Синдром Лефгрена


Представлены история описания, клиническое и прогностическое значение синдрома Лефгрена. Данный синдром ассоциируется с острым течением саркоидоза. Его основным симптомом является узловатая эритема. Узловатая эритема, как и синдром Лефгрена в целом, – маркер благоприятного течения саркоидоза с низким риском прогрессирования легочного интерстициального поражения.

Синдром Лефгрена — клиниче­ский вариант саркоидоза, от­ражающий его острое начало и как правило — благоприятное течение с высокой вероятностью ремиссии, в т. ч. спонтанной.

Ключевые признаки синдрома Лефгрена:

  • узловатая эритема;
  • двусторонняя симметричная внутригрудная лимфаденопатия на рентгенограммах грудной клетки, выполненных в прямой проекции, имеющая характерный вид "кры­льев бабочки";
  • клинические (лихорадка, артралгии, потеря массы тела) и лабо­раторные (увеличение СОЭ, сывороточной концентрации С-реактивного белка, гиперфибри-ногенемия) маркеры острофазово­го ответа.

Данное сочетание симптомов впер­вые описано шведским интернистом Свеном Лефгреном (Sven Havlar Lofgren, 1910-1978). В своей док­торской диссертации, защищенной в Стокгольме в 1946 г., С. Лефгрен подробно описал этиологические и патогенетические варианты узлова­той эритемы у 185 пациентов, обсле­дованных им лично: большинство данных, полученных в ходе выпол­нения указанной диссертационной работы, сохраняют определенное клиническое значение до настоящего времени.

С. Лефгрен был шестым ребен­ком в семье. После окончания школы с отличием изучал медици­ну в Karolinska institute (Стокгольм) и в 1935 г. получил лицензию на врачебную практику. Одиннадцать лет спустя после зашиты докторской диссертации получил звание доцента по внутренним болезням. В 1971 г. С. Лефгрену за заслуги было при­своено звание профессора, край­не редко присуждаемое в Швеции врачам, не работающим непосред­ственно в университетских клиниках. С. Лефгрен в течение всей жизни работал в Стокгольме в госпитале Святого Горана.

Его заслуги в области изучения саркоидоза были признаны меди­цинским сообществом: в 1963 г. ему было доверено руководство проведе­нием Международного конгресса по саркоидозу в Стокгольме, который прошел с большим успехом и оказал­ся рекордным по числу участников. С. Лефгрен был широко известен как выдающийся клиницист, его отлича­ли верность профессии, преданность воспитавшей его научной клиниче­ской школе и неподдельный патрио­тизм.

Значение выделенного С. Лефг­реном синдрома чрезвычайно вели­ко: своевременное распознавание узловатой эритемы — его ключевого признака — сегодня позволяет рацио­нально определить план обследова­ния, который всегда должен включать рентгенографию и по возможности компьютерную томографию органов грудной клетки, как правило "откры­вающих" диагноз саркоидоза. Опыт обследования больших групп паци­ентов с узловатой эритемой показал, что саркоидоз нередко лидирует в структуре ее причин, заметно пре­восходя, в частности, ревматиче­скую лихорадку и туберкулез, а также болезнь Крона. У представителей некоторых национальностей, прожи­вающих в Средиземноморье (особен­но у жителей Турции), одной из самых частых причин узловатой эритемы может также быть болезнь Бехчета. Необходимо помнить о возможности паранеопластической узловатой эри­темы, а также о потенциальной связи ее приемом некоторых лекарствен­ных препаратов (иодиды, бромиды, эстроген-содержащие препараты). Тем не менее зачастую узловатая эри­тема оказывается связанной именно с синдромом Лефгрена — "острым" вариантом клинического течения саркоидоза.

Типичная локализация узлова­той эритемы — голени и тыльная поверхность стоп; расположение ее элементов в области голеностопных и коленных суставов — может зна­чительно ограничивать их подвиж­ность в связи с отеком и болезненно­стью. Элементы узловатой эритемы синюшны, горячи на ощупь; пациент может ощущать боль даже при легком прикосновении к ним. После регрес­са элементов узловатой эритемы рубцы не образуются, определенное время может сохраняться гиперпиг­ментация.

Морфологически узловатая эрите­ма представляет собой очаги септального панникулита, сочетающегося с продуктивным васкулитом. В отли­чие от вариантов специфического саркоидного поражения кожи (бляшки, папулы, ознобленная волчанка, подкожный саркоид Дарье—Русси) при морфологическом исследовании образцов ткани кожи, полученных при биопсии участков узловатой эри­темы, саркоидных гранулем выявить не удается.

Узловатая эритема, как и синдром Лефгрена в целом, — маркер благо­приятного течения саркоидоза с низ­ким риском прогрессирования легоч­ного интерстициального поражения, тем более развития внелеточных проявлений заболевания. Синдром Лефгрена с узловатой эритемой чаше наблюдается у женщин и носителей определенных вариантов генов глав­ного комплекса гистосовместимости (HLA- DRB1*03 и HLADQB1*02), также кодирующих воспалительные цитокины (альфа-фактор некроза опухолей альфа) и молекулы адгезии (Е-селектин). Дальнейшее изучение генетических маркеров предрасполо­женности к синдрому Лефгрена чрез­вычайно актуально, поскольку может позволить приблизиться к понима­нию закономерностей, детермини­рующих течение саркоидоза, и фар­макологическому управлению ими. Синдром Лефгрена практически не встречается в ассоциации с марке­рами неблагоприятного течения сар­коидоза, в частности у афроамериканцев, у которых это заболевание характеризуется быстропрогрессирующим течением с развитием тяжело дыхательной недостаточности, инвалидизирующего поражения глаз со слепотой и разнообразных, нередко фатальных, внелегочных проявлений, например поражения сердца.

Синдром Лефгрена — надеж­ный ориентир при принятии реше­ния о тактике лечения саркоидоза. Назначение глюкокортикостероидов perosили внутривенно считают непоказанным; возможно местное при­менение их в виде мазей. С целью уменьшения выраженности болевого синдрома и устранения лихорадки применяют нестероидные противо­воспалительные препараты. У большинства пациентов с синдромом Лефгрена наблюдаются спонтанная ремиссия или даже регресс саркоидного поражения внутригрудных лимфатических узлов без развития очевидной интерстициальной диссеминации.


Похожие статьи


Бионика Медиа