The system of preparing pregnant women for full and long lactation


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2020.1.55-58

M.V. Gmoshinskaya, I.V. Aleshina

Federal Research Center for Nutrition, Biotechnology and Food Safety, Moscow, Russia
The article is devoted to the problem of developing the breastfeeding dominant in pregnant women. A cycle of classes has been deve-loped, which includes issues of nutrition during pregnancy, lactation, breastfeeding, and a number of other issues related to the
development, care, nutrition and upbringing of a child in the first year of life. The prevalence and duration of breastfeeding is a controlled process and is determined, on the one hand, by the pregnant woman’s psychological readiness for motherhood and breastfeeding, and on the other, by support from the family and health workers, for whom the main task is to create optimal conditions for starting lactation and support it during the first years of a child’s life. It is also necessary to take into account the role of socio-economic factors, which are of great importance for ensuring full lactation and prolonged breastfeeding.

Введение

После увеличения распространенности грудного вскармливания (ГВ) в Российской Федерации (РФ) с 27,6% в 1999 г. до 35,9% в 6–12 месяцев в 2005 г. распространенность ГВ в пос-ледние годы почти не меняется. Так, если в 2015 г. она составляла 40,1%, то в 2018 г. – 40,3% [1]. Ранее в своих работах мы показывали, что у современных молодых женщин нередко формируются экономические приоритеты, снижена мотивация к рождению детей, кормлению ребенка грудью из-за отсутствия выработанной доминанты материнства и ГВ, которые формируются на протяжении раннего, дошкольного, школьного возраста и в период прегравидарной подготовки [2–4].

Причины прекращения ГВ

Основные причины прекращения ГВ можно разделить на несколько групп:

  • организационные: недостаточное использование новых перинатальных технологий по поддержке ГВ в условиях родильного дома (раннее прикладывание новорожденного к груди матери, совместное пребывание матери и новорожденного в роддоме, свободное вскармливание с первого дня жизни ребенка);
  • медицинские: часто используемая родостимуляция, предлактационные кормления, нередко используется необоснованный докорм смесями в родильном доме, не всегда медперсонал родильных домов оказывает необходимую помощь в поддержке ГВ, ранняя выписка из роддома на 3-й день после неосложненных родов;
  • психологические и социальные: отсутствие сформированной доминанты лактации, знаний способов ее стимуляции, техники и практики ГВ, недостаточная помощь молодой матери по уходу за ребенком и отсутствие понимания психологического состояния кормящей матери со стороны членов семьи; высокая степень тревожности молодых матерей.

Очевидна актуальность формирования в РФ комплексной системы мероприятий, направленных на увеличение распространенности и продолжительности ГВ. Актуальность этой проблемы определяется еще и ранней выпиской матерей и детей после неосложненных родов. Молодая мать, не имеющая опыта, особенно при позднем становлении лактации, сталкивается с массой проблем.

ГВ – вскармливание ребенка женским молоком его биологической матери. ГВ оказывает многостороннее влияние на физическое и психическое развитие детей, формирование их поведения, устойчивость к действию неблагоприятных внешних факторов, включая бактериальные и вирусные инфекции, а также паразитарных инвазий [5–8]. При ГВ происходит формирование тесной психоэмоциональной связи ребенка с кормящей матерью [9]. ГВ не только имеет нутритивное, но и оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений [2]. По мнению Д.В. Винникотта, ГВ – способ общения матери и ребенка [10].

Формирование доминанты ГВ

Важной причиной недостаточной распространенности ГВ служит отсутствие системного подхода в школах подготовки будущих матерей в женских консультациях [11]. Кормление грудью для многих женщин, особенно первородящих, не является инстинктивным поведением и требует специального обучения его технике, знаний по способам стимуляции лактации [12]. Именно поэтому подготовка к полноценной и длительной лактации должна включать выработку доминанты ГВ – составной части доминанты материнства. В соответствии с современными научными представлениями состояние здоровья, физическое и нервно-психическое развитие детей раннего возраста в значительной мере зависят от адекватного ведения беременных женщин, рожениц и кормящих матерей. При этом на всех этапах наблюдения за женщиной, включая женские консультации, родильные дома и детские поликлиники, работа с женщинами должна быть направлена на поддержку ГВ, при этом ключевым звеном служит организация питания в период беременности и лактации [13]. Питанию женщин в период беременности и лактации в настоящее время уделяется большое внимание в связи с доказанным программирующим влиянием алиментарных факторов в критические периоды развития ребенка. Организация правильного питания беременных женщин является одним из важных условий нормального течения и благополучного исхода беременности, поддержания здоровья беременной женщины, обеспечения адекватного роста и развития плода, а затем новорожденного ребенка [5, 6]. Неполноценное питание может стать одним из факторов, способствующих развитию анемий, гестозов и фетоплацентарной недостаточности, которая нередко служит причиной развития перинатальной патологии [13–15]. В наших предыдущих исследованиях и в исследованиях других авторов указывается на системные нарушения в питании беременных и кормящих женщин.

Во время беременности происходит развитие плода, требующее адекватного снабжения энергией и всем комплексом факторов питания; при этом сама беременная нуждается в обеспечении всеми необходимыми пищевыми веществами [6, 17, 18]. При обучении здоровому питанию необходимо формировать консерватизм привычек и пищевого поведения женщин в период беременности и лактации [16].

Для выработки доминанты лактации необходимы определенный период времени и желание матери, также следует отметить, что формирование доминанты материнства и лактации является длительным процессом, включающим все периоды дородовой жизни женщины, начиная с рождения, через стадии развития в раннем возрасте, дошкольного воспитания и школьного образования, курсы подготовки беременности и родам [4]. Создание игровой среды необходимо начинать с раннего возраста. Образовательные программы являются ведущим фактором формирования доминанты лактации. Основные этапы формирования доминанты материнства и лактации, разработанные на основе данных литературы и исследований, представлены в таблице.

56-1.jpg (144 KB)

Занятия в школе матерей

Работа в школе матерей проводится нами на протяжении ряда лет [19]. Эффективность занятий оценивали в двух группах матерей с помощью интервьюирования женщин. Первую группу составила 121 женщина, длительно (не менее 8 занятий) посещавшая занятия, 2-ю – 30 женщин, не посещавших их. Оценка эффективности занятий проводилась на основе анализа продолжительности ГВ у женщин, находившихся под наблюдением, и контрольной группы не посещавших занятий. Женщины, посещавшие занятия, как правило, сами сообщали о рождении ребенка.

От женщин получали информацию об использовании перинатальных технологий в родильном доме, сроках выписки, становления и продолжительность ГВ. При наличии вопросов женщины могли связаться с исследователем по телефону. Продолжительность наблюдения соответствовала длительности ГВ.

Опрос беременных женщин после завершения занятий позволил заключить, что женщины 1-й группы были твердо настроены на предстоящее кормление грудью, они хорошо усвоили технику и практику ГВ, основные принципы здорового питания. Таким образом у женщин 1-й группы была выработана стойкая доминанта материнства и ГВ. Вторая группа (контроль) составили 30 женщин, не посещавших занятий.

Женщины 1-й группы (121), настроенные на рождение здорового ребенка и ГВ на первом году жизни, регулярно посещали занятия, активно участвовали в обсуждении тем занятий, задавали вопросы, особое внимание уделяли коррекции рационов питания. Все это свидетельствует о наличии у них изначально доминанты материнства. При оценке результатов исследования мы исходили из того, что желание кормить ребенка грудью является одним из проявлений материнства. В период ГВ всем женщинам 1-й группы оказывали помощь в поддержке ГВ, проводили коррекцию их рационов питания. Максимальная распространенность и наибольшая продолжительность ГВ отмечались в 1-й группе, т.е. у женщин с сформированной доминантой лактации, тогда как в контрольной группе распространенность и продолжительность ГВ были наименьшими (р [хи-квадрат] <0,0001). Так, в 4 месяца сохранили ГВ 92% женщин 1-й группы и 33% 2-й, в 6 месяцев – 73% 1-й группы и 3% 2-й, в 9 месяцев – 49% 1-й и 2-й групп, в 12 месяцев – 30%. Полученные данные оценки эффективности проводимых занятий в школе матерей свидетельствуют о необходимости проведения данных мероприятий, направленных на выработку доминанты лактации и организации здорового питания, с женщинами начиная с периода беременности.

Учитывая психологические способности современных матерей, их информированность через Интернет и другие источники, мы изменили содержание занятий и методику преподнесения материала. Занятия с беременными женщинами совместно с педагогами, психологами проводили 1 раз в неделю в школе молодых матерей на базе женской консультации по специально разработанной программе, включившей следующие разделы:

  • I – рациональное питание беременных женщин (роль питания; ассортимент продуктов; продукты, которые следует ограничить, полностью исключить из рациона; специализированные продукты, витаминно-минеральные комплексы для беременных женщин; вода и напитки в рационе беременных женщин, праздничное меню кормящей женщины);
  • II – рациональное питание кормящих женщин (роль питания; ассортимент продуктов; продукты, которые следует ограничить, полностью исключить из рациона, специализированные продукты, витаминно-минеральные комплексы для кормящих женщин; вода и напитки в рационе кормящей матери; продукты, усиливающие лактацию [сухие инстантные смеси с лактогенными добавками, лактогенные чаи]);
  • III – подготовка к ГВ (необходимость раннего прикладывания к груди, совместное пребывание с ребенком, роль свободного вскармливания в становлении лактации, техника прикладывания к груди, трудности при становлении лактации: плоские соски, поздний старт лактации, лактостаз; способы стимуляции лактации; сцеживание молока: ручное и с помощью молокоотсосов; аксессуары);
  • IV – подготовка к рождению ребенка (организация комнаты ребенка, безопасность дома, выбор коляски, кроватки, одежды, предметов ухода, игрушек, детские порошки, моющие средства и т.д.);
  • V – уход за новорожденным ребенком (предметы ухода, детские косметические и гигиенические средства, техника ежедневного купания, уход за пупком, глазами и др., закаливание, значение прогулок и их продолжительность);
  • VI – физиологические состояния новорожденных (периоды новорожденности, особенности периодов, занятия с детьми по периодам);
  • VII – безопасность ребенка дома, на улице (правила поведения с ребенком дома, на улице, в лифте, правила перехода улицы и т.д.), занятия проводили совместно с педагогом.

Вопросы, связанные с родовым процессом, освещали акушеры на специальных занятиях. Лекции были сформированы таким образом, что каждое занятие включало вопросы питания женщин в период беременности и лактации (I, II разделы) и вопросы по ГВ (III раздел). Полный цикл занятий составил 14 занятий. Женщина могла включаться в лекционный курс с любого занятия. В проведении занятия участвовали сотрудники лаборатории возрастной нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», а также педагоги и психологи. Продолжительность занятия составила 1,5–2,0 часа с перерывом. После основной части занятия мы переходили к обсуждению вопросов, которые волнуют женщин (взаимоотношение в семье, роль мужа, как общаться с бабушками и дедушками и пр.). Мы приветствовали посещение занятий всей семьей, включая бабушек и дедушек. Занятия сопровождались демонстрацией презентации слайдов и наглядных пособий (аксессуаров для ГВ, молокоотсосов и пр.). При необходимости проводили индивидуальные занятия. Женщинам давали рекомендации по просмотру фильмов, видеороликов по вопросам ГВ, развитию детей и др., а на следующем занятии шло обсуждение просмотренного видеоматериала. Число посещений выбирала сама женщина.

Заключение

После анализа многолетней работы с беременными женщинами следует указать, что распространенность и продолжительность ГВ – процесс управляемый и определяется, с одной стороны, психологической готовностью беременной женщины к материнству и ГВ, с другой – поддержкой со стороны семьи и медработников, для которых основной задачей остается создание оптимальных условий для старта лактации и поддержка ее на протяжении первого года жизни ребенка. Необходимо также учитывать и роль социально-экономических факторов, имеющих большое значение для обеспечения полноценной лактации и продолжительного ГВ.


About the Autors


Corresponding author: Maria V. Gmoshinskaya, MD, Leading Researcher, Federal Research Center for Nutrition, Biotechnology and Food Safety, Moscow, Russia; tel. +7 (495) 698-53-60, tel/fax: +7 (495) 698-53-63; e-mail: mgmosh@yandex.ru
Address: 2/14, build. 1, Ustinsky passage, Moscow 109240, Russian Federation


Similar Articles


Бионика Медиа