ASTHENOVEGETATIVE DYSFUNCTION: CLINICAL MANIFESTATIONS AND METHODS FOR ITS CORRECTION IN SCHOOL-AGED CHILDREN


V.B. Laskov, I.V. Laskova

Department of Neurology and Neurosurgery SBEI HPE "Kursk State Medical University" of RMPH, Kursk
The dynamics of the frequency and severity of asthenovegetative disturbances in three group of school-aged children, including control group, against the background of use of calcium hopantenate (Pantocalcin) or glycine within two months was evaluated. The data have shown that Pantocalcin significantly improves the vegetative functions and reduces asthenia.

Внастоящее время более актуальными становятся проблемы профилактики и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий у значительной части учащихся общеобразовательной школы. Как известно, для современных российских школьников характерна высокая распространенность отклонений соматического и неврологического характера, особенно расстройств вегетативной нервной системы в изолированной, сочетанной или коморбидной формах [1, 3, 10].

Значительную роль в нарушении адаптации, развития эмоционально-волевых и поведенческих расстройств играет астено-вегетативный симптомокомплекс, который также служит фактором риска развития психосоматических и инфекционных заболеваний. Астения, выступая как один из компонентов астено-вегетативной дисфункции (АВД), способствует ухудшению качества жизни и негативно сказывается на эффективности освоения учебной программы, социализации детей и подростков.

Предикторами АВД в школьном возрасте наряду с иными причинами выступает возрастная психонейроэндокринная перестройка, обусловленная пубертатным периодом, а также конституциональные особенности и последствия резидуально-органических поражений нервной системы [2, 7, 9]. Дополнительные дестабилизирующие влияния в виде стрессовых физических, психических и эмоциональных воздействий, сезонных острых респираторных заболеваний, черепно-мозговых травм могут вести к временному или длительному обострению психовегетативных и/или соматических нарушений, при этом страдают качество жизни и возможности обучения детей и подростков.

Отклоняющееся поведение, чрезмерная конфликтность, приверженность вредным привычкам, избыточность эмоциональных реакций по незначимым поводам нередко базируются на церебрально-органическом фоне, существенно понижают успешность обучения и адаптивные способности ученика [5, 6], а также служат факторами риска приобретения вредных привычек – курения, употребления алкоголя и наркотиков [7, 8].

Перспективным средством коррекции АВД служит кальциевая соль гопантеновой кислоты (Пантокальцин), широко используемой в детской неврологической практике, обладающей комплексными ноотропными, нейрометаболическими, нейропротекторными и нейротрофическими свойствами со сбалансированным психостимулирующим и седативным действиями [4, 10, 12]. Препарат рекомендован к применению у детей и подростков, в т.ч. при психоэмоциональных перегрузках, снижении умственной и физической работоспособности [2, 4, 5, 10, 12].

Целью исследования явилось изучение эффективности Пантокальцина как корректора астено-вегетативных расстройств.

В задачи работы входила оценка:

  • Частоты АВД среди школьников.
  • Динамики клинических проявлений астено-вегетативных расстройств на фоне приема Пантокальцина.
  • Переносимости Пантокальцина.

Материал и методы

Исследование проведено в два этапа: на первом обследованы три группы из 60 учеников третьих, седьмых и десятых классов общеобразовательных школ (всего 180 человек). Оценивали неврологический статус, наличие и глубину вегетативной дисфункции (ВД) с помощью Вопросника для выявления признаков вегетативных изменений Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова [2] с формулировками, адаптированными нами для восприятия учащимися третьих классов (далее – Вопросник). С учетом влияния пубертатного периода на частоту и выраженность ВД нами ранее рассчитаны уровни показателя для Вопросника с целью выявления ВД для различного возраста школьников с уровнем вероятности р < 0,01 [7, 8]. Так, доверительный интервал балльной оценки ВД для учащихся 3-х и 7-х классов составил соответственно 11–23 и 15–23 балла (ВД констатирован у лиц с показателем ≥ 23 баллам). Для учащихся 10-х классов ВД констатировали при показателе ≥ 25 (17–25) баллам. Таким образом, степень вегетативной разбалансировки несколько снижалась к седьмому–десятому классам, однако распространенность ВД парадоксально увеличивалась.

Для объективизации астении использована Шкала астенического состояния – ШАС [11], в которой вместо двух вопросов об изменениях сексуального чувства детям было предложено оценить отношение к соклассникам. Изучена также самооценка качества здоровья, волнения перед школой, утомления после уроков с помощью предложенных нами визуально аналоговых шкал – ВАШ [7, 8].

На втором этапе были отобраны учащиеся с синдромом АВД в количестве 101 человека; среди них методом случайной выборки были выделены основная группа (40 человек), группа сравнения (30 человек) и контрольная группа (31 человек). По возрастному и половому составу группы достоверно не различались.

Критерий включения в исследование: наличие признаков АВД по клиническим данным и результатам применения Вопросника и ШАС.

Критерий исключения: наличие неврологических и/или соматических заболеваний, по поводу которых учащиеся находятся на лечении или диспансерном наблюдении.

Представители основной группы получали внутрь Пантокальцин в таблетках. Суточная доза препарата распределялась на 3 приема и составляла для учащихся 3-х классов 750 мг, 7-х и 8-х – 1500 мг. Курс лечения длился 2 месяца, после чего ученики всех групп были обследованы повторно.

Группе сравнения назначали глицин по 0,2 мг трижды в сутки под язык. Учащимся контрольной группы не проводили лечения и рекомендовали обратиться за помощью в поликлинику по месту жительства (ни в одном из случаев родители или ученики не последовали этой рекомендации).

Дизайн, методы исследования и лечения, тестовый материал одобрены Региональным этическим комитетом. Статистическая обработка проведена в соответствии с общепринятыми критериями; при этом за «норму» для ВАШ приняты показатели в пределах границ доверительного интервала результатов, полученных в каждой возрастной группе.

Результаты

Все учащиеся – члены трех групп с АВД указывали на быструю утомляемость при выполнении заданий на уроках и в процессе домашней работы, чувство тяжести и дискомфорта в голове, раздражительность, невозможность долго заснуть (см. таблицу).

Более чем у 90 % членов всех трех групп при неврологическом исследовании выявлена рассеянная очаговая неврологическая микросимптоматика. Она была представлена одним или несколькими следующими симптомами: асимметрия носогубных складок, нистагмоид при крайних отведениях глазных яблок, оживление и неравномерность глубоких рефлексов, клоноид одной или обеих стоп, легкая интенция, симптом отсутствия «обратного толчка». Эта микросимптоматика расценивалась нами как резидуально-микроорганическая и косвенно свидетельствовала о конституционально-органическом патогенезе синдрома ВД.

Использование ВАШ продемонстрировало невысокую самооценку здоровья учащимися (рис. 1).

Более трети учеников всех возрастных категорий отметили наличие элементов вегетативных кризов (по типу панических атак, гипервентиляционных нарушений), а некоторые учащиеся обладали обоими типами кризовых состояний (рис. 1). При этом частота пред- и синкопальных состояний превалировала среди учеников 7-х классов: 47 против 24 % в 3-х и 31 % – в 10-х классах (р < 0,05).

Применение ВАШ позволило оценить интегративное влияние школы на психоэмоциональную сферу, исключив при этом элемент «доносительства», «слабодушия» и «очернительства», к которым столь чувствительны лица школьного возраста. Оказалось, что бóльшая часть учеников испытывают волнение перед посещением школы. Это вполне объяснимо и логично, т.к. волнение мобилизует внимание и другие когнитивные функции, настраивает человека на восприятие информации. Однако нами были выявлены ученики, степень тревоги которых, вероятно, в силу их личностных особенностей особенно велика и существенно превышает уровень общей тревожности одноклассников.

Анализ полученных данных позволил нам также установить учеников с выраженным утомлением и снижением настроения после занятий, количественная оценка которых отличалась от норматива для данного класса.

В этом случае нельзя сбрасывать со счетов субъективное восприятие с переоценкой своих ощущений. Вместе с тем факт пониженного качества жизни учащихся требует пристального внимания и дальнейшего изучения. Очевидно, что подобные случаи требуют повышенного внимания со стороны и родителей, и педагогов.

Полученные данные не давали возможности судить о конкретных причинах негативного влияния школы на психоэмоциональную сферу: оно могло быть связано с конфликтной ситуацией в классном коллективе, с избыточными требованиями к ученику кого-либо из преподавателей, требованиями родителей к уровню успеваемости ученика и иными факторами.

В частности, следовало учитывать распространенность курения и даже приема алкоголя некоторыми учениками. Однако в целом полученная информация представлялась весьма важной и указывала на необходимость коррекции.

Так, по данным нашего анонимного опроса, пробовали курить не менее 15 % третьеклассников, почти 60 % семиклассников и более 70 % десятиклассников. Сообщаемые на этот счет сведения самими учениками, судя по всему, занижены, но и они свидетельствуют о том, что регулярно курят от 5 % третьеклассников до 27 % десятиклассников. При этом от 40 % третьеклассников до 52 % десятиклассников пролагают, что могут бросить курить в любой момент.

Наши опросы указали на отсутствие толерантности учеников к употреблению спиртных напитков [7, 8]. Так, доля употреблявших пиво в третьих классах составляет 18 % и повышается в седьмых и десятых до 58 и 82 % соответственно. Примерно так же выглядит тенденция употреблять вино и водку, хотя доля «ознакомленных» на 5–13 % ниже. Доля знакомых с энергетическими напитками существенно возрастает к 10-м классам; до 12 % учеников 3-х классов полагают, что они не вредны. По мнению 45 % третьеклассников, 48 % семи- и 61 % десятиклассников, всегда можно бросить употреблять спиртное, как только они захотят это сделать.

Очевидно, что создавать установку на здоровый образ жизни следует уже на рубеже третьих классов, подкрепляя ее в дальнейшем.

После проведения двухмесячного курса терапии отмечено достоверное улучшение самочувствия и показателей вегетативной регуляции у учащихся основной группы; в группе сравнения аналогичные показатели лишь приобрели тенденцию к улучшению, а в контрольной не претерпели изменений (см. таблицу; рис. 2).

Анализ данных в таблице и рис. 2 свидетельствует о позитивном влиянии двухмесячного приема Пантокальцина на самочувствие и вегетативную сферу учеников основной группы. При этом достоверно, на 72 %, понизилась доля учащихся, не предъявлявших жалоб на здоровье, а также процент лиц с астенией. Резко улучшилась балльная оценка вегетативных функций (по данным Вопросника) и понизилась утомляемость после школы.

Эффект приема глицина в группе сравнения оказался гораздо скромнее; динамика показателей позволяла в некоторых случаях говорить лишь о незначительной тенденции к позитивным изменениям. В контрольной группе динамика показателей отсутствовала. Нежелательных явлений в процессе лечения Пантокальцином и глицином не отмечено.

Заключение

Исследование терапевтической эффективности Пантокальцина как средства коррекции астено-вегетативных нарушений у учащихся средней шко-лы подтвердило положительное влияние препарата на основные показатели вегетативной регуляции.

В ходе наблюдения в группе Пантокальцина отмечено достоверное улучшение самочувствия и уменьшение доли лиц с АВД, наблюдалось выраженное снижение утомляемости школьников. При приеме глицина в группе сравнения и в контрольной группе достоверных изменений не установлено.

Полученные данные позволяют рекомендовать Пантокальцин® к широкому применению в неврологической практике детям школьного возраста, имеющим проявления АВС, особенно с преобладанием симптомов астении.


About the Autors


V.B. Laskov – MD, Prof., Department of Neurology and Neurosurgery SBEI HPE "Kursk State Medical University" of RMPH
I.V. Laskova - PhD in Medical Sciences, Department of Neurology and Neurosurgery SBEI HPE "Kursk State Medical University" of RMPH


Similar Articles


Бионика Медиа