Возможности анксиолитической терапии тревожно-депрессивного синдрома у больных, находящихся на лечении программным гемодиализом


И.С. Белоусова, Н.Н. Боровков

Кафедра госпитальной терапии им. В.Г. Вогралика ФГБОУ ВО НижГМА Минздрава России, Нижний Новгород
Тревожно-депрессивный синдром у больных, находящихся на лечении программным гемодиализом, является наиболее частым психическим нарушением у этой категории пациентов. В статье описаны результаты применения этими лицами морфолино-
этилтиоэтоксибензимидазола дигидрохлорида. Установлено, что данный препарат значительно снижает выраженность тревоги и депрессии, а также повышает показатели качества жизни пациентов. Четырехнедельная терапия морфолиноэтилтиоэтоксибензимидазола дигидрохлоридом не сопровождается воздействием на лабораторные показатели, используемые в качестве контроля при проведении программного гемодиализа.

Введение

Результатом изучения личностных особенностей больных, находящихся на лечении программным гемодиализом (ПГД), стало признание значительной роли психологических нарушений при ведении таких пациентов [1, 2]. Особенно актуальные из них тревога и депрессия, частота которых достигает у этого контингента больных 60% (P. Kimmel и соавт., 2005) [1, 3, 4]. Это связывают с тем, что пациенты с терминальной хронической почечной недостаточностью, находящиеся на ПГД, кроме влияния основной патологии испытывают зависимость от процедуры гемодиализа, медицинского оборудования, персонала, регламентации диеты, соблюдения питьевого режима, постоянного приема медикаментов, потери работы и свободы передвижения, возникновения половой дисфункции [5]. Все эти обстоятельства, бесспорно, служат мощным стрессогенным фактором, сопровождающим лечение ПГД (И.А. Васильева 1992; J.A. Gurklis, Е.М. Menke, 1995; S.C. Yeh, H.C. Chou, 2007; А. Rahimi и соавт., 2008). Повышенный уровень депрессии в свою очередь ведет к снижению показателей качества жизни гемодиализных пациентов [6].

Тревожно-депрессивный синдром (ТДС) у больных, находящихся на лечении ПГД, безусловно, требует квалифицированной психотерапевтической помощи, но, к сожалению, в условиях существующей системы здравоохранения она не всегда доступна. С учетом этого возрастает роль медикаментозной коррекции ТДС [7]. Однако, судя по литературным данным, этот вопрос к настоящему времени мало разработан. Можно указать лишь на единичную публикацию (Н.В. Агранович, Ю.П. Редько, 2009), судя по которой авторы попытались применить с целью коррекции ТДС у больных, находящихся на лечении ПГД, анксиолитик морфолиноэтилтио-этоксибензимидазола дигидрохлорид (МЭДХ).

Цель исследования состояла в оценке наличия и выраженности ТДС у больных, находившихся на лечении ПГД, прослеживании его динамики после фармакотерапии селективным анксиолитиком МЭДХ, а также в оценке влияния этого препарата на качество жизни пациентов.

Материал и методы

Обследованы 90 пациентов, находившихся на лечении ПГД (33 мужчины и 57 женщин). Средний возраст больных составил 61 [56,0; 68,0] год. Длительность ПГД, по данным анамнеза, составила 4 [3,0; 7,0] года. В результате проведенного психологического тестирования по опросникам HADS, Гамильтона, CES-D, личностной и ситуационной тревожности у 76 пациентов был диагностирован ТДС. Наиболее часто он встречался среди мужчин молодого возраста – до 40 лет. Распространенность и выраженность тревожно-депрессивных расстройств были в 1,5 раза выше среди пациентов, находившихся на ПГД <1 года и >3 лет.

Группе из 76 (84,4%) больных с установленным диагнозом ТДС с целью коррекции этого состояния был назначен МЭДХ, селективный анксиолитик небензодиазепинового ряда в дозировке 5 мг 3 раза в сутки в течение 4 недель. Механизм действия препарата основан на способности препятствовать развитию мембранно-зависимых изменений, наблюдающихся при формировании стрессовой реакции [8, 9]. МЭДХ не оказывает стимулирующего действия на бензодиазепиновые рецепторы, однако способен воздействовать на сигма-1-рецепторы головного мозга, находящиеся в зонах, которые отвечают за сенсорное восприятие, тонкую моторику, память и эмоции. МЭДХ относят к классу «короткоживущих» лекарственных средств (период полувыведения – 0,82±0,54 часа) с высоким клиренсом. Считается, что это имеет важное практическое значение при назначении лекарственного средства пациентам с терминальной хронической почечной недостаточностью [10]. Препарат хорошо адсорбируется из желудочно-кишечного тракта. МЭДХ достаточно быстро экскретируется из организма с мочой и калом в виде 0,1%-ного неизмененного соединения и 42,1% метаболитов (А.О. Вигшинская, 2007).

Достоверный клинический эффект МЭДХ развивается с 3–7-го дня терапии [11]. В целом препарат характеризуется анксиолитическим, мягким стимулирующим и вегетостабилизирующим действием в отсутствие седативного и миорелаксирующего эффектов. Было проведено исследование, в котором доказано положительное влияние МЭДХ на ассоциированные с тревожностью когнитивные расстройства [12]. Кроме того, в лабораторных условиях доказана способность МЭДХ связываться с рецепторами моноаминоксидазы А. Это означает, что препарат имеет свойства, сходные с антидепрессантами [13].

До и после терапии МЭДХ нами оценивались показатели наличия и выраженности ТДС у больных, находившихся на лечении ПГД, а также качество их жизни. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью пакета прикладных программ STATISTICA 10.0 с использованием непараметрических методов (сопоставление независимых групп с использованием критериев Манна–Уитни. При p<0,05 различия считались достоверными.

Результаты и обсуждение

Поскольку МЭДХ применялся нами в комплексной терапии пациентов, находившихся на лечении ПГД, представляло интерес возможное его влияние на лабораторные показатели диализных больных. Результаты представлены в табл. 1.

Как следует из табл. 1, при проведении терапии МЭДХ диализных больных ТДС не обнаружено достоверного, в т.ч. негативного, влияния препарата на основные лабораторные показатели, используемые в качестве контроля при проведении ПГД (за исключением незначительного снижения уровня АлАТ).

По завершении четырехнедельной терапии МЭДХ, судя по опросникам HADS, Гамильтона, CES-D, зафиксирована достоверная положительная динамика показателей, свидетельствующих о выраженности тревоги и депрессии. Показатели личностной и ситуационной тревожности имели отчетливую тенденцию к уменьшению. Данные динамического наблюдения психологического статуса представлены в табл. 2.

У 76 больных, находившихся на лечении ПГД, с установленным диагнозом ТДС, получавших терапию МЭДХ, было оценено качество жизни по опроснику KDQOL. Результаты представлены в табл. 3.

Судя по данным табл. 3, четырехнедельная терапия МЭДХ достоверно положительно сказалась на таких параметрах качества жизни диализных больных, имевших ТДС, как общее здоровье, психическое здоровье, ролевое физическое функционирование, ролевое эмоциональное функционирование, социальное функционирование, витальность, социальное взаимодействие, сон, поддержка диализного персонала. Важно подчеркнуть и отчетливую тенденцию к улучшению показателей по шкалам физического функционирования, боли, когнитивных функций, социальной поддержки, трудоспособности, удовлетворенности медицинской помощью. Таким образом, применение МЭДФ больными, находящимися на лечении ПГД, значительно снижает выраженность ТДС, улучшает показатели качества жизни пациентов.

Выводы

  1. Судя по результатам проведенного исследования, у 84,4% больных, находившихся на лечении ПГД, выявлен ТДС.
  2. Включение в комплексную терапию диализных больных анксиолитика МЭДФ способствует регрессу ТДС, одновременно улучшая показатели качества жизни. Особенно это касается показателей общего здоровья, психического здоровья, ролевого физического функционирования, ролевого эмоционального функционирования, социального функционирования, витальности, социального взаимодействия, сна, поддержки диализного персонала.
  3. Четырехнедельная терапия МЭДФ не сопровождается воздействием на лабораторные показатели, используемые в качестве контроля при проведении ПГД.

Литература


1. Барабыкина Е.В., Васильева И.А., Смирнова Л.М., Добронравов В.А. Качество жизни и выживаемость больных молодого возраста, находящихся на лечении хроническим гемодиализом. Нефрология. 2003;7:41–5.

2. Петрова Н.Н. Психическое состояние больных. Лечение хронической почечной недостаточности / Под редакцией С.И. Рябова. СПб., 1997. С. 208–328.

3. Бобров А.Е. Генерализованная депрессия в общеврачебной медицинской практике. М., 2004. 64 с.

4. Смулевич А.Б. Депрессии в общемедицинской практике. М., 2000. 160 с.

5. Mosconi P., Appolone G., Mingardi G. Quality of Life and instruments in end-stage renal disease. J. Nephrology. 2008;21(Suppl. 13):107–12.

6. Shidler N.R., Peterson R.A., Kimmel P.L. Quality of life and psychcal relationships in patients with chronic renal insufficiency. Am. J. Kidney Dis. 1998;32(4):557–66.

7. Дробижев, М.Ю. Депрессия как общемедицинская проблема. Справочник поликлинического врача. 2006;2:29–33.

8. Аведисова А.С. Контролирование симптомов тревоги, лечение тревожно-фобических расстройств – альтернатива или нет? Психиатрия и психофармакотерапия. Журнал им. П.Б. Ганнушкина. 2006;5:3–6.

9. Балукова Е.В., Успенский Ю.П., Ткаченко Е.И. Тревожные расстройства у больных терапевтического профиля. Терапевтический архив. 2007;6:85–8.

10. Незнамов Г.Г., Сюняков С.А., Чумаков Д.В. и др. Результаты клинического изучения селективного анксиолитика афобазола. Экспериментальная и клиническая фармакология. 2001;64(2):15–9.

11. Медведев В.Э. Психические расстройства и гипертоническая болезнь (обзор литературы) Психические расстройства в общей медицине. 2007;1:33–9.

12. Смулевич А.Б., Андрющенко А.В., Романов Д.В., Сиранчиева О.А. Терапия пограничных психических расстройств (исследование эффективности и переносимости афобазола). Психические расстройства в общей медицине. 2006;1:10–6.

13. Середенин С.Б., Молодавкин Г.М., Воронин М.В., Воронина Т.А. Антидепрессивное действие Афобазола в тестах PORSOLT и NOMURA. Экспериментальная и клиническая фармакология. 2009;72(1):19–21.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: И.С. Белоусова – заочный аспирант кафедры госпитальной терапии им. В.Г. Вогралика ФГБОУ ВО НижГМА Минздрава России, Нижний Новгород; e-mail: Yakobson.irina@bk.ru


Похожие статьи


Бионика Медиа