из самых распространенных заболеваний. По данным ВОЗ, избыточную массу тела в конце XX в. имели около 30 % жителей нашей планеты.

Жировая ткань является важнейшим энергетическим депо организма, участвует в регуляции фосфорно-кальциевого обмена, метаболизме половых стероидов. Сравнительно недавно было установлено, что в жировой ткани вырабатывается ряд факторов (лептин, фактор некроза опухолей, интерлейкин), обладающих эндокринным, паракринным и аутокринным действиями.

Лептин контролирует массу тела и сохранение баланса энергии в организме. На β-клетках поджелудочной железы обнаружены рецепторы к лептину [8], что дало основание предположить его воздействие на продукцию инсулина. Установлено, что уровень лептина выше у лиц с инсулинорезистентностью (ИР) [6]. На продукцию лептина оказывает влияние и глюкоза [5]. Не только у животных, но и у людей с повышенным уровнем тестостерона по мере полового развития секреция лептина снижается [4].

Целью настоящего явления явилось изучение взаимосвязи лептина и некоторых метаболических показателей при ожирении у больных с пубертатно-юношеским диспитуитаризмом (ПЮД).

Материал и методы

Нами было обследовано 65 юношей с подростковым дебютом ожирения и ПЮД в анамнезе. Средний возраст пациентов составил 19,30 ± 0,16 года. Контролем служили данные, полученные при обследовании 17 практически здоровых юношей, средний возраст которых был 20,20 ± 0,13 года. Половое развитие обследованных основной и контрольной групп было одинаково завершенным. Клинических признаков гипогонадизма выявлено не было. Индекс массы тела (ИМТ) рассчитан по формуле: масса тела (кг)/рост (м²). Степень ожирения оценена по классификации ВОЗ, предложенной в 1997 г. Избыточная масса тела диагностирована при ИМТ 25–29,9 кг/м², I степень ожирения – при ИМТ 30,0–34,9, II – при ИМТ 35–39,9, III степень – при ИМТ более 40 кг/м². Для определения характера распределения жира использован показатель отношения окружности талии к окружности бедер (ОТ/ОБ). При ОТ/ОБ выше 0,94 диагностирован абдоминальный тип ожирения. В группе юношей с ПЮД 36 обследованных имели I степень ожирения, 18 – II, 6 – III. У 5 пациентов была избыточная масса тела. У большинства представителей этой группы (57 человек) был диагностирован глютеофеморальный тип ожирения, у 8 – абдоминальный. Прогрессирующая стадия ожирения была у 75 %, стабильная – у 25 % пациентов. Длительность заболевания составила 5–7 лет.

Артериальное давление (АД) измеряли на правой руке и считали повышенным, если при трехкратном измерении оно превышало уровень 140 и 90 мм рт. ст. АД было повышено у 30 больных ПЮД, у 15 человек было нормальное повышенное АД. Уровень систолического АД (САД) в группе больных ПЮД составил 137,85 ± 2,25 мм рт. ст., что достоверно превышало (p < 0,05) уровень САД в контрольной группе (120,0 ± 0,0 мм рт. ст.) Уровень диастолического АД (ДАД) у пациентов основной группы (95,8 ± 1,17 мм рт. ст.) имел лишь тенденцию к повышению по сравнению с данными контрольной группы (81,1 ± 1,17 мм рт. ст., p > 0,05).

Натощак в сыворотке крови измерены концентрации лептина, инсулина, тестостерона, глобулина, связывающего половые гормоны (ГСПГ), ЛГ, ФСГ, триглицеридов, холестерина, липопротеидов высокой (ЛПВП) и низкой (ЛПНП) плотности. Уровни липидов определены методом спектрофотометрии на приборе Screen Master Plus (Hospitex Diagnostics, Швейцария). Содержание инсулина, лептина, тестостерона, ГСПГ, ЛГ, ФСГ в сыворотке крови исследовано методом иммуно-ферментного анализа на приборах Axym (Abbott, Германия) и Asys Export Plus (Австрия). Концентрация глюкозы крови измерена глюкометром “One tach” фирмы “Johnson & Johnson”. Рассчитывался индекс Каро как отношение уровня глюкозы к уровню инсулина натощак [3].

Результаты исследований обработаны методом вариационной статистики с расчетом средней арифметической (М), ошибки средней арифметической (m). Достоверность различий показателей между группами определена с помощью t-критерия Стьюдента. Связь между различными показателями анализирована с помощью линейного корреляционного анализа, рангового корреляционного анализа Спирмена. Различия между показателями считали статистически значимыми при p < 0,05.

Результаты и обсуждение

Результаты исследования липидного спектра у больных ПЮД представлены в табл. 1.

Таблица 1

Примечание. р – уровень значимости различия между группами.

Из табл. 1 следует, что содержание холестерина и ЛПНП у больных ПЮД недостоверно повышалось (p = 0,6 и p = 0,87 соответственно) по сравнению с контролем. Концентрация ЛПВП также имела лишь тенденцию к снижению (p = 0,29). Уровень триглицеридов у больных ПЮД практически не отличался от показателей контрольной группы. Коэффициент атерогенности также имел лишь тенденцию к повышению.

В табл. 2 представлены данные исследования метаболических показателей у юношей с ПЮД.

Таблица 2

Примечание. р – уровень значимости различия между группами.

Анализ этих данных позволяет отметить достоверное повышение уровней инсулина (p = 0,03) и глюкозы (в пределах нормальных значений, p = 0,015), тенденцию к снижению содержания лептина у этой категории больных. Индекс Каро был значительно снижен (0,2 ± 0,02, p = 0,003) по сравнению с лицами контрольной группы (0,5 ± 0,08). Гиперинсулинемия и снижение индекса Каро свидетельствуют об ИР. Известно, что у больных ожирением происходит снижение половой функции. По нашим данным, у пациентов с ПЮД снижено содержание тестостерона (p = 0,000) и ГСПГ (p = 0,02). Уменьшение концентрации ГСПГ связано, по-видимому, с увеличением массы жировой ткани и ожирением у этих больных [1]. Андрогены оказывают прямой эффект на чувствительность мышечной ткани к инсулину. В ряде исследований показано, что при гипогонадизме у мужчин имеют место ИР и гиперинсулинемия, а введение препаратов тестостерона уменьшало эти показатели [7].

Линейный корреляционный анализ позволил выявить в контрольной группе корреляции лептина с ростом (r = 0,7; p = 0,000), ИМТ (r = 0,7; p = 0,000), ОТ (r = 0,68; p = 0,000), инсулином (r = 0,42; p = 0,000), тестостероном (r = -0,63; p = 0,000). У обследованных же с ПЮД все эти корреляционные отношения отсутствуют.

Данные обследования пациентов с ПЮД также анализировались при помощи рангового корреляционного анализа Спирмена. Результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3.

Примечание. р – уровень значимости различия между группам.

Было установлено, что уровень лептина у пациентов с ПЮД коррелировал с ИМТ, ОТ, ОТ/ОБ, степенью ожирения. Характер корреляции у больных совпадал с направленностью корреляции в контрольной группе. Общепринятым считается связь АД с гиперинсулинизмом. Вместе с тем мы не нашли корреляции АД с уровнем инсулина. В то же время появление достоверной корреляции у больных ПЮД лептина с САД и ДАД в отличие от группы контроля позволяет предположить его участие в повышении АД у этой категории больных.

По-видимому, у пациентов с ПЮД нарушается физиологическое действие лептина, чем и можно объяснить развитие ожирения у этой категории больных.

Выводы

1. У больных ПЮД отмечается лишь тенденция к снижению уровня лептина. При этом его уровень коррелирует с ИМТ, ОТ, ОТ/ОБ, степенью ожирения.

2. У больных ПЮД отмечается достоверное повышение уровня глюкозы в крови натощак, но в пределах нормальных значений. При этом у больных ПЮД выявлены гиперинсулинемия и снижение индекса Каро, что свидетельствует об ИР.


Similar Articles


Бионика Медиа