The role of prebiotics in the formation of the microbiome in children of the first year of life

DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2022.2.38-41

S.B. Krutikhina (1), E.A. Yablokova (1), L.A. Galstyan (1), A.V. Gorelov (2)

1) I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow, Russia; 2) Central Scientific Research Institute of Epidemiology, Moscow, Russia
A number of factors influence the initial microbial colonization of the neonatal intestine, including mode of delivery, diet, antibiotic therapy, and gestational age. The development of the microbiota in an infant occurs mainly under the influence of mother’s milk. Lacto- and bifidobacteria are the main representatives of the human intestinal microbiota. In the human gastrointestinal tract, quite complex interactions between the intestinal mucosal epithelial barrier, immune cells, microbiota, and environmental factors occur. Prebiotics can also directly affect the composition of the intestinal microbiota. To date, the most commonly used and studied prebiotics are galac-tooligosaccharides, polydextrose, fructooligosaccharides, inulin, etc. An important stage in the development of intestinal microbiota diversity in children is the expansion of food diversity.

Введение

Первые данные о положительной роли пробиотиков были получены нашим соотечественником, И.И. Мечниковым, еще в XIX в., что впоследствии стало основой для дальнейшего изучения микробиома человеческого организма. С появлением новых лабораторных методов, в т.ч. и молекулярно-генетических, взгляды на микробиту человека значительно поменялись [1]. В настоящее время уже есть многочисленные данные, согласно которым колонизация кишечника начинается внутриутробно. При рождении происходит быстрая колонизация незрелой кишки новорожденного микробами, что в дополнение поддерживается грудным вскармливанием. Этот процесс запускает реализацию сложных сигналов экосистемы кишечника, которые приводят к постнатальному его созреванию (пищеварительным и иммунологическим функциям) [2—4]. При этом на первичную микробную колонизацию кишечника новорожденного влияет ряд факторов, включая способ родоразрешения, виды питания, проведение антибиотикотерапии и гестационный возраст [5]. Недоношенные дети, например, часто получают адаптированные смеси и антибиотики, что снижает возможность попадания к ним материнской микрофлоры.

Крайне важны для младенца микро-организмы материнского происхождения. Известно, что бактерии из желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и ротоглотки матери транслоцируются в молочные железы по эндогенному клеточному пути. И на разнообразие микробиоты матери будут влиять диета, образ жизни, прием лекарств, проницаемость слизистой оболочки кишечника, а также состояние полости рта. В исследованиях P. Zimmermann, N. Curtis обнаружены более 1300 видов микроорганизмов в грудном молоке с преобладанием родов Staphylococcus, Streptococcus, Lactobacillus, Pseudomonas, Bifidobacterium, Corynebacterium и Enterococcus [6]. Еще одним крайне важным компонентом грудного молока являются олигосахариды. Структура олигосахаридов молока зависит от генетики самой матери, что гооврит о значительном различии молока женщин по составу олигосахаридов. Также на разнообразие олигосахаридов влияют такое факторы как возраст и диета [7]. Частичное расщепление олигосахаридов женского молока приводит к образованию «постбиотических» соединений в кишечнике младенца, которые будут стимулировать рост других типов флоры, продуцирующей бутират и пропионат.

В желудочно-кишечном тракте человека происходят достаточно сложные взаимодействия между эпителиальным барьером слизистой оболочки кишечника (СОК), иммунными клетками, микробиотой и факторами окружающей среды [6]. На сегодняшний день известно, что регуляция взаимодействия СОК и микробиома осуществляется посредством Toll-подобных рецепторов (TLR). Далее посредством цитозольного белка Myd88 происходит активация транскрипционного ядерного фактора (NF-к) и выработка цитокинов [7]. Еще одним важным компонентом, который регулируется с помощью TLR, являются плотные межклеточные соединения. К основным белкам таких соединений относятся окклюдины, клаудины и другие цитоплазматические белки [8]. Многочисленные исследования показали, что активация TLR может приводить как к повышению барьерной функции, так и к ее снижению в моделях на мышах и в культуре тканей эпителиальных клеток кишечника человека [9].

Развитие микробиоты у младенца происходит в основном под влиянием материнского молока, содержащего лактоферрин, который обладает антимикробными свойствами и таким образом регулирует колонизацию кишечника [11]. Лакто- и бифидобактерии — основные представители микробиоты кишечника человека. При изучении взаимодействий этих видов бактерий и кишечной стенки обнаружено, что некоторые виды лактобацилл усиливают синтез белков межклеточных соединений. Так, например, Lactobacillus acidophilus и Lactobacillus plantarum увеличивают экспрессию белка окклюдина в моделях in vivo и in vitro [10]. Развитие микробиоты кишечника детей, находящихся на искусственном вскармливании, зависит от различных функциональных компонентов адаптированной смеси, в т.ч. и пробиотиков, добавляемых в формулу. Однако до сих пор недостаточно исследований, в которых была бы точно показана связь между развитием микробиоты кишечника и созреванием кишечника в раннем детстве у одной и той же группы испытуемых [5, 11]. Более того, было описано несколько случаев сепсиса у младенцев, которые получали пробиотики, содержащие лакто- и/или бифидобактерии. Также остаются проблемы, связанные со стабильностью и функциональной активностью пробиотиков в молочных продуктах [12].

Применение пребиотиков

Ограничения в использовании пробиотиков способствовали появлению и изучению пребиотиков. Пребиотики непосредственно влияют на состав микробиоты кишечника, стимулируя рост комменсалов, таких как Bifidobacterium spp. и Lactobacillus spp. Наиболее часто используемыми и изученными пребиотиками являются галактоолигосахариды, полидекстроза, фруктоолигосахариды, инулин, 2’-фукозиллактоза, лакто-К-неотетраоза, олигофруктоза и галактофруктоза [5]. При изучении механизма действия пребиотиков отмечено, что большинство из них влияет на барьерную функцию кишечника. Несколько зарубежных исследований показали, что добавление in vitro продуктов ферментации инулина приводит к увеличению продукции окклюдина и клаудина [13]. Фруктоолигосахариды и бутират, являясь бактериальным метаболитом, влияли на концентрацию окклюдина в местах плотных соединений эпителиальных клеток СОК [14]. Галактоолигосахариды в моделях in vivo у мышей усиливали экспрессию генов окклюдинов и клаудина-1 [15]. Кроме того, прием пребиотических препаратов приводит к значимой активации АТФ-протеинкиназы (AMPK) в сочетании с описанными изменениями эпителиального барьера [16].

В возрасте 6 месяцев происходит переход от питания на основе грудного молока или адаптированной молочной смеси на смешанное питание, которое подразумевает включение в рацион ребенка продуктов прикорма (овощи, злаки, мясо, фрукты) в соответствии с пищевыми традициями семьи и местной доступностью. Основным бактериям, населяющим кишечник ребенка, приходится адаптироваться к новым компонентам пищи, особенно клетчатке, расщепляя ее с образованием лактата, органических кислот, ацетата и других короткоцепочечных жирных кислот. Эти метаболиты играют важную роль в созревании и экологии кишечника, запуская развитие синтрофной микробиоты, предоставляя субстраты для усиления роста микроорганизмов, которые могут расщеплять более сложные углеводы для получения короткоцепочечных жирных кислот, таких как пропионат и бутират. Лактат и короткоцепочечные жирные кислоты поддерживают кислую среду, что также регулирует микробный гомеостаз кишечника. Бутират образуется главным образом бактериями семейств Lachnospiraceae и Ruminococcaceae путем расщепления полисахаридов или при метаболизме лактата и ацетата [17]. Таким образом, своевременное начало прикорма и употребление продуктов, обогащенных пребиотиками, способствуют созреванию желудочно-кишечного тракта ребенка и поддержанию видового разнообразия микробиоты. Сегодня в качестве продуктов прикорма, обогащенных пребиотиком, доступны готовые каши ТМ «ФрутоНяня». Данная линейка готовых злаковых продуктов обогащена пребиотиком инулином, имеет различные фруктовые вкусы, а также вариативный состав по злакам (глютеновые и безглютеновые злаки) и молочной составляющей (безмолочные, молочные и йогуртовые), что позволяет подбирать продукт даже при наличии аллергических реакций. Этот вид каш может быть рекомендован как продолжение прикорма для разнообразия рациона питания ребенка во 2-м полугодии жизни.

Еще одним важным звеном в становлении микробиоты является взаимодействие пробиотических микроорганизмов и пребиотиков. Пребиотики повышают выживаемость пробиотических бактерий и стимулируют эндогенные бактерии хозяина, что способствует снижению колонизации патогенами за счет выработки ингибиторов размножения патогенов, стимуляции местного иммунитета и конкуренции за питательные субстраты [18].

Заключение

Формирование микробиоты у младенца, начинаясь внутриутробно, продолжается активно под влиянием грудного вскармливания и своевременного введения продуктов прикорма. В дальнейшем разнообразие микробиоты кишечника служит важным компонентом созревания кишечника у младенцев, что в будущем играет роль в профилактике заболеваний кишечника, а также аутоиммунных и аллергических заболеваний.

About the Autors