Целесообразность и эффективность обучающих программ для пациенток, страдающих предменструальным синдромом (результаты когортного перекрестного исследования)


А.В. Ледина (1), В.Н. Прилепская (1), В.Г. Акимкин (2, 3)

(1) ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва; (2) ФБУН «НИИ дезинфектологии» Роспотребнадзора, Москва; (3) ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва
Проведено когортное перекрестное исследование (метод исследования – анкетирование), целью которого была оценка целесообразности и эффективности образовательных программ, включающих обучение здоровому образу жизни девушек-студенток, страдающих предменструальным синдромом (ПМС). При анкетировании 201 студентки из г. Курска ПМС был выявлен у 112 (55,7 %) девушек, разделенных на 2 группы. Для студенток I группы был проведен обучающий семинар по специально разработанной программе и даны рекомендации по питанию, физическим нагрузкам и т.д., следование которым способствовало снижению тяжести ПМС для 60,4 % респонденток. Девушкам II группы семинар проведен после повторного анкетирования. Результаты проведенного исследования показали целесообразность внедрения и распространения обучающих программ и семинаров для девушек-студенток, страдающих ПМС.

Одним из основных направлений медицины стала профилактика заболеваний, поэтому весьма важно для этих целей постоянное внедрение и широкое использование немедикаментозных и физических методов лечения, коррекции поведения, направленных на снижение заболеваемости, уменьшение влияния различных патологических состояний на социальную жизнь пациентов и их окружения.

Для оценки целесообразности и эффективности внедрения программ по обучению здоровому образу жизни девушек-студенток, страдающих предменструальным синдромом (ПМС), было проведено проспективное когортное исследование.

Материал и методы

Для возможного включения в исследование была опрошена 201 студентка двух факультетов Курского педагогического университета по специально разработанной анкете, которая для определения наличия, тяжести ПМС и оценки эффективности обучающей программы включила 10-балльную шкалу, где 0 = отсутствие симптомов, 1–3 = незначительные, 4–6 = умеренные, 7–10 = тяжелые проявления.

В исследование были включены девушки с умеренными и тяжелыми проявлениями ПМС, не имеющие тяжелой сопутствующей патологии, не принимающие гормональные и психотропные препараты. Респондентки были распределены в 2 группы: в I (основную) включены 59 студенток исторического факультета, во II (группу сравнения) – 53 студентки филологического факультета с аналогичным по тяжести течением ПМС. После анкетирования для студенток I группы был проведен обучающий семинар, включивший освещение вопросов физиологии женского организма, ПМС, особенностей его течения; даны рекомендации по ведению здорового образа жизни, коррекции питания, необходимости соблюдения режима труда, отдыха и т.д. Длительность занятий составила 2 часа 15 минут, включая 45-минутное анкетирование. Повторное анкетирование было проведено через 3,5 месяца (по окончании исследования), после чего проводился обучающий семинар для II группы.

Полностью завершила исследование 101 девушка: 55 студенток основной группы (девушки, которые следовали данным на семинаре рекомендациям и дважды заполнили анкеты) и 48 – группы сравнения.

Результаты

Результаты первого анкетирования позволили диагностировать ПМС у 112 (55,7 %) девушек, которые и были включены в исследование. Значимых различий по возрасту, индексу массы тела, особенностям менструального цикла, физической и социальной нагрузке в двух группах выявлено не было. Средний возраст студенток I группы составил 20,2 ± 1,3 года, II – 20,1 ± 1,3.

На момент обследования у всех девушек был регулярный менструальный цикл, длительность которого составляла от 25 до 34 дней. Анализ становления менструальной функции показал, что менструации установились сразу у 36 (67,9 %) студенток основной группы, и у 32 из 48 (66,7 %) девушек группы сравнения. При этом у всех респонденток менархе наступила своевременно – в возрасте 11–15 лет. Средняя продолжительность менструального цикла девушек основной группы составила 28,9 ± 2,5 дня, средняя продолжительность менструального кровотечения – 4,9 ± 1,1 дня. У девушек группы сравнения средняя продолжительность менструального цикла была 28,4 ± 1,8 дня, средняя продолжительность менструального кровотечения – 5,1 ± 0,8 дня. Оценка физической и интеллектуальной активности девушек по результатам анкетирования не позволила выявить каких-либо нарушений у них в обеих группах. По результатам первого анкетирования не было выявлено значимых различий в течении, степени выраженности и преобладаниях симптомов ПМС между группами (табл. 1).

До проведения обучающего курса у девушек основной группы было в среднем 3,4 симптома ПМС, у девушек группы сравнения – 3,1, соответствующих 4–10 баллам цифровой шкалы.

По результатам повторного анкетирования, проведенного через 3 месяца, было выявлено улучшение самочувствия во II фазу менструального цикла у девушек основной группы, следовавших рекомендациям, полученным во время семинара (табл. 2). По результатам анализа опросников было выявлено статистически значимое уменьшение частоты таких симптомов, как колебание настроения, повышенная чувствительность к критике, обидчивость, до семинара отмеченных у 17 (32,1 %), а после семинара – только у 8 (15,1 %) девушек.

Раздражительность, агрессивность, споры в семье, с друзьями и коллегами отмечены у 18 (34,0 %) студенток до обучения и только у 7 (13,2 %) после него; повышенная утомляемость, слабость, снижение физической активности – у 16 (30,2 %) и 7 (13,2 %) соответственно.

При повторном анкетировании проявления ПМС, соответствующие 4–10 баллам, были выявлены у 21 (39,6 %) девушки I группы из 53 прошедших обучение и следовавших данным рекомендациям. Ими было отмечено уменьшение влияния симптомов на социальные аспекты жизни, а именно взаимоотношения в семье, институте и т.д. (рис. 1).

Результаты анкетирования девушек II группы, проведенного дважды, не выявили существенных различий в частоте симптомов ПМС между опросами, а также изменений его влияния на социальную и физическую активность респонденток.

Обсуждение

К основным задачам лечения пациенток с ПМС относится уменьшение выраженности патологических симптомов, как следствие – улучшение их общего самочувствия и восстановление работоспособности. Рекомендации по соблюдению диеты, мероприятия по изменению образа жизни, использование методов управления стрессом, регулирования режима сна и бодрствования и т.д. включены в процесс лечения ПМС, являясь стартовыми [1–7]. Эффективность физических нагрузок доказана, например, J.C. Prior и соавт. (1987). Эти авторы показали, что у женщин с ПМС, которые в течение 6 месяцев пробегали в среднем около 12 миль в неделю, отмечено уменьшение напряжения молочных желез, отеков, улучшались настроение и толерантность к стрессовым факторам, в то время как у женщин, которые не выполняли подобную физическую нагрузку, улучшения течения ПМС не наблюдалось [8]. Одной из форм физических упражнений, которая может быть полезной для купирования проявлений ПМС, служит йога [9], для облегчения тяжести симптомов может назначаться когнитивная терапия (как самостоятельно, так и дополнение к медикаментозному лечению) [10], психо-, физиотерапия, другие методы профилактики и лечения.

Заключение

Результаты проведенного нами исследования показали целесообразность внедрения и распространения обучающих программ и семинаров среди студенток, страдающих ПМС. Полученные на основании анкетирования данные подтвердили снижение тяжести ПМС у 60,4 % девушек, прошедших соответствующее обучение.

Таким образом, отрицательное влияние, которое оказывает ПМС на различные стороны и качество жизни женщин, может быть нивелировано путем коррекции пищевого и психологического поведения, дозированным повышением физических нагрузок. Как показали полученные нами данные, студентки, прошедшие специальное обучение, лучше адаптированы в социальной среде, имеют большую мотивацию для ведения здорового образа жизни, что, безусловно, подтверждает необходимость, целесообразность и эффективность этого метода лечения и профилактики ПМС.


Литература



  1. Боброва С.В., Любарский М.С., Овсянникова Т.В. Предменструальный синдром: новые подходы к терапевтической тактике и эффективной профилактике. Российский вестник акушера-гинеколога. 2006;6:44–9.

  2. Panay N. Management of premenstrual syndrome. J. Fam. Plann. Reprod. Health. Care. 2009;35(3):187–94.

  3. Балан В.Е. Новые аспекты лечения цефалгической формы предменструального синдрома (обзор литературы). Проблемы репродукции. 2008;5:88–94.

  4. Rapkin A. A review of treatment of premenstrual syndrome and premenstrual dysphoric disorder. Psychoneuroendocrinology. 2003;28(Suppl. 3):39–53.

  5. Samadi Z., Taghian F., Valiani M. The effects of 8 weeks of regular aerobic exercise on the symptoms of premenstrual syndrome in non-athlete girls. Iran J. Nurs. Midwifery Res. 2013;18(1):14–9.

  6. Прилепская В.Н., Межевитинова Е.А. Предменструальный синдром. Гинекология. 2005;7(4):210–14.

  7. Серов В.Н., Прилепская В.Н., Овсянникова Т.В. Гинекологическая эндокринология. М.: М., 2004. С. 209–35.

  8. Prior J.C., Vigna Y., Sciarretta D., Alojado N., Schulzer M. Conditioning exercise decreases premenstrual symptoms: a prospective, controlled 6-month trial. Fertil. Steril. 1987;47(3):402–8.

  9. American Yoga Association. Using yoga techniques to help relieve PMS and menopause. Available at: www.americanyogaassociation org/onesheets/19menopause.html. Accessed March. 2001. №.5.

  10. Lustyk M.K., Gerrish W.G., Shaver S., Keys S.L. Cognitive-behavioral therapy for premenstrual syndrome and premenstrual dysphoric disorder: a systematic review. Arch. Womens Ment. Health. 2009;12(2):85–96.


Об авторах / Для корреспонденции


А.В. Ледина– ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва
В.Н. Прилепская– ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва
В.Г. Акимкин– ФБУН «НИИ дезинфектологии» Роспотребнадзора, Москва, ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва


Похожие статьи


Бионика Медиа