Купирование состояния психомоторного возбуждения, или ажитации, часто представляет собой сложную практическую задачу. Интенсивность симптоматики не позволяет купировать эти состояния путем перорального применения препаратов. В таких случаях целесообразно применять внутримышечные инъекции типичных нейролептиков, которые, к сожалению, часто становятся причиной развития экстрапирамидных расстройств, сверхседации, атаксии, ортостатической гипотензии.
В настоящее время основной группой психофармакопрепаратов, применяемых для купирования острых психотических эпизодов, являются нейролептики как типичные, так и современные атипичные препараты, обладающие антипсихотическим действием. Зуклопентиксол относится к группе тиоксантеновых нейролептиков. Его антипсихотическое действие связано с блокадой дофаминовых рецепторов, вызывающих цепную реакцию для других медиаторных систем. Его антипсихотический эффект проявляется специфическим тормозящим действием седативного характера, поэтому он рекомендован для купирования острых и подострых психозов, т.к. быстрота его действия особенно благоприятна при лечении больных с выраженным беспокойством, враждебностью, агрессивностью. Мы провели анализ 30 клинических случаев применения зуклопентиксола при купировании острого психотического состояния в женском отделении РКПБ МЗ РТ им. акад. В.М. Бехтерева.
В основном это были лица с диагнозом «шизофрения», галлюцинаторно-параноидным или аффективно-бредовым симптомокомплексом. Больные от 35 до 55 лет с клиникой тревоги, психомоторного возбуждения, агрессии, негативизма по отношению к близким, различных вариантов бредовых высказываний (ревности, отношения, ущерба, преследования и т.д.), идей воздействия, наплыва мыслей, истинных и псевдогаллюцинаций, имеющие стаж заболевания от 10 до 15 лет. Препарат вводился внутримышечно от 50 до 100 мг 1 раз в три дня № 3 с переходом на пролонгированное лечение зуклопентиксол или галоперидол-депо. Улучшение в симптоматике наблюдалось через 3–6 дней. Больные становились спокойнее, но отмечалась некоторая вялость, сонливость. Хотя активная психопродукция сохранялась еще долго, она становилась менее эмоционально окрашенной. Активно уменьшалось чувство тревоги и тревожного ожидания без снижения настроения.
Клинический случай 1
Пациентка К. 1974 г.р. больна психически много лет, многократно лечилась в РКПБ с диагнозом «шизофрения». В клинике заболевания галлюцинаторно-параноидная симптоматика, эмоционально-волевые нарушения. Наблюдается по признаку социальной опасности. В последнее время лечения не принимала, психиатра не посещала. В течение последних нескольких месяцев стала беспокойной, ударила женщину на улице, ночами плохо спала, конфликтовала с матерью. Часто ходила около школы № 69, учителя и ученики боялись ее. Направлена на стационарное лечение психиатром.
Инвалид 2-й группы. Проживает в квартире с матерью и другом матери, с которым у больной, с ее слов, отношения очень конфликтные.
По наблюдениям персонала отделения, ночью спала плохо, бродила по отделению, жестикулировала и что-то бормотала, была беспокойной, злобной, говорила сама с собой, нецензурно ругалась, громко кричала, смеялась без причины, угрожала расправой, плевалась, замахивалась на персонал, выбрасывала тапки. Во время свидания с матерью скандалила с ней, кричала. Свидание было прервано.
В беседе с врачом ориентирована верно во всех видах. Внешне неряшлива. Волосы подстрижены коротко и неровно, т.к. подстриглась сама. Мышление аморфное, непоследовательное. Речь в целом по существу. Активно говорит, что ее мать считает, будто на нее наведена порча, но сама больная так не считает. Обвиняет мать в плохом к ней отношении, говорит, что та регулярно избивает ее дома, ругает, настраивает людей против нее: «Всей Казани рассказала что я в психушке лежала… говорит, что сумасшедших надо убивать..!». Заявила, что мать привела в дом какого-то мужчину, который также избивает больную проводом и издевается над ней. Настроение неустойчивое, быстро озлобляется, когда речь идет о ее матери. Категорически отрицает наличие голосов. Сообщила, что в школу № 69 ходила, чтобы «повидаться с подругами».
В отделении больная злобная, конфликтная, держится обособленно. Периодически разговаривает без собеседника, размахивает руками, жестикулирует. При этом наличие голосов отрицает. Утверждает, что разговаривает сама с собой, высказывает свое мнение вслух. Считает, что гинеколог порвал ей мочевой пузырь. Ночами спит мало. Проснулась в 04.00, стала громко разговаривать, смеяться. Негативно настроена к матери, винит ее в плохом к ней отношении, в избиениях. Скандалила с ней на свиданиях.
Больной вводили препарат зуклопентиксол 50 мг 1 раз 3 дня внутримышечно № 3. Затем перешли на зуклопентиксол 200 мг 1 раз 2 недели и хлорпромазин 100 мг 2 раза утром и днем внутрь.
Через 2 дня стала спокойнее, спала достаточно, но держалась обособленно. Сохранялось негативное отношение к матери, высказывания в ее адрес остались те же. Настроение неустойчивое. Внешне выглядит неряшливо. Мышление непоследовательное. Речь ускоренная по темпу. Постепенно состояние больной выровнялось, но появилась некоторая вялость и сонливость. В дальнейшем в процессе лечения смягчилось отношение к матери, выровнялось настроение.
Клинический случай 2
Больная А. 1967 г.р. родилась в многодетной семье в деревне в Марий Эл. Отец был психически болен, совершил самоубийство. Закончила десять классов средней школы. Училась посредственно. Учебу в училище бросила. Работала на заводе в Йошкар-Оле сборщицей. В 19 лет вышла замуж и родила сына. После этого заболела психически. Муж ее бросил. После лечения в психиатрической больнице 2 года работала на хлебокомбинате работницей. Имеет 2-ю группу инвалидности. Повторно вышла замуж за психически больного. Переехала к нему в Казань. Живет вдвоем с мужем, оставив сына матери. В настоящее время с ним отношения не поддерживает, ничего о нем не знает. Отношения с мужем хорошие.
Динамика заболевания за предыдущие госпитализации: заболела психически после родов. Обратилась к психиатру с жалобами на навязчивые мысли, тревогу, слабость, страх сойти с ума, 9 раз лечилась в РПНБ Йошкар-Олы, бывали перерывы в несколько лет. Диагноз: шизофрения, параноидная форма, непрерывный тип течения. В клинической картине депрессия, тревога, периодически психомоторное возбуждение, голоса императивного характера (велели убить врача), идеи преследования. В дальнейшем лечилась в КГПНБ Казани с тем же диагнозом. Слышала голоса: «Да здравствует Россия!». Была депрессивной. В последующем лечилась в РКПБ с диагнозом «шизофрения, параноидная форма, непрерывный тип течения, депрессивный синдром, эмоционально-волевой дефект». Была депрессивной, тревожной. Настроение в течение 3 лет постоянно понижено. Наблюдалась районным психиатром. Состояние периодически ухудшалось, появлялись возбуждение и бессонница. 14.04.2017 умерла свекровь, больная была на похоронах. После этого состояние изменилось: не спала, стала возбужденной, слышала голоса, будто ее родственники умерли и кто-то хочет ее убить. Стала агрессивной к мужу, замахивалась на него. Госпитализирована в РКПБ по скорой помощи. В приемном покое была двигательно беспокойной, тревожной, била себя, нецензурно бранилась, повторяла: «Убью, убью», – жаловалась на голоса угрожающего характера. В отделении в тот же день периодически становилась возбужденной, кричала, нецензурно бранилась, кусалась, плевалась. Слышала со стороны голос брата, который звал ее. Чувствовала жжение во всем теле.
Сделаны инъекции хлорпромазина 2 мл с димедролом 2 мл внутримышечно и галоперидола 2 мл внутримышечно однократно. В последующем введен зуклопентиксол по 100 мг 1 раз в 3 дня № 3 внутримышечно с переводом на галоперидол-депо. Стала вести себя спокойнее, тревожилась за мужа, голоса исчезли, но настроение было сниженным. С формальной критикой оценивала свое состояние.
Таким образом, отмечаем, что зуклопентиксол купирует состояние психомоторного возбуждения, которое идет по типу «аффективной блокады». Однако при купировании психомоторного возбуждения наблюдается сохранность продуктивной симптоматики, редукция которой наступает гораздо позже. Особо чувствительны к препарату пациенты в тревожном и тревожно-депрессивном состоянии, т.к. происходит быстрая редукция тревожно-боязливого возбуждения. Зуклопентиксол быстро купирует злобно-напряженный аффект при аффективных состояниях в рамках параноидного синдрома. С учетом его невысокой токсичности он особо целесообразен при психических расстройствах у больных пожилого, старческого возраста с явлениями вегетососудистой лабильности.
Наш опыт подтверждает, что данный препарат имеет достаточно высокую скорость купирования психомоторного возбуждения, хорошо переносится без развития экстрапирамидных расстройств и дает возможность рекомендовать его к использованию в лечебном процессе психических больных.