Эффективность применения рабепразола (Берета) в лечении больных гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью


Д.С. Бордин, О.Б. Янова, В.А. Ким

ГБУЗ «Московский клинический научно-практический центр» Департамента здравоохранения Москвы
Проведено исследование эффективности применения рабепразола (Берета, Верофарм) в лечении гастроэзофагеальнойрефлюксной болезни (ГЭРБ). Двадцать пять больных ГЭРБ, в т.ч. 15 с эрозивным рефлюкс-эзофагитом (РЭ), получали рабепразолв суточной дозе 20 мг продолжительностью 21 день. К 14-му дню лечения изжога была купирована у 100%, регургитация – у 91,7%, отрыжка воздухом – у 76,5% больных. Эпителизация эрозий к 21-му дню лечения получена у 100% больных эрозивным РЭ. Купирование симптомов сопровождалось значимым улучшением самочувствия и качества жизни больных.

Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) – это состояние, развивающееся, когда рефлюкс содержимого желудка вызывает появление беспокоящих пациента симптомов и/или развитие осложнений. Самыми характерными симптомами ГЭРБ служат изжога и регургитация, а наиболее распространенным осложнением – рефлюкс-эзофагит (РЭ) [1].

Для контроля симптомов и лечения осложнений ГЭРБ наиболее эффективны ингибиторы протонной помпы (ИПП) [2, 3]. По данным клинических исследований было показано, что рабепразол эффективен в терапии как неэрозивной, так и эрозивной ГЭРБ, при этом выраженность симптомов уменьшается с первого дня терапии [4–6]. Особенность химического строения рабепразола обеспечивает его способность активироваться в широком диапазоне рН и быстро блокировать протонные помпы. Результатом является снижение на 69% базальной и на 82% стимулированной секреции соляной кислоты через 23 часа после приема первой дозы препарата [7].

Целью исследования была оценка клинико-эндоскопической эффективности и переносимости рабепрозола (Берета, ОАО «Верофарм») при лечении больных ГЭРБ.

Материал и методы

Проведено открытое проспективное несравнительное исследование эффективности и переносимости рабепразола больными ГЭРБ. Все больные подписали информированное согласие. Обязательным критерием включения в исследование было наличие изжоги и эндоскопических признаков катарального или эрозивного РЭ. Наличие катарального эзофагита мы рассматривали в качестве дополнительного критерия ГЭРБ для исключения из исследования пациентов с нерефлюксными механизмами формирования ощущения изжоги. С той же целью критерием исключения была ранее отмеченная неэффективность ингибиторов протонной помпы. В исследование не включались больные, принимавшие ИПП, прокинетики и/или Н2-блокаторы менее чем за 14 дней до скринингового визита, с эрозивно-язвенными поражениями желудка и двенадцатиперстной кишки, злокачественными новообразованиями, беременные и кормящие матери.

Исследование продолжалось 21 день. Больные вели дневник, в котором каждое утро оценивали выраженность основных симптомов заболевания за минувшие сутки по 5-балльной шкале Likert: 1 – симптом отсутствует; 2 – слабая выраженность симптома (можно не замечать, если не думать об этом); 3 – умеренная (не удается не замечать, но не нарушает дневную активность или сон); 4 – сильная (нарушает дневную активность или сон); 5 – очень сильная (значительно нарушает/временно делает невозможной дневную активность или сон, требуется отдых). Исходно и на фоне лечения оценивалось самочувствие по визуально-аналоговой шкале (ВАШ): 0 мм – плохое самочувствие, 100 мм – отличное самочувствие и качество жизни больных (опросник SF-36) [8].

Всем больным до включения в исследование выполнено эндоскопическое исследование пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки. Для оценки РЭ использована Лос-Анджелесская эндоскопическая классификация 1994 г. [9]. Больным эрозивным РЭ проведено контрольное эндоскопическое исследование через 21 день терапии.

Препарат Берета назначали в дозе 20 мг однократно утром за 30 минут до приема пищи. Было предусмотрено 3 визита: 1-й – скрининг и включение в исследование, 2-й – 14-й день терапии и 3-й визит – 21-й день терапии (рис. 1).

На 1-м визите после подписания информированного согласия участия в исследовании в индивидуальную информационную карту пациента (ИРК) вносились общие сведения о жалобах, анамнезе заболевания, наличии вредных привычек, предшествующей и сопутствующей медикаментозной терапии. Кроме того, проведена оценка самочувствия и качества жизни с использованием ВАШ и опросника SF-36. Больные получали препарат и дневник для ежедневной оценки основных симптомов заболевания и побочных эффектов. На 2-м визите по данным дневника оценивалась динамика симптомов ГЭРБ и наличие побочных эффектов, проводилась оценка самочувствия по ВАШ. На 3-м визите помимо процедур 2-го визита больным эрозивным РЭ, выявленным до лечения, выполнено эндоскопическое исследование верхних отделов пищеварительного тракта, оценивалось самочувствие и качество жизни (ВАШ, опросник SF-36).

Для систематизации и анализа полученных результатов была создана электронная база данных. Для описания данных использованы следующие статистические показатели: число больных (n); доля (в процентах от общего количества); среднее значение показателя в исследуемой группе; стандартное отклонение. Статистическая обработка данных проведена с помощью пакета программ Microsoft Office Excel и Биостатистика с учетом нормальности распределения признака. Использованы однофакторный дисперсионный анализ, критерий χ2, t-критерий Стьюдента. Статистически значимым считали различия при р<0,05.

Результаты

В исследовании приняли участие 25 больных с клинико-эндоскопической картиной ГЭРБ (см. таблицу).

До лечения всех больных беспокоила изжога, 12 (48%) – регургитация, 17 (68%) – отрыжка воздухом, 4 (16%) – дисфагия и 3 (12%) – одинофагия.

К 14-му дню лечения препаратом Берета (2-й визит) изжога была купирована у всех, регургитация – у 91,7%, отрыжка воздухом – у 76,5% больных, исходно испытывавших эти симптомы. При этом интенсивность изжоги уменьшилась с 4,2±0,8 до 1 (р<0,001), интенсивность регургитации – с 1,84±0,84 до 1,04±0,74 (р=0,001). Выраженность отрыжки воздухом также достоверно уменьшилась ко 2-му визиту с 2,72±1,1 до 1,08±0,14 (р<0,001).

Средние показатели интенсивности дисфагии и одинофагии на фоне терапии также снизились, но в связи с исходно низкими уровнями недостоверно (рис. 2).

Средний срок купирования изжоги составил 4,08±0,96 дня, регургитации – 4,1±9,6, отрыжки воздухом – 8,3±1,2 дня.

Уменьшение выраженности и купирование симптомов заболевания сопровождались значимым улучшением самочувствия и качества жизни больных. К 21-му дню лечения достоверно возросли средние показатели всех шкал качества жизни (SF-36 – Short Form-36), за исключением SF (социальное функционирование) (рис. 3).

К 14-му дню лечения оценка самочувствия по ВАШ увеличилась с 28,1±11,9 до 61,7±8,6 мм (p<0,001), а к 21-му дню терапии (3-й визит) – с 61,7±8,6 до 82,7±8,2 мм (p<0,001) (рис. 4).

К 21-му дню терапии препаратом Берета (3-й визит) у 15 (100%) больных эрозивной формой заболевания наблюдалась эпителизация эрозий слизистой оболочки пищевода.

Обсуждение

Проведенное исследование продемонстрировало высокую эффективность препарата Берета (рабепразол) для контроля симптомов и заживления РЭ. Среднее время купирования изжоги и регургитации составило 4,1 дня от начала лечения. Эпителизация эрозий в пищеводе к 21-му дню терапии наблюдалась у всех больных с исходно эрозивным РЭ.

Полученные данные сопоставимы с результатами ранее проведенных исследований. Так, в ходе двойного слепого рандомизированного исследования эффективности применения рабепразола в дозе 20 мг/сут полное купирование изжоги было отмечено у пациентов через 8,5 дня терапии [10]. Ранее проведенное исследование показало сопоставимую клиническую эффективность рабепразола в дозе 20 мг/сут и омепразола 40 мг/сут [11]. В двойном слепом сравнительном исследовании эффективности применения рабепразола и омепразола показано, что рабепразол более эффективен в устранении изжоги на 3-й и 7-й дни терапии [12].

Таким образом, клинико-эндоскопическая ремиссия была достигнута у всех больных. Столь высокая эффективность терапии объясняется строгими критериями включения в исследование. Ранее опубликованные данные свидетельствуют об отсутствии эффекта терапии ИПП у 20–30% пациентов с симптомами ГЭРБ [13, 14]. Причиной неэффективности терапии ИПП у больных ГЭРБ служат индивидуальные особенности фармакокинетики препарата или нерефлюксные механизмы формирования симптомов на фоне психической дезадаптации [15]. С целью исключения пациентов с нерефлюксными механизмами изжоги критерием включения в исследование было наличие эндоскопических признаков РЭ, а критерием невключения – неэффективность терапии ИПП в анамнезе.

Критерием эффективности терапии ИПП помимо клинико-эндоскопической ремиссии является повышение качества жизни больных. J.F. Johanson и соавт. показали, что устранение при приеме рабепразола ведущих симптомов заболевания сопровождается значимым приростом показателей качества жизни [16].

В исследовании клинической эффективности препарата Берета в дозе 20 мг/сут достоверный прирост показателей качества жизни был отмечен нами к 21-му дню терапии. Статистически значимое повышение показателей отмечено по всем шкалам опросника, за исключением социального функционирования. При этом значимое улучшение самочувствия по ВАШ наблюдалось уже к 14-му дню терапии препаратом Берета. При продолжении лечения отмечен дальнейший достоверный прирост показателя. Полученные результаты отражают существенное влияние симптомов ГЭРБ на качество жизни пациентов и эффективность применения рабепразола в его улучшении.

Мета-анализ 63 контролируемых исследований, посвященных изучению рабепразола, показал хорошую переносимость препарата [17], продемонстрировал сопоставимость частоты побочных эффектов, возникающих при приеме различных суточных доз рабепразола (10, 20 и 40 мг/сут) и приеме плацебо [18, 19]. Отсутствие нежелательных побочных эффектов у больных, участвовавших в проведенном клиническом исследовании эффективности терапии препаратом Берета, также свидетельствует о высоком профиле безопасности препарата.

Таким образом, проведенное исследование продемонстрировало высокую эффективность применения препарата Берета в дозе 20 мг/сут как для контроля симптомов ГЭРБ, так и для лечения эрозивной формы РЭ.


Литература



  1. Vakil N., van Zanden S.V., Kahrilas P., Dent J., Jones R.; Global Consensus Group. The Monreal Definition and Classification of Gastroesophageal Reflux Disease: A Global Evidence-Based Consensus. Am. J. Gastroenterol. 2006;101:1900–20.

  2. Van Pinxteren B., Numan M.E., Bonis P.A., Lau J., Numans M.E. Shortterm treatment with proton pump inhibitors, H2-receptor antagonists and prokinetics for gastro-oesophageal reflux disease-like symptoms and endoscopy negative reflux disease. Cochrane Database Syst. Rev. 2004;(4):CD002095.

  3. Holtmann G., Adam B., Liebregts T. Review article: the patient with gastro-oesophageal reflux disease-lifestyle advice and medication. Aliment. Pharmacol. Ther. 2004;20(Suppl. 8):24–7.

  4. Yamano H.O., Matsushita H.O., Yanagiwara S. Plasma concentration of rabeprazole after 8-week administration in gastroesophageal reflux disease patients and intragastric pH elevation. J. Gastroenterol. Hepatol. 2008;23:534–40.

  5. Robinson M., Fitzgerald S., Hegedus R., Murthy A., Jokubaitis L.; FAST Trial Investigators. Onset of symptom relief with rabeprazole: a community-based, open-label assessment of patients with erosive oesophagitis. Aliment. Pharmacol. Ther. 2002;16:445–54.

  6. Miner P.J., Orr W., Filippone J., Jokubaitis L., Sloan S. Rabeprazole in nonerosive gastroesophageal reflux disease: a randomized placebo-controlled trial. Am. J. Gastroenterol. 2002;97:1332–39.

  7. Swan S.K., Hoyumpa A.M., Merritt G.J. The pharmacokinetics of rabeprazole in health and disease. Aliment. Pharmacol. Ther. 1999;13(Suppl. 3):11–7.

  8. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. СПб.; М., 2002.

  9. Lundell L.R., Dent J., Bennett J.R., Blum A.L., Armstrong D., Galmiche J.P., Johnson F., Hongo M., Richter J.E., Spechler S.J., Tytgat G.N., Wallin L. Endoscopic assessment of oesophagitis: clinical and functional correlates and further validation of the Los Angeles classification. Gut. 1999;45(2):172–80.

  10. Fock K.M., Teo E.K., Ang T.L., Chua T.S., Ng T.M., Tan Y.L. Rabeprazole vs esomeprazole in non-erosive gastro-esophageal reflux disease: a randomized, double-blind study in urban Asia. World J. Gastroenterol. 2005;11(20):3091–98.

  11. Holtmann G., Bytzer P., Metz M., Loeffler V., Blum A.L. A randomized, double-blind, comparative study of standard-dose rabeprazole and high-dose omeprazole in gastro-oesophageal reflux disease. Aliment. Pharmacol. Ther. 2002;16(3):479–85.

  12. Camacho F., Perdomo C., Jokubaitis L., et al. Rabeprazole provides better heartburn relief compared to omeprazole in the first 3 days and 7 days of treatment. [abstract]. N.Y., 2000. P. 13–18.

  13. Fass R., Sifrim D. Management of heartburn not responding to proton pump inhibitors. Gut. 2009;58:295–309.

  14. Zerbib F., Roman S., Ropert A., des Varannes S.B., Pouderoux P., Chaput U., Mion F., Vеrin E., Galmiche J.P., Sifrim D. Esophageal pH-impedance monitoring and symptom an alysis in GERD: a study in patients off and on therapy. Am. J. Gastroenterol. 2006;101:1956–63.

  15. Лазебник Л.Б., Бордин Д.С., Машарова А.А. и др. Факторы, влияющие на эффективность лечения ГЭРБ ингибиторами протонной помпы. Терапевтический архив. 2012;2:16–21.

  16. Johanson J.F., Siddique R., Damiano A.M. Jokubaitis L., Murthy A., Bhattacharjya A. Rabeprazole improves health-related quality of life in patients with erosive gastroesophageal reflux disease. Dig. Dis. Sci. 2002;47(11):2574–78.

  17. Johnson D.A., Riff R., Perdomo C., Jaskir J., Niecestro R., Hahne W. Rabeprazole: safety profile of a new proton pump inhibitor. Gastroenterology. 1999;116:209.

  18. Cloud M.L., Enas N., Humphries T.J., Bassion S. Rabepra-zole in treatment of acid peptic disease. Results of three placebo-controlled dose-response clinical trails in duodenal ulcer, gastric ulcer and gastroesophageal reflux disease (GERD). Dig. Dis. Sci. 1998;43(5):993–1000.

  19. Humphries T.J., Hindi G., Fiocca R. Argyrophil ECL cell histology in the gastric corpus and antrum in 243 patients taking rabeprazole 10 mg or 20 mg or omeprazole 20 mg for one year. World Congress of Gastroenterology. Vienna, 1998. 111 p.


Об авторах / Для корреспонденции


Д.С. Бордин – д.м.н., зав. отделом патологии поджелудочной железы, желчных путей и верхних отделов пищеварительного тракта ГБУЗ МКНЦ ДЗМ; тел. +7 (495) 304-95-51
О.Б. Янова –к.м.н., заведующая отделением патологии верхних отделов пищеварительного тракта ГБУЗ МКНЦ ДЗМ; тел.+7 (495) 303-17-71
В.А. Ким – к.м.н., с.н.с. отдела визуальных методов исследования ГБУЗ МКНЦ ДЗМ; тел. +7 (495) 303-17-71


Похожие статьи


Бионика Медиа