CONTRACEPTIVE BEHAVIORS AMONG FEMALE STUDENTS OF SAMARA CITY SECONDARY SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS


N.V. Spiridonova, A.V. Kazakova, M.V. Komarova

Samara State Medical University of Minzdrav of Russia, Samara; Samara State Aerospace University n.a. academician S.P.Korolev , Samara
The article presents results of the study investigating contraceptive behaviors of 754 female students (age 14-24 years) of secondary special educational institutions of the city of Samara. It was found that a significant proportion (80%) of the respondents knows about the possibility of becoming pregnant as a result of a single (first) intercourse and that condom is a reliable means of protection against both unwanted pregnancy and HIV and other sexually transmitted diseases. Half of the girls know about daily intake of hormonal tablets; this knowledge naturally increases with the onset of sexual activity. Contraception by coitus interruptus is found to be widely spread among pupils of secondary special educational institutions; it is used by 28% of girls who have sex, even though most of them know of its unreliability. Another unreliable method of contraception - menstrual cycle contraception - is practiced by7% of sexually active girls. The authors present the data on modern combined oral contraceptives, which are the most appropriate for the young and nulliparous women from the age at menarche.

Внастоящее время в обществе все актуальнее вопросы, касающиеся сексуального образования подростков. Это обусловлено современными особенностями их сексуального поведения: снижается возраст вступления в первый половой контакт, что определяет актуализацию вопросов взаимоотношения полов, контрацепции, защиты от заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП), и пр. [2, 3]. Плохо и то, что по легкомыслию они нерегулярно используют противозачаточные средства (ПЗС) или не применяют их вовсе.

По данным П.Н. Кротина [1, 4, 10], контрацептивное поведение девочек-подростков отличается от поведения представительниц более старших возрастных групп и имеет следующие особенности:

  • нерегулярная половая жизнь;
  • нерегулярные менструации;
  • недостаточное сексуальное образование;
  • кратковременное использование контрацепции;
  • использование малоэффективных методов контрацепции;
  • страх перед родителями и врачом;
  • использование советов друзей в выборе метода контрацепции;
  • высокий риск ЗППП;
  • значительное число половых партнеров.

В связи с этим нередко первый половой контакт приводит к первому аборту. А из абортного отделения не все женщины выходят с твердой уверенностью, что смогут иметь детей в будущем [6]. Таким образом, аборт в подростковом возрасте служит одной из причин гинекологической заболеваемости и может приводить к серьезным нарушениям репродуктивной функции, а проблема контрацепции у подростков заслуживает особого внимания.

Недостаточная зрелость (как физическая, так и психическая) и следующая из нее безответственность приводят к тому, что довольно часто у девочек-подростков много сексуальных партнеров [11, 12]. При выборе средства контрацепции подростки обоих полов редко задумываются о том, что при половом контакте можно заразиться какой-нибудь инфекций, поэтому растет частота ЗППП, в т.ч. и СПИДа. Все это представляет огромную опасность для здоровья подрастающего поколения и общества в целом [1, 4, 10].

Основной задачей контрацепции для подростков являются профилактика первого аборта и непланируемых первых родов, а также ЗППП. Соответственно, требования к подростковой контрацепции следующие: высокая эффективность, безопасность для здоровья, удобство в применении, доступность приобретения [6, 7]. Очень важна правильная информированность подростков об эффективности и безопасности того или иного метода контрацепции.

Учтя все вышесказанное, нами был проведен цикл лекций на тему «Основы здорового репродуктивного поведения» для подростков в среднеспециальных образовательных учреждениях Самары, в которых мы подробно осветили вопросы, касающиеся контрацепции.

Цель исследования: оценить особенности контрацептивного поведения девочек-подростков, обучающихся в среднеспециальных образовательных учреждениях Самары.

Материал и методы

Объектом исследования были учащиеся среднеспециальных учебных заведений Самары, возраст которых составил от 14 до 24 лет, в среднем 17,02±1,39 года. Профиль этих учебных заведений – технические и технологические специальности, торговля, сфера услуг, менеджмент и управление.

Метод исследования – анкетирование. Анкета включала несколько блоков вопросов:

  • Интимная гигиена: соблюдение элементарных норм и знания об этих нормах [5].
  • Сексуальное поведение: наличие половых контактов, с какого возраста, со сколькими партне-рами, каким был мотив вступления в интимную связь [8]?
  • Контрацептивный выбор: знания о тех или иных ПЗС, применение их на практике.

Проявления особенностей поведения учащихся (жалобы в интимной сфере, аборты в анамнезе и знания о надежности методов контрацепции).

В блоке о контрацептивном выборе были перечислены различные средства контрацепции и заданы следующие вопросы: какие именно ПЗС знакомы девушкам и какими они пользовались? После анкетирования в каждой группе учащимся была прочитана лекция на тему «Основы здорового репродуктивного поведения», в которой врачи-акушеры-гинекологи подробно осветили вопросы, касающиеся контрацепции.

Всего проанализировано 754 анкеты девушек-учащихся. Статистическая обработка данных анкетирования проводилась в среде пакета SPSS 21 и включила построение таблиц сопряженности и расчет статистики χ2. Критическое значение уровня значимости (р) принимали равным 0,05.

Результаты и обсуждение

Для анализа знаний по возрастам мы выделили группы: 14–15, 16, 17, 18, 19 лет и старше. Во всех возрастных группах состав семей, уровень дохода, срок полового созревания статистически значимых различий не имели (табл. 1).

Знакомство опрошенных девушек всех возрастов с основными средствами контрацепции представлено на рис. 1.

Наиболее известное средство контрацепции во всех возрастных группах – презерватив. Его указали 733 (97%) девушки. Вторые по известности – гормональные таблетки, их знают 482 (63,93%) девушки. Следующие две позиции занимают таблетки экстренной контрацепции (53,45%) и прерванный половой акт (47,48%).

При анализе возрастных изменений осведомленности девушек о средствах контрацепции (табл. 2) установлено, что с возрастом не меняются знания о презервативах (во всех группах хорошие), о гормональных пластыре и имплантате (во всех возрастах доля знающих от 2 до 10%). С возрастом увеличивается доля девушек, знающих гормональные таблетки (с 54,6 до 78,7%; р=0,002), гормональное кольцо (с 14,55 до 51,85%; р<0,001), таблетки экстренной контрацепции (с 47,27 до 69,44%; р=0,001), прерванный половой акт (с 40,00 до 64,81%; р=0,003) и предохранение по циклу (с 23,64 до 50,93%; р<0,001).

В целом же с возрастом знания опрошенных о методах и средствах контрацепции увеличиваются, причем наиболее существенный скачок происходит после 18 лет (рис. 2).

Большая осведомленность девушек о средствах контрацепции с возрастом может быть связана с необходимостью их применения в связи с началом половой жизни, поэтому мы рассмотрели отдельно девушек, не имевших сексуального опыта, и построили аналогичную таблицу: знания/ПЗС (табл. 3). При таком более «чистом» анализе оказалось, что взаимосвязь возраста со знаниями гораздо меньше.

Единственным ПЗС, знания о котором становились более частыми с возрастом, оказалось гормональное кольцо. Если среди 15-летних о нем слышала десятая часть респонденток, то среди 18-летних – треть, а среди 19-летних это средство было знакомо половине девушек (р<0,001; рис. 3).

На следующем этапе мы проанализировали, как меняются с возрастом знания о ПЗС среди опрошенных с появлением опыта половой жизни (табл. 4). Помимо собственно знаний в анкете необходимо было указать, используют ли девушки данные средства. Знание и применение средств контрацепции по группе в целом представлено на рис. 4.

Наиболее часто применяемым контрацептивом оказался презерватив (81,7%). Широко распространены такие ненадежные методы предохранения от нежелательной беременности, как прерванный половой акт (28%) и предохранение по циклу (7%), что не может не вызывать серьезную озабоченность. Только 10% девушек применяют гормональные оральные контрацептивы.

Анализ знания и применения разных ПЗС по возрастным группам различий не выявил, за исключением знаний про гормональное кольцо. Хотя использовали его только двое 18-летних девушек, знания о кольце преобладали в старшей группе (52,8% среди 19-летних против 30% среди 15-летних; р=0,001).

Поскольку определенная часть девушек, как установлено, применяет такие ненадежные методы контрацепции, как прерванный половой акт (28%) и по циклу (7%), было проанализировано, насколько использование этих подходов связано со знаниями о них (рис. 5). Построение соответствующих таблиц сопряженности показало, что знания не связаны с их применением (χ2=26,9, р<0,001).

Доли девушек, применяющих прерванный половой акт как метод контрацепции, статистически не различались среди знавших и не знавших о его низкой эффективности (24,86 против 31,07%; р=0,241). В то же время осведомленных и не применявших этот метод девушек было больше среди знающих о его низкой эффективности (44,07 и 24,28%; р< 0,001).

Практически аналогичная ситуация сложилась со знаниями о предохранении по циклу (рис. 6) и применением этого метода на практике (χ2=82,7, р<0,001). Доли девушек, практикующих данный способ, оказались сопоставимыми в группах знающих и не знающих о его ненадежности (10,00 и 5,00%; р=0,170). В то же время доля знающих, но не применявщих его на практике, была выше среди знающих о его низкой эффективности (60%), чем среди не знавших об этом (16,36%; р< 0,001).

Что касается знаний о высокой надежности КОК и их приемом, то здесь прослеживается четкая статистически значимая взаимосвязь: кто знает о высокой эффективности КОК, тот чаще их и применяет: 16,6 против 5,5% (р=0,001) и наоборот (рис. 7). Отметим, что если применение таких ненадежных средств контрацепции, как предохранение по циклу и прерванный половой акт, было сопоставимым в группах знающих и не знающих об их невысокой эффективности, а статистическая значимость различий по частоте их применения, рассмотренная выше, была обусловлена отказавшимися от данных ПЗС более грамотными девушками, то в случае гормональных средств фактор информированности и осознанности выбора играет куда большую роль. Поэтому мы убеждены, что необходимо постоянно и в различных формах вести просветительскую работу по возможностям гормональной контрацепции среди учащейся молодежи.

Итак, несмотря на то что о гормональных таблетках знают более половины опрошенных студенток, используют их всего лишь 10%. А между тем, согласно рекомендациям ВОЗ, КОК в сочетании с барьерными методами – наиболее надежный метод контрацепции в этой возрастной группе и могут без ограничений использоваться юными и нерожавшими женщинами с возраста менархе. Оценка факторов риска у подростков проводится по тем же критериям, что и в других возрастных группах, она необходима для того, чтобы исключить наличие противопоказаний к использованию эстрогенсодержащих КОК.

Индивидуальный выбор контрацептива во многом определяется наличием у него суммарных неконтрацептивных преимуществ лечебно-профилактического и косметического характера. С учетом проблем, которые возникают в период становления репродуктивной системы, такие как дисменорея, маточные кровотечения пубертатного периода, угревая болезнь, – это может стать дополнительной мотивацией принятия решения в пользу использования КОК.

Ассортимент современных гормональных противозачаточных средств широк и разнообразен, и существуют препараты, максимально подходящие для подростковой группы, а также способствующие регуляции менструального цикла юной девушки, устраняющие альгодисменорею, не приводящие к увеличению массы тела, не нарушающие обменных процессов и восполняющие гормональный дефицит, обладая дополнительными лечебными свойствами. Определенное значение для подростка имеет социальная и экономическая доступность контрацептива, конфиденциальность и удобство в применении.

Оптимальным выбором для начала контрацепции являются препараты с минимальными дозировками гормонов. Среди широкого ассортимента, таких КОК на российском рынке, можно выделить препарат Гестарелла®, который наряду с низким содержанием эстрогенного компонента характеризуется наличием высокоселективного гестагена (производное 19-нортестостерона гестоден), который обладает 100%-ной биодоступностью и не подвергается первичному метаболизму в печени. Помимо контрацептивного эффекта при регулярном приеме препарат оказывает также и лечебное действие, нормализуя гормональный статус и тем самым способствуя предупреждению развития ряда гинекологических заболеваний, в т.ч. рака эндометрия и яичников. На фоне применения Гестарелла® устанавливаются регулярные менструальноподобные кровотечения, их интенсивность и болевые ощущения уменьшаются, в результате чего снижается риск развития железодефицитной анемии. Очень важным преимуществом препарата служит его экономическая доступность для подростков.

Еще одним современным и доступным низкодозированным монофазным КОК является Бонадэ®. В качестве гестагенного компонента в его состав входит диеногест, который обладает антиандрогенным действием, а также оказывает благоприятное влияние на липидный профиль, повышая содержание липопротеидов высокой плотности.

Наряду с этим многочисленные клинические исследования показали, что диеногест способен активно влиять на клинические проявления эндометриоза как опосредованно – через подавление секреции эстрадиола яичниками, так и непосредственно воздействуя на эндометриоидные гетеротопии [14].

Низкодозированным монофазным КОК с выраженной антиандрогенной активностью является Хлое®. Механизм действия контрацептива обусловлен входящими в его состав антиандрогенным стероидом ципротерона ацетатом и эстрогеном этинилэстрадиолом. Ципротерона ацетат обладает способностью конкурентно связываться с рецепторами природных андрогенов (тестостерон, дигидроэпиандростерон, андростендион и др.), образующихся в небольших количествах в организме женщин, главным образом в надпочечниках, яичниках и коже. Блокируя рецепторы андрогенов в органах-мишенях, он уменьшает явления андрогенизации у женщин (за счет нарушения процессов, опосредуемых гормон-рецепторными комплексами на уровне основных внутриклеточных механизмов).

Таким образом, становится возможным лечение заболеваний, обусловленных повышенным образованием андрогенов или специфической чувствительностью к этим гормонам.

На фоне приема Хлое® снижается усиленная деятельность сальных желез, которая играет важную роль в возникновении угрей и себореи. Наряду с антиандрогенными свойствами ципротерона ацетат обладает гестагенной активностью, имитирующей свойства гормона желтого тела. Он, как и другие лекарственные средства с гестагенной активностью, угнетает секрецию гипофизом гонадотропных гормонов и тормозит овуляцию, что обусловливает его контрацептивный эффект.

Выводы

Обобщив результаты нашего анкетирования, мы сделали следующие выводы:

  • Значительная часть (80%) опрошенных знает о возможности забеременеть в результате единственного (первого) полового контакта и что презерватив является надежным средством защиты как от нежелательной беременности, так и от ВИЧ и других ЗППП.
  • Знания о гормональных таблетках в режиме ежедневного приема есть у половины девушек; эти знания закономерно возрастают с началом половой жизни и как следствие – с возрастом, с четверти до половины опрошенных.
  • Знания о гормональных таблетках как средстве экстренной контрацепции есть у половины девушек, и они возрастают с возрастом и наступлением половой жизни с половины до 3/4 опрошенных.
  • Среди учащихся среднеспециальных образовательных учреждений распространен такой способ контрацепции, как прерванный половой акт: его применяют 28% девушек, живущих половой жизнью, хотя большая часть из них знают о его низкой эффективности. В общей группе опрошенных данный факт известен 40% девушек. Другой малонадежный метод контрацепции – предохранение по циклу – практикуют 7% сексуально активных девушек; знания о низкой эффективности данного способа увеличиваются с возрастом с четверти до половины опрошенных независимо от начала половой жизни.


Literature


  1. Белокриницкая Т.Е., Тиханова Л.А., Мочалова М.Н., Некрасова Н.Е. Медико-социальный портрет молодой матери, отказавшейся от своего ребенка. Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2008;2:9–12.
  2. Неретина А.Ф., Енькова Е.В. Особенности общего и репродуктивного здоровья современной популяции девушек центрально-европейского региона России. Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2008;4:16–20.
  3. Карахалис Л.Ю., Федорович О.К. Дифференцированное применение комбинированных пероральных контрацептивов. Акушерство и гинекология. 2006;6:51–3.
  4. Кротин П.Н., Кожуховская Т.Ю., Таенкова А.А. Репродуктивное поведение и контрацептивный выбор подростков и молодежи. РМЖ. 2004;5:341–46.
  5. Казакова А.В., Спиридонова Н.В., Уварова Е.В., Комарова М.В. Анализ знаний по интимной гигиене у студенток колледжей и техникумов г. Самара. Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2014;6:60–7.
  6. Синчихин С.П. Алгоритм медикаментозного прерывания беременности и постабортной реабилитации. Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2008;2:43–50.
  7. Спиридонова Н.В., Казакова А.В., Комарова М.В. Особенности сексуального поведения девочек-подростков в средне-специальных образовательных учреждениях города Самары. Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2015;14(1):169–72.
  8. Ткаченко Л,В., Курушина О.В., Атагаджиева М.С. Предменструальный синдром у молодых женщин. Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2009;6:56–61.
  9. Уварова Е.В. Современные возможности использования оральных контрацептивов в пубертатном периоде жизни. РМЖ. 2003;16:896–98.
  10. Уварова Е.В., Савельева И.С. Благотворные свойства комбинированных оральных контрацептивов как основа современной стратегии охраны репродуктивного здоровья сексуально активных подростков и молодежи. Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2005;1:66–73.
  11. Уварова Е.В. Основные проблемы контрацепции у сексуально активных подростков. РМЖ. 2002;9:6.
  12. Филлипов О.С., Глебова Т.К., Шапранова Э.Д. Клинико-эпидемиологические аспекты репродуктивного здоровья девочек-подростков и девушек. Рос. вестник акушерства и гинекологии. 2005;4:46–8.
  13. Филлипов О.С., Гусева Е.В. Нежеланная беременность и материнская смертность от абортов в Российской Федерации. Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2008;4:21–6.
  14. Sasagawa S., Shimizu Y., Kami H., et al. Dienogest is a selective progesterone receptor agonist in transactivation analysis with potent oral endometrial activity due to its efficient pharmacokinetic profile. Steroids. 2008;73:222–31.


About the Autors


N. V. Spiridonova – MD, the prof., the department chair of obstetrics and gynecology of IPO SEI VPO SAMGM MZ of the Russian Federation, Samara, the chief specialist on obstetrics and gynecology of MZ of the Samara region; e-mail: nvspiridonova@mail.ru
A.V. Kazakova – Candidates of Medical Science., associate professor of obstetrics and gynecology of IPO SEI VPO to SAMGM MZ of the Russian Federation, Samara
M. V. Komarova – к.б.н., the associate professor of laser and biotechnical systems FGAOU VPO "The Samara state space university of Akkad. S. P. Koroleva", Samara


Similar Articles


Бионика Медиа