Как известно, одним из наиболее распространенных видов ноцицептивных ощущений является боль в горле (БГ). В среднем БГ каждый взрослый человек испытывает примерно 2–3 раза в год [1]. Она является одним из наиболее частых поводов обращения населения в аптечную сеть с целью приобретения препаратов, обладающих быстрым симптоматическим действием. В исследованиях, в которых изучали причины посещений кабинетов неотложной помощи, БГ неизменно фигурировала в числе первой десятки [2].
Термин “боль в горле” в отечественной медицинской литературе применяется как неспецифический, и используется для определения любой боли в задней части ротовой полости или ротоглотке [3]. Слизистая оболочка и субмукозный слой этих анатомических областей богаты лимфоидной тканью, что обусловливает их высокую чувствительность к воспалению, инфекции и травме. Кроме того, глотка является частью дыхательных и пищеварительных путей. Поэтому воспаление в ней (фарингит) могут вызывать ингаляционные и применяемые в виде различных настоек и других жидкостей препараты, вызывающие местное раздражение слизистой оболочки, которые больные получают для терапии дыхательной системы и ЖКТ, причем к главным симптомам возникающим в данных случаях фарингитов относится БГ [4].
Существует большое разнообразие болевых ощущений в горле: от острых, кинжальных, колющих, режущих до тупых, ноющих, давящих; от распирающих до пульсирующих или смешанных, с постоянным, нарастающим или стихающим характером [2, 3, 5]. БГ бывает одно- и двусторонней; усиливающейся при глотании с иррадиацией в ухо, височную область, зубы; царапающей, давящей; сочетающейся с охриплостью, парестезиями. Время появления БГ при глотании тоже может быть разным, например только утром или вечером; периодически, в течение дня или нескольких дней; усиливается ночью.
Основными этиологическими факторами БГ являются [5]:
– инфекционные агенты (вирусы, бактерии, грибы), причем вирусы определяют 70 % случаев БГ инфекционной природы (на втором месте находятся бактерии) [6];
– загрязнение воздуха и ядовитые газы, курение;
– прием горячей или раздражающей пищи/напитков;
– хронический кашель, перенапряжение голосовых связок или дыхание через рот;
– применение некоторых лекарственных средств (например, холиноблокаторов), передозировка назальных капель или спреев;
– лечение, радиотерапия заболеваний гортани;
– инородных предметов.
Наиболее часто БГ вызывают следующие заболевания[11]:
I. Острые воспалительные заболевания глотки:
– неспецифические: фарингиты, ангины (герпетическая, катаральная, лакунарная, фолликулярная, язвенно-пленчатая, язычной миндалины), осложнения ангин (паратонзиллит, парафарингеальный абсцесс), острые вторичные тонзиллиты вследствие инфекционных заболеваний (дифтерия, скарлатина, туляремия, брюшной тиф) или заболеваний крови (ангина при инфекционном мононуклеозе, агранулоцитозе, алиментарно-токсической алейкии, лейкозах);
– специфические: туберкулез, сифилис.
II. Хронические воспалительные заболевания глотки:
– неспецифические: хронические тонзиллит, фарингит;
– специфические: сифилис глотки, туберкулез глотки, болезнь Вегенера, грибковые поражения глотки при различных формах орофарингеального микоза.
БГ возникает и при ревматоидном поражении суставов гортани (перстнечерпаловидном артрите) [7]. Иррадиация боли в глотку наблюдается при инородных телах гортани, пищевода, воспалительных заболеваниях гортани (воспаление надгортанника – эпиглоттит, гортанная ангина, флегмонозный ларингит, воспаление хрящей гортани – хондроперихондрит гортани, туберкулез гортани), шилоподъязычном синдроме, соматалгиях, симпаталгиях [2].
Травмы глотки могут быть вызваны ранениями, термическими и химическими ожогами, внедрениями инородных тел в толщу ее слизистой оболочки.
Инородное тело горла сопровождается болевыми ощущениями при глотании, которые впервые могут появиться во время еды. Чаще всего это рыбные или осколки острых мясных костей. Клинически кость в горле проявляется острой колющей или режущей болью при каждом глотательном движении, но острота ее может постепенно уменьшаться, создавая ложное впечатление некоторого благополучия. Рыбья кость чаще вызывает ощущение колющей боли, а осколок мясной кости – режущую или кинжальную боль [11]. Локализация боли указывает на место проникновения кости в слизистую оболочку глотки.
В последнее время пациенты все чаще обращаются к ЛОР-врачу в связи с БГ, являющейся проявлением синдрома хронической усталости. У таких больных наряду с клинической картиной острого фарингита наблюдаются чрезмерная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, депрессивные явления, головная, мышечная, суставная боль, снижение памяти и интеллекта, плохой сон, светобоязнь, лимфаденит [5].
Итак, причины развития БГ разнообразны. Однако более 90 % всех расстройств, приводящих к подобным болям, обусловлены патологией слизистой оболочки глотки и представляют собой острый катаральный фарингит или тонзиллит, развившийся при острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ) [8]. Более чем в половине случаев БГ связана именно с фарингитом. На втором месте как причина БГ стоит ангина (катаральная, фолликулярная, лакунарная, фибринозная, флегмонозная и др.) [13].
Примерно 70 % фарингитов вызываются вирусами, в т. ч. рино-, коронавирусами, респираторным синцитиальным вирусом, аденовирусами, вирусами гриппа и парагриппа. Наиболее частыми возбудителями острого фарингита являются риновирусы. Исследования последних лет показывают, что их значение стремительно растет и в настоящее время риновирусы ответственны более чем за 80 % случаев фарингита в период осенних эпидемий ОРВИ [4]. Всего же причиной развития фарингита могут стать более 200 вирусов, что чрезвычайно затрудняет проведение этиологической диагностики.
Помимо вирусов поражать дыхательные пути способно несколько десятков видов бактерий, хламидий, микоплазм. Бактериальными инфекционными агентами, приводящими к развитию острого тонзиллита и фарингита, чаще всего являются стрептококки и стафилококки. Наибольшее значение среди бактериальных возбудителей имеет β-гемолитический стрептококк группы А (Streptococcus pyogenes) [9].
В России основная нагрузка в лечении фарингитов, ангин и подавляющего большинства других ЛОР заболеваний, индуцирующих БГ, ложится на врачей общего профиля – терапевтов и педиатров. Для них, как и для оториноларингологов, в условиях современного фармацевтического рынка, перенасыщенного разнообразными лекарственными средствами, выбор оптимального препарата не всегда является легким.
Несмотря на многочисленные исследования, опровергающие данное положение, назначение системной антибактериальной терапии до сих пор считается если не обязательным, то по крайней мере оправданным при большинстве инфекционных заболеваний ЛОР-органов [10]. Так, в европейских странах врачи назначают антибактериальные средства 70 % больных уже при первом их обращении с жалобами на БГ как основной симптом острого катарального фарингита и тонзиллита [11]. В ряде случаев с целью экономии времени врачу легче выписать антибиотики пациенту, настроенному на их применение, чем объяснять бесполезность приема системных антибактериальных препаратов при ОРВИ.
В России проблема нерационального использования антибиотиков при инфекциях верхних дыхательных путей осложняется и возможностью их безрецептурного приобретения пациентами для самолечения. Польза от применения антибиотиков при фарингите весьма незначительна. Согласно результатам мета-анализа, у 90 % больных симптомы исчезают в течение недели независимо от приема антибактериальных средств [12]. При этом антибиотики могут сокращать продолжительность симптоматики фарингита/тонзиллита менее чем на сутки. Более того, вероятность повторного обращения в медицинское учреждение по поводу фарингита лицами, получавшими антибиотики, выше, чем у тех, кто их не принимал [13].
Наиболее оправданным при неосложненнных фарингите и тонзиллите представляется применение местного лечения с использованием комбинированных препаратов, содержащих анестетики и антисептические средства в своем составе [8]. С этой точки зрения заслуживает внимания топический антибактериальный препарат Стрепсилс (“Рекитт Бенкизер Хэлскэр”, Великобритания) [14–16]. Стрепсилс производится уже свыше 30 лет и отлично зарекомендовал себя, причем в практике не только оториноларингологов, но и интернистов, а также стоматологов всего мира, в т. ч. российских. На отечественный рынок препарат поступает с середины 1990-х гг.
Лекарственная форма Стрепсилса – таблетки для рассасывания – обеспечивает максимальный контакт активных веществ с поверхностями полости рта и слизистой оболочки глотки во время рассасывания и при глотании слюны, приводя к облегчению симптомов воспаления. А. Church и соавт. [17] сравнили способность таблеток для рассасывания, спреев, полосканий доставлять действующее вещество к очагу поражения. Анализ данных сцинтиграфии показал, что радиоактивное вещество (опыты были безопасными для пациентов) при приеме таблетки для рассасывания сохраняется во рту и горле значительно дольше, чем в случае применения спрея или полоскания. Итак, таблетки для рассасывания являются идеальным носителем лекарственных веществ для терапии воспалительных поражений слизистой оболочки глотки, обеспечивающие быстрый их транспорт к очагу воспаления и длительное присутствие.
Стрепсилс относится к группе наиболее часто назначаемых отоларингологами и применяемых при самолечении лекарств [1, 12, 14]. Таблетка Стрепсилса содержит 2 антибактериальных компонента: 0,6 мг амилметакреназола и 1,2 мг 2,4-дихлорбензилалкоголя, а также средство местноанастезирующего и противоотечного действия – 10,0 мг лидокаина гидрохлорида.
Таким образом, эффект Стрепсилса основан на комплексном локальном воздействии. Он обладает противомикробным действием, активен в отношении наиболее частых возбудителей тонзиллофарингитов: β-гемолитического стрептококка группы А, пневмококка, гемофильной палочки, золотистого стафилококка. Препарат снимает раздражение в глотке и полости рта, устраняет боль, ощущение инородного тела, першения и саднения в глотке, избавляет от неприятного запаха изо рта.
Дополнительные терапевтические эффекты Стрепсилса обусловлены рациональным подбором натуральных добавок. Предложено четыре варианта таблеток: с лимоном и травами, медоволимонные, с витамином С, ментолом и эвкалиптом. В их состав входят масло лимонное, масло розмарина, мед, масло апельсиновое сладкое, аскорбиновая кислота, левоментол, масло мяты перечной, масло анисовое, масло эвкалиптовое.
Мед содержит свыше 30 минеральных веществ, органические кислоты, ферменты, витамины, фитонциды. Обладает антисептическим и противовоспалительным, а также антибактериальным и противогрибковым действиями. Мята перечная содержит эфирное масло, основным компонентом которого является ментол. Обладает местным обезболивающим, спазмолитическим, антисептическим эффектами. Анис обыкновенный содержит эфирное масло, главный компонент которого – анетол. Оказывает отхаркивающее и дезинфицирующее действие. Лимон содержит эфирное масло, лимонную кислоту, флавоноиды, аскорбиновую кислоту, каротин, анетол, витамины Р, группы В. Из всех цитрусовых лимон имеет наиболее выраженный лечебный эффект при простудах, лихорадочных состояниях, гиповитаминозах. Эвкалипт содержит эфирные масла, дубильные вещества, горечи, органические кислоты, обладающие болеутоляющим, антисептическим, отхаркивающим и противомикробным действиями.
Для симптоматической терапии не менее важной, чем эффективность, является переносимость лекарств, поскольку предполагается их безрецептурный отпуск в аптечной сети. Стрепсилс характеризуется хорошей переносимостью. Осложнения и нежелательные побочные явления при лечении этим препаратом маловероятны: крайне редко встречаются аллергические реакции, которые проявляются кожными высыпаниями и гиперемией. Использование препарата Стрепсилс противопоказано детям в возрасте до 5 лет, при повышенной чувствительности к его компонентам. При беременности и в период лактации данное лекарство использовать можно, но под контролем врача.
Клинически значимое взаимодействие Стрепсилса с лекарственными средствами других групп не описано. Препарат нетоксичен, имеет низкую системную абсорбцию. Следует отметить, что больные сахарным диабетом имеют возможность использовать Стрепсилс с лимоном и травами без глюкозы, а при применении других разновидностей таблеток для рассасывания необходимо учитывать наличие 2,6 г сахара в одной таблетке.
За три десятилетия использования Стрепсилса были проведены десятки исследований этого препарата. Среди российских исследований подробно остановимся на проведенном в 1999 г. под руководством проф. А.И. Крюкова (кафедра отоларингологии и туберкулеза РГМУ, Москва) с участием 30 пациентов, страдавших острым фарингитом (ОФ; n = 21) и болевыми ощущениями после тонзиллэктомии (n = 9) [16]. Стрепсилс назначался в виде монотерапии в обычной дозировке до 8 таблеток в день курсом до 7 дней. Именно в этой работе была осуществлена всесторонняя оценка лечебных эффектов Стрепсилса.
В результате проведенного лечения боль полностью исчезла у 17 больных, страдавших ОФ, а у 4 пациентов интенсивность ее значительно уменьшилась. Все больные данной группы до лечения отмечали парестезии в глотке (сухость, першение, покашливание, саднение) различной интенсивности: сильные – в 7 случаях, умеренные – в 9 и слабые – в 5. К концу проводимого лечения у всех пациентов неприятные ощущения полностью купировались. Обратная динамика средних показателей уровня болевых ощущений и фарингеального дискомфорта у данного контингента больных оказалась, как подтвердил статистический анализ, значительно более выраженной, чем в контрольной группе, в которой пациенты получали лечение по обычной схеме. Интенсивность боли и дискомфорта оценивалась по 10-балльной субъективной визуально-аналоговой шкале, где за 0 принимается полное отсутствие ощущений, а за уровень в 10 баллов – их максимум.
Нарушение голосообразования (дисфония) при остром фарингите отмечено в 6 случаях и было обусловлено присоединением катарального воспаления в гортани. В результате использования Стрепсилса дисфония сохранилась лишь у одного пациента, которому потребовалось дополнительное лечение в виде гортанных вливаний антибиотиков и кортикостероида на масляной основе. Что касается объективной симптоматики острого воспаления среднего отдела гортани, то следует отметить, что гиперемия слизистой оболочки значительно уменьшалась к 3-му дню лечения и полностью исчезала на 5-е сутки.
БГ в послеоперационном периоде вслед за перенесенной тонзиллэктомией является доминирующим и, по мнению исследователей, единственным симптомом, характеризующим клиническое течение этого периода. Как правило, это высокоинтенсивная боль, характеризующаяся значительной иррадиацией. Этим больным Стрепсилс назначался для приема по обычной схеме (6–8 таблеток в день) сразу после выполнения операции на протяжении 5 дней. Все 9 пациентов отметили значительное уменьшение боли уже в первые сутки после операции. К вечеру первого дня боль либо исчезала (6 человек), либо была слабой (3 человека). На 2-й день после операции боль отсутствовала у всех пациентов. Рецидивов болевых ощущений не возникало на протяжении 5 дней послеоперационного периода.
Обобщив результаты применения Стрепсилса при ОФ и в раннем послеоперационном периоде после тонзиллэктомии, авторы [16] сделали вывод, что назначение препарата в этих случаях вполне адекватно и позволяет купировать объективную и субъективную симптоматику бактериального и послеоперационного воспаления в глотке. Стрепсилс повышает эффективность лечения, сокращает сроки течение заболевания и снижает, будучи включенным в комбинированную терапию, фармакологическую нагрузку на организм пациента. Дополнительным важным преимуществом для больных, которые во время ОРВИ не могут прекратить работу, является способность Стрепсилса воздействовать на инфекцию в нижних отделах глотки (гортаноглотке) и, как следствие, устранять дисфонию, вызванную воспалительной реакцией в гортани.