Оценка уровня базовых знаний по бронхиальной астме у студентов старших курсов – финальные результаты исследования ASSA


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2019.5.102-109

Р.А. Бонцевич (1, 2), А.В. Михно (2), К.В. Щуровская (1), Н.Ю. Гончарова (3), Ю.В. Феоктистова (4, 9), Е.А. Попова (4), Е.В. Лучинина (5), В.О. Барышева (6), М.И. Малкина (7), О.Г. Компаниец (8), Г.А. Батищева (3), Е.В. Елисеева (9), Г.Г. Кетова (6), Т.Г. Покровская (1)

1) Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия; 2) Многопрофильная поликлиника «Гармония здоровья» ООО «МАКСБелмед», Белгород, Россия; 3) Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко, Воронеж, Россия; 4) Краевая детская клиническая больница № 1, Владивосток, Россия; 5) Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, Саратов, Россия; 6) Южно-Уральский государственный медицинский университет, Челябинск, Россия; 7) Самарский государственный медицинский университет, Самара, Россия; 8) Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия; 9) Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток, Россия
Обоснование. Бронхиальная астма (БА) является одной из наиболее распространенных неинфекционных патологий человека [1]. Клинические проявления болезни известны врачам давно: так, о ней упоминает в своих трудах Гиппократ и Ибн Сина [2], а бельгийский врач Ван Гельмонт описал характерные признаки заболевания и связал возникновение БА с дымом и раздражающими веществами [3]. Однако только в начале XX в. была разработана аллергическая теория возникновения БА и применения стероидных препаратов для ее эффективного лечения [4]. К сожалению, и в наше время доказательной медицины
уровень практических знаний медработников в этой области зачастую недостаточный.
Цель работы. Определить уровень базовых знаний по БА у студентов 5-го и 6-го курсов (специальность «лечебное дело» и «педиатрия») медицинских вузов.
Методы. Анализ анонимного многоцентрового анкетирования в рамках проведения первого этапа проекта ASSA (частичный акроним проекта «Assessment of senior medical students in the field of bronchial asthma»), проведенного в 2014–2016 гг. в 7 городах России.
Результаты. Исследование выявило средний уровень базовых знаний в вопросах этиологии, патогенеза, клинической картины и лечения БА. Только 56,8% студентов смогли выбрать из предложенных вариантов ответов правильное определение БА; правильную комбинацию лекарств в одном доставочном устройстве определили 61,4% респондентов; 65,6% – верно указали основные клинико-лабораторные маркеры БА и 64,5% – подобрали корректную схему базисной терапии БА в зависимости от степени тяжести.
Заключение. Полученные результаты анкетирования показали недостаточный уровень базовых знаний по ключевым вопросам БА у студентов старших курсов. Значительная статистически достоверная неоднородность уровней знаний между разными центрами может свидетельствовать о необходимости введения единых унифицированных и углубленных программ обучения по данному направлению.
Ключевые слова: бронхиальная астма, этиология, патогенез, лечение, анкетирование

Литература


1. Global Strategy for Asthma Management and Prevention. Revised 2014. The GINA reports are avaible on http://www.ginasthma.org.

2. Hippocrates. Aphorisms. Section III. № 26.

3. Jackson M. (Ed.). The Oxford Handbook of the History of Medicine: Oxford University Press, 2018. Oxfordhandbooks.com. Doi: 10.1093/oxfordhb/9780199546497.001.0001.

4. Doig R.L. (February 1905). Epinephrin; especially in asthma. Californ. St J Med. 1905;3(2):54–5.

5. Респираторная медицина: руководство: в 3 томах / Под ред. А.Г. Чучалина. М., 2017.

6. Бронхиальная астма. Клинические рекомендации. Российское респираторное общество, 2016.

7. Chuchalin A.G., Khaltaev N., Аntonov N., et al. Chronic respiratory diseases and risk factors in 12 regions of the Russian Federation. Int J Chron Obstruct Pulmon. Dis. 2014;12(9):963–74. Doi: 10.2147/COPD.S67283.

8. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». IV издание. М., 2012.

9. Авдеев С.Н. Бронхиальная астма в таблицах и схемах. М., 2005.

10. Abbo L.M, Cosgrove S.E., Pottinger P.S., et al. Medical Students’ Perceptions and Knowledge About Antimicrobial Stewardship: How Are We Educating Our Future Prescribers? Clin Inf Dis. 2013;57(5):631–38. Doi: 10.1093/Cid/Cit370.

11. Bontsevich R.A., Filinichenko T.S., Gavrilova A.A.,et al. Assessment of physicians’ and senior medical students’ knowledge in treatment of patients with community-acquired pneumonia: Current results of the KNOCAP project. Res Result Pharmacol. 2018;4(3):27–36. Doi: 10.3897/rrpharmacology.4.29454.

12. Бонцевич Р.А., Щуровская К.В., Покровская Т.Г.и др. Оценка базовых знаний в вопросах ХОБЛ у студентов старших курсов – финальные результаты исследования ASCO. Фарматека. 2018;8:72–8. Doi: https: //dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2018.8.72–8.

13. Бонцевич Р., Филиниченко Т., Гаврилова А. и др. Оценка базовых знаний о хронической обструктивной болезни легких врачей терапевтического профиля. Текущие результаты проекта ASCO-II. Врач. 2018;29(12):46–50. Doi: 10.29296/25877305-2018-12-11.

14. Bontsevich R., Vlasova K., Ketova G., et al. Assessment of Senior Medical Students in the field of Bronchial Asthma. Eur Respir J. 2014;44:P2795.

15. Bontsevich R., et al. Assessment of senior medical students in the field of bronchial asthma (ASSA project). Update 2015. Respirol. 2015;20:19.

16. British Guideline on the Management of Asthma. Thorax. 2008;63(Suppl. 4):1–121. http://dx.doi.org/10.1136/thx.2008.097741.

17. Ritesh A., et al. Guidelines for diagnosis and management of bronchial asthma: Joint ICS/NCCP (I) recommendations. Lung India. 2015;32(Suppl. 1):3–42. Doi: 10.4103/0970-2113.154517.

18. Fritz H., Doberer D., Eber E., et al. Diagnosis and management of asthma – Statement on the 2015 GINA Guidelines. Wien Klin Wochenschr. 2016;128(15):541–54. Doi: 10.1007/s00508-016-1019-4.

19. Бродская О.Н., Белевский А.С. Факторы достижения контроля бронхиальной астмы: глобальный и персонифицированный подход. Практическая пульмонология. 2016;4:3–8.

20. Белевский А.С. Современная терапия бронхиальной астмы, шаг вперед. Астма и аллергия. 2013;3:16–8.

21. Айсанов З.Р., Калманова Е.Н. Эффективность фиксированных комбинаций в достижении контроля бронхиальной астмы: анализ результатов исследования GOAL. Пульмонология и аллергология. 2009;1:16–20.

22. Авдеев С.Н., Айсанов З.Р., Архипов В.В. и др. Согласованные Рекомендации по применению режима единого ингалятора фиксированной комбинации будесонид/формотерол (Smart) в терапии пациентов с бронхиальной астмой. Практическая пульмонология. 2016;1:2–15.

23. Ichinose M., Sugiura H., Nagase H., et al. Japanese guidelines for adult asthma 2017. Allergol Int. 2017;66(2):163–89. Doi: 10.1016/j.alit.2016.12.005.

24. Fitzpatrick A.M, Moore W.C., et al. Severe Asthma Phenotypes – How Should They Guide Evaluation and Treatment? J Allergy Clin Immunol Pract. 2017;5(4):901–8. Doi: 10.1016/j.jaip.2017.05.015.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: Р.А. Бонцевич, к.м.н., доцент кафедры фармакологии и клинической фармакологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, зав. отделением, врач-пульмонолог, терапевт многопрофильной поликлиники «Гармония здоровья» ООО «МАКСБелмед», Белгород, Россия; тел. +7 (4722) 32-80-40 доб. 155; e-mail: dr.bontsevich@gmail.com
Адрес: 308015, Россия, Белгород, ул. Победы, 85


Бионика Медиа