Астено-вегетативная дисфункция: проявления и способы коррекции у детей школьного возраста


В.Б. Ласков, И.В. Ласкова

Кафедра неврологии и нейрохирургии ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск
Изучена динамика частоты и выраженности астено-вегетативных нарушений при приеме гопантената кальция (Пантокальцина) или глицина в течение двух месяцев учащимися средней школы трех групп, включая контрольную. Полученные данные показывают, что прием Пантокальцина достоверно улучшает вегетативные функции и уменьшает астению.

Внастоящее время более актуальными становятся проблемы профилактики и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий у значительной части учащихся общеобразовательной школы. Как известно, для современных российских школьников характерна высокая распространенность отклонений соматического и неврологического характера, особенно расстройств вегетативной нервной системы в изолированной, сочетанной или коморбидной формах [1, 3, 10].

Значительную роль в нарушении адаптации, развития эмоционально-волевых и поведенческих расстройств играет астено-вегетативный симптомокомплекс, который также служит фактором риска развития психосоматических и инфекционных заболеваний. Астения, выступая как один из компонентов астено-вегетативной дисфункции (АВД), способствует ухудшению качества жизни и негативно сказывается на эффективности освоения учебной программы, социализации детей и подростков.

Предикторами АВД в школьном возрасте наряду с иными причинами выступает возрастная психонейроэндокринная перестройка, обусловленная пубертатным периодом, а также конституциональные особенности и последствия резидуально-органических поражений нервной системы [2, 7, 9]. Дополнительные дестабилизирующие влияния в виде стрессовых физических, психических и эмоциональных воздействий, сезонных острых респираторных заболеваний, черепно-мозговых травм могут вести к временному или длительному обострению психовегетативных и/или соматических нарушений, при этом страдают качество жизни и возможности обучения детей и подростков.

Отклоняющееся поведение, чрезмерная конфликтность, приверженность вредным привычкам, избыточность эмоциональных реакций по незначимым поводам нередко базируются на церебрально-органическом фоне, существенно понижают успешность обучения и адаптивные способности ученика [5, 6], а также служат факторами риска приобретения вредных привычек – курения, употребления алкоголя и наркотиков [7, 8].

Перспективным средством коррекции АВД служит кальциевая соль гопантеновой кислоты (Пантокальцин), широко используемой в детской неврологической практике, обладающей комплексными ноотропными, нейрометаболическими, нейропротекторными и нейротрофическими свойствами со сбалансированным психостимулирующим и седативным действиями [4, 10, 12]. Препарат рекомендован к применению у детей и подростков, в т.ч. при психоэмоциональных перегрузках, снижении умственной и физической работоспособности [2, 4, 5, 10, 12].

Целью исследования явилось изучение эффективности Пантокальцина как корректора астено-вегетативных расстройств.

В задачи работы входила оценка:

  • Частоты АВД среди школьников.
  • Динамики клинических проявлений астено-вегетативных расстройств на фоне приема Пантокальцина.
  • Переносимости Пантокальцина.

Материал и методы

Исследование проведено в два этапа: на первом обследованы три группы из 60 учеников третьих, седьмых и десятых классов общеобразовательных школ (всего 180 человек). Оценивали неврологический статус, наличие и глубину вегетативной дисфункции (ВД) с помощью Вопросника для выявления признаков вегетативных изменений Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова [2] с формулировками, адаптированными нами для восприятия учащимися третьих классов (далее – Вопросник). С учетом влияния пубертатного периода на частоту и выраженность ВД нами ранее рассчитаны уровни показателя для Вопросника с целью выявления ВД для различного возраста школьников с уровнем вероятности р < 0,01 [7, 8]. Так, доверительный интервал балльной оценки ВД для учащихся 3-х и 7-х классов составил соответственно 11–23 и 15–23 балла (ВД констатирован у лиц с показателем ≥ 23 баллам). Для учащихся 10-х классов ВД констатировали при показателе ≥ 25 (17–25) баллам. Таким образом, степень вегетативной разбалансировки несколько снижалась к седьмому–десятому классам, однако распространенность ВД парадоксально увеличивалась.

Для объективизации астении использована Шкала астенического состояния – ШАС [11], в которой вместо двух вопросов об изменениях сексуального чувства детям было предложено оценить отношение к соклассникам. Изучена также самооценка качества здоровья, волнения перед школой, утомления после уроков с помощью предложенных нами визуально аналоговых шкал – ВАШ [7, 8].

На втором этапе были отобраны учащиеся с синдромом АВД в количестве 101 человека; среди них методом случайной выборки были выделены основная группа (40 человек), группа сравнения (30 человек) и контрольная группа (31 человек). По возрастному и половому составу группы достоверно не различались.

Критерий включения в исследование: наличие признаков АВД по клиническим данным и результатам применения Вопросника и ШАС.

Критерий исключения: наличие неврологических и/или соматических заболеваний, по поводу которых учащиеся находятся на лечении или диспансерном наблюдении.

Представители основной группы получали внутрь Пантокальцин в таблетках. Суточная доза препарата распределялась на 3 приема и составляла для учащихся 3-х классов 750 мг, 7-х и 8-х – 1500 мг. Курс лечения длился 2 месяца, после чего ученики всех групп были обследованы повторно.

Группе сравнения назначали глицин по 0,2 мг трижды в сутки под язык. Учащимся контрольной группы не проводили лечения и рекомендовали обратиться за помощью в поликлинику по месту жительства (ни в одном из случаев родители или ученики не последовали этой рекомендации).

Дизайн, методы исследования и лечения, тестовый материал одобрены Региональным этическим комитетом. Статистическая обработка проведена в соответствии с общепринятыми критериями; при этом за «норму» для ВАШ приняты показатели в пределах границ доверительного интервала результатов, полученных в каждой возрастной группе.

Результаты

Все учащиеся – члены трех групп с АВД указывали на быструю утомляемость при выполнении заданий на уроках и в процессе домашней работы, чувство тяжести и дискомфорта в голове, раздражительность, невозможность долго заснуть (см. таблицу).

Более чем у 90 % членов всех трех групп при неврологическом исследовании выявлена рассеянная очаговая неврологическая микросимптоматика. Она была представлена одним или несколькими следующими симптомами: асимметрия носогубных складок, нистагмоид при крайних отведениях глазных яблок, оживление и неравномерность глубоких рефлексов, клоноид одной или обеих стоп, легкая интенция, симптом отсутствия «обратного толчка». Эта микросимптоматика расценивалась нами как резидуально-микроорганическая и косвенно свидетельствовала о конституционально-органическом патогенезе синдрома ВД.

Использование ВАШ продемонстрировало невысокую самооценку здоровья учащимися (рис. 1).

Более трети учеников всех возрастных категорий отметили наличие элементов вегетативных кризов (по типу панических атак, гипервентиляционных нарушений), а некоторые учащиеся обладали обоими типами кризовых состояний (рис. 1). При этом частота пред- и синкопальных состояний превалировала среди учеников 7-х классов: 47 против 24 % в 3-х и 31 % – в 10-х классах (р < 0,05).

Применение ВАШ позволило оценить интегративное влияние школы на психоэмоциональную сферу, исключив при этом элемент «доносительства», «слабодушия» и «очернительства», к которым столь чувствительны лица школьного возраста. Оказалось, что бóльшая часть учеников испытывают волнение перед посещением школы. Это вполне объяснимо и логично, т.к. волнение мобилизует внимание и другие когнитивные функции, настраивает человека на восприятие информации. Однако нами были выявлены ученики, степень тревоги которых, вероятно, в силу их личностных особенностей особенно велика и существенно превышает уровень общей тревожности одноклассников.

Анализ полученных данных позволил нам также установить учеников с выраженным утомлением и снижением настроения после занятий, количественная оценка которых отличалась от норматива для данного класса.

В этом случае нельзя сбрасывать со счетов субъективное восприятие с переоценкой своих ощущений. Вместе с тем факт пониженного качества жизни учащихся требует пристального внимания и дальнейшего изучения. Очевидно, что подобные случаи требуют повышенного внимания со стороны и родителей, и педагогов.

Полученные данные не давали возможности судить о конкретных причинах негативного влияния школы на психоэмоциональную сферу: оно могло быть связано с конфликтной ситуацией в классном коллективе, с избыточными требованиями к ученику кого-либо из преподавателей, требованиями родителей к уровню успеваемости ученика и иными факторами.

В частности, следовало учитывать распространенность курения и даже приема алкоголя некоторыми учениками. Однако в целом полученная информация представлялась весьма важной и указывала на необходимость коррекции.

Так, по данным нашего анонимного опроса, пробовали курить не менее 15 % третьеклассников, почти 60 % семиклассников и более 70 % десятиклассников. Сообщаемые на этот счет сведения самими учениками, судя по всему, занижены, но и они свидетельствуют о том, что регулярно курят от 5 % третьеклассников до 27 % десятиклассников. При этом от 40 % третьеклассников до 52 % десятиклассников пролагают, что могут бросить курить в любой момент.

Наши опросы указали на отсутствие толерантности учеников к употреблению спиртных напитков [7, 8]. Так, доля употреблявших пиво в третьих классах составляет 18 % и повышается в седьмых и десятых до 58 и 82 % соответственно. Примерно так же выглядит тенденция употреблять вино и водку, хотя доля «ознакомленных» на 5–13 % ниже. Доля знакомых с энергетическими напитками существенно возрастает к 10-м классам; до 12 % учеников 3-х классов полагают, что они не вредны. По мнению 45 % третьеклассников, 48 % семи- и 61 % десятиклассников, всегда можно бросить употреблять спиртное, как только они захотят это сделать.

Очевидно, что создавать установку на здоровый образ жизни следует уже на рубеже третьих классов, подкрепляя ее в дальнейшем.

После проведения двухмесячного курса терапии отмечено достоверное улучшение самочувствия и показателей вегетативной регуляции у учащихся основной группы; в группе сравнения аналогичные показатели лишь приобрели тенденцию к улучшению, а в контрольной не претерпели изменений (см. таблицу; рис. 2).

Анализ данных в таблице и рис. 2 свидетельствует о позитивном влиянии двухмесячного приема Пантокальцина на самочувствие и вегетативную сферу учеников основной группы. При этом достоверно, на 72 %, понизилась доля учащихся, не предъявлявших жалоб на здоровье, а также процент лиц с астенией. Резко улучшилась балльная оценка вегетативных функций (по данным Вопросника) и понизилась утомляемость после школы.

Эффект приема глицина в группе сравнения оказался гораздо скромнее; динамика показателей позволяла в некоторых случаях говорить лишь о незначительной тенденции к позитивным изменениям. В контрольной группе динамика показателей отсутствовала. Нежелательных явлений в процессе лечения Пантокальцином и глицином не отмечено.

Заключение

Исследование терапевтической эффективности Пантокальцина как средства коррекции астено-вегетативных нарушений у учащихся средней шко-лы подтвердило положительное влияние препарата на основные показатели вегетативной регуляции.

В ходе наблюдения в группе Пантокальцина отмечено достоверное улучшение самочувствия и уменьшение доли лиц с АВД, наблюдалось выраженное снижение утомляемости школьников. При приеме глицина в группе сравнения и в контрольной группе достоверных изменений не установлено.

Полученные данные позволяют рекомендовать Пантокальцин® к широкому применению в неврологической практике детям школьного возраста, имеющим проявления АВС, особенно с преобладанием симптомов астении.


Литература



  1. Бусловская Л.К. Адаптационные возможности организма и здоровье детей и подростков в условиях современной школы. Проблемы социально-психологической адаптации детей и молодежи в условиях модернизации российского образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Белгород, 19–20.10.2011). Белгород, 2011. С. 159–62.

  2. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика: Руководство для врачей / Под ред. В.Л. Голубева. М., 2010. 640 с.

  3. Вильчинская Т.П. Психологические проблемы адаптации детей младшего школьного возраста. 2009. URL: http://psi.lib.ru/detsad/sbor/pamd.htm

  4. Гаврюшова Л.П., Захарова И.Н., Коровина Н.А., Творогова Т.М. Вегетативная дистония у детей (диагностика, лечение). РМЖ. 2006;14(19).

  5. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Румянцева М.В. и др. Современные подходы к диагностике и лечению минимальных мозговых дисфункций у детей: Методические рекомендации. М., 2001. 40 с.

  6. Косенко В.Г., Чебуракова Т.А., Стрижев В.А., Солоненко А.В. Особенности психоэмоционального и нервно-психического здоровья детей в рамках адаптации к школьному обучению / XVII Российский национальный конгресс «Человек и лекарство» (12–16.04.2010, Москва): Сб. матер. конгресса. М., 2010. С. 371–72.

  7. Ласков В.Б., Ласкова И.В., Воронина Н.В. Воспитание здорового мозга: инициативная образовательная программа неврологического сопровождения учащихся средней общеобразовательной школы и первичной профилактики у них вредных привычек, облегчающих развитие инсульта, сосудистой деменции и других социально значимых неврологических заболеваний. Учебное пособие для врачей-неврологов, школьных психологов, учителей и родителей учащихся. Курск, 2010. 44 с.

  8. Ласков В.Б., Ласкова И.В. «Воспитание здорового мозга»: профилактика факторов риска инсульта (Проект-программа «Школы неврологического здоровья» для детей и юношества, Saarbruken: LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. 103 с. ISBN: 978-3-8465-3483-0.

  9. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д.Сонькина. М., 2002. 114 с.

  10. Муратова Н.В. Пантокальцин: области клинического применения. РМЖ. 2007;15. 18.05.2007. № 10. 868. URL: http://www.rmj.ru/articles_4560.htm

  11. Шкала астенического состояния (ШАС) Л.Д. Майковой, адаптированная Т.Г. Чертовой. URL: http://www.gurutestov.ru/test/383/

  12. Чутко Л.С. Детская поведенческая неврология: Руководство для врачей. СПб., 2009. 288 с.


Об авторах / Для корреспонденции


В.Б. Ласков – д.м.н., проф., кафедра неврологии и нейрохирургии ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
И.В. Ласкова – к.м.н., кафедра неврологии и нейрохирургии ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России


Похожие статьи


Бионика Медиа