Новые подходы к терапии острых респираторных инфекций у детей с хронической лор-патологией


Усенко Д.В., Погорелова О.О., Горелов А.В., Вартанян И.М., Ардатская М.Д.

Проведена оценка эффективности препаратов Стоматидин (гексетидин) и Лизобакт в терапии острых респираторных заболеваний у часто болеющих и детей с хронической ЛОР-патологией. Установлено, что включение Стоматидина в комплексную терапию с первых дней заболевания обеспечивает сокращение сроков купирования основных симптомов болезни (интоксикация, местные проявления поражения ротоглотки). Последующее, в периоде ранней реконвалесценции, применение Лизобакта способствует нормализации состояния иммунного гомеостаза ротовой полости и, опосредовано, коррекции состава микрофлоры данного эпитопа, повышению колонизационной резистентности.

Острые респираторные заболевания (ОРЗ) и в третьем тысячелетии продолжают оставаться серьезной проблемой здравоохранения для большинства стран мира. Дети наиболее подвержены ОРЗ. Одной из проблемных групп пациентов являются дети с частыми респираторными инфекциями и сопутствующей ЛОР-патологией [1]. У данных больных рецидивирующие ОРЗ начинаются в возрасте 1,5–2,0 года, при этом наблюдается чередование обострений и неполных ремиссий. В большинстве случаев ОРЗ у этой категории пациентов характеризуется
легким и среднетяжелым течением с длительным периодом реконвалесценции. В более старшем возрасте у большинства детей формируется хроническая ЛОР-патология, и каждый новый эпизод ОРЗ сопровождается аденоидитом, тонзиллитом, синуситом или отитом. В периоде ремиссии
могут сохраняться ночной кашель и затрудненное носовое дыхание.

Предполагается, что возможными причинами такого течения ОРЗ и повышенной восприимчивости к респираторным инфекциям являются задержка созревания иммунной системы или нераспознанные парциальные иммунодефициты, а также нарушение баланса микрофлоры ротоглотки [2, 3].
В норме последняя представляет собой относительную “константу” конкретных микроорганизмов (аэробная и факультативная анаэробная флора, облигатные анаэробы и непостоянная флора). Доказано, что у часто болеющих детей в микрофлоре ротоглотки происходят выраженные дисбиоти-
ческие нарушения, обусловленные в первую очередь вегетированием таких возбудителей, как Streptococcus pneumoniae, Haemophilus influenzae, Moraxella catarrhalis. Одновременно наблюдается существенное ослабление факторов неспецифической резистентности.

Все вышеизложенное подчеркивает актуальность совершенствования комплексной терапии ОРЗ у часто болеющих и детей с хронической ЛОР-патологией. Для проведения исследования наше внимание привлекли два препарата –Стоматидин и Лизобакт (компания Босналек, Босния и Герцеговина). Стоматидин (гексэтидин) является топическим антисептическим средством, обладающим противовоспалительным, а также легким обезболивающим эффектом. Бактерицидный эффект Стоматидина обусловлен угнетением образования тиамина, необходимого для роста и размножения патогенных микроорганизмов. Спектр действия Стоматидина включает Candida albicans, Streptococcus salivarius, Streptococcus mutans, Streptococcus sangius, Streptococcus pyogenes group A, Streptococcus pneumoniae, Streptococcus viridans, Staphylococcus aureus, Lactobacillus casei, Lactobacillus acidophilus, Bacteroides melamogenicus, Bacteroides fragilis, Bordetella pertussis. Лизобакт – лизоцимсодержащий препарат, применяющийся для восполнения дефицита эндогенного лизоцима. На основании проведенных ранее исследований [4], подтвердивших высокую эффективность указанных препаратов в лечении инфекционно-воспалительных заболеваний ротоглотки, нами была предложена схема их применения в лечении ОРЗ у часто болеющих и детей с хронической ЛОР-патологией. Согласно схеме, в остром периоде заболевания в дополнение к традиционной терапии (антигистаминные, жаропонижающие препараты, сосудосуживающие капли в нос, муколитические средства, витамины) с противовоспалительной и антибактериальной целью используется Стоматидин в течение 7 дней; в последующем с целью повышения неспецифической резистентности и мукозального иммунитета коррекции микрофлоры ротовой полости и профилактики ранних рецидивов в течение 7–10 дней применяется Лизобакт.

Материал и методы

Для оценки эффективности предложенной схемы были обследованы 60 детей в возрасте от 3 до 14 лет с ОРЗ. Из них 39 пациентов относились к категории часто болеющих (от 4 до 5 лет – 5 и более эпизодов ОРЗ в течение последнего года, старше 5 лет – 4 и более эпизода), а 21 – имел сопутствующие хронические заболевания ЛОР-органов (хронический тонзиллит). ОРЗ протекало по типу ларинго-трахеита у 38,3 % пациентов, острого бронхита – у 41,7 %, фолликулярной ангины – у 15 %, лакунарной ангины – у 8,3 %. У 78,37 % детей вышеуказанные варианты ОРЗ сочетались с симптомами ринофарингита. Пациенты поступали в стационар преимущественно на 3–4-е сутки заболевания. У всех детей заболевание протекало в среднетяжелой форме.

Основную группу составили 30 больных, которые помимо традиционной терапии получали препарат Стоматидин (7 дней), затем Лизобакт (7–10 дней). В группу сравнения вошли 30 детей, сопоставимых с основной группой по возрасту, форме и тяжести течения заболевания (табл. 1), которые получали только традиционную терапию.

Таблица 1. Характеристика сравниваемых групп больных ОРЗ.

Клинико-лабораторное обследование проводилось на базе профильных отделений Детской инфекционной больницы № 5 Москвы (главный врач – Золотавин С.В.). Подбор больных проводился методом случайной выборки.

Обследование детей помимо оценки клинических показателей включало рутинные методы (общий анализ крови, общий анализ мочи), методы этиологической диагностики ОРЗ (полимеразная цепная реакция мазков из зева и носа, прямая иммуно-флуоресценция). Для оценки состояния мукозального иммунитета ротоглотки был изучен в динамике (в первые сутки госпитализации и в периоде реконвалесценции – 14–21-й день лечения) уровень секреторного IgA (sIgA) в слюне методом иммуно-ферментного анализа (производитель набора реогентов – ООО “Прогрессивные Био-Медицинские Технологии”, Москва). Параллельно был изучен состав микрофлоры ротовой полости методом газожидкостной хроматографии (в 1-й день стационарного лечения и через 14–17 дней).

Обработка цифрового материала результатов исследования проводилась с использованием параметрических и непараметрических методов. Вычисляли следующие величины: среднюю арифметическую “М”; среднюю ошибку средней величины “m” (ошибку репрезентативности). Достоверность различий “р” результатов исследования оценивали по критерию Стъюдента. Различия расценивали как достоверные при р < 0,05.

Результаты

Результаты клинического наблюдения свидетельствуют о том, что включение Стоматидина в комплексную терапию ОРЗ у больных основной группы сопровождалось сокращением сроков купирования большинства симптомов заболевания (табл. 2). Так, длительность симптомов интоксикации была на 0,7–1,1 суток короче, чем на фоне традиционной терапии. Кроме того, отмечено снижение сроков исчезновения гиперемии слизистой оболочки ротоглотки (р < 0,01), наложений на миндалинах (р < 0,01), их увеличения (р < 0,01), боли в горле (р < 0,01). Сокращение продолжительности основных симптомов вело к сокращению продолжительности стационарного лечения: 6,43 ± 1,45 против 8,0 ± 1,9 суток (р < 0,05) в группе сравнения.

Таблица 2. Средняя продолжительность симптомов ОРЗ в зависимости от проводимой терапии (сутки).

Для оценки эффективности проведенного лечения, а также степени восстановления мукозального иммунитета ротоглотки была изучена динамика содержания sIgA в слюне у 30 больных (по 15 в каждой из групп). Установлено, что в основной группе в остром периоде заболевания уровень sIgA был выше нормативных показателей, в то время как в группе сравнения оставался в пределах физиологической нормы (табл. 3). Полученные данные могут свидетельствовать о сохранении потенциала иммунологического реагирования в системе слизистого иммунитета ротоглотки у данных больных. Динамика уровня sIgA в слюне продемонстрировала двукратное его повышение на фоне традиционной терапии, свидетельствовавшее о нарастании иммунологических нарушений, пролонгации воспалительных изменений в ротоглотке, а также усугублении микроэкологических изменений в данном эпитопе. В то же время последовательное использование Стоматидина (в остром периоде ОРЗ) и Лизобакта (в периоде ранней реконвалесценции) оказывало противовоспалительное воздействие, обеспечивая снижение и нормализацию уровня sIgA.

Таблица 3. Уровень секреторного иммуноглобулина А в слюне у часто болеющих детей и пациентов с хронической ЛОР-патологией на фоне ОРЗ в зависимости от проводимой терапии (мкг/мл).

Для оценки динамики состава микрофлоры ротоглотки у больных в сравниваемых группах методом газожидкостной хроматографии было исследовано содержание короткоцепочечных жирных кислот (КЖК) в слюне на фоне терапии с применением Стоматидина и Лизобакта (основная группа – 15 человек) и только традиционной терапии (группа сравнения – 15 человек; табл. 4).

Таблица 4. Результаты изучения метаболической активности микрофлоры ротовой полости у часто болеющих детей и пациентов с сопутствующей хронической патологией ЛОР-органов на фоне ОРЗ с учетом проводимой терапии.

Полученные результаты свидетельствуют о снижение (более чем в 3 раза) по сравнению с нормой абсолютного содержания КЖК (С2–С6) в слюне у часто болеющих детей и пациентов с сопутствующим хроническим тонзиллитом в остром периоде ОРЗ, что указывает на падение активности и численности различных популяций микроорганизмов индигенной (облигатной) микрофлоры полости рта и глотки в результате внедрения вируса. В процессе лечения у больных основной группы отмечено восстановление функциональной активности и численности микрофлоры (абсолютное содержания КЖК выросло до 0,69 ± 0,12 мг/г). В группе сравнения отмечена лишь тенденция к повышению концентрации КЖК.

Были изучены профили пропионовой, масляной и уксусной кислот, а также значения анаэробного индекса, характеризующие окислительно-восстановительный потенциал среды. Показано, что у больных ОРЗ исходно отмечается повышение относительного содержания пропионовой и масляной кислот при снижении уровня уксусной, свидетельствующее об увеличении численности и активизации анаэробного звена микрофлоры (Bacteroides, пропионибактерии, клостридии, фузобактерии и др.) на фоне снижения активности и численности представителей облигатной, в т. ч. молочнокислой, флоры (бифидобактерии, лактобациллы).

После курса терапии у пациентов основной группы отмечена фактическая нормализация профиля кислот (остается незначительно повышенным уровень пропионовой кислоты), что может свидетельствовать о восстановлении активности облигатной микрофлоры и нормализации баланса
аэробных и анаэробных популяций микроорганизмов. В группе сравнения отмечена аналогичная тенденция, однако достоверных изменений в содержании кислот не выявлено.

Данные об анаэробных индексах, отражающих окислительно-восстановительный потенциал среды (табл. 4), свидетельствуют, что исходно у всей группы пациентов ОРВИ наблюдается смещение значения индекса в область резко отрицательных значений по сравнению с нормой (-0,340 ± 0,018 против -0,208 ± 0,009 ЕД). При таких значениях окислительно-восстановительного потенциала происходит угнетение жизнедеятельности облигатных анаэробов (за счет блокады терминальных ферредоксинсодержащих дыхательных ферментов). На этом фоне активизируются их факультативные и остаточные штаммы.

В результате проведенной терапии в основной группе отмечается смещение анаэробного индекса в область нормальных значений, что способствует обеспечению условий для повышения жизнедеятельности нормальной (облигатной) микрофлоры. В группе сравнения указанные
изменения также имеют место, но они менее выражены.

За время наблюдения аллергических реакций и побочных эффектов при применении Лизобакта и Стоматидина не отмечено.

Заключение

Таким образом, результаты проведенного клинико-лабораторного исследования свидетельствуют об эффективности предложенной схемы применения Стоматидина и Лизобакта в лечении ОРЗ у детей с сопутствующей хронической ЛОР-патологией и часто болеющих. Использование Стоматидина с первых дней ОРЗ обеспечивает сокращение сроков купирования основных симптомов заболевания (интоксикация, местные симптомы поражения ротоглотки) и длительности пребывания в стационаре. Последующее применение Лизобакта в периоде ранней реконвалесценции способствовало нормализации состояния иммунного гомеостаза ротовой полости и опосредованно – коррекции состава микрофлоры данного эпитопа, а также повышению колонизационной резистентности.


Литература


1. Баранов А.А., Горелов А.В., Каганов Б.С. Острые респираторные заболевания у детей. Лечение и профилактика. Научно-практическая программа. М., 2004. 84 с.
2. Заплатников А.Л. Клинико-иммунологическое обоснование иммунотерапии и иммунопрофилактики вирусных и бактериальных заболеваний у детей. Дисс. д-ра мед. наук М., 2003. 46 с.
3. Щербина А.Ю., Пашанов Е.Д. Иммунология детского возраста. М., 2006. Т. 8. 432 с.
4. Погорелова О.О., Усенко Д.В., Ардатская М.Д., Дикая А.В., Горелов А.В. Оценка эффективности Лизобакта в лечении острых респираторных заболеваний у детей // Инфекционные болезни. 2009. 7(1). С. 69–72.


Похожие статьи


Бионика Медиа