Особенности применения препаратов магния беременными женщинами


О.А. Мубаракшина

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, Воронеж
В обзоре показана роль магния в организме беременной женщины, раскрыты причины распространенности магниевого дефицита в современных условиях и его клинические проявления. Рассмотрены пути ликвидации недостатка магния, преимущества его органических солей и приведены рекомендации по режиму дозирования. Обосновано применение оротата магния беременными женщинами, основные показания к его применению в акушерской практике и современные результаты клинического использования препарата Магнерот.

Для организма человека магний является жизненно важным элементом. Наибольшее его содержание отмечается в костной, мышечной и нервной тканях, при этом в эритроцитах и плазме содержится менее 1 % магния. Приблизительно 60 % магния, содержащегося в плазме крови, находится в ионизированной форме. Остальной магний циркулирует либо в комплексе с ионами – преимущественно с цитратом и фосфатом, либо в связи с альбумином [1].

Биологическая роль магния многогранна. Он является универсальным регулятором обменных процессов в организме и одним из ключевых элементов метаболизма. Магний часто выступает как естественный антагонист кальция, принимая участие в расслаблении мышечных волокон и снижении агрегационной способности тромбоцитов. Он играет важную роль в поддержании функционального состояния клеточной мембраны и процессах трансмембранного переноса ионов кальция и натрия в электровозбудимых тканях. Поэтому достаточное количество ионов магния необходимо для нормальной работы нервной ткани, в т. ч. проводящей системы сердца [2].

Подсчитано, что магний содержится более чем в 300 ферментах, принимает участие в синтезе липидов, нуклеиновых кислот, коллагена соединительной ткани и других белков. При этом в плаценте обнаружено около 100 магнийсодержащих белков. Магний является одним из важнейших элементов, необходимых для образования, накопления и утилизации энергии [3, 4].

Причины дефицита магния

Частота гипомагниемии в популяции, по данным ряда авторов, составляет от 10 до 34 %. При этом под термином «гипомагниемия» обычно понимают снижение концентрации магния в сыворотке ниже 0,8–1,2 ммоль/л [5]. Однако нормальное содержание магния в плазме крови не всегда говорит о достаточной обеспеченности организма этим химическим элементом. Магний способен при необходимости высвобождаться из костей, и при общем дефиците в организме его концентрация в крови может оказаться нормальной.

Поэтому в настоящее время часто используют понятие «магниевый дефицит», которое означает уменьшение общего содержания магния в организме. Распространенность магниевого дефицита еще выше, чем гипомагниемии. Он является достаточно частым явлением, особенно распространенным в развитых странах [6].

Дефицит магния бывает первичным и вторичным. Первичный магниевый дефицит встречается довольно редко. Его причина в повреждении генов, ответственных за трансмембранный обмен магния.

Вторичный дефицит магния может развиваться вследствие различных причин, причем нередко действует сразу несколько факторов. Наиболее часто к нехватке магния в организме приводит его недостаточное содержание в пище и воде.

За последние десятилетия в индустриально развитых странах существенно изменились сельскохозяйственные технологии. Их интенсификация для получения высоких урожаев привела к тому, что многие сельскохозяйственные культуры выращивают на обедненной магнием почве. Вследствие этого падает содержание магния во фруктах, овощах и зелени.

Существенно уменьшается содержание магния в продуктах питания и после их длительной термической обработки, поэтому нерациональное питание с преобладанием в рационе рафинированной пищи служит одной из главных предпосылок к недостаточному содержанию в организме этого жизненно важного элемента. Развитию дефицита магния в организме могут способствовать беременность и лактация, психоэмоциональные стрессы, физическое перенапряжение, воздействие высоких температур, злоупотребление алкоголем. Дефицит магния может развиваться на фоне декомпенсированного сахарного диабета, синдрома мальабсорбции, продолжительной диареи и как следствие – приема лекарственных препаратов. Существенные потери магния отмечаются при приеме диуретиков, слабительных средств, аминогликозидов, противотуберкулезных препаратов [8].

Клинически значимые проявления недостатка магния

Симптомы и синдромы дефицита магния многообразны.

К ним относятся:

  • нарушения сердечного ритма вплоть до развития фатальных аритмий;
  • патологические изменения в свертывающей системе крови;
  • увеличение уровня холестерина
  • в крови и ускорение прогрессирования атеросклероза;
  • головные боли, снижение умственной работоспособности, раздражительность и депрессия;
  • ухудшение иммунного ответа;
  • повышение риска бронхоспастических состояний;
  • усугубление остеопороза;
  • увеличение риска образования оксалатных камней в почках [8, 9].

Существенную роль магний играет и в нормальном течении беременности. В период гестации суточная потребность в этом элементе возрастает в 2–3 раза. Это может приводить к развитию дефицита магния с многообразными клиническими проявлениями. Беременные пациентки часто предъявляют жалобы на слабость, повышенную утомляемость и другие проявления астении, тревожность, бессонницу, ночные судороги в икроножных мышцах [10, 11].

Исследования показывают, что недостаток магния в организме беременной женщины приводит к увеличению маточного тонуса, угрозе прерывания беременности, повышенному риску развития гестозов, фетоплацентарной недостаточности, синдрому задержки развития плода и преэклампсии. На фоне гипомагниемии ускоряется процесс кальцификации плаценты. При дефиците магния у беременных могут также отмечаться нарушения метаболизма глюкозы, сосудистые расстройства, нарушения электролитного обмена [10, 12].

Достаточное количество магния в организме представляется необходимым условием нормального функционального состояния соединительной ткани. При длительном магниевом дефиците у беременной женщины растет риск появления стрий в период быстрого увеличения объема живота и роста молочных желез. Роды у женщин с дефицитом магния чаще осложняются дискоординацией родовой деятельности, нарушением процесса раскрытия шейки матки и разрывами промежности [12].

При низком уровне внутриклеточного магния у беременных женщин нередко повышается общее и периферическое сосудистое сопротивление. Это может приводить к подъему артериального давления и усугублению гестоза. Поэтому препараты магния нередко применяют в комплексной терапии артериальной гипертензии беременных и для профилактики данного состояния [13].

Применение препаратов магния беременными

Препараты магния уже несколько десятилетий широко используются в акушерской практике. В частности, сульфат магния в форме раствора для внутривенных инфузий применяется как токолитик и средство предупреждения, а также купирования таких тяжелых осложнений беременности, как преэклампсия и эклампсия [14, 15].

Однако в последнее время все большее значение придается пероральной заместительной терапии препаратами магния для нутрициальной поддержки и профилактики нежелательных явлений, сопровождающих магниевый дефицит. Достаточная обеспеченность организма матери этим важным элементом создает основу для полноценного вынашивания плода и рождения здорового ребенка [16].

Физиологическая суточная потребность в магнии для взрослых составляет в среднем 400 мг. Необходимое количество рассчитывается с учетом веса пациента из расчета 5 мг на 1 кг массы тела в сутки. При этом детям требуется от 5 до 10 мг магния на 1 кг массы тела в сутки. Потребности женщин в период беременности и лактации составляют 10–15 мг на 1 кг массы тела в сутки. При наличии установленного дефицита магния пациенту также требуется 10–15 мг на 1 кг массы тела в сутки [17].

Если исходить из суточной потребности, равной 5 мг магния на 1 кг массы тела в сутки, то ее можно обеспечить при помощи сбалансированного питания. Важным условием для этого является отсутствие патологии желудочно-кишечного тракта и генетических дефектов, связанных с нарушениями обмена магния.

В процессе подбора диеты следует учитывать не только количественное содержания магния в продуктах питания, но и его биодоступность. Так, из свежих овощей, фруктов, зелени и орехов магний усваивается максимально хорошо. При заготовке этих продуктов для хранения (сушка, варка, консервирование и т. п.) концентрация магния снижается не слишком значительно, но процент его усвоения довольно значительно падает [16].

Рекомендуется учитывать и тот факт, что многие продукты – источники магния обладают достаточно высокой калорийностью, поэтому могут употребляться в пищу лишь ограниченно.

Таким образом, эффективно восполнить дефицит магния только при помощи питания проблематично, а при повышении потребности в этом макроэлементе в период беременности и лактации практически нереально. В связи с этим уже многие годы беременным женщинам рекомендуют применение лекарственных средств, корректирующих магниевый дефицит.

К препаратам выбора для лечения хронического недостатка магния и профилактики осложнений беременности относятся пероральные лекарственные формы – таблетки или растворы для внутреннего применения. При их выборе важную роль играет химическая формула препарата.

Возможности назначения неорганических солей и оксида магния ограниченны, поскольку при приеме ионов Mg2+ в такой форме нередко развивается диарея. Процент усвоения магния из неорганических солей составляет всего около 5 % [6].

Органические соединения магния (оротат, лактат, цитрат, пидолат, аспарагинат, аскорбинат, глицинат) усваиваются значительно лучше. В частности, биодоступность оротата, лактата и цитрата магния при приеме внутрь в 5–6 раз превышает таковую у сульфата магния. Доказано, что органические соединения магния намного легче переносятся пациентами. В частности, нежелательные эффекты со стороны пищеварительного тракта развиваются значительно реже. При этом лечение становится более эффективным, если одновременно с магнием вводить в организм т. н. магнезиофиксаторы: витамины группы B (В6 или В1); глицин, оротовую кислоту [18].

Преимущества использования Магнерота в акушерской практике

Одним из наиболее удачных органических соединений для использования в акушерской практике является оротат магния (ОМ). В России единственным лекарственным препаратом, содержащим ОМ, на сегодня является Магнерот («Верваг Фарма», Германия). Препарат выпускается в таблетках по 500 мг и широко используется для коррекции дефицита магния у любых категорий пациентов, в т. ч. у беременных женщин.

Магниевая соль оротовой кислоты хорошо усваивается в желудочно-кишечном тракте. Использование ОМ повышает биодоступность чистого магния, не подвергая мать и плод дополнительному воздействию других веществ. При этом Магнерот не только является источником магния для коррекции дефицита этого элемента, но и имеет дополнительные положительные качества.

На фоне приема Магнерота пациенты отмечают уменьшение утомляемости и слабости, урежение приступов тахикардии, нормализацию ночного сна, снижение уровня тревожности и раздражительности. Это позволяет улучшать качество жизни беременных женщин и избегать нежелательной для них полипрагмазии [2, 7]. Кроме того, ОМ оказывает защитное действие на центральную нервную систему при гипоксии [19, 20].

Наличие у препарата Магнерот спазмолитических свойств и способности повышать устойчивость к воздействию стрессовых факторов позволяет широко применять его при гестозах, невынашивании беременности, артериальной гипертензии беременных и другой акушерской патологии. В исследованиях было отмечено, что Магнерот улучшает маточно-плацентарный кровоток, что может служить следствием положительного инотропного эффекта на сердечно-сосудистую систему матери в сочетании со спазмолитическим эффектом на сосудистую стенку [21].

Установлено, что Магнерот также обладает свойствами кардиопротектора. Включение Магнерота в комплексную терапию беременных женщин с пролапсом митрального клапана приводило к нормализации нервно-мышечной проводимости и сократимости миокарда. Помимо положительного действия препарата Магнерот на сердечно-сосудистую систему в исследованиях было выявлено его свойство улучшать готовность родовых путей к родам [21].

Практически все исследователи отмечают хорошую переносимость Магнерота и крайне редкое возникновение каких-либо нежелательных побочных эффектов при его применении [6].

Заключение

Таким образом, проблема дефицита магния у беременных женщин крайне актуальна. Применение пероральных препаратов магния корректирует часто встречающийся у беременных дефицит магния, снижает вероятность угрозы прерывания беременности и преэклампсии. В клинической практике необходимо использовать препараты, доказавшие свою высокую эффективность и хорошую переносимость, в частности ОМ – Магнерот. Его применение помогает предотвращать ряд патологических состояний, встречающихся при беременности и родах.


Литература



  1. James MF Magnesium in obstetrics. Best Pract & Res Clin Obst & Gyn 2010;24(3): 327–37.

  2. Стуров Н.В. Некоторые аспекты применения пероральных препаратов магния // Трудный пациент 2012. № 7. С. 28–31.

  3. Tosiello L Hypomagnesemia and diabetes mellitus. A review of clinical implications. Arch Intern Med 1996;156:1143–48.

  4. Bourre JM. Effects of nutrients (in food) on the structure and function of the nervous system: update on dietary requirements for brain. Part 1: micronutrients. J Nutr Health Aging 2006;10(5):377–85.

  5. Schimatschek HF, Rempis R. Prevalence of hypomagnesemia in an unselected German population of 16,000 individuals. Magnes Res 2001;14:283–90.

  6. Недогода С. В. Роль препаратов магния в ведении пациентов терапевтического профиля // Лечащий врач 2009. № 6. С. 16–19.

  7. Забелина В.Д. Магний и магнийсодержащие препараты. С магнием по жизни // Consilium Provisorum 2003. Т. 3. № 5.

  8. Dreosti E. Magnesium status and health. Nutr Rev 1995;53:23–7.

  9. Буданова М.В., Асланова П.А., Буданов П.В. Клинические проявления и эффекты коррекции дефицита магния у детей // Трудный пациент 2009. № 1–2. С. 17–22.

  10. Шмаков Р.Г. Применение магния в акушерстве // Лечащий врач 2010. № 11. С. 15–20.

  11. Matsuda Y, Kouno S, Hiroyama Y. et al. Intrauterine infection, magnesium sulfate exposure and cerebral palsy in infants born between 26 and 30 weeks of gestation. Eur J ObstetGynecolReprod Bio 2000; 91(2):159–64.

  12. Кошелева Н.Г. Роль гипомагниемии в акушерской патологии и методы ее коррекции // Вестн. Рос. ассоц. акушеров-гинекологов 1999. № 1. С. 42–6.

  13. Morgan PJ, Kung R, Tarshis J. Nitroglycerin as a uterine relaxant: a systematic review. J Obstet Gynaec Can 2002;24:5:403–09.

  14. Surichamorn P. The efficacy of terbutaline and magnesium sulfate in the management of preterm labor. J Med Assoc Thai 2001;84(1): 98–104.

  15. Terrone DA, Rinehart BK, Kimmel ES, et al. A prospective, randomized, controlled trial of high and low maintenance doses of magnesium sulfate for acute tocolysis. Am J Obstet Gynecol 2000;182(6):1477–82.

  16. Громова О.А., Серов В.Н., Торшин И.Ю. Магний в акушерстве и гинекологии: история применения и современные взгляды // Трудный пациент 2008. № 8. С. 10–5.

  17. Position of the American Dietetic. Association and Dietitians of Canada: Vegetarian diets. J Am Diet Assoc 2003;103:6:748–65.

  18. Громова О.А. Магний и пиридоксин: основы знаний. М., 2006, 234 с.

  19. Степура О.Б., Зверева Т.И., Томаева Ф.Э. Оротовая кислота как препарат метаболического действия // Вестник РАМН 2001. № 8. С. 53–5.

  20. Rosenfeldt FL. Metabolic supplementation with orotic acid and magnesium orotate. Cardiovasc Drugs Ther 1998;12(2):147–52.

  21. Адамян Л.В., Смольнова Т.Ю., Михсин С.В. и др. Опыт применения препарата оротата магния («Магнерот») у беременных с пролапсом митрального клапана в гестационный период // Проблемы репродукции 2006. № 3. С. 80–4.


Об авторах / Для корреспонденции


О.А. Мубаракшина – к.м.н., ассистент кафедры клинической фармакологии Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко; e-mail: mubarakshina@mail.ru


Похожие статьи


Бионика Медиа