Проблема правового регламента оказания медицинской помощи в целом или проведения лекарственной терапии как самостоятельного метода лечения до сих пор остается не вполне решенной в российском законодательстве.
Если выполнение хирургических вмешательств было законодательно регламентировано в России еще в 1924 г. Декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР "О профессиональной работе и правах медицинских работников" [1], то применение лекарственных средств (ЛС; проведение фармакотерапии) отдельно или в комплексе медицинской помощи остается до сих пор не вполне урегулированным как в медицинском (непрерывный процесс создания новых и совершенствования существующих ЛС), так и в правовом (отечественное законодательство в области охраны здоровья населения еще только формируется) аспектах.
Защита прав и свобод пациента должна в адекватной мере сочетаться с четкой правовой регламентацией профессиональных обязанностей медицинских работников не только при проведении "агрессивных" методов диагностики или лечения, связанных с инвазивными медицинскими вмешательствами, но и при проведении терапевтической коррекции болезненного состояния пациента с использованием лекарственных средств. Несоблюдение регламента проведения лекарственной терапии может повлечь за собой возникновение осложнений, представляющих не меньшую, чем хирургические вмешательства, угрозу для здоровья и жизни пациента. В связи с этим выработка четкой медико-правовой регламентации лекарственной терапии является вполне обоснованной и актуальной.
Несмотря на то что применение ЛС распространено гораздо шире, чем использование инструментальных вмешательств, законодатель практически не уделяет внимания правовому регламенту этой категории медицинских вмешательств. В частности, в базовом федеральном нормативно-правовом акте "О лекарственных средствах" регламентируются практически все правоотношения субъектов, возникающие в связи с разработкой, производством, изготовлением, доклиническими и клиническими исследованиями ЛС и пр., за исключением завершающего этапа обращения этих средств — применение ЛС специалистами при оказании медицинской помощи. Этот основой этап, являющийся завершением всех предыдущих этапов оборота ЛС, в указанном законодательном акте остается практически неурегулированным.
Как же соотносятся права и обязанности субъектов медико-правовых отношений при проведении лекарственной терапии?
Является ли гражданин, самостоятельно приобретающий лекарственные препараты, субъектом медико-правовых отношений или он всего лишь покупатель товаров?
Какова юридическая квалификация самолечения пациента, его прав и ответственности как потребителя ЛС при самостоятельном применении фармацевтических препаратов в амбулаторных условиях?
Какую правовую квалификацию имеют рекомендации работника аптеки (фармацевта) по применению тех или иных ЛС?
Какова юридическая ответственность медицинских работников при развитии осложнений или наступлении неблагоприятного исхода фармакотерапии в комплексе медицинской помощи?
Каковы обязанности медицинских работников по практической реализации прав пациентов на адекватное информирование при проведении лекарственной терапии?
Эти и другие вопросы правового регламента фармакотерапии остаются пока не до конца решенными. Отдельные положения ряда федеральных законодательных актов прямо или косвенно указывают на определенные юридические правила применения ЛС. Именно эти положения и будут подвергнуты анализу в этой статье.
Краеугольным камнем зашиты прав гражданина и человека при оказании ему медицинской помощи является законодательное обеспечение реализации его права на личную неприкосновенность, что закреплено в Конституции РФ [2], а также положениями Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 1993 г.: любое медицинское вмешательство, т. е. воздействие на организм пациента, должно предваряться получением от пациента согласия на это предлагаемое медицинское вмешательство [3].
В указанной норме не приводится определенный перечень сведений, который необходимо предоставить пациенту для получения от него согласия, основанного на достоверной и достаточной информированности. Однако в ст. 31 упомянутого законодательного акта (Право граждан на информацию о состоянии здоровья) указано, что "каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения" [4].
В Законе РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" более четко регламентирован порядок получения согласия пациента на предлагаемое медицинское вмешательство. В частности, "лечение лица, страдающего психическим расстройством, проводится после получения его письменного согласия". Подробно представлен и перечень сведений, обязательных для предоставления пациенту перед оформлением согласия: "Врач обязан предоставить лицу, страдающему психическим расстройством, в доступной для него форме и с учетом его психического состояния информацию о характере психического расстройства, целях, методах, включая альтернативные, и продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах".
Кроме того, законодатель однозначно указывает на обязанность медицинских работников "делать запись в медицинской документации" не о факте предоставления информации, но обо всей предоставленной пациенту информации |5]. В этом отношении упомянутый Закон РФ является более совершенным законодательным актом, хотя он и был принят на год раньше, чем Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Поскольку лицо, применяющее ЛС по назначению медицинского работника для лечения своего болезненного состояния, является субъектом медико-правовых отношений и выступает в качестве потребителя товаров и услуг медицинского назначения, в соответствии с положениями Закона РФ "О защите прав потребителей" это лицо (пациент) наделяется соответствующими специфическими правами.
В связи с этим пациент как потребитель медицинской помощи имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасным для жизни, здоровья потребителя. Более того, законодатель не только наделяет пациента перечисленными правами, но и вменяет в обязанности исполнителю услуги (медицинскому работнику) своевременно предоставлять пациенту (потребителю медицинских услуг) необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, и не допускает продажу товара (в т. ч. медицинского назначения) без информации об обязательном подтверждении его соответствия указанным требованиям [6].
Согласно положениям Закона РФ "О защите прав потребителей", информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать следующие сведения:
- об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
- цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
- срок службы или срок годности товаров (работ);
- сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся не пригодными для использования по назначению;
- адрес (место нахождения), фирменное наименование изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг);
- информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу) и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги) (в случае, если лекарственная форма изготовлена в аптеке, а также во всех случаях назначения ЛС медицинскими работниками), и ряд других сведений.
Кроме того, продавец (изготовитель) ЛС обязан довести до сведения пациента (потребителя медицинских услуг) наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.
Поскольку медицинская и фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности исполнителя (продавца, изготовителя), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство [7].
Помимо информации, непосредственно касающейся проведения лекарственной терапии, законодатель предусматривает обязанность медицинских работников перед медицинским вмешательством информировать пациента о его законных правах и способах защиты его интересов. Ряд статей Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан освещают эти вопросы. В контексте рассматриваемой проблемы представляют интерес следующие положения указанного законодательного акта.
При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
- выбор врача, в т. ч. общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
- сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
- информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
- отказ от медицинского вмешательства;
- получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также о выборе лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
- возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
- допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав |8], а также некоторые другие права, предусмотренные данным и другими федеральными законодательными актами.
Отдельным пунктом ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан законодатель определяет способы зашиты прав, в случае нарушения которых пациент наделяется правом обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.
Кроме того, для социально уязвимых групп населения предусмотрена дополнительная законодательная зашита прав в области охраны здоровья. В разделе V Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан отдельно регламентируются:
права семьи (ст. 22);
- права беременных женщин и матерей (ст. 23);
- права несовершеннолетних (ст. 24);
- права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу по контракту (ст. 25);
- права лиц, задержанных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местахлишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи (ст. 29).
Статьи, посвященные правам граждан пожилого, старческого возраста и
инвалидов, с января 2005 г. выведены из Основ законодательства РФобохра-не здоровья граждан. Дополнительные права этих категорий граждан регламентируются законодательством в сфере социального обеспечения населения РФ.
Законодатель также закрепил за пациентами право на защиту информации, составляющей врачебную тайну и относящейся к категории конфиденциальной: "Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, строго определенных законом" [9].
В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" пациент как потребитель медицинских услуг имеет право на информацию об изготовителе товара (ЛС) и исполнителе услуги (медицинском работнике, осуществляющем лекарственную терапию). Обращает на себя внимание требование законодателя предоставлять указанную информацию не только при оказании услуг по месту юридической регистрации, но и при оказании услуг (в т. ч. медицинских) вне постоянного места нахождения исполнителя: при оказании медицинской помощи на дому, в производственных помещениях или вне помещений. Исключением является оказание медицинской помощи в экстренных случаях по жизненным показаниям.
Законодательно четко определено, что обязательным предварительным условием выполнения любого медицинского вмешательства, в т. ч. при проведении фармакотерапии, должно быть получение от пациента свободного осознанного согласия на это медицинское вмешательство, основанного на адекватной (достаточной и достоверной) информированности. Информированность может быть квалифицирована как адекватная, если в количественном и качественном отношении она соответствует требованиям действующего законодательства РФ.
Учитывая изложенные требования отечественного законодательства, медицинские работники перед применением ЛС или проведением лекарственной терапии обязаны предоставить пациенту информацию в соответствии с его законными правами.
Вся обязательная информация, необходимая пациенту для принятия решения о возможности и целесообразности предлагаемой лекарственной терапии, составляет медико-правовой стандарт информации и может быть объединена в следующие блоки:
Блок А. Информация об исходном состоянии здоровья, прогнозе для здоровья и жизни пациента при прогрессивном развитии заболевания в случае отказа от проведения лекарственной терапии.
Блок Б. Информация о рекомендуемом ЛС или комплексе ЛС, а также об альтернативных ЛС и медицинских вмешательствах.
Блок В. Информация о правах и обязанностях пациента и легитимных способах защиты его законных интересов.
Медико-правовойстандарт информированияпациента при проведениилекарственной терапиидля получения свободногоосознанного согласия,основанного на адекватнойинформированности
К первому блоку (Блок А) относится информация, касающаяся сведений:
- об основном заболевании, по поводу которого возникла необходимость использования ЛС или проведения лекарственной терапии, вариантах течения этого заболевания, прогнозе для здоровья и жизни;
- о сопутствующих заболеваниях, вариантах их течения, прогнозе для здоровья и жизни;
- о взаимном влиянии патологических процессов, прогнозе для здоровья и вероятном изменении качества жизни в случае отказа от предлагаемого ЛС (лекарственной терапии).
Ко второму блоку (Блок Б) относится информация в отношении сведений:
- о возможных альтернативных медицинских вмешательствах по профилактике, лечению, реабилитации основного заболевания с учетом мировой практики (наиболее обширный перечень альтернативных вариантов лекарственной терапии или иных медицинских вмешательств):
- о возможных вариантах лекарственной терапии с учетом сопутствующих заболеваний и возрастных изменений организма конкретного пациента (перечень применимых вмешательств, ограниченных реальным состоянием пациента):
- о возможных вариантах лекарственной терапии, применимых в условиях конкретного медицинского учреждения, с учетом наличия разрешительных документов, материально-технической базы, медикаментозного обеспечения и квалификации работающих специалистов:
- о показаниях к применению предлагаемой лекарственной терапии как оптимальной дляданного пациента в существующих условиях:
- о сути, этапах проведения предлагаемой лекарственной терапии:
- о срочности предлагаемой лекарственной терапии (по жизненным показаниям, неотложное, срочное, плановое с рекомендациями по времени выполнения);
- о противопоказаниях, вероятных побочных эффектах, осложнениях и рисках (с оценкой степени вероятности их развития), которые могут возникнуть во время проведения предлагаемой лекарственной терапии;
- о вероятности изменения согласованного плана лекарственной терапии при получении дополнительных сведений, развитии осложнений, возникновении непредвиденных обстоятельств во время проведения лекарственной терапии в случае, если пациент в этот момент будет не в состоянии выразить свою волю;
- о волеизъявлении пациента в отношении проведения комплекса реанимационных мероприятий в процессе проведения лекарственной терапии в случае, если пациент в этот момент будет не в состоянии выразить свою волю;
- о необходимости определения группы крови, резус-фактора и проведения других диагностических вмешательств для проведения переливания крови или ее компонентов в случае экстренной необходимости;
- о волеизъявлении пациента в отношении предоставления своих органов и тканей для трансплантации при наступлении смерти мозга;
- об ожидаемом эффекте, изменении состояния пациента после проведения лекарственной терапии, возможном отсутствии изменения или ухудшении состояния пациента (с оценкой степени изменений, времени наступления и продолжительности этих изменений).
К третьему блоку (Блок В) относится следующая информация:
- о правах человека, гражданина, пациента и способах зашиты его законных интересов;
- о наличии необходимых разрешительных документом у медицинского учреждения на оказание данного вида медицинской помощи и специалистов необходимой квалификации;
- о вероятном участии студентов, аспирантов, клинических ординаторов, стажеров в процессе проведения лекарственной терапии в рамках учебно-педагогической и научно-исследовательской работы, осуществляемой в данном медицинском учреждении;
- об использовании конфиденциальной информации, полученной от пациента в процессе проведения лекарственной терапии, для статистической, научно-исследовательской обработки, а также в учебно-педагогической работе при условии гарантий обеспечения конфиденциальности в отношении сведений, позволяющих персонифицировать личность пациента;
- об ответственности пациента за предоставление неполной, искаженной или ложной информации о своем состоянии, реакциях организма, перенесенных заболеваниях, травмах и других фактах, способных повлиять на результаты лекарственной терапии;
- об ответственности пациента за несоблюдение режима и невыпол нение рекомендации медицинского персонала в процессе проведения лекарственной терапии или выполнения иного медицинского вмешательства.
Предоставление медицинскими работниками указанных сведений является обязательным предварительным условием проведения плановой лекарственной терапии по поводу любого состояния или заболевания пациента. Соблюдение медико-правовых стандартов проведения лекарственной терапии позволит обеспечить соблюдение прав и законных интересов пациента и минимизировать количество необоснованных претензий к медицинским работникам по вопросам качества проводимой лекарственной терапии.
Информация об авторе:
Пищита Александр Николаевич - доктор медицинских наук, доктор юридических наук,
Российская медицинская академия последипломного образования.
E-mail: alexpischila @mail.ru