Insulin Pump Therapy: New Technologies In Clinical Practice


A.S. Ametov 1, B.I. Valitov 1, N. Chernikova 1, M.B. Antsiferov 2

1 RMAPE, Moscow; 2 Endocrinological Dispensary of Moscow Healthcare Department
The main purpose of the treatment of diabetes involves an achievement of optimal long-term glycemic control. Therefore, the introduction of effective and safe methods for the “management” of glicemia into clinical practice is critical. From this perspective, insulin pump therapy is one of the most promising areas of modern diabetology. The present review is devoted to the evaluation of clinical efficacy of insulin pumps, and discussion of characteristics of their structure and functioning.

Сахарный диабет (СД) сегодня является одной из серьезней­ших медико-социальных про­блем для всех стран и народов мира. Несмотря на стремительное развитие научно-технического прогресса, фар­мацевтики, лечебно-диагностических возможностей вопрос долгосрочного и стойкого достижения терапевтиче­ских целей для больных СД остает­ся открытым, в т. ч. в нашей стране [1]. Результаты таких “эталонных” для диабетологии клинических иссле­дований, как DCCT (Diabetes Control and Complications Trial) [2] и UKPDS (United Kingdom Prospective Diabetes Study) [3], убедительно показали, что именно долгосрочная компенсация СД является базовым условием успешной профилактики развития и прогрес­сирования его поздних осложнений. В то же время интенсивный контроль СД в разы повышает риск гипогликемических реакций — как легких, так и тяжелых. Таким образом, основным критерием клинической эффективно­сти и безопасности сахароснижающей терапии можно считать поддержание показателей углеводного обмена, мак­симально приближенных к нормаль­ным значениям, при минимальном риске развития гипогликемических состояний.

Одним из наиболее перспективных с этой точки зрения направлений совре­менной диабетологии является пом­повая инсулинотерапия, или непре­рывная подкожная инфузия инсулина (НПИИ). По мнению большинства специалистов в области диабета, введе­ние инсулина при помощи дозатора — это наиболее физиологичный спо­соб “доставки” препарата в организм. Интерес к этому виду лечения особен­но возрос после публикации резуль­татов исследования DCCT в 1993 г. [2], продемонстрировав-шего высокую эффективность интенсивной, или “гибкой”, инсулинотерапии, когда сам пациент изменяет дозы вводимо­го инсулина в зависимости от уровня актуальной гликемии и индивидуаль­ных обстоятельств жизни. Кроме того, следует заметить, что непосредственно в исследовании в группе интенсив­ного контроля более 50 % больных уже тогда использовали инсулиновые помпы. Выводы DCCT послужили поводом для проведения дальнейших исследований, посвященных срав­нению помповой инсулинотерапии и режима многократных инъекций инсулина для пациентов с СД 1 типа. В большинстве из них было продемон­стрировано достоверно более значи­мое снижение уровня гликированного гемоглобина (НbА), частоты тяже­лых гипогликемических состояний, уменьшение суточных доз инсулина в группах пациентов, использующих НПИИ, по сравнению с больными, применяющими режим многократных инъекций [4—16].

С момента появления и начала при­менения аналогов инсулина были про­ведены сравнительные исследования по оценке клинической эффективно­сти режима многократных инъекций с использованием аналоговых препа­ратов и помповой инсулинотерапии. Благодаря измененной молекулярной структуре аналоги инсулина (как прандиальные, так и базальные) обладают более физиологичными фарамакокинетическими и фармакодинамическими свойствами. Большинство авторов отмечают, что после перевода пациен­тов с человеческих препаратов инсу­лина на аналоги у большинства улуч­шались основные показатели углевод­ного обмена: снижался уровень НbА, сокращалась вариабельность глике­мии, частота эпизодов гипогликемии. Однако у тех, кто вводил инсулин с помощью дозаторов, эти положитель­ные изменения были более выражен­ными [17-21].

Важно также отметить, что в рабо­тах по оценке долгосрочной эффек­тивности помповой инсулинотерапии (длительностью 3,5—7,0 лет) уровень НbАоставался достоверно более низ­ким относительно исходных данных на протяжении всего периода наблюде­ния [22-25]. Многие авторы обращают внимание и на то, что при инициа­ции помповой терапии степень опти­мизации гликемического контроля зависит от его исходной компенсации. Примечательно, что у пациентов с длительно декомпенсированным угле­водным обменом (исходным уровнем НbА≥ 9-10 %) отмечается более существенное улучшение клинико­метаболических параметров относи­тельно больных субкомпенсированным СД [26, 27]. Кроме того, результаты ряда исследований свидетельствуют о более высоком качестве жизни и удо­влетворенности проводимым лечением пациентов на НПИИ [28-32]. Доказана также возможность эффективного и безопасного применения дозаторов инсулина в педиатрической практике для детей и подростков [33-37].

Дискутабельным остается вопрос применения дозаторов инсулина при СД 2 типа. Ряд исследователей докладывают о положительном опыте использования НПИИ в своей кли­нической практике для пациентов с СД 2 типа [38, 39]. В то же время, по мнению некоторых других специали­стов, применение дозаторов инсули­на не имеет существенных преиму­ществ перед режимом многократных инъекций инсулина при лечении СД 2 типа [40, 41]. Противоречивость этих данных не позволяет делать однознач­ного вывода об эффективности при­менения дозаторов пациентами с СД 2 типа на инсулине. Однако положи­тельное влияние помповой инсулинотерапии на клинико-метаболические показатели, качество и образ жизни, а также безопасность этого метода лече­ния, продемонстриро-ванные рядом специалистов, могут служить основа­нием проведения дальнейших иссле­дований в этой области. Однако уже сегодня можно говорить, что пациен­ты с длительно некомпенсированным СД 2 типа на инсулине, выраженной вариабельностью гликемии, высоким риском сердечно-сосудистых заболе­ваний и их осложнений, но ведущие при этом достаточно активный образ жизни, могут быть удачными “кан­дидатами” на инициацию помповой инсулинотерапии [42].

Таким образом, помповая инсулино­терапия на сегодняшний день является наиболее эффективным, безопасным и физиологичным способом введения гормона в организм, максимально ими­тирующим его эндогенную секрецию.

Особенности устройства и работы инсулиновых помп

Большинство современных инсули­новых помп представляют собой ком­пактные легкие устройства размером с небольшой пейджер. Резервуар с инсулином (обычно рассчитанный на 300 ЕД), находящийся внутри корпуса прибора, при помощи гибкого катете­ра соединяется с канюлей (тефлоновой или металлической), установленной в подкожно-жировую клетчатку. Для установки канюли используются те же области, в которые традиционно вводят инъекции инсулина при помо­щи шприц-ручек и шприцов, — живот, ягодицы, реже - бедра и руки. Катетер и канюля (вместе - инфузионнный набор) меняет сам пациент один раз в двое-трое суток, резервуар - по мере расходования инсулина. При необхо­димости помпа может отключаться от тела на период до 2 часов.

Как и здоровая поджелудочная желе­за, инсулиновая помпа вводит инсулин в двух режимах — базальном и болюс­ном. Причем в дозаторах используется только один препарат инсулина ультра­короткого (реже короткого) действия.

Основным отличием помповой инсулинотерапии от режима многократных инъекций инсулина принято считать полную имитацию базальной секре­ции. Базальная подача осуществля­ется малыми дозами с заранее запро­граммированной скоростью (0,025-0,1 ЕД/ч в зависимости от модели прибо­ра). Причем в разное время суток она может быть различной в зависимости от потребности организма в инсули­не в настоящий момент. Кроме того, использование препаратов ультрако­роткого действия позволяет оперативно в режиме “реального времени” коррек­тировать уровень базального инсулина в соответствии с изменяющимися обсто­ятельствами жизни пациента. Таким образом, правильно подобранный индивидуальный базальный профиль инсулина позволяет максимально ими­тировать физиологическую секрецию гормона, уменьшая вариабельность его действия и делая колебания гликемии в течение суток более предсказуемыми. Даже современные пролонгированные аналоги инсулина на сегодняшний день не могут обеспечивать такой “гибкий” и “динамичный” базальный профиль инсулина.

Болюсная подача инсулина также имеет свои особенности. Во-первых, точность дозирования. Современные инсулиновые помпы способны рас­считывать дозу вводимого болюса с точностью до 0,1 ЕД (минимальный шаг большинства шприц-ручек - 1 ЕД), причем с помощью последних помп (например, Accu-Chek Combo) введение болюсной дозы пользова­тель может осуществить незаметно от окружающих с помощью пульта дис­танционного управления. Кроме того, многие дозаторы оснащены специ­альной программой - “калькулятором (советником) болюса”, помогающей пациенту рассчитывать необходимые дозы инсулина. Такие программы - это определенные математические модели, работающие с несколькими переменными. В память прибора вво­дятся индивидуально подобранные для конкретного пациента параметры: углеводный коэффициент, фактор чувствительности, время активного инсулина, целевая гликемия и т. д. Для расчета нужной дозы инсулина пользователю достаточно лишь вве­сти в программу уровень актуальной гликемии и количество углеводов в предстоящем приеме пищи (если он планируется). На основании этих данных и с учетом индивидуальных параметров помпа “предлагает” паци­енту необходимое количество инсули­на. Последние модели дозаторов (к примеру, Accu-Chek Combo) учиты­вают также уровень стресса, физиче­ской активности пациента, состояние его общего соматического здоровья, фазу менструального цикла у женщин. Такие программы значительно облегчают расчет доз прандиального инсулина или инсулина на коррекцию, увеличивают точность их введения, повышают качество жизни больных. Кроме того, все инсулиновые помпы позволяют вводить разные типы болю­сов - стандартный, двойной, растяну­тый, обратный, суперболюс. Все эти функции дозаторов дают возможность оптимизировать контроль за уровнем пре- и постпрандиальной гликемии, вести более свободный образ жизни, “демократизиро-вать” рекомендации по диетотерапии, повышать качество жизни пациентов с СД.

В заключение стоит отметить, что инсулиновая помпа - это лишь спо­соб “доставки” препарата в организм. Клиническая эффективность данного способа лечения во многом зависит от успешности освоения пациентом принципов помповой инсулинотерапии и использования всех функций, режимов и возможностей прибора. В связи с этим актуальным остает­ся вопрос организации курсов допол­нительного обучения и обеспечения высококачественной амбулаторной диабетологической помощи пациен­там, планирующим переход и нахо­дящимся на помповой инсулинотерапии. При соблюдении этих условий помповая инсулинотерапия стано­вится надежным “инструментом” эффективного и безопасного управ­ления СД, повышающим клинико­экономические выгоды проводимого лечения и качество жизни больных.


About the Autors


Ametov Aleksandr Sergeevich - MD, Professor, Head of the Department of Endocrinology and Diabetology of State Budget Educational Institution of Further professional Education "Russian Medical Academy of Postgraduate Education". E-mail: ametov.alexander @ gmail.com.
Antsiferov Mikhail Borisovich – MD, Professor, Chief Physician of Endocrinological Dispensary of Moscow Healthcare Department. E-mail: antsiferov@rambler.ru
Valitov Bulat Iskandarovich - Postgraduate student at the Department of Endocrinology and Diabetology of State Budget Educational Institution of Further professional Education "Russian Medical Academy of Postgraduate Education". E-mail: bvalitov@yandex.ru.
Chernikova Natalia Albertovna – PhD in Medical Sciences, Assistant Professor at the Department of Endocrinology and Diabetology of State Budget Educational Institution of Further professional Education "Russian Medical Academy of Postgraduate Education". E-mail: nachendoc@yandex.ru.


Similar Articles


Бионика Медиа