Система подготовки беременных женщин к полноценной и длительной лактации


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2020.1.55-58

М.В. Гмошинская, И.В. Алешина

Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи, Москва, Россия
Статья посвящена проблеме выработки доминанты грудного вскармливания (ГВ) беременных женщин. Разработан цикл занятий, включивший как вопросы питания в период беременности, лактации, ГВ, так и ряд других вопросов, связанных с развитием, уходом, питанием и воспитанием ребенка на первом году жизни. Распространенность и продолжительность ГВ – процесс управляемый и определяется, с одной стороны, психологической готовностью беременной женщины к материнству и ГВ, с другой – поддержкой со стороны семьи и медработников, для которых основной задачей является создание оптимальных условий для старта лактации и поддержка ее на протяжении первого года жизни ребенка. Необходимо также учитывать и роль социально-экономических факторов, имеющих большое значение для обеспечения полноценной лактации и продолжительного ГВ.

Введение

После увеличения распространенности грудного вскармливания (ГВ) в Российской Федерации (РФ) с 27,6% в 1999 г. до 35,9% в 6–12 месяцев в 2005 г. распространенность ГВ в пос-ледние годы почти не меняется. Так, если в 2015 г. она составляла 40,1%, то в 2018 г. – 40,3% [1]. Ранее в своих работах мы показывали, что у современных молодых женщин нередко формируются экономические приоритеты, снижена мотивация к рождению детей, кормлению ребенка грудью из-за отсутствия выработанной доминанты материнства и ГВ, которые формируются на протяжении раннего, дошкольного, школьного возраста и в период прегравидарной подготовки [2–4].

Причины прекращения ГВ

Основные причины прекращения ГВ можно разделить на несколько групп:

  • организационные: недостаточное использование новых перинатальных технологий по поддержке ГВ в условиях родильного дома (раннее прикладывание новорожденного к груди матери, совместное пребывание матери и новорожденного в роддоме, свободное вскармливание с первого дня жизни ребенка);
  • медицинские: часто используемая родостимуляция, предлактационные кормления, нередко используется необоснованный докорм смесями в родильном доме, не всегда медперсонал родильных домов оказывает необходимую помощь в поддержке ГВ, ранняя выписка из роддома на 3-й день после неосложненных родов;
  • психологические и социальные: отсутствие сформированной доминанты лактации, знаний способов ее стимуляции, техники и практики ГВ, недостаточная помощь молодой матери по уходу за ребенком и отсутствие понимания психологического состояния кормящей матери со стороны членов семьи; высокая степень тревожности молодых матерей.

Очевидна актуальность формирования в РФ комплексной системы мероприятий, направленных на увеличение распространенности и продолжительности ГВ. Актуальность этой проблемы определяется еще и ранней выпиской матерей и детей после неосложненных родов. Молодая мать, не имеющая опыта, особенно при позднем становлении лактации, сталкивается с массой проблем.

ГВ – вскармливание ребенка женским молоком его биологической матери. ГВ оказывает многостороннее влияние на физическое и психическое развитие детей, формирование их поведения, устойчивость к действию неблагоприятных внешних факторов, включая бактериальные и вирусные инфекции, а также паразитарных инвазий [5–8]. При ГВ происходит формирование тесной психоэмоциональной связи ребенка с кормящей матерью [9]. ГВ не только имеет нутритивное, но и оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений [2]. По мнению Д.В. Винникотта, ГВ – способ общения матери и ребенка [10].

Формирование доминанты ГВ

Важной причиной недостаточной распространенности ГВ служит отсутствие системного подхода в школах подготовки будущих матерей в женских консультациях [11]. Кормление грудью для многих женщин, особенно первородящих, не является инстинктивным поведением и требует специального обучения его технике, знаний по способам стимуляции лактации [12]. Именно поэтому подготовка к полноценной и длительной лактации должна включать выработку доминанты ГВ – составной части доминанты материнства. В соответствии с современными научными представлениями состояние здоровья, физическое и нервно-психическое развитие детей раннего возраста в значительной мере зависят от адекватного ведения беременных женщин, рожениц и кормящих матерей. При этом на всех этапах наблюдения за женщиной, включая женские консультации, родильные дома и детские поликлиники, работа с женщинами должна быть направлена на поддержку ГВ, при этом ключевым звеном служит организация питания в период беременности и лактации [13]. Питанию женщин в период беременности и лактации в настоящее время уделяется большое внимание в связи с доказанным программирующим влиянием алиментарных факторов в критические периоды развития ребенка. Организация правильного питания беременных женщин является одним из важных условий нормального течения и благополучного исхода беременности, поддержания здоровья беременной женщины, обеспечения адекватного роста и развития плода, а затем новорожденного ребенка [5, 6]. Неполноценное питание может стать одним из факторов, способствующих развитию анемий, гестозов и фетоплацентарной недостаточности, которая нередко служит причиной развития перинатальной патологии [13–15]. В наших предыдущих исследованиях и в исследованиях других авторов указывается на системные нарушения в питании беременных и кормящих женщин.

Во время беременности происходит развитие плода, требующее адекватного снабжения энергией и всем комплексом факторов питания; при этом сама беременная нуждается в обеспечении всеми необходимыми пищевыми веществами [6, 17, 18]. При обучении здоровому питанию необходимо формировать консерватизм привычек и пищевого поведения женщин в период беременности и лактации [16].

Для выработки доминанты лактации необходимы определенный период времени и желание матери, также следует отметить, что формирование доминанты материнства и лактации является длительным процессом, включающим все периоды дородовой жизни женщины, начиная с рождения, через стадии развития в раннем возрасте, дошкольного воспитания и школьного образования, курсы подготовки беременности и родам [4]. Создание игровой среды необходимо начинать с раннего возраста. Образовательные программы являются ведущим фактором формирования доминанты лактации. Основные этапы формирования доминанты материнства и лактации, разработанные на основе данных литературы и исследований, представлены в таблице.

56-1.jpg (144 KB)

Занятия в школе матерей

Работа в школе матерей проводится нами на протяжении ряда лет [19]. Эффективность занятий оценивали в двух группах матерей с помощью интервьюирования женщин. Первую группу составила 121 женщина, длительно (не менее 8 занятий) посещавшая занятия, 2-ю – 30 женщин, не посещавших их. Оценка эффективности занятий проводилась на основе анализа продолжительности ГВ у женщин, находившихся под наблюдением, и контрольной группы не посещавших занятий. Женщины, посещавшие занятия, как правило, сами сообщали о рождении ребенка.

От женщин получали информацию об использовании перинатальных технологий в родильном доме, сроках выписки, становления и продолжительность ГВ. При наличии вопросов женщины могли связаться с исследователем по телефону. Продолжительность наблюдения соответствовала длительности ГВ.

Опрос беременных женщин после завершения занятий позволил заключить, что женщины 1-й группы были твердо настроены на предстоящее кормление грудью, они хорошо усвоили технику и практику ГВ, основные принципы здорового питания. Таким образом у женщин 1-й группы была выработана стойкая доминанта материнства и ГВ. Вторая группа (контроль) составили 30 женщин, не посещавших занятий.

Женщины 1-й группы (121), настроенные на рождение здорового ребенка и ГВ на первом году жизни, регулярно посещали занятия, активно участвовали в обсуждении тем занятий, задавали вопросы, особое внимание уделяли коррекции рационов питания. Все это свидетельствует о наличии у них изначально доминанты материнства. При оценке результатов исследования мы исходили из того, что желание кормить ребенка грудью является одним из проявлений материнства. В период ГВ всем женщинам 1-й группы оказывали помощь в поддержке ГВ, проводили коррекцию их рационов питания. Максимальная распространенность и наибольшая продолжительность ГВ отмечались в 1-й группе, т.е. у женщин с сформированной доминантой лактации, тогда как в контрольной группе распространенность и продолжительность ГВ были наименьшими (р [хи-квадрат] <0,0001). Так, в 4 месяца сохранили ГВ 92% женщин 1-й группы и 33% 2-й, в 6 месяцев – 73% 1-й группы и 3% 2-й, в 9 месяцев – 49% 1-й и 2-й групп, в 12 месяцев – 30%. Полученные данные оценки эффективности проводимых занятий в школе матерей свидетельствуют о необходимости проведения данных мероприятий, направленных на выработку доминанты лактации и организации здорового питания, с женщинами начиная с периода беременности.

Учитывая психологические способности современных матерей, их информированность через Интернет и другие источники, мы изменили содержание занятий и методику преподнесения материала. Занятия с беременными женщинами совместно с педагогами, психологами проводили 1 раз в неделю в школе молодых матерей на базе женской консультации по специально разработанной программе, включившей следующие разделы:

  • I – рациональное питание беременных женщин (роль питания; ассортимент продуктов; продукты, которые следует ограничить, полностью исключить из рациона; специализированные продукты, витаминно-минеральные комплексы для беременных женщин; вода и напитки в рационе беременных женщин, праздничное меню кормящей женщины);
  • II – рациональное питание кормящих женщин (роль питания; ассортимент продуктов; продукты, которые следует ограничить, полностью исключить из рациона, специализированные продукты, витаминно-минеральные комплексы для кормящих женщин; вода и напитки в рационе кормящей матери; продукты, усиливающие лактацию [сухие инстантные смеси с лактогенными добавками, лактогенные чаи]);
  • III – подготовка к ГВ (необходимость раннего прикладывания к груди, совместное пребывание с ребенком, роль свободного вскармливания в становлении лактации, техника прикладывания к груди, трудности при становлении лактации: плоские соски, поздний старт лактации, лактостаз; способы стимуляции лактации; сцеживание молока: ручное и с помощью молокоотсосов; аксессуары);
  • IV – подготовка к рождению ребенка (организация комнаты ребенка, безопасность дома, выбор коляски, кроватки, одежды, предметов ухода, игрушек, детские порошки, моющие средства и т.д.);
  • V – уход за новорожденным ребенком (предметы ухода, детские косметические и гигиенические средства, техника ежедневного купания, уход за пупком, глазами и др., закаливание, значение прогулок и их продолжительность);
  • VI – физиологические состояния новорожденных (периоды новорожденности, особенности периодов, занятия с детьми по периодам);
  • VII – безопасность ребенка дома, на улице (правила поведения с ребенком дома, на улице, в лифте, правила перехода улицы и т.д.), занятия проводили совместно с педагогом.

Вопросы, связанные с родовым процессом, освещали акушеры на специальных занятиях. Лекции были сформированы таким образом, что каждое занятие включало вопросы питания женщин в период беременности и лактации (I, II разделы) и вопросы по ГВ (III раздел). Полный цикл занятий составил 14 занятий. Женщина могла включаться в лекционный курс с любого занятия. В проведении занятия участвовали сотрудники лаборатории возрастной нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», а также педагоги и психологи. Продолжительность занятия составила 1,5–2,0 часа с перерывом. После основной части занятия мы переходили к обсуждению вопросов, которые волнуют женщин (взаимоотношение в семье, роль мужа, как общаться с бабушками и дедушками и пр.). Мы приветствовали посещение занятий всей семьей, включая бабушек и дедушек. Занятия сопровождались демонстрацией презентации слайдов и наглядных пособий (аксессуаров для ГВ, молокоотсосов и пр.). При необходимости проводили индивидуальные занятия. Женщинам давали рекомендации по просмотру фильмов, видеороликов по вопросам ГВ, развитию детей и др., а на следующем занятии шло обсуждение просмотренного видеоматериала. Число посещений выбирала сама женщина.

Заключение

После анализа многолетней работы с беременными женщинами следует указать, что распространенность и продолжительность ГВ – процесс управляемый и определяется, с одной стороны, психологической готовностью беременной женщины к материнству и ГВ, с другой – поддержкой со стороны семьи и медработников, для которых основной задачей остается создание оптимальных условий для старта лактации и поддержка ее на протяжении первого года жизни ребенка. Необходимо также учитывать и роль социально-экономических факторов, имеющих большое значение для обеспечения полноценной лактации и продолжительного ГВ.


Литература


1. Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации. 2019. 66 с.


2. Гмошинская М.В Биологические и психологические аспекты грудного вскармливания. Вопросы детской диетологии. 2007;5(5):40–5.


3. Гмошинская М.В. Актуальные вопросы поддержки грудного вскармливания в Российской Федерации. Вопросы детской диетологии. 2008;6(1):16–26.


4. Гмошинская М.В., Фандеева Т.А., Конь И.Я.Условия формирования и роль доминанты лактации в повышении длительности грудного вскармливания. Вопросы детской диетологии. 2003;1(2):35–7.


5. Lucas A. Growth and later health: a general perspective. Nestle Nutr Workshop Ser Pediatr Program. 2010;65:1–9. Doi: 10.1159/000281107.


6. Детское питание: Руководство для врачей / Под ред. В.А. Тутельяна, И.Я. Коня. М., 2013. С. 187–90, 217–94, 414–20.


7. Нетребенко О.К. Питание и рост грудного ребенка: отдаленные последствия и связь с заболеваниями. Педиатрия. 2009;88(5):72–6.


8. Лукоянова О.Л., Боровик Т.Э. Нутритивная эпигенетика и эпигенетические эффекты грудного молока. Вопросы питания. 2015;5:4–15.


9. Гмошинская М.В. Факторы, влияющие на лактацию. Вопросы современной педиатрии. 2013;12(2):139–41.


10. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. Пер. с англ. М., 1998. 80 с.


11. Конь И.Я., Боровик Т.Э., Булатова Е.М. и др. Результаты мультицентрового исследования особенностей вскармливания детей в основных регионах Российской Федерации. Сообщение 1. Распространенность грудного вскармливания и факторы, влияющие на продолжительность лактации. Вопросы детской диетологии. 2006;4(2):5–8.


12. Абольян Л.В., Новикова С.В. Современные аспекты грудного вскармливания. Педиатрия. 2011;90(1):80–3.


13. Конь И.Я., Пырьева Е.А., Гмошинская М.В. Основные подходы к поддержке грудного вскармливания на различных этапах наблюдения за беременными и кормящими женщинами. Фарматека. 2016;12:37–9.


14. Saadeh R., Casanovas C. Implementing and revitalizing the Baby-Friendly Hospital Initiative. Food Nutr Bull. 2009;30(2):11–5. Doi: 10.1177/15648265090302S206


15. Конь И.Я., Гмошинская М.В., Щеплягина Л.А. и др. Костная прочность у беременных женщин города Москвы: возможное влияние алиментарных факторов и особенностей течения беременности. Вопросы питания. 2014;83(6):58–65.


16. Батурин А.К., Конь И.Я., Гмошинская М.В. и др. Результаты ретроспективного изучения особенностей питания женщин в период беременности и лактации. Фарматека. 2016;12:56–60.


17. Amy V. Haas. Nutrition during Pregnancy. Midwifery today. 2002.


18. Darnton-Hill I. Nutrition counseling during Pregnancy. Biologocal, behavioural and contextual rationale. Geneva: WHO, 2013.


19. Фатеева Е.М., Гмошинская М.В. Научное обоснование и опыт организации работы по поддержке грудного вскармливания. Вопросы детской диетологии. 2003;1(1):62–6.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: М.В. Гмошинская, д.м.н., вед. науч. сотр., Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи, Москва, Россия; тел. +7 (495) 698-53-60, тел/факс +7 (495) 698-53-63; e-mail: mgmosh@yandex.ru
Адрес: 109240, Россия, Москва Устьинский пр-д, 2/14, стр. 1 


ORCID/Scopus Author ID:
М.В. Гмошинская, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9932-4720; Scopus Author ID: 24767344500
И.В. Алешина, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0363-9462; Scopus Author ID: 6506119212


Похожие статьи


Бионика Медиа