PRACTICABILITY AND EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL PROGRAMS FOR PATIENTS SUFFERING FROM PREMENSTRUAL SYNDROME (A COHORT CROSS-SECTIONAL STUDY)


A.V. Ledina (1), V.N. Prilepskaya (1), V.G. Akimkin (2, 3)

(1) FSBI "Scientific Center for Obstetrics, Gynecology and Perinatology n.a. Acad. V.I. Kulakov" of RMPH, Moscow; (2) FBIS "SRI of disinfectology" of Rospotrebnadzor, Moscow; (3) SBEI HPE "First Moscow State Medical University n.a. I.M. Sechenov" of RMPH, Moscow
A cohort cross-sectional study (method of research - questionnaires) was performed. The study was aimed to the assessment of practicability and effectiveness of educational programs, including education for healthy lifestyle among female students suffering from premenstrual syndrome (PMS). According to the survey of 201 female students from the Kursk city, PMS was diagnosed in 112 (55.7%) girls. They were divided into 2 groups. For Group I of students, training seminar on a specially designed program was held, and recommendations on diet, physical exercises, etc. were given. Adherence to the recommendations led to reduction of the PMS severity in 60.4% of the respondents. For Group II of students, training seminar was held after repeated questionnaires. The study showed the practicability of the introduction and spread of educational programs and seminars for female students suffering from PMS.

Одним из основных направлений медицины стала профилактика заболеваний, поэтому весьма важно для этих целей постоянное внедрение и широкое использование немедикаментозных и физических методов лечения, коррекции поведения, направленных на снижение заболеваемости, уменьшение влияния различных патологических состояний на социальную жизнь пациентов и их окружения.

Для оценки целесообразности и эффективности внедрения программ по обучению здоровому образу жизни девушек-студенток, страдающих предменструальным синдромом (ПМС), было проведено проспективное когортное исследование.

Материал и методы

Для возможного включения в исследование была опрошена 201 студентка двух факультетов Курского педагогического университета по специально разработанной анкете, которая для определения наличия, тяжести ПМС и оценки эффективности обучающей программы включила 10-балльную шкалу, где 0 = отсутствие симптомов, 1–3 = незначительные, 4–6 = умеренные, 7–10 = тяжелые проявления.

В исследование были включены девушки с умеренными и тяжелыми проявлениями ПМС, не имеющие тяжелой сопутствующей патологии, не принимающие гормональные и психотропные препараты. Респондентки были распределены в 2 группы: в I (основную) включены 59 студенток исторического факультета, во II (группу сравнения) – 53 студентки филологического факультета с аналогичным по тяжести течением ПМС. После анкетирования для студенток I группы был проведен обучающий семинар, включивший освещение вопросов физиологии женского организма, ПМС, особенностей его течения; даны рекомендации по ведению здорового образа жизни, коррекции питания, необходимости соблюдения режима труда, отдыха и т.д. Длительность занятий составила 2 часа 15 минут, включая 45-минутное анкетирование. Повторное анкетирование было проведено через 3,5 месяца (по окончании исследования), после чего проводился обучающий семинар для II группы.

Полностью завершила исследование 101 девушка: 55 студенток основной группы (девушки, которые следовали данным на семинаре рекомендациям и дважды заполнили анкеты) и 48 – группы сравнения.

Результаты

Результаты первого анкетирования позволили диагностировать ПМС у 112 (55,7 %) девушек, которые и были включены в исследование. Значимых различий по возрасту, индексу массы тела, особенностям менструального цикла, физической и социальной нагрузке в двух группах выявлено не было. Средний возраст студенток I группы составил 20,2 ± 1,3 года, II – 20,1 ± 1,3.

На момент обследования у всех девушек был регулярный менструальный цикл, длительность которого составляла от 25 до 34 дней. Анализ становления менструальной функции показал, что менструации установились сразу у 36 (67,9 %) студенток основной группы, и у 32 из 48 (66,7 %) девушек группы сравнения. При этом у всех респонденток менархе наступила своевременно – в возрасте 11–15 лет. Средняя продолжительность менструального цикла девушек основной группы составила 28,9 ± 2,5 дня, средняя продолжительность менструального кровотечения – 4,9 ± 1,1 дня. У девушек группы сравнения средняя продолжительность менструального цикла была 28,4 ± 1,8 дня, средняя продолжительность менструального кровотечения – 5,1 ± 0,8 дня. Оценка физической и интеллектуальной активности девушек по результатам анкетирования не позволила выявить каких-либо нарушений у них в обеих группах. По результатам первого анкетирования не было выявлено значимых различий в течении, степени выраженности и преобладаниях симптомов ПМС между группами (табл. 1).

До проведения обучающего курса у девушек основной группы было в среднем 3,4 симптома ПМС, у девушек группы сравнения – 3,1, соответствующих 4–10 баллам цифровой шкалы.

По результатам повторного анкетирования, проведенного через 3 месяца, было выявлено улучшение самочувствия во II фазу менструального цикла у девушек основной группы, следовавших рекомендациям, полученным во время семинара (табл. 2). По результатам анализа опросников было выявлено статистически значимое уменьшение частоты таких симптомов, как колебание настроения, повышенная чувствительность к критике, обидчивость, до семинара отмеченных у 17 (32,1 %), а после семинара – только у 8 (15,1 %) девушек.

Раздражительность, агрессивность, споры в семье, с друзьями и коллегами отмечены у 18 (34,0 %) студенток до обучения и только у 7 (13,2 %) после него; повышенная утомляемость, слабость, снижение физической активности – у 16 (30,2 %) и 7 (13,2 %) соответственно.

При повторном анкетировании проявления ПМС, соответствующие 4–10 баллам, были выявлены у 21 (39,6 %) девушки I группы из 53 прошедших обучение и следовавших данным рекомендациям. Ими было отмечено уменьшение влияния симптомов на социальные аспекты жизни, а именно взаимоотношения в семье, институте и т.д. (рис. 1).

Результаты анкетирования девушек II группы, проведенного дважды, не выявили существенных различий в частоте симптомов ПМС между опросами, а также изменений его влияния на социальную и физическую активность респонденток.

Обсуждение

К основным задачам лечения пациенток с ПМС относится уменьшение выраженности патологических симптомов, как следствие – улучшение их общего самочувствия и восстановление работоспособности. Рекомендации по соблюдению диеты, мероприятия по изменению образа жизни, использование методов управления стрессом, регулирования режима сна и бодрствования и т.д. включены в процесс лечения ПМС, являясь стартовыми [1–7]. Эффективность физических нагрузок доказана, например, J.C. Prior и соавт. (1987). Эти авторы показали, что у женщин с ПМС, которые в течение 6 месяцев пробегали в среднем около 12 миль в неделю, отмечено уменьшение напряжения молочных желез, отеков, улучшались настроение и толерантность к стрессовым факторам, в то время как у женщин, которые не выполняли подобную физическую нагрузку, улучшения течения ПМС не наблюдалось [8]. Одной из форм физических упражнений, которая может быть полезной для купирования проявлений ПМС, служит йога [9], для облегчения тяжести симптомов может назначаться когнитивная терапия (как самостоятельно, так и дополнение к медикаментозному лечению) [10], психо-, физиотерапия, другие методы профилактики и лечения.

Заключение

Результаты проведенного нами исследования показали целесообразность внедрения и распространения обучающих программ и семинаров среди студенток, страдающих ПМС. Полученные на основании анкетирования данные подтвердили снижение тяжести ПМС у 60,4 % девушек, прошедших соответствующее обучение.

Таким образом, отрицательное влияние, которое оказывает ПМС на различные стороны и качество жизни женщин, может быть нивелировано путем коррекции пищевого и психологического поведения, дозированным повышением физических нагрузок. Как показали полученные нами данные, студентки, прошедшие специальное обучение, лучше адаптированы в социальной среде, имеют большую мотивацию для ведения здорового образа жизни, что, безусловно, подтверждает необходимость, целесообразность и эффективность этого метода лечения и профилактики ПМС.


About the Autors


A.V. Ledina– FSBI "Scientific Center for Obstetrics, Gynecology and Perinatology n.a. Acad. V.I. Kulakov" of RMPH, Moscow
V.N. Prilepskaya– FSBI "Scientific Center for Obstetrics, Gynecology and Perinatology n.a. Acad. V.I. Kulakov" of RMPH, Moscow
V.G. Akimkin– FBIS "SRI of disinfectology" of Rospotrebnadzor, Moscow, SBEI HPE "First Moscow State Medical University n.a. I.M. Sechenov" of RMPH, Moscow


Similar Articles


Бионика Медиа