Проявления витаминной недостаточности у детей с аллергическими заболеваниями


О.Ю. Моносова

Отделение аллергологии ФГБУ НИИ питания РАМН, Москва
В статье освещается роль витаминов, микро- и макроэлементов, участвующих в иммунологических процессах организма. Описаны клинические проявления при гиповитаминозе и недостатке минеральных веществ, а также свойства, источники и нормы содержания отдельных витаминов.

Проблема аллергических заболеваний у детей является одной из острейших в современном обществе. Современная профилактическая тактика при аллергических заболеваниях основывается на соблюдении элиминационных режимов и диетотерапии, предусматривающих устранение контакта или исключение причиннозначимого аллергена из внешней и внутренней среды [1]. В результате длительной элиминации многих пищевых продуктов, выступающих в качестве пищевых аллергенов, у многих детей возможно развитие недостаточности витаминов и минералов.

Витамины, микро- и макроэлементы играют важную роль в жизнедеятельности организма в целом и оказывают значимое влияние на иммунную систему в частности.

Витамины – это низкомолекулярные биологически активные вещества, обеспечивающие нормальное течение биохимических и физиологических процессов в организме. Они являются необходимой составной частью пищи и оказывают действие на обмен веществ в очень малых количествах. К водорастворимым витаминам относятся тиамин (витамин В1), рибофлавин (витамин В2), ниацин (витамин В3, витамин РР), пантотеновая кислота (витамин В5), пиридоксин (витамин В6), цианокобаламин (витамин В12), фолиевая кислота (витамин Вс), аскорбиновая кислота (витамин С) и биотин (витамин Н). Жирорастворимых витаминов известно всего четыре: ретинол (витамин А), кальциферол (витамин D), токоферол (витамин Е), а также менадион (витамин К).

Витаминная недостаточность (гиповитаминоз) проявляется не только в весенний период, но и встречается в течение всего года как среди детей, так и среди взрослых. Например, к концу XX в. практически во всех регионах России дефицит аскорбиновой кислоты среди детского населения достиг 70–100 %, а у 60–80 % детей выявлена недостаточность таких важнейших витаминов, как тиамин, рибофлавин, пиридоксин, ниацин и фолиевая кислота [2], не менее 60 % российских детей раннего возраста страдают витамин-D-дефицитным рахитом [3].

Среди детей, страдающих расстройствами питания или острыми и хроническими заболеваниями, дефицит витаминов, микро- и макроэлементов наблюдается гораздо чаще. Это связано с их активным участием в формировании иммуномодулирующего эффекта в организме.

Причины развития гипои авитаминозов

Все причины можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние причины гиповитаминозов:

  1. Недостаточное содержание витаминов в пище (при неправильной обработке пищи, неправильном хранении пищевых продуктов).
  2. Состав рациона питания (например, отсутствие в рационе овощей и фруктов).
  3. Не учитывается потребность в том или ином витамине. Например, при белковой диете возрастает потребность в витамине В6.
  4. Социальные причины: урбанизация населения, употребление консервированной пищи.

Внутренние причины:

  1. Физиологическая повышенная потребность в витаминах (беременность, тяжелый физический труд).
  2. Длительные тяжелые инфекционные заболевания, а также период выздоровления.
  3. Нарушения всасывания витаминов при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
  4. Генетические дефекты некоторых ферментативных систем (например, витамин-D-резистентный рахит).

Как правило, наблюдается дефицит сразу нескольких витаминов, что усложняет клиническую картину. Предполагается, что субклинический дефицит витаминов лежит в основе многих хронических недомоганий и склонности к инфекциям, т.к. витаминам принадлежит значительная роль в обеспечении адекватного иммунного ответа, функционировании систем метаболизма ксенобиотиков, а также в формировании антиоксидантного потенциала организма, что имеет большое значение в поддержании устойчивости к факторам внешней среды [4].

К одной из групп риска по развитию гиповитаминозов относятся дети, страдающие аллергическими заболеваниями. Как правило, эти больные испытывают значительный дефицит витаминов в результате элиминационных мероприятий (как одного из основных методов терапии аллергических заболеваний), включающих неспецифическую и/или специфическую гипоаллергенную диету, которая состоит из ограничения пищевых продуктов. Это, соответственно, приводит к тому, что суточная потребность ребенка в витаминах не обеспечивается и при этом повышается потребность детей с аллергопатологией в витаминах.

Для многих специалистов назначение витаминных препаратов детям с аллергическими заболеваниями представляет определенную проблему. Причиной служит повышенный риск возникновения аллергических реакций к вспомогательным компонентам поливитаминных комплексов и к самим витаминам, преимущественно группы В. Это часто приводит к необоснованному отказу от назначения поливитаминов данной группе пациентов как врачами-аллергологами, так и педиатрами, в результате – к усугублению гиповитаминоза.

В связи с жесткими ограничениями в диете в составе суточного рациона пациентов с аллергопатологией недостаточно натуральных источников витаминов (фруктов и овощей). Надо также учитывать такой факт: детям с аллергией показано употребление фруктов и овощей после термической обработки (для уменьшения их аллергических свойств), что в свою очередь приводит к еще большему снижению в них витаминов.

Характеристика отдельных витаминов

Витамин А (ретинол) – активный антиоксидант, участвует в завершении III и IV фаз фагоцитоза, повышает синтез иммуноглобулинов Е (IgE), IgG, стимулирует образование Т-киллеров в смешанной культуре лимфоцитов. Стимулирует Th2-хелперы за счет повышения продукции интерлейкина-4 (ИЛ-4), ИЛ-5. Недостаток витамина А приводит к снижению уровней В-лимфоцитов, Т-хелперов. Участвует в окислительно-восстановительных процессах, регуляции синтеза белков, способствует нормальному обмену веществ, функции клеточных и субклеточных мембран, играет важную роль в формировании костей и зубов, а также жировых отложений; необходим для роста новых клеток, замедляет процесс старения.

Основными источниками витамина служат рыбий жир и печень, следующими в ряду стоят сливочное масло, яичные желтки, сливки и цельное молоко. Взрослому человеку в среднем следует ежедневно потреблять около 3300 МЕ витамина А. При заболеваниях, связанных с недостаточностью ретинола, дозировка может быть увеличена до 10 тыс. МЕ в сутки.

Потребность в витамине А может значительно меняться в зависимости от климатических условий: холодный климат не влияет на потребность и обмен витамина А, но при повышении температуры окружающей среды и увеличении времени пребывания на солнце (например, во время летнего отдыха на юге) потребность в витамине А резко возрастает. Также уменьшаются запасы витамина А в печени, и, соответственно, возрастает потребность при воздействии рентгеновских лучей. Потребность женщин в витамине А, принимающих оральные контрацептивы, снижается [5].

Дефицит витамина А определяется как содержание ретинола в сыворотке крови ниже 0,35 мкмоль/л. Однако даже при уровне в плазме 0,70–1,22 мкмоль/л может наблюдаться значительное снижение уровня витамина А в печени, где он накапливается. Уровень витамина А в плазме начинает снижаться, когда его концентрация в печени падает до 0,7 мкмоль/г ткани.

Витамин Е (токоферол) участвует в продукции цитокинов, подавляет генерацию антиген-неспецифических и антиген-специфических супрессоров, что ведет к стимуляции клеточного и гуморального иммунных ответов. Оказывает положительное влияние на функцию макрофагов, обладает антиоксидантными свойствами.

Основными источниками витамина Е служат растительные масла (подсолнечное, хлопковое, кукурузное, семечки яблок, орехи (миндаль, арахис), турнепс, зеленые листовые овощи, злаковые, бобовые, яичный желток, печень, молоко, овсянка, соя, пшеница и ее проростки. Суточная потребность детей до года жизни составляет 0,5 мг/кг (обычно полностью получают с молоком матери), взрослых – 0,3 мг/кг.

Фактором, повышающим потребность организма человека в витамине Е, является повышенное потребление с пищей полиненасыщенных жирных кислот. Первым и наиболее ранним симптомом гиповитаминоза, проявляющимся довольно быстро при недостаточном поступлении с пищей витамина Е и избыточном поступлении ненасыщенных жирных кислот, служит мышечная дистрофия. Дистрофия скелетных мышц считается наиболее универсальным проявлением авитаминоза Е. Наиболее тяжелые поражения отмечаются в диафрагме. Мышечные волокна подвергаются распаду, а в некротизированных волокнах откладываются соли кальция.

В печени при авитаминозе Е описаны некрозы, жировая дистрофия, расширение синусоидов, уменьшение содержания гликогена. Недостаточность витамина может также провоцировать сокращение длительности жизни красных кровяных клеток (эритроцитов). Исследования на животных доказывают, что при дефиците витамина Е могут страдать сердечная мышца и репродуктивные функции организма.

Витамин D (кальциферол) обеспечивает дифференцировку моноцитов и прелимфоцитов до их зрелых форм, поддерживает активацию Т-клеток, оптимизирует антиген-презентирующую функцию макрофагов. Влияет на ядра клеток-мишеней и стимулирует транскрипцию ДНК и РНК, что сопровождается усилением синтеза специфических протеидов.

Витамин D образуется в коже под действием солнечных лучей из провитаминов, которые в свою очередь частично поступают в организм в готовом виде из растений (эргостерин, стигмастерин и ситостерин), а частично образуются в тканях из холестерина (7-дегидрохолестерин – провитамин витамина D3). При условии, что организм получает достаточное количество ультрафиолетового излучения, потребность в витамине D компенсируется полностью. Дополнительными пищевыми источниками витамина D служат молочные продукты, рыбий жир, яичный желток. Суточная потребность составляет 10–20 мкг.

К основным признакам недостаточности витамина D относятся рахит и размягчение костей (остеомаляция). Более легкие формы дефицита витамина D проявляются такими симптомами, как потеря аппетита, снижение массы тела, ощущение жжения во рту и в горле, бессонница, ухудшение зрения.

Витамин В2 (рибофлавин) – кофактор, обеспечивающий активность глутатион-редуктазы эритроцитов и лейкоцитов. Рибофлавин необходим для образования красных кровяных телец и антител, для дыхания клеток и роста. Он облегчает поглощение кислорода клетками кожи, ногтей и волос.

Основные источники: ржаной хлеб, молоко, печень, яйца, овощи, дрожжи. Суточная потребность составляет 2–4 мг/сут.

Потребность в рибофлавине увеличивается при повышенных физических нагрузках, а также при приеме оральных контрацептивов. Систематическое употребление алкоголя деформирует механизм усвоения витамина В2, поэтому потребность в рибофлавине лиц, злоупотребляющих алкоголем, повышена. При гиповитаминозе В2 отмечаются трещины и корочки в углах рта (ангулярный стоматит), воспаления слизистой оболочки ротовой полости и языка, себорейный дерматит, выпадение волос, расстройства пищеварения, изменение роговицы, повышение чувствительности к свету, конъюнктивит, блефарит, головокружения, бессонница, замедленная умственная реакция, задержка роста.

Дефицит рибофлавина отражается прежде всего на тканях, богатых капиллярами и мелкими сосудами (ткань мозга). При дефиците витамина частым проявлением может быть церебральная недостаточность разной степени выраженности, проявляющаяся ощущением общей слабости, головокружением, снижением тактильной и болевой чувствительности, повышением сухожильных рефлексов и др. Недостаток рибофлавина может также приводить к нарушению усвоения железа и ослаблять функцию щитовидной железы.

Витамин В12 (цианокобаламин) – при его недостаточности возникает иммунодефицит, связанный с образованием гиперсегментированных нейтрофилов. Цианокобаламин обладает выраженным липотропным действием, он предупреждает жировую инфильтрацию печени, повышает потребление кислорода клетками при острой и хронической гипоксии. Витамин B12 участвует в процессах трансметилирования, переноса водорода, активирует синтез метионина. Усиливая синтез и способность к накоплению протеина в организме, цианокобаламин оказывает также анаболическое воздействие.

Повышая фагоцитарную активность лейкоцитов и активизируя деятельность ретикулоэндотелиальной системы, цианокобаламин усиливает иммунитет. Низкий уровень цианокобаламина вдвое ускоряет развитие заболевания у людей, больных СПИДом. Кроме того, витамин B12 играет важную роль в регуляции функции кроветворных органов: он принимает участие в синтезе пуриновых и пиримидиновых оснований, нуклеиновых кислот, необходимых для процесса эритропоэза, активно влияет на накопление в эритроцитах соединений, содержащих сульфгидрильные группы. Цианокобаламин – единственный водорастворимый витамин, способный аккумулироваться в организме: он откладывается в печени, почках, легких и селезенке.

Суточная потребность – 2,5–5,0 мкг/сут. При недостатке витамина В12 могут возникать пернициозная анемия, неврологические расстройства, иммунодефициты, гастродуодениты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Даже небольшое снижение содержания цианокобаламина в крови по сравнению с нормой может наносить значительный вред мозгу и нервной системе.

Витамин С (аскорбиновая кислота) стимулирует макрофаги, ЕКК (элиминацию стареющих клеток), индукцию эндогенного интерферона, является мощным антиоксидантом. Он играет важную роль в регуляции окислительно-восстановительных процессов, участвует в синтезе коллагена и проколлагена, обмене фолиевой кислоты и железа, а также в синтезе стероидных гормонов и катехоламинов. Аскорбиновая кислота также регулирует свертываемость крови, нормализует проницаемость капилляров, необходима для кроветворения, оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действия. Витамин С является фактором защиты организма oт последствий стресса. Усиливает репаративные процессы, увеличивает устойчивость к инфекциям. Уменьшает эффекты воздействия различных аллергенов. Имеется много теоретических и экспериментальных предпосылок к применению витамина С с целью профилактики раковых заболеваний. Известно, что у онкологических больных из-за истощения его запасов в тканях нередко развиваются симптомы витаминной недостаточности, что требует дополнительного их введения.

Существуют данные, показывающие профилактическую роль витамина С в отношении рака толстой кишки, пищевода, мочевого пузыря и эндометрия [6]. Витамин С улучшает способность организма усваивать кальций и железо, выводить токсичные медь, свинец и ртуть. Важно, что в присутствии адекватного количества витамина С значительно увеличивается устойчивость витаминов В1, В2, A, E, пантотеновой и фолиевой кислот. Витамин С предохраняет холестерин липопротеидов низкой плотности от окисления и, соответственно, стенки сосудов от отложения окисленных форм холестерина.

Норма физиологических потребностей составляет 60–100 мг/сут. Обычная терапевтическая доза – 500–1500 мг ежедневно.

Значительное количество аскорбиновой кислоты содержится в продуктах растительного происхождения (цитрусовые, овощи листовые зеленые, дыня, брокколи, брюссельская капуста, цветная и кочанная капуста, черная смородина, болгарский перец, земляника, помидоры, яблоки, абрикосы, персики, хурма, облепиха, шиповник, рябина, печеный картофель в «мундире»).

В продуктах животного происхождения содержание аскорбиновой кислоты незначительно (печень, надпочечники, почки).

К симптомам дефицита витамина С относятся снижение иммунитета, кровоточивость десен, выпадение зубов, легкость возникновения синяков, плохое заживление ран, вялость, потеря волос, сухость кожи, раздражительность; снижение витамина С способствует инфицированию Helicobacter pylori.

Необходимо учитывать тот факт, что долговременный прием некоторых медикаментозных средств может негативно влиять на процесс усвоения витаминов: например, антибактериальные препараты могут снижать усвояемость витаминов С и В2; седативных средств – витаминов группы В, обезболивающих – витамина С, фолиевой кислоты и т.д.

Витамины и большинство необходимых минералов присутствуют в пищевых продуктах в микродозах, они могут взаимодействовать в процессе приготовления пищи, препятствуют или способствуют усвоению питательных веществ в желудочно-кишечном тракте.

При производстве и хранении витаминных препаратов обычно принимают меры, препятствующие непосредственному контакту реагирующих компонентов, и учитываются факторы положительного влияния некоторых микронутриентов на усвоение других. Например, кальций способствует усвоению витамина В12.

Антагонизм микронутриентов может проявляться негативным образом: например, витамин В12 может усиливать аллергические реакции, вызванные витаминов В1. Витамин С в присутствии витамина В1 может окислять витамин В12 и превращать его в неактивную форму. Витамин В3 и витамин С, будучи в одной таблетке с витамином В2, могут снижать усвоение последнего.

Таким образом, очень важно учитывать совместимость витаминов для их лучшего усвоения и предотвращения негативных эффектов, таких как аллергические реакции.

Все эти научные факты учтены при изготовлении витаминного препарата Алфавит, разработанного фармацевтической компанией «Аквион». Компания разработала несколько витаминных комплексов для детей разных возрастов. Важно отметить удобство трехтаблеточных витаминно-минеральных комплексов для детей-аллергиков, возможное исключение таблетки, в которой содержится витамин или элемент, на который у ребенка заведомо была подтверждена аллергическая реакция в анамнезе.


Литература



  1. Ревякина В.А. Актуальные проблемы детской аллергологии. Вопросы современной терапии. 2002;1(Приложение):3–4.

  2. Студеникин В.М. Витамин D-дефицитный рахит. Детский доктор. 2000;4:43–6.

  3. Руководство по лечебному питанию детей / Под редакцией К.С. Ладодо. М., 2000. 384 с.

  4. Конь И.Я., Тоболева М.А., Димитриева С.А. Дефицит витаминов у детей: основные причины, формы и пути профилактики у детей раннего и дошкольного возраста. 01.08.2010.

  5. Тутельян В.А. Витамины: 99 вопросов и ответов М., 2000.

  6. Кудрин А.В., Громова О.А. Микроэлементы в иммунологии и онкологии. M., 2007. 544 c.


Об авторах / Для корреспонденции


О.Ю. Моносова – Отделение аллергологии ФГБУ НИИ питания РАМН, Москва


Похожие статьи


Бионика Медиа