CASHUISTIC CASE OF MELANOMA


G.A. Khakimov (1), Sh. Sh. Kadyrov (1), G.G. Khakimova (2), U.Sh. Niezaliyev (3), Kh.I. Dzhumaniezov (1), Sh.V. Ziyaev (1)

(1) Tashkent Pediatric Medical Institute (Course of Oncology), Tashkent; Uzbekistan (2) Department of Chemotherapy FSBI “RORC n.a. N.N. Blokhin” of RMH, Moscow (3) Tashkent City Oncological Dispensary, Tashkent; Uzbekistan
Inorganic retroperitoneal tumors are extremely rare group of neoplasms diverse in their morphological structure. The presented casuistic case of melanoma of the retroperitoneal space, which has reached a large size with the damage of adjacent organs and tissues and invasion of great vessels, is an extremely rare observation in world medical practice.

Неорганные забрюшинные опухоли (НЗО) относятся к редкой онкологической патологии, составляя всего 0,2% по отношению ко всем опухолям человека. НЗО чаще встречаются у женщин, наибольшее число больных выявляются среди лиц молодого и среднего возраста (21–50 лет). Понятие НЗО объединяет опухоли, локализующиеся в собственно забрюшинном пространстве между брюшинными листками брыжеек кишечника, подбрюшинно в полости таза и не имеющие органной принадлежности.

Считается, что первое описание НЗО сделано Benivieni в 1507 г., а в 1829 г. Lobstein предложил термин «забрюшинная саркома». В России впервые об НЗО сообщили Н.Н. Филиппов и М.М. Кузнецов в 1890 г. НЗО являются чрезвычайно разнообразной по своему морфологическому строению группой новообразований. Наиболее часто встречаются опухоли мезодермального происхождения (более чем у половины больных) и среди них на первом месте НЗО жировой природы, затем – опухоли из соединительной ткани и нейрогенные новообразования.

По данным различных исследователей, 14–44% НЗО доброкачественные, 60–85% злокачественные [1, 2]. Эта патология характеризуется длительным отсутствием клинических проявлений и не имеет патогномоничных симптомов, что зачастую приводит к установлению правильного диагноза уже на стадии распространенного опухолевого процесса. Резектабельность забрюшинных опухолей варьируется от 25 до 73% [3–5, 6]. Характерная особенность НЗО состоит в следующем: при невысокой склонности к метастазированию, не превышающей 30%, они способны рецидивировать. Приблизительно в 50% случаев рецидивы возникают в течение первых 12–18 месяцев после радикального хирургического лечения.

Анализ литературных источников за последние 30 лет показал, что НЗО изучены достаточно хорошо и уже разработаны методологические подходы к их лечению, что позволило достичь удовлетворительных результатов с учетом биологических свойств данных опухолей.

На наш взгляд, представленное клиническое наблюдение является крайне редким случаем успешного хирургического лечения пациента с местнораспространенной и осложненной формой НЗО.

Пациент М. 42 лет поступил в Ташкентский городской онкологический диспансер 22.02II.2016 с жалобами на наличие объемного образования в нижних отделах живота, асимметрию живота, отек правой нижней конечности и общую слабость.

Из анамнеза: считает себя больным с октября 2015 г., когда отметил отечность правой нижней конечности. Обратился в поликлинику по месту жительства, где был консультирован врачом-терапевтом, было рекомендовано обследование и лечение у сосудистого хирурга.

С 19.05 по 23.05. больной получал стационарное лечение в условиях отделения сосудистой хирургии Ташкентской медицинской академии с диагнозом «острый илеофеморальный венозный тромбоз справа». После проведенного консервативного лечения пациент с незначительным положительным эффектом выписан под амбулаторное наблюдение. В поликлинике по месту жительству врачом-хирургом больному было рекомендовано ультразвуковое исследование (УЗИ) органов брюшной полости. При УЗИ выявлено наличие объемного образования брюшной полости, и пациент был направлен в специализированное медицинское учреждение.

С 22.10 по 10.11. пациент находился на обследовании и лечении в Ташкентском областном онкологическом диспансере, где был поставлен диагноз «местнораспространенная внеорганная саркома забрюшинного пространства с врастанием опухоли в мочевой пузырь, G3, T2N1M0, III ст., II кл. гр.». Осложнения: опухолевый тромбоз нижней полой вены.

Несмотря на проведенное в стационарных условиях лечение, направленное на купирование осложнения опухолевого процесса в виде илеофеморального тромбоза вен правой нижней конечности, общее состояние пациента оставалось неудовлетворительным. В последующем больным наряду с отечностью правой нижней конечности было отмечено появление уплотнения в нижних отделах живота, в частности в правой подвздошной области.

В плановом порядке 03.11.2015 больному произведена лапаротомия. Планировалось удаление опухоли, однако процесс был признан неоперабельным. Была взята биопсия опухоли. Патогистологическое исследование в Ташкентском областном онкологическом диспансере от 10.11.2015, № 6973-75: Ангиосаркома G3.

Больной был выписан для проведения симптоматического лечения по месту жительства. В последующем он самостоятельно обратился в консультативную поликлинику Ташкентского городского онкологического диспансера, где было рекомендовано обследование для определения дальнейшей тактики ведения пациента.

МСКТ органов брюшной полости и забрюшинного пространства и МРТ органов малого таза от 21.02.2016. Заключение: МСКТ-/МРТ-признаки объемного образования малого таза с распространением в гипогастральную область брюшной полости и забрюшинное пространство с прорастанием в нижнюю полую вену, правый мочеточник, правую подвздошную артерию и мочевой пузырь. Протяженный опухолевой тромб в просвете нижней полой вены. Двусторонний уретерогидронефроз. Лимфоаденопатия правой подвздошной и паховой областей (рис. 1а–в).

Ирригография от 18.02.2016. Заклю-чение: опухоль малого таза, вероятно прорастание в ректосигмоидный и дистальный отделы сигмовидной кишки. Сдавление слепой кишки. Долихосигма.

УЗИ от 16.02.2016. Заключение: опухоль забрюшинного пространства с прорастанием в сосуды левой подвздошной области и мочевой пузырь. Хронический холецистит. Жировой гепатоз.

После проведенного комплекса диагностических мероприятий по итогам консилиума хирургов торакоабдоминального отделения Ташкентского городского онкологического диспансера было принято решение о повторном хирургическом вмешательстве по жизненным показаниям. Больной госпитализирован в хирургическое отделение торакоабдоминальной онкологии для дообследования и лечения.

Объективный статус: общее состояние пациента тяжелое. Активность по шкале Карновского – 60–70%. ECOG ВОЗ – 2 балла. Кожа и видимые слизистые оболочки умеренно бледные. Органы дыхания: дыхание через нос, ровное, частота дыхательных движений в покое 18–19 в минуту. Грудная клетка цилиндрической формы, равномерно участвует в акте дыхания. Перкуторно: легочный звук с обеих сторон. Аускультативно: в легких ослабленное везикулярное дыхание, хрипов нет. Сердечно-сосудистая система: Границы сердца в пределах нормы. Сердечные тоны ритмичные, приглушены. Артериальное давление – 110/70 мм рт.ст. Частота сердечных сокращений – 76 в минуту. Органы пищеварения: язык влажный, обложен белесоватым налетом. Живот ассимметричен. При пальпации в нижних отделах брюшной полости определяется объемное образование без четких контуров плотной консистенции, диаметр верхушки которого достигает 22 см.

Печень и селезенка не пальпируются. Стул регулярный. Мочеиспускание частое малыми порциями. Status localis: по средней линии живота послеоперационный рубец, периферические лимфатические узлы не увеличены, правая нижняя конечность отечная, окружность в области средней трети бедра составляет 58 см, окружность левого бедра – 44 см.

На основании результатов обследования установлен диагноз «опухоль забрюшинного пространства с прорастанием в подвздошные сосуды слева, мочевой пузырь». Операция: лапаротомия, биопсия опухоли от 03.11.2015 в условиях Ташкентского областного онкологического диспансера. Осложнения: опухолевой тромб нижней полой вены. Сопутствующие заболевания: хронический холецистит. Жировой гепатоз.

После проведения укороченной многокомпонентной предоперационной подготовки пациент направлен на операцию в плановом порядке.

Операция от 02.03.2016. Под общим обезболиванием произведена лапаротомия с иссечением старого послеоперационного рубца. При ревизии установлено, что забрюшинная опухоль занимает мезо- и гипогастрий, пресакрально спускается в малый таз, органы брюшной полости – правая половина ободочной кишки и петли подвздошной кишки сдавлены и оттеснены вверх и влево. Опухоль исходит из забрюшинного пространства, и ввиду ее больших размеров адекватная ревизия органов брюшной полости, забрюшинного пространства и малого таза не представляется возможной. Брюшная аорта и нижняя полая вена находятся под опухолью, в связи с этим состояние стенок выше упомянутых сосудов оценить также невозможно. Печень и брыжейка тонкой кишки не изменены.

Процесс признан местнораспространенным и осложненным. Решено произвести расширенно-комбинированную операцию по витальным показаниям. Нижняя полая вена мобилизована на протяжении, взята на турникет выше почечных вен. В просвете нижней полой вены определяется фиксированный опухолевой тромб, верхушка которого находится у места впадения почечных вен. Опухолевый тромб интимно спаян со стенкой нижней полой вены и местами, прорастая насквозь, перфорирует стенку вены. Кровоток в нижней полой вене полностью отсутствует. Из этого следует, что функция нижней полой вены была компенсаторно замещена разветвленными венозными коллатералями, что указывает на давность опухолевого процесса. С учетом характера интраоперационной находки ниже впадения почечных вен в нижнюю полую вену наложен аппарат «ушиватель органов» и дистально нижняя полая вена перевязана. Брюшная аорта, общая подвздошная артерия справа мобилизованы на протяжении, общая подвздошная артерия справа взята на турникет. При дальнейшей ревизии установлено, что наружная и внутренняя подвздошные артерии справа находятся в толще опухоли, мобилизация артерий на протяжении не представляется возможной, в связи с чем внутренняя подвздошная артерия перевязана и пересечена у развилки подвздошных сосудов, наружная подвздошная артерия пересечена дистально от развилки на 4,5 см, дистальная часть общей подвздошной артерии мобилизована на протяжении с иссечением опухоли. Опухоль мобилизована острым путем с перевязкой и пересечением патологических сосудов, при этом обнаружен метастаз на задней стенки мочевого пузыря размером 4,5×3,5×3,0 см,

в связи с чем произведена тотальная резекция задней стенки мочевого пузыря. Правый мочеточник в проксимальной части резко расширен, его диаметр – 2,5 см за счет сдавления дистальных отделов. Правый мочеточник мобилизован на всем протяжении. Комплекс, включивший забрюшинную опухоль, нижнюю полую вену с опухолевым тромбом, заднюю стенку мочевого пузыря, удален единым блоком. Проведен гемостаз путем электрокоагуляции и ушивания атравматическими швами кровоточащих участков.

Кровоток по наружной подвздошной артерии восстановлен атравматическими сосудистыми швами. Целостность мочевого пузыря восстановлена двурядными атравматическими швами с оставлением катетера Петцера № 16.

Брюшная полость санирована растворами антисептиков и дренирована в правой подвздошной области. Послойное ушивание раны. Спирт. Асептическая повязка.

Макропрепарат. Саркоматозная опухоль забрюшинного пространства размером 38×36×32 см, нижняя полая вена длиной 38 см, опухолевый тромб длиной 28 см и диаметром 7,5×5,5×3,5 см.

Опухоль напоминает саркоматозную ткань с распадом (рис. 2а–в).

В послеоперационном периоде проведена многокомпонентная терапия, включившая антибактериальную (Меронем 1,0 г 3 раза в сутки в 100 мл физиологического раствора внутривенно), детоксикационную, дезинтоксикационную, общеукрепляющую, болеутоляющую терапию.

В динамике на 3-е сутки после операции отек и цианоз правой нижней конечности начали нарастать, в связи с чем произведено МСКТ с ангиографией от 05.03.2016. Заключение: окклюзия общей подвздошной артерии справа, окклюзия правой подколенной артерии. Увеличение объема правой нижней конечности с отеком мягких тканей.

Больной консультирован ангиохирургом. Диагноз: острый тромбоз подвздошной артерии справа. Острая ишемия правой нижней конечности III ст. Рекомендована ампутация правой нижней конечности на уровне верхней трети бедра. 05.03.2016 произведена операция: ампутация правой нижней конечности на уровне верхней трети бедра.

Продолжена комплексная многокомпонентная терапия.

Патогистологическое исследование в Ташкентском городском онкологическом диспансере от 02.03.2016 № 4795-4814/16. Заключение: фибросаркома G3 с прорастанием в стенку полой вены с обширными полями некроза в мышечную стенку полого органа.

Стеклопрепараты и парафиновые блоки направлены для пересмотра в отделение патологии опухолей человека ФГБУ РОНЦ им. Н.Н. Блохина (Москва). Заключение: № 4809.14/16 «опухоль+стенка брюшины» 3-й ст.: фрагменты солидно растущей опухоли, состоящей из эпителиодиных клеток с высокой митотической активностью, некрозами, очаговым отложением гемосидерина, в опухоли определяются щелевидные сосуды синусоидного типа.

№ 4795.8/16 «полая вена+тромб» 2-й ст., № 4799.02/16 «полая вена+тромб» 2-й ст.: фрагмент опухоли аналогичного вида, опухоль врастает в стенку крупного сосуда, формируя тромб.

№ 4803.08/16 «мочевой пузырь» 3-й ст.: фрагменты стенки полого органа без эпителиальной выстилки (мочевой пузырь?), в мышечный слой которого врастает опухоль аналогичного вида.

На парафиновом блоке № 4809.14/16 проведена иммуногистохимическая реакция. Использованы антитела к s-100, MDM-2, HMB-45, CD34, CD57, CD31, Ki-67, MitF, тирозиназе, виментину, кальпонину, PanCK, десмину, H-caldesmon. Клетки опухоли экспрессируют виментин, s-100, HMB-45, тирозиназу. Индекс пролиферативной активности, Ki-67 равен 30%. С остальными маркерами реакция опухоли негативная.

Заключение. Морфоиммунотип опухоли соответствует эпителиоидноклеточной меланоме.

На основании клинических, инструментальных, лабораторных, интраоперационных и морфологических данных установлен диагноз «НЗО забрюшинного пространства справа». Осложнения: врастание в соседние органы, опухолевый тромб нижней полой вены.

14.03.2016 пациент выписывается из стационара в удовлетворительном состоянии. Активность по шкале Карновского – 80–90%. ECOG ВОЗ – 1 балл.

Описанный нами случай меланомы забрюшинного пространства огромных размеров с осложненным течением является казуистическим. На наш взгляд, данное наблюдение в очередной раз подчеркивает высокий индекс злокачественности меланомы, сложность диагностики и лечения НЗО.


About the Autors


Corresponding author: G.G. Khakimova – Clinical Resident Doctor at the Department of Chemotherapy FSBI RORC n.a. N.N. Blokhin of RMH, Moscow; e-mail: hgg_doc@mail.ru


Similar Articles


Бионика Медиа