Синдром эмоционального выгорания: клинические варианты


Л.С. Чутко, А.В. Рожкова, С.Ю. Сурушкина

Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург
В статье рассмотрены основные клинические проявления синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) и принципы подхода к лечению этого расстройства. В рамках данной работы были обследованы 103 пациента с клиническими проявлениями в возрасте от 25 до 45 лет. Описаны ведущие синдромы, характерные для пациентов с СЭВ. Предложен комплекс мероприятий по коррекции СЭВ, включающий как профилактические меры, так и лечебные. Рассмотрен механизм действия основных психофармакологических средств лечения СЭВ.

Хронический стресс оказывает значительное влияние на физическое и психическое здоровье специалистов. Так, деятельность, связанная с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми, может являться причиной профессионального стресса и приводить к развитию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) [1, 2]. Синдром характеризуется постепенной утратой эмоциональной, когнитивной и физической энергии и проявляется в симптомах эмоционального и умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения от выполненной работы.

Данному патологическому состоянию наиболее подвержены представители «помогающих» профессий и управленческий персонал: медицинские работники, менеджеры, педагоги, психологи и сотрудники правоохранительных органов. C. Maslach в своей работе показала, что средний медицинский персонал психиатрических клиник обычно «выгорает» через 1,5 года профессиональной деятельности, юристы – через 2, а социальные работники – через 2–4 года [3]. При этом степень выраженности «перегорания» неодинакова для представителей различных специализаций. Так, наиболее высокие показатели «перегорания» обнаружены прежде всего среди психиатров и онкологов [4]. В исследовании М.М. Скугаревской, проведенном среди врачей психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов, показано, что почти 80 % из их числа имеют различной степени выраженности признаки синдрома эмоционального выгорания; при этом у 7,8 % наблюдаются резко выраженные проявления синдрома, ведущие к психосоматическим нарушениям и зависимостям [5]. По данным Н. Водопьяновой и Е. Старченковой, выгорание чаще встречается среди сотрудников государственных медицинских учреждений по сравнению с частными клиниками [6]. Это может быть обусловлено различиями в оплате труда и организационных условиях работы.

С. Cherniss в 1980 г. определил данное состояние как потерю мотивации в работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении [7].

В дальнейшем C. Maslach обозначила основные признаки СЭВ: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [3]. Под эмоциональным истощением понимают чувство эмоциональной опустошенности и усталости, обусловленное профессиональной деятельностью. Под деперсонализацией в данном случае понимается не классическое психиатрическое понимание данного термина, а скорее понижение личностного компонента в профессиональной деятельности. Деперсонализация проявляется в виде дегуманизации отношений к объектам своей деятельности (пациентам/клиентам): холодности, формализации контактов, черствости, цинизма. Редукция личных профессиональных достижений – занижение профессиональных успехов, возникновение чувства собственной некомпетентности в профессиональной сфере. C. Maslach и S. Jackson отметили, что мужчинам более присуща высокая степень деперсонализации (дегуманизации), а женщинам – более высокое эмоциональное истощение [8].

По мнению В.В Бойко., СЭВ представляет собой выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [9]. W.B. Schaufeli отметил тесную связь появления выгорания и чувства несправедливости, социальной незащищенности, социально-экономической нестабильности [10]. Профессиональный рост, обеспечивающий повышение социального статуса, уменьшает степень выгорания [6].

По мнению C. Maslach [3], выгорание возникает поэтапно в соответствии со стадиями стресса:

Эмоциональное напряжение, тре-вога;

Сопротивление – человек пытается оградить себя от неприятных эмоций;

Истощение ресурсов вследствие неэффективности сопротивления.

Целью данного исследования стало изучение клинических проявлений СЭВ, а также поиск эффективных методов лечения данного состояния.

В рамках данной работы были обследованы 103 пациента с клиническими проявлениями СЭВ в возрасте от 25 до 45 лет (средний возраст – 31,9 ± 5,3 года).

С учетом анамнеза, жалоб, результатов психологического тестирования и неврологического обследования нами выделены следующие ведущие (доминирующие) синдромы в структуре СЭВ:

  • Астенический;
  • Тревожно-фобический;
  • Психовегетативный;
  • Цефалгический;
  • Синдром легких когнитивных нарушений.

1. Астенический синдром

С учетом ведущего значения истощаемости как основной составляющей СЭВ можно сказать, что астенический синдром представляется облигатным для данного состояния. Данный синдром проявлялся в виде повышенной утомляемости и истощаемости, раздражительности, снижения работоспособности, чувства рассеянности и неустойчивости настроения; нарушениями сна, а также снижением способности к длительному умственному и физическому напряжению, снижением толерантности к местам скопления людей, громким звукам, яркому свету, резким запахам и т. д.

2. Тревожно-фобический синдром

Данный синдром был установлен у 64 (62,1 %) пациентов с СЭВ и проявлялся в виде чувства неосознанного беспокойства («что-то не так, как надо»), внутреннего напряжения, периодического или постоянного чувства страха/тревоги, что «не получится».

3. Психовегетативный синдром

Отмечен у 65 (63,1 % от общего количества) пациентов с СЭВ. В обследуемой группе проявлен в виде жалоб, демонстрирующих дисфункцию вегетативной нервной системы, таких как колебания артериального давления, повышение потливости, ощущение приливов жара или холода, побледнение или покраснение кожных покровов, головокружение несистемного характера (при укачивании в транспорте, перемене положения тела). Пациенты также описывали признаки гипервентиляционного синдрома (чувство нехватки воздуха, приступы учащенного дыхания), кардиалгического синдрома (неприятные ощущения в области сердца, учащенное сердцебиение без физических нагрузок, чувство сдавливания в грудной клетке). Понятие «психовегетативный синдром» – условное и собирательное, объединяющее различные полисистемные вегетативные расстройства. При данном патологическом состоянии соматический ряд симптомов занимает первое место в картине болезни, при этом подразумевается психическое происхождение соматических феноменов. Соответствующие расстройства определяются и в терминах «вегетососудистая дистония», «нейроциркуляторная астения», «вегетативный невроз», «органный невроз».

4. Цефалгический синдром

У пациентов с СЭВ головные боли отмечены в 63,1 % (65 человек от общего количества обследованных) случаев. В структуре цефалгий доминируют головные боли напряжения. Чаще всего обследуемые сообщали о давящей диффузной, без четкой локализации или мигрирующей головной боли, о ее локализации в височно-лобной области.

5. Синдром легких когнитивных нарушений

Установлен у 56 (54,4 % от общего количества) пациентов с СЭВ человек. Проявлялся в виде субъективных жалоб на снижение памяти и умственной работоспособности, снижение концентрации внимания, чувство рассеянности и повышенную отвлекаемость, трудности при запоминании нового, затруднения в подборе словесных выражений (не удается подобрать нужные слова), что, по мнению пациентов, снижает их продуктивность в профессиональной деятельности. Синдром легких когнитивных нарушений отличался неравномерностью жалоб и степенью выраженности в зависимости от группы обследуемых пациентов.

Комплекс мероприятий, направленных на коррекцию проявлений СЭВ, носит как профилактический, так и лечебный характер. Его основная цель – снижение действия стресса.

Оказание помощи страдающим СЭВ можно разделить на три уровня [11]:

Индивидуальный: выработка адаптивных форм поведения, лечение клинических проявлений;

Межличностный: оптимизация взаимоотношений с коллегами, клиентами/пациентами, членами семьи;

Организационный уровень включает вопросы, связанные с оптимизацией обстановки на работе, улучшение условий труда.

Ведущую роль в решении проблем, связанных со стрессом и выгоранием, играет психотерапия. Для пациентов с СЭВ необходимо изменить вызывающую стресс ситуацию. Ключевым моментом управления стрессом является его осознание. В тех случаях, когда нельзя повлиять на стрессоры, следует научиться регулировать свое эмоциональное состояние.

С этой целью используются методики психической саморегуляции: аутотренинга и т. д. В частности, для лечения неврастении наиболее подходит вариант аутогенной тренировки, разработанный К.И. Мировским и А.Н. Шогамом еще в 1963 г. Если классическая аутогенная тренировка направлена на расслабление, успокоение и в конечном счете – на транквилизирующий эффект, то данная методика рассчитана на стимулирующий эффект («психотоническая тренировка»).

Использование психофармакологических средств создает благоприятный фон для проведения психотерапевтических мероприятий. С учетом роли астенических и когнитивных нарушений в клинической картине СЭВ необходимо использовать ноотропные и нейропротекторные средства при лечении клинических проявлений данного заболевания. Так, при лечении астенических расстройств возможно использование ноотропных препаратов. Проведенные нами исследования показали эффективность их применения в лечении СЭВ [12]. После лечения отмечено уменьшение утомляемости, улучшение внимания и памяти.

Кроме этого в лечении астенических нарушений используются психостимулирующие средства, обладающие ноотропной, антигипоксической, антиоксидантной, иммуномодулирующей активностью. Они применяется в качестве средств повышения адаптации к воздействию различных экстремальных факторов в составе комплексной терапии, черепно-мозговых травм, нейроинфекций, нарушений мозгового кровообращения.


Литература



  1. Сидоров П.И. Синдром «эмоционального выгорания» у лиц коммуникативных профессий // Гигиена и санитария 2008. № 3. С. 29–33.

  2. Чутко Л.С. Синдром менеджера. Эмоциональное выгорание и управление стрессом. СПб., 2010. 96 с.

  3. Maslach C. Burnout: a social psychological analysis. The burnout syndrome: current research, theory, interventions. London, 1982;11(78):78–85.

  4. Olkinuora M, Asp S, Juntunen J, Kauttu K, Strid L, Aarimaa M. Stress symptoms, burnout and suicidal thoughts in Finnish physicians. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol 1990; 2(25):81–6.

  5. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Мед. новости 2002. № 7. С. 3–9.

  6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005, 336 с.

  7. Cherniss C. The role of professional self efficacy in the etiology and amelioration of burn-out. In Professional of Burn-out: Recend Developments in Theory and Research. London, 199:135–49.

  8. Maslach C, Jackson SE. Burnout Inventory (MBI): Manual. Palo Alto: Consulting Psychologists press, 1986:112.

  9. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб., 2004, 473 с.

  10. Schaufeli WB, Enzmann D. The Bumout companion for research and practice: A critical analysis of theory, assessment, research and interventions. Washington, 1999:128.

  11. Ларенцова Л.И. Профессиональный стресс врачей-стоматологов и методы его коррекции. Дисс. докт. психол. наук. М., 2002. 14 с.

  12. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И. Коррекция клинических проявлений синдрома эмоционального выгорания // Журнал неврол. и псих. им. С.С. Корсакова 2009. Т. 109. № 2. C. 66–68.


Похожие статьи


Бионика Медиа