Бактериофаги в лечении и профилактике инфекционных заболеваний

Чушков Ю.В.

ГОУ ВПО “Первый МГМУ им. И.М. Сеченова” Минздравсоцразвития РФ, Москва
В связи с растущей резистентностью микроорганизмов к антибиотикам и возникающими на этом фоне проблемами в адекватном подборе антибактериальных препаратов хорошие перспективы в качестве антимикробной терапии имеют бактериофаги. В статье представлены исторические данные, касающиеся открытия и создания бактериофагов, описаны механизм их действия, классификация, области применения, формы выпуска и основные препараты бактериофагов, используемые в России. Отличительной чертой бактериофагов как терапевтических средств является почти полное отсутствие у них побочных эффектов, что позволяет назначать их пациентам различных возрастных групп без каких-либо ограничений и применять поливалентные бактериофаги до получения результатов бактериологического исследования.

В настоящее время антибиотики широко используются как для лечения, так и для профилактики различных заболеваний. Однако частота и тяжесть течения гнойно-септических инфекций не имеют тенденции к снижению. Одной из причин этого является возрастание этиологической роли микроорганизмов, резистентных к большинству антибиотиков [18, 37]. Применение антибиотиков сопровождается нарушением состава нормальной микрофлоры, аллергизацией и быстрой адаптацией микроорганизмов к окружающей среде.

Согласно последним результатам исследований ВОЗ, большинство известных человечеству микроорганизмов через 10–20 лет приобретет устойчивость к антибиотикам [13], что обусловлено рядом причин:

• постоянное, безосновательное использование антибиотиков при самолечении, а также в тех случаях, когда они не эффективны (при острых респираторных вирусных инфекциях, кашле, гриппе, повышенной температуре и диарее);
  • тотальное использование антибиотиков в сельском хозяйстве для предупреждения развития заболеваний, способных передаваться человеку через продукты питания;
  • неполный, неадекватный курс лечения антибиотиком [3, 24, 31, 48].

В связи с этим большой проблемой в лечении гнойно-септических инфекций является адекватный подбор антибактериальных препаратов [2, 6, 17, 25, 39, 50]. Хорошие перспективы в качестве антимикробной терапии имеют бактериофаги, широко применявшиеся в “доантибиотическую эру” для лечения кишечных и гнойных инфекций [1, 9, 11, 20, 34, 43].

Со времени первого упоминания о фагах, еще до их официального открытия д Эрелем в 1917 г., прошло уже более 100 лет. В 1896 г. Ханкин, пытаясь объяснить сильное антибактериальное действие вод рек Ганги и Джумны в Индии, впервые описал агент, который проходит через бактериальные фильтры и вызывает лизис микробов, однако разрушается при кипении. Впоследствии д Эрель дал ему имя “бактериофаг” (пожиратель бактерий). Первый известный науке отчет об успешной фаготерапии был сделан в 1921 г. Брийонгом и Майсином, которые использовали стафилококковый бактериофаг для лечения заразных болезней кожи. В 1920-е гг. фаги активно использовались при лечении различных заболеваний [8, 15, 52]. Однако в 1940-е гг. они были потеснены антибиотиками, а на Западе о фагах забыли вовсе [5, 16, 36, 45, 49].

Сегодня в западных странах интерес к фагам проснулся вновь. Побудительным мотивом к этому явилось всевозрастающее число устойчивых к антибиотикам микроорганизмов, особенно стафилококков и синегнойной палочки [10, 14, 29, 46]. Причем бактериофагами интересуются не только специалисты, но даже и политические деятели. Вице-президент США Альберт Гор назвал фаги новым оружием для борьбы с болезнетворными бактериями. В последние годы защищен ряд докторских диссертаций о практическом применении бактериофагов, например в Финляндии – о включении последних в йогурты. Несколько американских фирм начали производить фаги.

Первоначально одним из важных практических применений фагов было их использование для фаготипирования с целью точной идентификации вида микробов [7, 19]. Широко использовались фаги и при терапии ряда заболеваний, причем сообщалось о многочисленных успехах при лечении дизентерии, брюшного тифа, паратифоидной лихорадки, холеры, пиогенных инфекций и инфекций мочевых путей [28, 44, 51]. Фаги наносили на место поражения, давали внутрь либо применяли в виде аэрозолей или клизм. Их также вводили с помощью инъекций – подкожно, внутривенно, внутримышечно, интрадуоденально, внутрибрюшинно и даже в полость легких, сонную артерию и перикард. Описанные результаты были довольно противоречивыми. Часто фаги с точно неопределенным составом и в неизвестных концентрациях давали больным без бактериологического диагноза, не обращая внимания на катамнез, результаты контроля и плацебо. Не было качественного контроля производства, исключение составляли лишь несколько исследовательских центров [4, 19, 22, 40].

В 1931 г. Советом фармации и химии Американской медицинской ассоциации был подготовлен обзор доступной литературы по фаговой терапии. M. Eaton и S. Bayne-Jones [42] рассмотрели 150 работ и опубликовали детальный обзор, в котором их выводы были не в пользу терапии фагами. Они утверждали, что природа фага неживая; возможно, это фермент, поэтому неправильно связывать эффект воздействия фага на культуру бактерий или его терапевтическое действие с особенностями его жизнедеятельности. Это заключение оказало сильное негативное влияние на капиталовложения в исследования по фаготерапии и подорвало интерес западных ученых к возможному использованию фагов в терапевтических целях. Через несколько лет стали широко и эффективно применять антибиотики, что значительно уменьшило интерес к фаговой терапии на Западе. Вновь он возрос лишь в 1980–1990-е гг. в связи с широким распространением антибиотикоустойчивых микроорганизмов и снижением эффективности антибиотикотерпии [41, 47, 51]. Однако в Советском Союзе исследования были продолжены, и отечественные ученые уже в 1930-е гг. пошли самостоятельным путем, разрабатывая нерешенные вопросы, связанные с использованием фагов как в лечебной, так и в противоэпидемической практике [7, 12, 23, 38].

Первые сообщения о результатах лечения и профилактики бактериофагами дизентерии и гнойно-септических инфекций в нашей стране появились в начале 1930-х гг. Было установлено, что лечение дизентерии фагами нужно начинать как можно раньше – до развития интоксикации [3, 9, 18, 30], показана безвредность препарата и его высокая эффективность при правильном применении. При лечении дизентерии у взрослых получали полный эффект при раннем начале лечения и соответствии фага возбудителю дизентерии. У детей недостаточная эффективность объяснялась ранним развитием интоксикации, присоединением гнойных процессов в верхних дыхательных путях (отитов), пневмоний, которые часто завершают дизентерию и вызываются стафило-, стрепто- и пневмококками, а применявшийся дизентерийный фаг не оказывает действия на эти инфекционные агенты. В работах 1960-х гг. была показана эффективность профилактики дизентерии бактериофагами на большой группе детей (30 769 человек) [13, 32, 35], когда заболеваемость дизентерией у детей, получавших лечебные фаги, снизилась в 2,3 раза. В настоящее время также получены результаты, свидетельствующие о высокой эффективности адаптированного сальмонеллезного бактериофага, применение которого позволило справиться без антибиотиков с внутригоспитальной эпидемией сальмонеллеза, продолжавшейся в течение 3 лет и не поддававшейся антибактериальной терапии [26, 38, 44].

Современная классификация бактериофагов включает 13 семейств, подразделенных более чем на 140 родов, которые содержат более 5300 видов фагов [5, 27, 33]. Применение современных электронных микроскопов позволило детально изучить строение фагов. Оказалось, что многие из них устроены сложнее, чем вирусы человека, животных и растений.

Бактериофаги представляют собой бактериальные вирусы, антибактериальный эффект которых обусловлен специфическим лизисом (гибелью) бактерий в очаге воспаления. Действие вирулентного бактериофага происходит поэтапно: вначале он адсорбируется на поверхности гомологичной микробной клетки, затем проникает внутрь с последующим внутриклеточным размножением, используя структурные компоненты клетки и разрушая ее. В результате выходят зрелые фаговые частицы, готовые к заражению новых бактериальных клеток [17, 32, 42, 49].

Большинство фагов содержит кольцевую двунитчатую ДНК и лишь некоторые – РНК или однонитчатую ДНК. Фаги, как и другие вирусы, обладают антигенными свойствами и содержат группоспецифические (определяющие серотип) и типоспецифические антигены. Сыворотки, содержащие антитела к этим антигенам (антифаговые сыворотки), нейтрализуют литическую активность фагов. Взаимодействие бактериофага с клеткой происходит по следующим основным путям, характерным для всех вирусов, – продуктивному (литическому), абортивная вирусная и латентная инфекция (лизогения, вирогения), а также вирус-индуцированная трансформация [2, 15, 34, 46, 50].

По характеру взаимодействия фага с клеткой все бактериофаги делятся на вирулентные (литические), вызывающие продуктивную инфекцию и лизис бактериальной клетки, и умеренные, вызывающие латентную инфекцию и ассоциацию генома вируса с бактериальной хромосомой [11, 37, 45]. Умеренные фаги в отличие от вирулентных не вызывают гибели бактериальных клеток и при взаимодействии с ней переходят в неинфекционную форму фага – профаг (геном фага, ассоциированный с бактериальной хромосомой). Профаг, ставший частью хромосомы клетки, при ее размножении синхронно реплицируется с геномом бактерии, не вызывая ее лизиса, и передается по наследству от клетки к клетке в неограниченном числе поколений. Бактериальные клетки, содержащие в своей хромосоме профаг, называются лизогенными. Профаг в лизогенных бактериях самопроизвольно или под влиянием различных индуцированных агентов может переходить в вегетативный фаг. В результате такого превращения бактериальная клетка лизируется и продуцирует новые фаговые частицы. В ходе лизогенизации бактериальные клетки могут дополнительно приобретать новые признаки, детерминируемые геномом вируса. Такое явление – изменение свойств микроорганизмов под влиянием профага – называется фаговой, или лизогенной, конверсией (проявление вирус-индуцированной трансформации) [6, 19, 26, 33].

Умеренные фаги, неспособные ни при каких условиях переходить из профага в вегетативный фаг (образовывать зрелые фаговые частицы), называются дефектными. Чаще они встречаются в результате нарушений на стадии сборки вирусных частиц. Некоторые умеренные фаги называются трансдуцирующими, поскольку с их помощью реализуется один из механизмов генетической рекомбинации у бактерий – трансдукции. Такие фаги могут использоваться, в частности, в генной инженерии в качестве векторов для получения рекомбинантных ДНК и/или приготовлении рекомбинантных (генно-инженерных) вакцин [8, 14, 29, 46].

Специфичность фагов послужила основанием для их наименования по видовым и родовым названиям чувствительных к ним бактерий. Так, например, фаги, лизирующие стрептококки, называются стрептококковыми, лизирующие холерные вибрионы, – холерными, стафилококки – стафилококковыми. По признаку специфичности выделяют поливалентные бактериофаги, лизирующие культуры одного семейства или рода бактерий, моновалентные (монофаги), лизирующие культуры только одного вида бактерий, а также отличающиеся наиболее высокой специфичностью типовые бактериофаги, способные вызывать лизис только определенных типов (вариантов) бактериальной культуры внутри вида бактерий [16, 28, 39, 50]. Наборы таких типоспецифических фагов используются для дифференцировки бактерий внутри вида – фаготипирования бактерий. С помощью этого метода можно установить источник и пути передачи инфекционного заболевания, т. е. провести его эпидемиологический анализ, поскольку он позволяет сравнивать фаготипы (фаговары) чистых культур бактерий, выделенных в ходе бактериологического исследования от больного и от окружающих его лиц – возможных бактерионосителей [21, 36].

Перспективным направлением в усовершенствовании профилактики и лечения инфекций, в т. ч. гнойно-септических, является использование лечебных бактериофагов, которые могут воздействовать и на устойчивые к антибиотикам штаммы бактерий. Они сами или в комплексе с другими антибактериальными препаратами повышают эффективность этиотропной терапии. Кроме того, препараты бактериофагов не токсичны, не вызывают развития дисбактериозов и других побочных эффектов [1, 20, 28, 46].

Преимущества бактериофагов перед антибиотиками достаточно очевидны [8, 23, 25, 31, 49] и заключаются в следующем:

• бактериофаги способны уничтожать бактерии, устойчивые к антибиотикам, т. к. они действуют лишь на определенные бактерии;
  • свободно проникают в ткани организма человека и животного, не нарушая баланса высшего организма;
  • не вызывают побочных эффектов;
  • не подавляют рост нормофлоры, не ослабляют иммунитет;
  • не развивают устойчивость бактерий;
  • сочетаются с любыми лекарственными препаратами, оказывают иммуностимулирующее действие.

Многие специалисты включают бактериофаги в комплекс лечебных мероприятий и убеждаются в их высокой эффективности как при местном, так и при пероральном применении. В рану бактериофаги вводили путем распыления, орошения, смачивания салфеток или турунд, которые помещали в рану, а также вливали через дренажные трубки у травматологических, хирургических больных с гнойно-септическими осложнениями после аппендэктомии, при эмпиеме плевры [21, 25–28]. В ряде случаев бактериофаги применяли без антибиотиков [39, 47]. При этом отмечено, что клиническое улучшение и заживление ран происходили в среднем на 3–6 суток быстрее, чем в контрольной группе. Значительно сокращался срок пребывания больных на койке.

Пероральное применение пиобактериофага и дополнительное введение по дренажам [10, 29] позволило санировать мочевые пути у урологических больных в 87,5% случаев и достичь клинико-лабораторного улучшения на 4–5-е сутки. У больных, не получавших бактериофагов, нормализация этих показателей происходила на 2–3 дня позже, а полная санация была достигнута только у 30 % пациентов. Хорошие результаты при использовании бактериофагов для лечения гнойно-септических процессов у урологических больных получены также другими исследователями [30, 35, 38].

Установлено, что, несмотря на способ применения (местное или общее), фаги проникают в кровь и лимфу и попадают в очаг воспаления, оказывая положительное влияние на иммунный статус [4, 12, 24]. Бактериофаги способны быстро проникать в кровь и лимфу и выводиться через почки с мочой. Как показано в ряде исследований, после приема 30 мл бактериофага уже через 2 часа фаговые частицы обнаруживают в моче, а их концентрация в моче достигает максимума через 6–8 часов после приема [44,48].

Под воздействием фага в первую очередь происходит активация фагоцитоза, повышается активность нейтрофилов и их метаболическая активность, что препятствует рецидивированию инфекции и хронизации воспалительного процесса. Отмечено снижение числа лейкоцитов и нейтрофилов, а уровень лимфоцитов повышается преимущественно за счет Т-лимфоцитов [40, 47, 52]. Исследование факторов гуморального иммунитета показало отсутствие достоверных различий в содержании иммуноглобулинов [13, 43]. При лечении острой дизентерии интести-бактериофагом отмечено повышение клеточного иммунитета в большей степени, чем при лечении антибиотиками [16, 17, 41].

Активность лечебно-профилактических бактериофагов в отношении возбудителей гнойно-септических и энтеральных заболеваний достаточно высока – от 72 до 90 %, в т. ч. и в отношении штаммов госпитального происхождения, характеризующихся множественной устойчивостью к антибиотикам [6, 14, 30, 45]. Соответствие препаратов бактериофагов современной этиологической структуре возбудителей достигается за счет их постоянной адаптации к циркулирующим штаммам путем обновления фаговых рас и производственных бактериальных штампов. Эта особенность выгодно отличает фаги от других антимикробных препаратов – антибиотиков, эубиотиков или вакцин, где производственные штаммы (штаммы-продуценты) или синтезированное вещество не подлежат каким-либо модификациям. Такая пластичность препаратов бактериофагов обеспечивает продолжение первичной фагоустойчивости возбудителей [27, 51].

К преимуществам бактериофаговых препаратов относятся узкая специфичность действия, не вызывающая в отличие от антибиотиков угнетения нормальной микрофлоры. Доказано стимулирующее действие стафилококкового бактериофага на бифидобактерии – важнейший компонент микробиоценоза кишечника [11, 34, 38]. Использование бактериофагов для лечения инфекционных заболеваний стимулирует факторы специфического и неспецифического иммунитета, что особенно эффективно при лечении хронических воспалительных заболеваний на фоне иммунодепрессивных состояний, бактерионосительства [5, 18, 24, 31, 50].

Важным условием, обеспечивающим результативность лечения фаговыми препаратами, является определенная фагочувствительность возбудителя. Нагляден продолжительный опыт фаготерапии в НИИ урологии. В результате адаптации в НПО “Биофаг” коммерческих бактериофагов к госпитальным штаммам, циркулирующим в урологической клинике, фагочувствительность штаммов повысилась на 15 % и находилась на уровне даже выше чувствительности к самым современным зарубежным антибиотикам. На фоне длительного использования бактериофагов в стационаре среди госпитальных штаммов не наблюдалось формирования фагоустойчивости, в то время как резистентность к антибиотикам уменьшалась. Клиническая эффективность фаготерапии наблюдалась в 92 % случаев, зачастую превосходя результаты антибиотикотерапии [31].

В России, странах СНГ, Польше, Франции, Испании бактериофаги широко используют в медицине. Накоплен большой опыт применения бактериофагов для лечения кишечных инфекций: показана высокая клиническая эффективность фаготерапии острой и хронической дизентерии, сальмонеллезов, сопровождающихся санацией носителей [22, 29, 36, 46, 50]. Доказана высокая эпидемиологическая эффективность профилактического применения дизентерийного, брюшнотифозного и сальмонеллезного бактериофагов. В контролируемых эпидемиологических исследованиях, проводившихся в дошкольных учреждениях и на промышленных предприятиях, установлено снижение уровня заболеваемости в 3– раз [7, 19, 32, 40, 49]. Использование бактериофагов дало хорошие результаты при лечении заболеваний, вызванных условнопатогенными бактериями, дисбактериозов, гнойных поражений кожи, ЛОР-органов, опорно-двигательного аппарата, мочеполовой системы, систем органов кровообращения и дыхания, в т. ч. у новорожденных и детей первого года жизни [2, 10, 12, 23, 37, 43]. В настоящее время бактериофаги находят все большее применение в гинекологии, урологии, хирургии и других областях медицины [9, 15, 21, 42, 52].

Бактериофаги сначала выпускали в жидком виде. Их применяли местно, перорально, вводили в полости, внутримышечно, подкожно и внутривенно [3, 8, 20, 35]. Затем были разработаны таблетированные формы. В настоящее время с использованием современных технологий созданы новые формы – концентрат, таблетки пиобактериофага, а также стафилококкового и протейного монофагов, линимент и гель. Жидкий концентрат, очищенный от белкового балласта, обладает бoльшей эффективностью по сравнению с жидкими фагами. Таблетированные бактериофаги с кислотоустойчивым покрытием более удобны для больных и экономичны при транспортировке. Использование в линименте ланолина и касторового масла обеспечивает лучшую сохранность бактериофага по сравнению с вазелином [22, 39]. Используют монофаги (стафилококковый, стрептококковый, эшерихиозный, протейный, псевдомонадный, клебсиеллезный) и комбинированные бактериофаги, содержащие фаголизаты от 2 до 8 бактерий. Был разработан бактериофаг Enterobacter и проведено его клиническое испытание [35]. Для лечения заболеваний вирусно-бактериальной этиологии создан комплексный биологический препарат Интерфаг, содержащий интерферон и бактериофаги.

Современные лечебно-профилактические препараты бактериофагов составлены из поликлональных вирулентных бактериофагов широкого диапазона действия, активных и в отношении бактерий, устойчивых к антибиотикам. Их выпускают в жидком виде, в таблетках с кислотоустойчивым покрытием, в виде свечей, мазей, линиментов [7, 11, 33, 48]. Основным разработчиком и производителем лекарственных форм бактериофагов является НПО “Микроген”. На филиалах НПО “Иммунопрепарат” (Уфа), НПО “Биомед” (Пермь), НПО “ИмБио” (Нижний Новгород) освоено свыше 10 различных препаратов на основе бактериофагов.

В настоящее время в России для фаготерапии и фагопрофилактики производятся и используются:

• поливалентный сальмонеллезный бактериофаг;
  • моновалентные бактериофаги – брюшнотифозный, дизентерийный, протейный, синегнойный, холерный, стафилококковый, стрептококковый, колифаг (кишечной палочки);
  • комбинированные препараты поливалентных бактериофагов –колипротейный, пиобактериофаг (включающий стафилококковые, стрептококковые, клебсиеллезные, эшерихиозные, протейные и синегнойные бактериофаги) и др.

Наиболее часто используются следующие бактериофаги.

• Бактериофаг клебсиелл-пневмонии (Клебсифаг) обладает способностью специфически лизировать бактерии, вызвавшие клебсиелл-пневмонию. Предназначен для лечения гнойно-септических и энтеральных заболеваний, вызванных бактериями клебсиелл-пневмонии: хирургических инфекций, заболеваний урогенитальной сферы, желудочно-кишечного тракта, гнойно-воспалительных заболеваний уха, горла, носа, дыхательных путей и легких, генерализованных септических заболеваний, гнойно-септических заболеваний новорожденных.
  • Бактериофаг коли (Колифаг) обладает способностью специфически лизировать энтеропатогенные кишечные палочки (Escherichia coli), наиболее значимые в этиологии гнойно-воспалительных заболеваний. Применяют для лечения и профилактики инфекций кожи и внутренних органов, вызванных кишечной палочкой (гнойно-септических заболеваний, гнойно-осложненных ран, ожогов, абсцессов, флегмон, фурункулов, карбункулов, гидраденитов, бурситов, тендовагинитов, остеомиелитов, маститов, плевритов, холецистита, проктита, цистита, пиелита, пиелонефрита, эндометрита, кольпита, сальпингоофорита, энтерита, энтероколита, токсикоинфекций); для профилактики колиинфекций.
  • Бактериофаг колипротейный (Колипротеофаг) обладает способностью специфически лизировать распространенные энтеропатогенные эшерихии и протея (Proteusmirabilisи Proteusvulgaris). Применяют для лечения и профилактики энтероколитов, лечения кольпитов колипротейной этиологии и других заболеваний, вызванных коли и протейными бактериями (цистита, пиелита, пиелонефрита, эндометрита, сальпингоофорита, энтеральной патологии).
  • Бактериофаг синегнойный (псевдомонас аэругиноза) обладает способностью специфически лизировать бактерии Pseudomonas aeroginosa. Применяют для лечения и профилактики гнойно-воспалительных заболеваний различных органов, вызванных синегнойной палочкой (заболеваний уха, горла, носа, дыхательных путей и легких, хирургических, урогенитальных, энтеральных инфекций, септических заболеваний, гнойно-воспалительных заболеваний новорожденных), дисбактериозов, а также с профилактической целью для обработки послеоперационных и свежеинфицированных ран, для профилактики внутрибольничных инфекций.
  • Бактериофаг стафилококковый (Стафилофаг) обладает способностью лизировать стафилококковые бактерии, выделенные при гнойных инфекциях. Применяют для лечения и профилактики гнойных инфекций кожи, слизистых оболочек, висцеральных органов, заболеваний, вызванных стафилококковыми бактериями (синусита, отита, ангины, фарингита, ларингита, трахеита, бронхита, пневмонии, плеврита, гнойных ран, инфицированных ожогов, абсцесса, флегмоны, фурункула, карбункула, гидраденита, панариция, парапроктита, мастита, бурсита, остеомиелита, уретрита, цистита, пиелонефрита, кольпита, эндометрита, сальпингоофорита, гастроэнтероколита, холецистита, омфалита, сепсиса), а также при дисбактериозе кишечника.
  • Бактериофаг стрептококковый (Стрептофаг) обладает способностью лизировать стрептококковые бактерии, выделенные при гнойных инфекциях. Применяют для лечения и профилактики гнойных инфекций кожи, слизистых оболочек, висцеральных органов, заболеваний, вызванных стрептококками (синуситов, отита, ангины, тонзиллита, фарингита, ларингита, трахеита, бронхита, пневмонии, плеврита, нагноения ран, гнойно-осложненных ожогов, абсцесса, флегмоны, фурункула, карбункула, гидраденита, панариция, парапроктита, мастита, бурсита, тендовагинита, остеомиелита уретрита, цистита, пиелита, пиелонефрита, кольпита, эндометрита, сальпингоофорита, гастроэнтероколита, холецистита, омфалита, пиодермии, сепсиса), а также при дисбактериозе кишечника.
  • Пиобактериофаг комбинированный (Пиополифаг) способен лизировать стафило-, стрептококки (в т. ч. энтерококки), протея, синегнойную и кишечную палочки. Предназначен для профилактики и лечения гнойно-воспалительных заболеваний уха, горла, носа, пазух носа, дыхательных путей, легких; хирургических инфекций (нагноений, абсцесса, флегмоны, остеомиелита, перитонита), урогенитальных инфекций (уретрита, цистита, пиелонефрита); гинекологических инфекций (кольпита, эндометрита, сальпингоофорита); энтеральных инфекций (гастроэнтероколита, холецистита, дисбактериоза); гнойно-септических заболеваний новорожденных.
  • Пиобактериофаг поливалентный (Секстафаг) обладает способностью специфически лизировать стафило-, стрептококки (в т. ч. энтерококки), кишечную палочку, протея, синегнойную палочку и клебсиеллупневмония. Предназначен для профилактики и лечения различных форм гнойно-воспалительных и энтеральных заболеваний: гнойно-воспалительных заболеваний уха, горла, носа, дыхательных путей, легких и плевры; хирургических, урогенитальных и энтеральных инфекций; генерализированных септических заболеваний, в т. ч. Гнойно-септических заболеваний новорожденных и детей грудного возраста.
  • Пиобактериофаг комплексный жидкий представляет собой смесь фаголизатов стафило-, стрепто-, энтерококков, кишечной палочки, протея (мирабилис и вульгарис), синегнойную палочку и клебсиелл (пневмония и окситока). Применяют для лечения и профилактики гнойно-воспалительных и кишечных заболеваний: заболеваний уха, горла, носа, дыхательных путей и легких; хирургических, урогенитальных, энтеральных инфекций; генерализованных и септических заболеваний; гнойно-воспалительных заболеваний новорожденных, для обработки послеоперационных и свежеинфицированных ран.

Лечебно-профилактические бактериофаги содержат поликлональные вирулентные бактериофаги широкого диапазона действия, активные в т. ч. и в отношении бактерий, устойчивых к антибиотикам. Фаготерапия может успешно сочетаться с антибиотикотерапией [1, 14, 38, 47, 51].

Идея об использовании бактериофагов при лечении болезней бактериальной этиологии возникла сразу же после их открытия [6, 27, 40, 44, 52]. Она по-прежнему остается одной из наиболее перспективных идей, трансформируясь из открытия в методологию в области современных медицинских нанотехнологий. Отличительной чертой бактериофагов как терапевтических средств является почти полное отсутствие у них побочных эффектов, что позволяет назначать эти препараты пациентам различных возрастных групп без каких-либо ограничений и применять поливалентные бактериофаги до получения результатов бактериологического исследования [9, 17, 26, 48]. Показана возможность использования бактериофагов в комплексном лечении совместно с синбиотиками и пробиотиками, доказано их безопасное применение у лиц любого возраста, в т. ч. детей и беременных женщин [10, 29, 37, 43, 51].

Очевидно, что во многих ситуациях более предпочтительным является применение поливалентных препаратов бактериофагов, таких, например, как Секстафаг. Болезнетворные микроорганизмы, против которых он направлен (стафилококки, стрептококки, патогенные кишечные и синегнойные бактерии, протеи, клебсиеллы), являются возбудителями тяжелых хирургических и кишечных инфекций, литальность при которых может достигать 30–50 %. Их лечение затруднено частой антибиотикорезистентностью, токсическими и аллергическими реакциями, явлениями дисбактериоза. Вместе с тем применение при них пиобактериофагов бывает эффективным в 70–90 % случаев. Важно подчеркнуть, что применение поливалентного пиобактериофага не исключает использования других антибактериальных и противовоспалительных препаратов.

Отсутствие противопоказаний и осложнений при применении препаратов бактериофагов, возможность их использования в сочетании с другими лекарственными средствами, в т. ч. и с антибиотиками, активность в отношении антибиотикорезистентных штаммов и адаптация бактериофагов к современным возбудителям – все это позволяет оценить препараты бактериофагов как высокоэффективное и перспективное средство терапии, в т. ч. и экстренных гнойно-септических и энтеральных инфекций.

Информация об авторе:
Чушков Юрий Васильевич – доцент, кандидат медицинских наук, заместитель главного врача клиники акушерства
и гинекологии по лечебной работе ГОУ ВПО “Первый МГМУ им. И.М. Сеченова” Минздравсоцразвития РФ.
E-mail: yury-chushkov@rambler.ru

1. Аавидзе З.И., ЧанишвилиТ.Г., Булавкова В.А. и др. Бактериофаги для лечения и профилактики гнойно-септических инфекций. Госпитальная эпидемиология. Сборник научных трудов. 1989. С. 92–4.

2. Азнабаев М.Т., Сережин И.Н., Фаттахов Б.Т. Применение пиобактериофага в офтальмолегии. Актуальные проблемы офтальмологии. Сборник научных трудов. Уфа, 1999. С. 210–14.

3. Акимкин В.Г., Бондаренко В.М., Ворошилова Н.Н. и др. Использование адаптированного сальмонеллезного бактериофага в практике лечения и профилактики нозокомиального сальмонеллеза // Журнал микробиологии 1998. № 6. С. 85–6.

4. Алферова Э.В. Биологические свойства бактериофага Enterobacter и разработка научных основ технологии получения препарата бактериофагов. Автореф. дисс. канд. биол. наук. Уфа. 1995. С. 30.

5. Аролава Д.М., Тимофеева М.Е., Мухитдинова М.И. Клеточный иммунитет больных острой дизентерий при фаготерапии. Актуальные вопросы бактериальных инфекций. М., 1989. С. 11–3.

6. Архангельский А.И. Рациональная тактика ведения больных аденомой предстательной железы при профилактике гнойно-септических инфекций. Автореф. дисс. канд. мед. наук. СПб., 1994. С. 18.

7. Бабалова Е.Г., Катсиладзе К.Т., Сакварелидзе Л.А. и др. Профилактические дозы сухого дизентерийного бактериофага // Журнал микробиологии 1968. № 2. С. 143–45.

8. Бессмертная Н.Г., Чижова Г.В., Владимирова Н.Ю. и др. Эффективность применения пиобактериофага у беременных с пиелонефритом. Современные методы диагностики и лечения в акушерстве и гинекологии. Сборник научных трудов. Саратов, 1999. С. 35–6.

9. Булгакова А.И. Совершенствование местной терапии хронического генерализованного пародонтита. Автореф. дисс. канд. мед. наук. Казань, 1999. С. 29.

10. Веселов А.Я., Карманова С.Ю. Литическая активность и специфичность коммерческих бактериофагов // Клин-лаб. диагностика 1992. № 9–10. С. 55–7.

11. Георгадзе И.И., Ивериели М.В., Топурия Н.В. Интерфаги при заболеваниях вирусно-бактериальной этиологии в стоматологической практике // Медицинские новости Грузии 1997. № 10. С. 16–19.

12. Георгадзе И.И., Топурия Н.В., Ткемаладзе Л.Г. Получение и использование нового комбинированного биологического препарата “Интерфаг” // Медицинские новости Грузии 1997. № 10. С. 12–16.

13. Дарбеева О.С, Майская Л.М., Малышева В.Ф. и др. Новые препараты бактериофагов при лечении гнойно-воспалительных заболеваний. Проблемы особо опасных инфекций. Саратов, 1995. С. 184–88.

14. Джавакишвили Н., Гордедзишвшш М. и др. Фагобиодерм – новые перспективы для лечения ран и трофических язв // Экспер. клиническая медицина 1999. № 2. С. 83–84.

15. Долидзе Н.Г., Аччеславский Э.Г., Шатиришвили Е.И. Лечение гнойных осложнений плевры методом плеврального диализа с использованием бактериофага // Медицинские новости Грузии 2000. № 7–8. С. 37–9.

16. Зуева Л.П., Сухоминова Г.И., Линник С.А. и др. Адаптированный бактериофаг для лечения и профилактики гнойно-септических инфекций. Актуальные проблемы гнойно-септических инфекций. СПб. 1994. С. 16–7.

17. Зуева В.С, Дмитриенко О.А., Клицунова Н.В. Роль профагов в формировании антибиотикоустойчивых популяций стафилококков в процессе трансформации, трансдукции и конъюгации // Антибиотики и химиотерапия 1996. № 41(10). С. 35–42.

18. Ильина Т.С. Структурная организация и механизмы перемещений генных кассет, кодирующих резистентность к антибиотикам и факторы вирулентности бактерий // Молген. микробиол. 2001. № 1. С. 3–12.

19. Калинская Т.Ю., Дарбеееа О.С. Майская Л.М. и др. Бактериофаготерапия кишеч-ного дисбактериоза у больных неспецифическим язвенным колитом. “Горячие точки” в гастроэнтерологии”. Смоленск, 1995. С. 118–20.

20. Колосовская Е.Н., Трегубова Е.С. Опыт использования бактериофага, содержащего фаголизат бактерий рода Ацинетобактер, с лечебными и противоэпидемическими целями в ожоговом стационаре. Актуальные проблемы гнойно-септических инфекций: Мат. гор. науч-практ конф. СПб., 1994. С. 28–9.

21. Кочеткова В.А., Мамонтов А.С, Московиева Р.Л. и др. Фаготерапия послеоперационных гнойно-воспалительных осложнений у онкологических больных // Советская медицина 1989. № 6. С. 23–6.

22. Крестовникова В.А. Фаготерапия и фагопрофилактика и их обоснование в работах советских исследователей // Журнал микробиологии 1947. № 11. С. 56–65.

23. Куликова И.Н. Клинико-иммунологическая оценка некоторых видов лечения сальмонеллеза. Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 1997. С. 20.

24. Лазарева Е.Б., Смирнов С.В., Хватов В.Б. и др. Эффективность применения бактериофагов в комплексном лечении больных с ожоговой травмой // Антибиотики и химиотерапия 2001. № 1. С. 10–4.

25. Лахно В.М., Хомякова Е.Ю., Кузнецов Ю.В. Применение фаготерапии для лечения инфекционных осложнений после аппендэктомии // Вести медицины 1996. № 5–6. С. 5.

26. Лахно В.М. Оптимизация лечения нагноения послеоперационных ран с использованием поливалентного пиобактериофага. Автореф. дисс. канд. мед. наук. Челябинск, 1997. С. 25.

27. Маянский А.Н. Дисбактериоз: иллюзия и реальность // Педиатрия 2000. № 4. С. 80–8.

28. Меньшиков Д.Д., Янискер Г.Я., Савельева Г.Ф. и др. Чувствительность возбудителей гнойно-воспалительных заболеваний к лечебным бактериофагам // Антибиотики 1980. № 5. С. 356–59.

29. Милютина Л.И. Клинико-лабораторная диагностика и вопросы этиотропной терапии сальмонеллезов у детей. Автореф. дисс. докт. мед. наук в форме научного доклада. М., 1993. С. 54.

30. Перемитина Л.Д., Малышева В.Ф., Измайлова Н.Б. и др. Стандартизация лечебно-профилактических бактериофагов. Стандарты, штаммы и методы контроля бактерийных и вирусных препаратов. М., 1976. № 2. С. 157–61.

31. Перепанова Т.С, Дарбеева О.С, Котлярова Г.А. и др. Эффективность препаратов бактериофагов при лечении воспалительных урологических заболеваний // Урология и нефрология 1995. № 5. С. 14–7.

32. Полишко Т.Н. Сравнительный анализ воздействия ингибиторов энергетических процессов на эффективность фаговой индукции у стафилококков // Мпфо бюл. журн. 1998. № 60(4). С. 36–41.

33. Пушкарев А.М. Этиотропная терапия инфекции мочевых путей в послеоперационном периоде поливалентными бактериофагами: Автореф. дисс. канд. мед. наук. Уфа, 1999. С. 24.

34. Старкова О.М., Одегова Т.Ф., Главатских И.А. Определение емкости рынка бактериофагов на региональном уровне. Фармация на современном этапе – проблемы и достижения. М., 2000. № 1. С. 133–35.

35. Сушин И.А. Бактериофаги и их применение в медицинской практике. М., 1958. С. 120.

36. Толкачева Т.В., Абакумов Е.М., Мартынова В.А. и др. Коррекция дисбактериоза кишечника биологическими препаратами у больных острыми лейкозами // Пробл. гемат. перел. крови 1981. № 7. С. 29–31.

37. Урсова Н.И., Римарчук Г.В., Савицкая К.И. Проблема нарушений микробиоценоза у детей и их коррекция // Практ. врач 2001. № 19. С. 33–6.

38. Шаликашви С.Р. Комплексное применение специфических фагов, антибактериальных и иммунных препаратов при различной локализации гнойно-воспалительных процессов. Автореф. дисс. канд. мед. наук. Тбилиси, 1992. С. 14.

39. Шахмарданов М.3., Земскова Л.Н., Исаев Н.П. и др. Поливалентный пиобактериофаг в лечении острых кишечных инфекций // РМЖ 1997. № 1. С. 54–5.

40. BarrowPA, SoothillJS. Bacteriophage therapy and prophylaxis rediscovery and renewed assessment of potential. Trends Micobiol 1997;7:268–71.

41. Cislo St., Dabrowski M, Weber-Dabrowska В, et al. Bacteriophage treatment of suppurative skin infection. Arch Immunol Ther Exp 1987; 2:175–83.

42. Eaton MD, Bayne-Jones S. Bacteriophage therapy. Review of the principles and results of use of bacteriophage in the treatment of infection. JAMA 1934;23:769–1939.

43. Kwarcinski W, Lazarkiewics В, Weber-Dabrowska B, et al. Bacteriophage therapy in the treatment of recurrent subphrenic and subhepatic abcess with jejunal fistula after stomach resection. Pol Tyg Lek 1994;49:535.

44. Kaczkowski H, Weber-Dabrowska В, Dabrowski M, et al. Use ofbacteriophages in the treatment of chronic bacterial diseases. Wiad Lek 1990;43:136–41.

45. Levin В, Bull JJ. Phage Therapy revisd: The population biology of a bacterial infection and its treatment with bacteriophage and antibiotics. Am Nat 1996;147:881–98.

46. Soothill JS. Bacteriophage prevents destruction of skin grafts by Pseudomonas aeruginosa. Burns 1994;20:209–11.

47. Slopek S, Weber-Dabrowska В, Dabrowski M, et al. Results of bacteriophage treatment of suppurative bacterial infections in the years 198Ы986. Arch Immunol Ther Exp 1987;35:569–83.

48. Smith HW, Huggins MB. The control of experimental E. coli diarrhea in calves by means of bacteriophage. J Microbiol 1987;33: 1111–26.

49. Smith HW, Huggins MВ, Shaw КМ. Factors influencing the survival and multiplication ofbacteriophages in calves and in theirenvironment. J Gen Microbiol 1987;133:1127–35.

50. Stroj L, Weber-Dabrowska В, Partyka K, et al. Successful treatment with bacteriophage in purulent cerebrospinal meniigitis in a newborn. Neurol Neurochir Pol 1999;3:693–98.

51. Sulakvelidze A, Alavidze Z, Morris JG. Bacteriophage therapy (minireview). Antimicrob Agents Chemother 2001;45:3:649–59.

52. Vieu JF, Guillermet F, Minck R, et al. Donnees actuelles sur les applications therapeutiques des bactetiophages. Bull Acad Natl Med 1979;163:61.