Крайне тревожит тот факт, что в России показатели смертности от болезней системы кровообращения в трудоспособном возрасте в 3–5 раз превышают аналогичные в других экономически развитых странах, при этом отмечается тенденция роста показателей смертности. Следует подчеркнуть, что наиболее значительный рост смертности отмечается в возрастной группе от 20 до 29 лет [9]. В многочисленных исследованиях было продемонстрировано, что наличие артериальной гипертензии (АГ) существенно ухудшает прогноз жизни [3], в первую очередь за счет увеличения риска инфаркта миокарда и мозгового инсульта. По-прежнему АГ остается самым распространенным модифицируемым фактором риска (ФР) сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), принципиально определяющим величину сердечно-сосудистой смертности [11–13]. Несомненно, что истоки возникновения АГ у взрослых относятся к детскому и подростковому возрасту, когда формируются нейрогенные и гуморальные механизмы регуляции сердечно-сосудистой системы и артериального давления (АД) [6]. Недостаточная эффективность профилактических программ для взрослых диктует необходимость поиска новых ранних превентивных мероприятий и их смещения в более ранние возрастные периоды. Ранняя диагностика АГ, разработка программы по предупреждению развития гипертонической болезни (ГБ) являются важной научной и практической проблемой [5]. Не подлежит сомнению факт более высокой эффективности профилактики и лечения АГ на ранних этапах ее становления, а не на стадии стабилизации и органных повреждений [2, 11, 13].
Цель исследования – оценить роль факторов риска ССЗ в формировании АГ у лиц призывного возраста для совершенствования профилактической помощи этой группе населения.
Материал и методы
В ходе исследования нами были обследованы лица призывного возраста, направленные в кардиологическое отделение ГБУЗ РМ МРКБ по линии военного комиссариата с диагнозом АГ. С января 2013 по январь 2014 г. общее число таких лиц составило 99 человек в возрасте от 16 до 25 лет. Все лица призывного возраста были обследованы, согласно рекомендациям Российского медицинского общества по артериальной гипертонии и Всероссийского научного общества кардиологов.
По данным исследования, диагноз ГБ был установлен у 37 (37,4%) человек. Вегетососудистая дистония (ВСД) была диагностирована у 25 (25,3%) человек, легочная АГ (ЛАГ) – у 14 (14,1%), симптоматические АГ – у 21 (21,2%), и 2 (2%) пациента, по результатам обследования, оказались здоровыми. В дальнейшем мы анализировали только данные пациентов с ГБ, ЛАГ и ВСД, общее число которых составило 76, больных симптоматической АГ и здоровых лиц в учет не брали.
Выбор лиц молодого возраста основан на том, что в период перестройки организма начинают проявляться ранее скрытые заболевания. Это тот возраст, когда вмешательство в начальный период болезни позволяет избежать ее трансформации в ГБ. Преобладание мужского пола связано с более пристальным вниманием со стороны врачей к юношам-подросткам в связи проведением медосмотров в военкоматах. Особенно это актуально для юношей, у которых повышенные цифры АД служат единственным проявлением АГ.
Статистический анализ осуществлен методами статистической обработки Microsoft word-Excel. Проведен расчет средних величин по общепринятым в статистике методам. Наличие связи между некоторыми признаками, а также силу и направление связи оценивали при помощи расчета коэффициента рангов Спирмена (r).
Результаты
Среди пациентов с ГБ 44,8% был поставлен диагноз ГБ I стадии, 3,9% – ГБ II стадии с поражением органов-мишеней (гипертрофия миокарда левого желудочка – ЛЖ, ангиопатия сосудов сетчатки), диагноз ГБ III стадии не был поставлен ни одному из госпитализированных пациентов. Среди лиц с ВСД преобладал синдром вегетативной дисфункции по гипертоническому типу – 25%, у 6,6% был выставлен диагноз ВСД по смешанному типу и у 1,3% – по кардиальному. Среди молодых людей с ЛАГ у 2,6% выявлена ЛАГ I степени, у 11,9% – ЛАГ II и у 3,9% – ЛАГ III степени.
Анализ наследственной предрасположенности позволил выявить отягощенность по ГБ у 89,5% исследуемых пациентов с повышенным АД; 83,8% больных эссенциальной АГ имели отягощенную наследственность по ГБ. Для большинства лиц наследственность была отягощена по 1-й линии родства (мамы, папы): 24 (64,8%) – при ГБ, 8 (64,3%) – при ЛАГ, 18 (72%) – при ВСД (табл. 1). Кроме того, пациенты из анализируемых групп имели отягощенную наследственность по двум линиям родства, что почти вдвое повышает риск развития ГБ.
Среди лиц молодого возраста с ГБ процент курящих составил 67,6% (25 человек), не курили 13 (32,4%). Среди лиц с ЛАГ курили 57,2% (8 человек), не курили – 42,8% (6 человек). Большинство пациентов с ВСД не курили – 80% (20 человек), число куривших составило 20% (5 человек).
Лица призывного возраста с ГБ в 62,1% (23 человека) случаев имели избыточную массу тела: 48,6% (18 человек) имели предожирение, 10,8% (4 человека) – ожирение I степени, 2,7% (1 человек) – ожирение III степени; у 37,9% (14 пациентов) была нормальная масса тела. Масса тела большинства (92,9%) пациентов с ЛАГ была нормальной, 7,1% (1 пациент) страдали ожирением I степени. Масса тела 72% лиц с ВСД была нормальной, 24% (6 человек) страдали избыточной массой тела, у 4% (1 человек) – ожирением I степени.
В ходе исследования выявлена широкая распространенность гиподинамии среди молодых лиц. Так, 75% (57 человек) пациентов вели малоподвижный образ жизни.
При анализе показателей липидного обмена у пациентов с повышением АД диагностировано: средний уровень общего холестерина (ОХ) у пациентов с ВСД составлял 4,65 ммоль/л, у пациентов с ЛАГ – 4,69 ммоль/л, с ГБ – 4,81 ммоль/л.
При анализе показателей глюкозы плазмы натощак выявлено, что средний уровень глюкозы плазмы натощак у пациентов с ГБ составлял 4,87 ммоль/л, у пациентов с ЛАГ – 4,86 ммоль/л, у больных ВСД – 4,63 ммоль/л.
Ангиопатия сосудов сетчатки диагностирована в 6,6% случаев среди пациентов с ГБ.
К одним из основных показателей гипертрофии миокарда ЛЖ относятся масса миокарда ЛЖ (ММЛЖ) и индекс массы миокарда левого желудочка – ИММЛЖ (табл. 2).
При ГБ отмечается тенденция повышения величины ФВ к верхней границе нормы, что не наблюдается у пациентов с ЛАГ и ВСД.
Обсуждение
Проблема АГ приобретает особую актуальность в нашей стране, лидирующей в мире по смертности от ССЗ. С учетом того обстоятельства, что, по данным ряда авторов, АГ берет свое начало в детском и подростковом возрасте, необходимо выявлять ФР и прогностические маркеры развития АГ для решения вопроса о целесообразности и сроках начала антгипертензивной терапии [7]. Эссенциальная АГ развивается в результате взаимодействия генетических факторов с окружающей средой, играющей основную роль в механизмах развития гипертонии [5]. Научной основой предупреждения ССЗ служит концепция ФР [8, 7].
При анализе распространенности ФР выявлено, что у половины пациентов преимущественно имело место наличие двух ФР. Обращает на себя внимание следующее: у трети пациентов имело место наличие трех и более ФР. АГ возникает в результате сложного взаимодействия средовых факторов, в т.ч. социальных, и наличия генетической предрасположенности к формированию АГ. Отягощенная наследственность является ведущим немодифицируемым ФР развития АГ. Отягощенный по АГ семейный анамнез встречался в 89,5% случаев одинаково часто среди пациентов с ГБ, ЛАГ и ВСД: по 1-й линии родства – 67,1%, по 1-й и 2-й линиям родства – 22,4%.
В России, где не выращивают табак, курение – самая распространенная вредная привычка среди мужчин. Курение – фактор, непосредственно повышающий АД, повреждающий эндотелий сосудов, а также неблагоприятно влияющий на липидный обмен [4, 5, 10]. По данным обследования национальной представительной выборки населения (ГосНИЦПМ), в возрасте 20 лет и старше курят 63,2% мужчин. Нами было выявлено, что среди корригируемых ФР курение среди лиц призывного возраста составило 50%. Данный фактор имел максимальное распространение среди лиц призывного возраста с ГБ (33%). Во всех источниках мировой литературы указывается, что курение резко снижает продолжительность жизни курящих мужчин.
К одной из важных проблем здоровья современного общества, приводящих к самым печальным последствиям, относится низкая физическая активность. Технический прогресс освобождает человека от необходимости затрачивать много физического труда и, безусловно, облегчает жизнь людей, но приводит к резкому росту числа заболеваний сердечно-сосудистой системы, в частности и ГБ. Особенно это выявилось после компьютеризации страны. Дети, подростки, взрослые все больше времени проводят за компьютером, все меньше двигаются. Результаты нашего исследования не разнились с данными литературы о низкой физической активности среди молодых людей. По результатам проведенного анализа, 75% обследованных лиц призывного возраста ведут малоподвижный образ жизни.
Оценивая физический статус лиц призывного возраста с повышенным АД, нельзя не отметить высокий процент (41%) пациентов, имеющих избыточную массу тела, которая является важным ФР развития ГБ. Она ограничивает физические возможности человека, приводит к различным психосоциальным последствиям, негативно влияя на качество жизни. Особую тревогу вызывает рост ожирения среди детского населения. В настоящее время до 25% подростков в развитых странах мира имеют избыточную массу тела, а 15% страдают ожирением [1, 14]. В проведенном нами исследовании показано, что частота встречаемости избыточной массы тела и ожирения составила 62,1% среди лиц с ГБ, 28% – среди лиц с ВСД и 7,1% – среди лиц с ЛАГ.
При анализе показателей липидного спектра было выявлено, что средний уровень ОХ у всех исследуемых пациентов находится в пределах нормы. Определенный интерес представляют результаты корреляционного анализа, демонстрирующие наличие определенных взаимосвязей показателей липидного спектра крови с рядом других ФР развития ГБ. У лиц с ГБ отмечена прямая положительная умеренная связь между содержанием ОХ в сыворотке крови и индексом массы тела – ИМТ (r=0,36), что согласуется с данными литературы, согласно которым лица с избыточной массой тела чаще имеют дислипидемии и страдают атеросклерозом [15]. Соответственно, аналогичные тенденции выявлены в отношении содержания липопротеидов низкой плотности (ЛПНП). У лиц с ЛАГ выявлена прямая положительная сильная связь между содержанием ОХ и ЛПНП с ИМТ (r=0,73 и r=0,71 соответственно), что свидетельствует о том, что с увеличением одного параметра увеличивается и второй.
В анализируемых нами группах по мере прогрессирования АГ отмечено увеличение ММЛЖ. Так, в группе лиц с ВСД ММЛЖ составила 131,8 г, при ЛАГ ММЛЖ увеличилась до 136,8, при ГБ – до 147,8 г. В соответствии с современными рекомендациями критерием гипертрофии ЛЖ является ИММЛЖ≥125 г/м2 для лиц мужского пола. Тенденция увеличения ИММЛЖ сохраняется по мере увеличения АД. Отсутствие значительной гипертрофии миокарда ЛЖ, по-видимому, связано с молодым возрастом пациентов и небольшой длительностью заболевания.
Заключение
Среди лиц призывного возраста первостепенное значение в формировании ГБ имеют такие ФР, как генетическая предрасположенность, курение, избыточная масса тела, малоподвижный образ жизни. Наиболее распространены данные факторы среди пациентов с установленной АГ. У большинства наблюдаемых пациентов не выявлено поражения органов-мишеней с учетом возраста и непродолжительного течения АГ, за исключением 3,9% обследуемых, у которых диагностирована ГБ II стадии с поражением органов-мишеней (гипертрофия миокарда ЛЖ, ангиопатия сосудов сетчатки).