Московский регистр больных акромегалией: отдаленные результаты наблюдения


М.Б. Анциферов (1), Т.М. Алексеева (1), В.С. Пронин (2)

(1) ГБУЗ «Эндокринологический диспансер» Департамента здравоохранения г. Москвы; (2) ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава РФ, Москва
Представлены последние данные ретроспективного анализа электронных карт пациентов, входящих в Московский регистр больных акромегалией. По данным на июль 2016 г. в Московском регистре насчитывалось 506 пациентов с акромегалией, из которых 52% получали медикаментозное лечение аналогами соматостатина. Проанализировано 118 электронных карт пациентов, которым была проведена смена препарата октреотид на ланреотид из-за неэффективности предшествовавшей терапии аналогами соматостатина или выраженных побочных эффектов. В работе представлены данные об эффективности и переносимости ланреотида пациентами, получавшими ранее октреотид.

Введение

Акромегалия является тяжелым нейроэндокринным заболеванием, приводящим (в отсутствие адекватного лечения) к ранней инвалидизации и преждевременной смерти. Несмотря на постоянное совершенствование методов лечения, смертность больных акромегалией в 2–4 раза превышает данный показатель в популяции [1, 2]. Для систематизации и постоянного мониторинга эпидемиологических, демографических и клинических данных с целью определения наиболее эффективных способов выявления и лечения гормональноактивных аденом гипофиза создаются региональные и национальные регистры больных акромегалией. В течение последних 13 лет в Москве благодаря коллективному участию сотрудников Эндокринологического научного центра МЗ РФ, Эндокринологического диспансера Департамента здравоохранения города Москвы и кафедры эндокринологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова успешно функционирует регистр больных акромегалией.

По данным на июль 2016 г., в Московском регистре насчитывалось 506 пациентов с акромегалией, из них 138 (27%) мужчин и 368 (73%) женщин (рис. 1). За три года, прошедших со времени последней публикации [3], были зарегистрированы 185 новых пациентов с диагнозом «акромегалия», в т.ч. 139 женщин и 46 мужчин. Средний возраст больных составил 46 лет. Пик дебюта заболевания приходится на 3–4-ю декады жизни – самые продуктивные для работоспособного населения. У 144 (26%) пациентов дебют заболевания отмечен в возрасте 50–69 лет, у 103 (20%) – в 40–49 и у 99 (19%) – в 60–69 лет. Соотношение микро-/макроаденом составило 1,0:1,4. Медикаментозное лечение аналогами соматостатина (АС) получали 263 пациента (52% от общего количества больных): из них ланреотидом (Соматулин® Аутожель®) – 65% и октреотидом – 35%.

Ведение Московского регистра позволяет осуществлять динамическое наблюдение и мониторинг лечения, а также оценивать эффективность различных терапевтических подходов к ведению пациентов с акромегалией в долгосрочном периоде.

В зависимости от клинической ситуации больным рекомендуется хирургическое, медикаментозное или лучевое лечение. Пациентам, находившимся на лекарственной терапии, проведены контроль уровней инсулиноподобного ростового фактора (ИРФ-1) и соматотропного гормона (СТГ) 1 раз в 3–6 месяцев, а также магнитно-резонансная томография 1 раз в 6–12 месяцев. Данный подход позволяется оценивать динамику проводимой терапии и при необходимости корректировать ее.

Лечение акромегалии направлено на нормализацию уровней СТГ и ИРФ-1, снижение компрессии за счет уменьшения объема опухоли, уменьшение клинических проявлений, а также снижение смертности в долгосрочной перспективе [4, 5].

Транссфеноидальная аденомэктомия является терапией первой линии при микроаденомах и интреселлярных макроаденомах [6–8]. Хирургический подход также показан при появлении масс-эффекта растущей опухоли, в частности сужения полей зрения. Однако хирургическое вмешательство эффективно лишь в 60% случаев и малоэффективно в случае макроаденом [9]. В ряде случаев операция не может быть проведена из-за тяжелого соматического состояния пациента либо его отказа.

Лучевую терапию обычно назначают в качестве терапии третьей линии (после хирургии и фармакотерапии) или при резидуальной несекретирующей опухоли в послеоперационном периоде [10].

Более половины больных СТГ-секретирующими аденомами гипофиза нуждаются в длительном применении АС (ланреотид, октреотид) пролонгированного действия. Противоопухолевый эффект АС реализуется прямыми и непрямыми механизмами через активацию SSTR1-5 соматостатиновых рецепторов на поверхности опухолевых клеток, а также клеток микроокружения и зависит от экспрессии SSTR и их подтипов. Доказаны антипролиферативный и проапоптотический эффекты АС, реализуемые за счет активации рецепторов SSTR, прежде всего подтипа 2а [11–13].

Согласно последнему консенсусу Европейского общества эндокринологов (ноябрь 2014 г.), АС являются препаратом выбора при невозможности проведения оперативного лечения (неоперабельная опухоль или наличие противопоказаний к хирургическому вмешательству), отклонении биохимических показателей и наличии симптомов заболевания без масс-эффекта опухоли. В настоящее время группа АС представлена двумя препаратами: ланреотидом и октреотидом [14]. Согласно данным последних исследований, ланреотид можно применять с кратностью 1 раз в 8 недель [15, 16], что повышает приверженность пациентов лечению и снижает его стоимость. Удобная форма выпуска – предварительно заполненный шприц – позволяет пациентам или их близким выполнять инъекции самостоятельно в домашних условиях [17, 18]. Однако даже при наличии таких возможностей терапии важной проблемой остается разработка лекарственных схем, позволяющих обеспечивать контроль акромегалии у больных с частичной или полной резистентностью к АС. Среди предлагаемых решений обсуждаются следующие: эскалация дозы, сокращение межинъекционного интервала, замена препаратов группы АС, добавление к АС агонистов дофамина [19].

В рамках ведения регистра авторы продолжили наблюдение за пациентами, которым была проведена смена АС из-за неэффективности предшествовавшей терапии или выраженных побочных эффектов использованного ранее средства. В частности, речь идет о переводе пациентов с максимальных доз октреотид-содержащих препаратов (Сандостатин ЛАР®, Октреотид-депо®, Октреотид-лонг®) на ланреотид (Соматулин® Аутожель® 120 мг) в максимальной дозировке. Анализ долгосрочной эффективности ланреотида для пациентов, прежде получавших октреотид, представляет как научный, так и практический интерес. С данной целью был проведен ретроспективный анализ карт пациентов из Московского регистра больных акромегалией.

Материал и методы

В данный ретроспективный анализ были включены 118 пациентов, переведенных с октреотида (различные дозы) на ланреотид в период с октября 2009 по июль 2016 г. Все эти больные были разделены на две группы. В 1-ю группу вошли пациенты, которых перевели на ланреотид в период с октября 2009 по июль 2013 г. (97 человек). Сведения о них были опубликованы ранее [3]. Во 2-ю группу были включены пациенты, начавшие получать ланреотид после предшествовавшей терапии октреотидом с июля 2013 по июль 2016 г. (21 человек). Таким образом, можно оценить долгосрочные результаты терапии и переносимость ланреотида пациентами, получавшими препарат в течение нескольких лет, и больными, которые начали получать его сравнительно недавно.

Причинами перевода пациентов на ланреотид стали непереносимость октреотида; недостаточный терапевтический эффект (резистентность к проводимой терапии); возможность назначения препарата с увеличенными интервалами введения; необходимость проведения инъекций в домашних условиях.

Результаты

Среди пациентов первой группы, включившей 97 пациентов, Соматулин® Аутожель® по-прежнему получают 62 (64%) человека, из них 17 (27,4%) находятся на комбинированной терапии с каберголином (Достинекс). Тридцать пять (36%) пациентов прекратили прием препарата по различным причинам: 9 (9,3%) – умерли в течение срока наблюдения; 13 (13,4%) – были переведены на другие препараты в связи с непереносимостью, неэффективностью или по другой причине. Четырем (4,1%) пациентам была проведена радикальная операция, не потребовавшая дальнейшей медикаментозной терапии; 4 (4,1%) человека стали участниками клинических исследований и еще 5 (5,1%) пациентов прекратили принимать препарат по различным причинам (рис. 2). Из пациентов, продолжавших принимать Соматулин® Аутожель®, компенсация отмечена у 38 (61,3%) больных (рис. 3). У одной пациентки на фоне приема ланреотида наступила беременность. Препарат был отменен на 7-й неделе, беременность закончилась физиологическими родами в срок. Родился живой доношенный мальчик. После родов терапия ланреотидом была продолжена. Одна пациентка принимала Соматулин® Аутожель® 1 раз в 8 недель в домашних условиях в связи с невозможностью самостоятельно передвигаться после перенесенного инсульта. При этом средний уровень ИРФ-1 до назначения ланреотида составлял 214,25 нг/мл, а после перевода на указанную схему лечения – 181,2 нг/мл. У четырех пациентов после перевода с октреотида в связи с компенсацией состояния был увеличен межинъекционный интервал. Таким образом, 1 пациент получал Соматулин® Аутожель® с кратностью 1 раз в 6 недель и 3 пациента – 1 раз в 8 недель. При этом у всех пациентов наблюдалась клинико-биохимическая компенсация, в т.ч. нормализация уровня ИРФ-1, средняя концентрация которого составила 130,5 нг/мл.

Во 2-й группе пациентов (21 человек) компенсация на фоне приема ланреотида наступила у 15 человек (71,4%) (рис. 3). У двоих пациенток с непереносимостью октреотида наблюдалась хорошая переносимость ланреотида с положительным клиническим и биохимическим ответом. У 5 пациентов было отмечено значительное снижение уровня ИРФ-1 по сравнению с исходным (т.е. на момент перевода).

Обсуждение

Ведение Регистра пациентов с акромегалией позволяет контролировать результаты проводимой терапии, а также получать сведения об эффективности и переносимости АС. Отсутствие возможности оперативного вмешательства или отказ пациента от него приводит к необходимости проведения медикаментозной терапии, где основной группой препаратов являются АС.

Согласно современным рекомендациям, терапия АС показана:

  • после проведенного оперативного вмешательства при сохранении симптомов заболевания;
  • в качестве первичного лечения пациентов с неоперабельной опухолью, инвазией опухоли в кавернозный синус без сдавления области перекреста зрительных нервов или при невозможности проведения оперативного вмешательства (например, отказ пациента, сопутствующая соматическая патология);
  • в качестве адъювантной терапии пациентов с выраженными симптомами акромегалии, повышением уровня СТГ, но без выраженных локальных симптомов, вызываемых опухолью (отсутствие масс-эффекта опухоли).

В случае неполного ответа на терапию АС возможно комбинированное лечение с каберголином или пегвисомантом (последний в России не зарегистрирован) [14].

По заключению Американской ассоциации клинических эндокринологов, октреотид и ланреотид обладают сопоставимым профилем эффективности и безопасности (класс рекомендации В, уровень доказательности 2) [6].

В то же время во многих исследованиях показано, что для пациентов с непереносимостью одного из АС возможно эффективное и безопасное применение другого препарата данного класса [20, 21].

В одном из исследований было показано, что перевод пациентов с октреотида ЛАР на ланреотид с увеличением межинъекционного интервала позволил сохранить лечебный эффект и контроль за биохимичекими показателями, а также упростить лечебный режим и повысить приверженность к терапии. К концу исследования подавляющее большинство пациентов отдавали предпочтение ланреотиду [22].

Нередки ситуации, когда больные в силу тяжести соматического статуса (или при необходимости выезда в другой регион) не в состоянии строго в определенное время посещать лечебное учреждение для проведения очередной инъекции, что чревато нежелательными перерывами в лечении. В этом случае решением является проведение инъекций в домашних условиях самими пациентами или их близкими, что не снижает эффективности терапии [23]. В Московском регистре были пациенты, желавшие проводить инъекции в домашних условиях самостоятельно или с помощью родственников. В связи с этим они были переведены на ланреотид (Соматулин® Аутожель®) с хорошим терапевтическим эффектом. Таким образом, перевод больных с октреотид-содержащих препаратов на ланреотид (Соматулин® Аутожель® 120 мг) при сохранении лечебного эффекта позволяет упростить режим инъекций и повысить степень свободы пациента. Частично резистентным к АС больным комбинация ланреотида с каберголином позволяет снижать затраты на лечение и достигать эффективного контроля заболевания у бóльшего числа пациентов, чем при изолированном увеличении дозы АС.


Литература


1. Biermasz N.R., Pereira A.M., Smit J.W., Romijn J.A., Roelfsema F. Morbidity after Long-Term Remission for Acromegaly: Persisting Joint-Related Complaints Cause Reduced Quality of Life. J. Clin. Endocrinol. Metab. 2005;90(5):2731–39.

2. Holdaway I.M., Rajasoorya R.C., Gamble G.D. Factors Influencing Mortality in Acromegaly J. Clin. Endocrinol. Metab. 2004;89(2):667–74.

3. Анциферов М.Б., Пронин В.С., Алексеева Т.М., Дорофеева Л.Г. Опыт ведения Московского регистра больных акромегалией: возможности решения различных терапевтических задач. Фарматека. 2013;16:40–5.

4. Chanson P., Salenave S. Acromegaly. Orphanet J. Rare Dis. 2008;3:17.

5. Katznelson L., Atkinson J.L.D., Cook D.M., Ezzat S.Z., Hamrahian A.H., Miller K.K. American Association of Clinical Endocrinologists. American Association of Clinical Endocrinologists Medical Guidelines for Clinical Practice for the Diagnosis and Treatment of Acromegaly – 2011 Update. Endocr. Pract. 2011;17(Supp. 4):1–44.

6. Katznelson L., Atkinson J.L., Cook D.M., Ezzat S.Z., Hamrahian A.H., Miller K.K.; AACE Acromegaly Task Force. American Association of Clinical Endocrinologists medical guidelines for clinical practice for the diagnosis and treatment of acromegaly – 2011 update: executive summary. Endocr. Pract. 2011;17(4):636–46.

7. Дедов И.И., Мельниченко Г.А. Акромегалия: патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, методы лечения. Пособие для врачей. М., 2012. 80 c.

8. Schloffer H. Erfolgreiche Operation eines Hypophysentumors auf nasalem Wege. Wien Klin. Wochenschr. 1907;20:621–24.

9. Melmed S., Colao A., Barkan A., Molitch M., Grossman A.B., Kleinberg D., Clemmons D., Chanson P., Laws E., Schlechte J., Vance M.L., Ho K., Giustina A.; Acromegaly Consensus Group. Guidelines for acromegaly management: an update. J. Clin. Endocrinol. Metab. 2009;94(5):1509–17.

10. Mortini P., Barzaghi R., Losa M., Boari N., Giovanelli M. Surgical treatment of giant pituitary adenomas: strategies and results in a series of 95 consecutive patients. Neurosurgery. 2007;60(6):993–1002.

11. Arosio M., Reimondo G., Malchiodi E., Berchialla P., Borraccino A., De Marinis L., Pivonello R., Grottoli S., Losa M., Cannavò S., Minuto F., Montini M., Bondanelli M., De Menis E., Martini C., Angeletti G., Velardo A., Peri A., Faustini-Fustini M., Tita P., Pigliaru F., Borretta G., Scaroni C., Bazzoni N., Bianchi A., Appetecchia M., Cavagnini F., Lombardi G., Ghigo E., Beck-Peccoz P., Colao A., Terzolo M.; Italian Study Group of Acromegaly. Predictors of morbidity and mortality in acromegaly: an Italian survey. Eur. J. Endocrinol. 2012;167:189–98.

12. Florio T., Thellung S., Corsaro A., Bocca L., Arena S., Pattarozzi A., Villa V., Massa A., Diana F., Schettini D., Barbieri F., Ravetti J.L., Spaziante R., Giusti M., Schettini G. Characterization of the intracellular mechanisms mediating somatostatin and lanreotide inhibition of DNA synthesis and growth hormone release from dispersed human GH-secreting pituitary adenoma cells in vitro. Clin. Endocrinol. (Oxf) 2003;59(1):115–28.

13. Fougner S.L., Borota O.C., Berg J.P., Hald J.K., Ramm-Pettersen J., Bollerslev J. The clinical response to somatostatin analogues in acromegaly correlates to the somatostatin receptor subtype 2a protein expression of the adenoma. Clin. Endocrinol. (Oxf) 2008;68(3):458–65.

14. Katznelson L., Laws E.R., Melmed S., Molitch M.E., Murad M.H., Utz A., Wass J.A.; Endocrine Society. Acromegaly: an Endocrine Society clinical practice guideline. J. Clin. Endocrinol. Metab. 2014;99(11):3933–51.

15. Bevan J.S., Newell-Price J., Wass J.A., Atkin S.L., Bouloux P.M., Chapman J., Davis J.R., Howlett T.A., Randeva H.S., Stewart P.M., Viswanath A. Home administration of lanreotide autogel by patients with acromegaly, or their partners,is safe and effective. Clin. Endocrinol. (Oxf) 2008;68:343–49.

16. Salvatori R., Woodmansee W.W., Molitch M., Gordon M.B., Lomax K.G. Lanreotide extended-release aqueous-gel formulation, injected by patient, partner or healthcare provider in patients with acromegaly in the United States: 1-year data from the SODA registry. Pituitary. 2014;17:13–21.

17. Schopohl J., Strasburger C.J., Caird D., Badenhoop K., Beuschlein F., Droste M., Plöckinger U., Petersenn S.; German Lanreotide Study Group. Efficacy and acceptability of lanreotide autogel 120 mg at different dose intervals in patients with acromegaly previously treated with octreotide LAR. Exp. Clin. Endocrinol. Diabetes. 2011;119:156–62.

18. Johanson V., Wilson B., Abrahamsson A., Jianu C., Calissendorff J., Wall N., Grønbæk H., Florholmen J., Ohberg A., Granberg D. Randomized crossover study in patients with neuroendocrine tumors to assess patient preference for lanreotide Autogel® given by either self/partner or a health care professional. Patient Prefer Adherence. 2012;6:703–10.

19. Анциферов М.Б., Пронин В.С., Алексеева Т.М. Медикаментозное лечение пациентов с акромегалией, частично резистентных к терапии аналогами соматостатина. Фарматека. 2011;16:49–55.

20. Andries M., Glintborg D., Kvistborg A. A 12-month randomized crossover study on the effects of lanreotide Autogel and octreotide long-acting repeatable on GH and IGF-l in patients with acromegaly. Clin. Endocrinol. (Oxf) 2008;68(3):473–80.

21. Ronchi C.L., Boschetti M., Degli Uberti E.C., Mariotti S., Grottoli S., Loli P., Lombardi G., Tamburrano G., Arvigo M., Angeletti G., Boscani P.F., Beck-Peccoz P., Arosio M.; Italian Multicenter Autogel Study Group in Acromegaly. Efficacy of a slow-release formulation of lanreotide (Autogel) 120 mg) in patients with acromegaly previously treated with octreotide long acting release (LAR): an open, multicenter longitudinal study. Clin. Endocrinol. (Oxf) 2007;67(4):512–19.

22. Neggers S., Pronin V., Balcere I. Lanreotide Autogel 120 mg at extended dosing intervals in patients with acromegaly biochemically controlled with octreotide LAR: the LEAD study. Eur. J. Endocrinol. 2015;173:313–32.

23. Bevan J.S., Newell-Price J., Wass J.A., Atkin S.L., Bouloux P.M., Chapman J., Davis J.R., Howlett T.A., Randeva H.S., Stewart P.M., Viswanath A. Home administration of lanreotide Autogel by patients with acromegaly, or their partners, is safe and effective. Clin. Endocrinol. (Oxf) 2008;68(3):343–49.


Об авторах / Для корреспонденции


Т.М. Алексеева – д.м.н., проф., зав. отделением эндокринологии ГБУЗ «Эндокринологический диспансер» ДЗ г. Москвы; e-mail: mamamarka@yandex.ru


Похожие статьи


Бионика Медиа