Современное и безопасное лечение сахарного диабета 2 типа. Клинический случай использования гозоглиптина в терапии пациента с декомпенсированным сахарным диабетом


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2023.12.138-141

Смирнова Е.Ю.

Городская поликлиника № 44, Санкт-Петербург, Россия
Описание клинического случая. Представлен клинический случай пациента с декомпенсированным сахарным диабетом 2 типа (СД2). Больной длительно не наблюдался после постановки диагноза и назначения терапии, диету не соблюдал, самостоятельно отменил назначенные препараты, уровень гликемии не контролировал. Именно с подобными пациентами и приходится сталкиваться врачам амбулаторного звена. Важно оценить статус упущенных возможностей для коррекции гликемического профиля, оценить развитие осложнений СД2 и подобрать адекватную и комфортную терапию. Пациенту проводилась оценка гликемического контроля по дневнику до и после смены терапии, оценка лабораторных показателей.
Заключение. Терапия гозоглиптином доказала свою эффективность и безопасность ее назначения пациенту с декомпенсированным СД2.

Обоснование

Сахарный диабет (СД) является медленно прогрессирующим хроническим заболеванием с развивающимися множественными осложнениями.

В Российской Федерации (РФ), как и во многих странах мира, продолжается рост распространенности СД.

С 2000 г. численность пациентов с СД увеличилась более чем в 2 раза. Общая численность пациентов с СД в РФ, состоящих на диспансерном учете, на 01.01.2021, по данным on-line-регистра, составила 4 799 552 (3,23% населения РФ), из них: СД 1 типа (СД1) – 5,5% (265,4 тыс.), СД2 – 92,5% (4,43 млн), другие типы СД – 2,0% (99,3 тыс.) [1].

Среди огромного числа пациентов всегда можно встретить как ответственных, так и безответственных пациентов, которые халатно относятся к назначениям врачей. По данным ADA (American Diabetes Association) и EАSD (European Association for the Study of Diabetes), средний уровень гликированного гемоглобина (HbA1с) у больных СД2 в мире колеблется от 7,6 до 10,6%, что говорит о недостаточном контроле заболевания [2–4].

В этом случае проблемой является нарастающая декомпенсация углеводного обмена от момента постановки диагноза до следующей явки через продолжительное время. В этот период пациент не соблюдает назначенную диету, отменяет лекарственные препараты и не соблюдает рекомендации по контролю уровней гликемии и лабораторных показателей. Именно для таких пациентов приходится выбирать стратегию максимального успеха терапии с минимальным числом действий, например назначение одного препарата. В частности, речь идет об ингибиторах дипептидилпептидазы-4 (иДПП-4). Препаратом выбора для пациента оказался гозоглиптин как первый российский оригинальный ингибитор ДПП-4 для лечения СД2, решающий задачу современного и безопасного лечения.

Клинический случай

Пациент Т. 60 лет. Работает водителем, занимается частным изво-зом. Вредные привычки отсутствуют. Спортом активно не занимается, но в летний период ездит на рыбалку с ночевкой в палатке.

Обратился к врачу-терапевту в январе 2020 г. с жалобами на учащенное мочеиспускание, сухость во рту и набор массы тела 5 кг за 3 месяца. Ранее поликлинику посещал нерегулярно. На момент осмотра наблюдался с диагнозом «артериальная гипертензия», периодически принимал капотен в момент сильного подъема артериального давления. Врач-терапевт назначил лабораторные анализы, после получения которых направил пациента на консультацию эндокринолога.

На приеме у эндокринолога в феврале 2020 г. выставлен диагноз «сахарный диабет 2 типа», впервые выявленный. Целевой уровень HbA1с менее 6,5%. На основании лабораторных обследований (табл. 1) уровень HbA1с составил 7,6%, что превышает целевой уровень на 1,6% и позволяет назначать комбинированную терапию на старте лечения [5]. Назначена терапия: Метформин пролонгированного действия 1000 мг на ночь и гликлазид МВ 30 мг по 1 таблетке утром. Рекомендованы ведение дневника сахаров, диета, стол 9, контрольная явка через месяц с дневником самоконтроля гликемии, посещение занятий по программе «Школа Диабета» на базе поликлиники, посещение Диабетологического центра.

139-1.jpg (104 KB)

Пациент посетил специалистов Диабетологического центра, хронических осложнений СД2 не выявлено. Терапия согласно назначениям врача поликлиники. Рекомендовано ежегодное наблюдение.

В момент старта терапии и попытки следовать рекомендации врача самостоятельно достиг уровней гликемии 5,5–7,0 ммоль/л по утрам и до 8,5 ммоль/л в течение дня в первый месяц. После подобных результатов и нормализации самочувствия прекратил ежедневное пользование глюкометром, а в дальнейшем отменил прием гликлазида МВ 30 мг по утрам.

После посещения врача в феврале 2020 г. пациент длительно не посещал поликлинику, вплоть до декабря 2022 г., когда во время сезонного заболевания острой респираторной вирусной инфекцией и плохого самочувствия на домашнем глюкометре обнаружил цифру 17,3 ммоль/л.

Обратившись к врачу-эндокринологу в декабре 2022 г., пациент признался в самостоятельной отмене назначенного препарата, отсутствии дневника самоконтроля и несоблюдении диеты. Все объяснения сводились к тому, что его самочувствие не вызывало неудобств, а уровни гликемии 2 года назад нормализовались и он считал, что вылечился. Подобные заблуждения пациентов часто встречаются в практике врачей поликлинического звена, несмотря на общедоступность информации о заболевании и активной просветительной работе со стороны государства.

На приеме по глюкометру уровень гликемии составил 7,1 ммоль/л, решено было не корректировать терапию, продолжить прием метформина пролонгированного действия в дозировке 1000 мг на ночь и дождаться результатов обследования.

Пациенту Т. рекомендовано выполнение лабораторных исследований и ведение дневника самоконтроля гликемии в течение 2 недель до следующей явки, а также посещение Диабетологического центра.

В январе 2023 г. пациент посетил врача после выполнения назначений. По данным обследования в Диабетологическом центре выявлены осложнения СД: диабетическая полиневропатия нижних конечностей, сенсомоторная форма, а также диабетическая непролиферативная ретинопатия. Рекомендовано ежегодное наблюдение у невролога и окулиста.

Выполнен лабораторный контроль основных показателей (табл. 2).

Значимое повышение уровня HbA1с до 9,6% ставит условие назначения комбинированной терапии для лечения СД2 и заставляет задуматься о назначении инсулинотерапии в будущем. Нарушение липидного обмена с высоким уровнем ЛПНП даже в рамках общепопуляционной нормы ведет к назначению статинов.

Целевые показатели пациента, рекомендованные врачом 5,0–6,5 ммоль/л до еды на основании дневника самоконтроля гликемии не достигнуты (табл. 3) при условии строгого соблюдения диеты стол № 9 и приема пролонгированного метформина на ночь.

140-1.jpg (60 KB)

Пациенту назначен прием пероральных сахароснижающих препаратов: гликлазид МВ 60 мг по 1 таблетке утром и метформин пролонгированный 1000 мг по 2 таблетки на ночь. Также к терапии добавлен прием статинов: розувастатин 10 мг/сут. Проведена беседа по принципам питания при СД и пользе от него, объяснены перспективы развития хронических осложнений СД2.

В начале февраля 2023 г. пациент посетил врача с результатами дневника самоконтроля гликемии. На приеме предъявлял жалобы на периодическую слабость, потемнение в глазах и приступы холодного пота. В момент ухудшения самочувствия неоднократно измерял уровень гликемии, который варьировался от 3,4 до 4,1 ммоль/л.

На основании дневника самоконтроля гликемии (табл. 4) и эпизодов гипогликемии принято решение об отмене препарата гликлазид МВ. Стоит помнить про основную профессию пациента (водитель), для которой потеря сознания при гипогликемии может оказаться фатальной не только для пациента, но и для окружающих людей. Повторно проведена беседа по поводу питания при СД2, объяснены правила поведения при гипогликемическом состоянии, способы купирования низкого уровня гликемии.

К терапии добавлен безопасный в отношении гипогликемии препарат гозоглиптин 30 мг/сут.

В марте 2023 г. пациент посетил врача-эндокринолога, жалоб активно не предъявлял. По результатам глюкометра пациента: уровни гликемии в течение дня – 5,0–6,5 ммоль/л до еды и 6,0–7,9 ммоль/л через 2 часа после еды, что укладывается в рекомендованные врачом целевые показатели.

В апреле 2023 г. выполнен контроль лабораторных анализов:

По данным анализов крови (табл. 5), снижение уровня HbA1с на 1,6% с декабря 2022 г. доказывает эффективность принимаемой терапии, также отсутствие изменения ферментативной активности печени или изменение уровня креатинина доказывает безо-пасность используемых препаратов.

140-2.jpg (82 KB)

Во время беседы пациент Т. не предъявлял жалоб на гипогликемические состояния даже после активной физической работы или при длительном отсутствии питания (иногда некогда вовремя поесть на смене и период голода составляет 5–7 часов). В очередной раз рекомендовано более тщательно следить за своим питанием и рационом, а также объяснены риски, связанные с гипогликемией. Рекомендовано продолжить ведение дневника самоконтроля гликемии, соблюдение рекомендаций врача и контроль анализов крови в динамике.

В мае 2023 г. пациент был на приеме с дневником самоконтроля гликемии (табл. 6):

Пациент был удовлетворен предложенной терапией, диету соблюдал строго, рекомендации врача по приему препаратов не нарушал. Гипогликемии отрицал. Состояние удовлетворительное, новых жалоб не предъявлял.

В июне 2023 г. пациент уехал на дачу в Псковскую область с постоянным проживанием до осени, где продолжает вести дневник самоконтроля гликемии и прием назначенных препаратов: гозоглиптин 30 мг/сут. и метформин пролонгированного действия 2000 мг на ночь.

В октябре 2023 г. на приеме у врача-эндокринолога пациент отметил снижение массы тела на 5 кг за 4 месяца на фоне активной физической нагрузки на свежем воздухе (работа на огороде) и правильного питания с достаточным количеством овощей и фруктов; предъявлены дневник самоконтроля гликемии и выполненные лабораторные анализы.

По результатам лабораторных анализов (табл. 7) уровень HbA1с значительно снизился и практически достиг целевого показателя в 6,5%. Уровень холестерина на фоне приема статинов также находился в допустимых пределах. По данным дневника самоконтроля гликемии (табл. 8), все показатели находятся в целевом диапазоне. Эти данные в очередной раз подтверждают успешность назначенной терапии. Пациенту рекомендовано продолжить прием назначенных препаратов.

141-1.jpg (87 KB)

Заключение

Данный клинический случай дает представление об одном конкретном пациенте, который также может появиться на приеме у любого врача. По тем или иным причинам врач не всегда может донести до пациента полную информацию о заболевании, его осложнениях и перспективах развития. Важно найти подход к пациенту, вовремя реагировать на изменения и жалобы, помочь пациенту улучшить качество жизни. На момент постановки диагноза СД2 у пациента отсутствовали хронические осложнения, которые были выявлены через 2 года самовольного отсутствия в поле зрения врачей. Вероятнее всего, их можно было избежать. Также хочется отметить гипогликемические состояния на фоне приема препарата сульфонилмочевины. Безопасность терапии – один из ключевых постулатов в лечении СД2. Смена терапии на препарат гозоглиптин 30 мг исключила риски гипогликемии и облегчила жизнь пациента. Приверженность терапии, которая не требует постоянного жесткого контроля, который мешает привычному существованию, максимальная. Результатами лечения остались довольны и врач, и пациент.


Литература


1. Дедов И.И., Шестакова М.В., Викулова О.К. и др. Атлас регистра сахарного диабета Российской Федерации. Статус 2018 г. Сахарный диабет. 2019;22(Suppl. 2):4–61.


2. McKnight J.A., et al. Glycaemic control of type 1diabetes in clinical practice early in the 21st century: an international comparison. Diab Med. 2015;32:1036–50. Doi: 10.1111/dme.12676.


3. Oguz A., Benroubi M., Brismar K., et al. Clinical outcomes after 24 months of insulin therapy in patients with type 2 diabetes in five countries: results from the TREAT study. Curr Med Res Opin. 2013;29:911–20. Doi: 10.1185/03007995.2013.803053.


4. Polinski J.M., Kim S.C., Jiang D., et al. Geographic patterns in patient demographics and insulin use in 18 countries, a global perspective from the multinational observational study assessing insulin use: understanding the challenges associated with progression of therapy (MOSAIcBMC). Endocr Disord. 2015;15:46. Doi: 10.1186/s12902-015-0044-z.


5. Дедов И.И., Шестакова М.В., Майоров А.Ю. и др. «Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом» (10- й выпуск). Под ред. И.И. Дедова, М.В. Шестаковой, А.Ю. Майорова. Cахарный диабет. 2021;(Suppl. 1):1–148.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: Екатерина Юрьевна Смирнова, врач-эндокринолог, Городская поликлиника № 44, Санкт-Петербург, Россия; katrin_cat@list.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2487-0038 


Похожие статьи


Бионика Медиа