Многоформная экссудативная эритема, как проявление токсико-аллергической реакции на лекарственные препараты. Разбор клинических случаев


Л.А. Аксамит, А.А. Цветкова

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И.Евдокимова, Москва
Представлен клинический случай развития многоформной экссудативной эритемы на фоне приема препарата, содержащего аспирин. Рассматриваются методы диагностики и принципы лечения.

Многоформная экссудативная эритема (МЭЭ) – это заболевание, которое рассматривают как проявление полиэтиологического синдрома гиперсенсибилизации, развивающегося в результате действия лекарственных препаратов (токсико-аллергическая форма) или возбудителей инфекции (инфекционно-аллергическая форма). Инфекционно-аллергический генез заболевания связывают с обострением очагов хронической инфекции (тонзиллит, отит, апикальный периодонтит зубов и др.).

Токсико-аллергическая форма заболевания развивается при сенсибилизации к медикаментам. Наиболее часто это связывают с приемом сульфаниламидов (Бактрим – в 76,5% случаев наблюдения), антибиотиков (тетрациклин, левомицетин – 23,5%), нестероидных противовоспалительных средств (анальгин – 26,4%; аспирин – 21,6%) [1].

Болеют преимущественно подростки, молодые люди в возрасте до 30 лет (редко дети и старики).

Клинические проявления заболевания связывают с поражением кожи и слизистых оболочек (полость рта, глаза, нос, половые органы). Страдает общее состояние организма, при этом наблюдается резкий подъем температуры тела до 38–39°С, суставные, мышечные боли, ознобы. Регионарные лимфатические узлы увеличенные, болезненные. Изменения на коже характеризуются зудящими ярко-красными эритематозными кольцеобразными пятнами, возвышающимися над поверхностью, с западающей центральной частью, окрашенной в темно-цианотичный или желтоватый цвет («кокарды»), нередко с развитием пузырей. Типична локализация на тыльной поверхности кистей и стоп, наружных поверхностях локтевых суставов.

Наиболее часто (80%) МЭЭ поражает слизистую оболочку полости рта и губы [2]. Это проявляется отеком, гиперемией, кровянистыми корками (на губах) и эритематозными пятнами, нередко с развитием быстро вскрывающихся пузырей и болезненных эрозий, покрытых фибринозным налетом (чаще на слизистой оболочке щек, губ, дна полости рта). Эрозии могут сливаться, образуя обширные участки поражения. Характерно волнообразное цикличное появление морфологических элементов (можно наблюдать элементы поражения на разных этапах развития).

Диагностика МЭЭ при сочетанном типичном поражении кожи и обширных эрозивных поражениях в полости рта не вызывает затруднений. Но возможно изолированное поражение только полости рта, что требует дополнительных методов исследования для исключения пузырчатки (цитология). При утвердительном диагнозе МЭЭ для врача-стоматолога важно определение причинного фактора.

В случае инфекционно-аллергической природы МЭЭ рецидивы заболевания возникают чаще в осенне-весенний период на фоне простуды и обострения хронических заболеваний, что подтверждают результаты иммунологических исследований in vitro (проводятся в период ремиссии для выявления бактериальной аллергии).

Но чаще стоматолог сталкивается с токсико-аллергической формой заболевания, что ставит перед ним задачу поиска причинного лекарственного препарата, чтобы исключить его из употребления данным пациентом, т.к. повторное применение данного медикамента может провоцировать рецидив с более тяжелой клинической картиной (возможно развитие синдрома Стивенса–Джонсона или Лайелла).

В решении этой задачи может помочь только тщательный опрос пациента.

Клинический пример. Мы наблюдали трех молодых людей (2 девушек и юношу 21–25 лет), считающих себя абсолютно здоровыми. На вопрос, принимали ли они какие-либо препараты в канун заболевания, мы получали отрицательный ответ. Никаких лекарственных препаратов молодые люди не принимали. Это создавало значительные трудности в решении данной проблемы. И только отвлеченный разговор об их жизни выявил склонность к клубному ночному времяпрепровождению (2 случая); рецидивы заболевания после каждой встречи с женихом-иностранцем (1 случай). Это вызвало интерес и вопрос: а как же вы восстанавливаетесь после ночных посиделок перед работой?

Ответ у всех был один: «Алко-Зельцер». Данный препарат молодые люди использовали для снятия похмельного синдрома и не считали лекарством, тогда как основным действующим веществом его является аспирин, что и явилось причиной развития тяжелых проявлений МЭЭ (рис. 1–4).

Лечение МЭЭ включает следующие мероприятия:

1. Исключить данный препарат (Алко-Зельцер ) и другие, содержащие аспирин.

2. Общее:

  • глюкокортикостероиды в небольших дозах (быстро купируют процесс);
  • антигистаминные (препараты выбора – I или II поколения – хлоропирамин, клемастин или эбастин, лоратадин.

3. Местное:

  • обезболивающие – аппликации или ротовые ванночки анестетиков (2%-ный раствор лидокаина, Камистад гель);
  • антисептики – орошение (ротовые ванночки, полоскание) растворами 1%-ной перекиси водорода, 0,05% хлоргексидина (для предотвращения присоединения вторичной инфекции);
  • глюкокортикостероиды – мази, аэрозоли (мометазон, метилпреднизолона ацепонат).

Данная схема терапии дала быстрый положительный эффект.

Заключение

Представленные клинические ситуации развития многоформной экссудативной эритемы у молодых, здоровых людей показывают важность тщательного сбора анамнеза для поиска причинного лекарственного средства с целью профилактики рецидивов заболевания.


Литература


  1. Смирнова Г.И. Аллергодерматозы у детей. М., 1998. 300 с.
  2. Боровский Е.В., Машкиллейсон А.Л. Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ. М., 2000. 400 с.


Об авторах / Для корреспонденции


Аксамит Л.А. – к.м.н., доцент кафедры обезболивания в стоматологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова
Цветкова А.А. – к.м.н., ассистент кафедры обезболивания в стоматологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова


Похожие статьи


Бионика Медиа