Effect Of Baseline And Biological Therapy On Clinical Activity Parameters, Quality Of Life And Psychological Status Of Patients With Early Rheumatoid Arthritis


I.V. Oktyabrskaya, I.B. Belyayeva

Clinical rheumatic hospital № 25, Saint-Petersburg. Saint-Petersburg medical Academy of postgraduate education, St. Petersburg.
The article presents the results of comparative evaluation of therapeutic effects of sulfasalazine (SS), methotrexate (MT) and leflunomide (LF) in 151 patients with early rheumatoid arthritis (ERA) within 12 months of observation. Therapy with SS in ERA was not sufficiently effective. Therapy with MT and LF significantly reduced the clinical and laboratory activity and improved quality of life of patients with ERA at 12 months of observation. In 16 patients with moderate and high degrees of disease activity, despite previous therapy with SS, MT, and LF, combination therapy with infliximab and MT within 24 weeks led to significant improvement of clinical parameters of disease and quality of life. There was a positive correlation between functional index of health assessment HAQ and the number of RA patients with anxiodepressive disorders.

Ревматоидный артрит (РА) – наиболее частое воспалительное ревматическое заболевание неизвестной этиологии, характеризующееся развитием эрозивного симметричного полиартрита в сочетании с системным иммуновоспалительным поражением внутренних органов [1]. Из многообразия средств, входящих в комплекс лечения больных РА, только болезнь-модифицирующие антиревматические препараты (БМАРП) способны затормозить прогрессирование болезни [2, 3]. В литературе имеются лишь единичные сведения о тактике назначения БМАРП у больных ранним РА (РРА) [4–6]. Применяемые БМАРП далеко не всегда контролируют активность заболевания и имеют ряд побочных эффектов. В связи с этим продолжается поиск новых препаратов, способных существенно улучшать течение РА и уменьшать количество побочных эффектов. Одним из представителей нового класса лечебных средств является инфликсимаб (ИФ) – химерное моноклональное антитело против фактора некроза опухоли α. Сведения о преимуществах ИФ перед метотрексатом (МТ) в плане влияния на показатели качества жизни и психологический статус пациентов с РА немногочисленны [7, 8]. Целью исследования явилась сравнительная оценка показателей клинической активности болезни и качества жизни у пациентов с РРА при применении сульфасалазина (СС), МТ или лефлуномида (ЛФ) в качестве первых БМАРТ в течение 12 месяцев наблюдения, а также сравнение эффективности комбинированной терапии ИФ и МТ с монотерапией МТ больных с активным течением заболевания.

Материал и методы

Проведено клинико-лабораторное и инструментальное обследование 151 больного РРА. Диагноз РА был установлен по критериям ACR (1987) [9]. Длительность заболевания на момент первичного обследования составила от 3 недель до 12 месяцев (в среднем 6,5 ± 0,3 месяца). Средний возраст пациентов – 58,2 ± 5,5 года. Большая часть больных РРА была серонегативной по ревматоидному фактору (РФ) – 51,2 %. Среди обследованных пациентов преобладали средняя и высокая степени активности иммунно-воспалительного процесса по DAS 28 > 3,2; I–II рентгенологические стадии заболевания по классификации Штейнброкера (23,2 и 60,5 % соответственно) и II функциональный класс РА (59,7 %).

После установления диагноза РА больным методом случайной выборки была назначена базисная терапия: группа I (55 больных) в качестве базисной терапии получала СС в дозе 2 г/сут; группа II (55 больных) – МТ внутрь или внутримышечно в дозе 10 мг/нед; группа III (41 больной) – ЛФ в дозе 100 мг/сут 3 дня, затем по 20 мг/сут.

Наряду с базисной терапией всем больным назначался один из нестероидных противовоспалительных препаратов. Длительность наблюдения составила 12 месяцев.

Второй этап исследования заключался в отборе 46 пациентов из всех групп после 12 месяцев наблюдения с умеренной (DAS 28 > 3,2 < 5,1) и высокой степенями активности РА (DAS 28 > 5,1), несмотря на проводимую терапию СС, МТ и ЛФ. Обследованные больные были разделены на две подгруппы методом слепой выборки. В подгруппе I (30 человек) больные получали терапию МТ (15–20 мг/нед) и преднизолон 10 мг/сут; в подгруппе II (16 человек) пациентам с сохраняющейся клиниколабораторной активностью назначался инфликсимаб (Ремикейд) из расчета 3 мг/кг внутривенно капельно по схеме введения 0, 2 и 6 недель, затем через каждые 8 недель. Подгруппы были сравнимы по полу, возрасту, длительности течения заболевания, активности РА по DAS 28 и рентгенологической стадии. Длительность второго этапа наблюдения составила 24 недели.

При объективном обследовании осуществлялась оценка суставного синдрома с помощью индекса Ritchie, определялась длительность утренней скованности, применялся функциональный индекс оценки здоровья Health Assessment Questionnaire (HAQ). У 46 пациентов, получавших терапию МТ и ИФ + МТ после 24 недель лечения, проводилось определение показателей качества жизни с помощью опросника SF-36, стрессоустойчивости и социальной адаптации по опроснику Холмса и Раге, астенического состояния, тревоги и депрессии по шкале Цунга, госпитальной шкале тревоги и депрессии [10].

Эффективность лечения оценивалась с использованием индекса активности DAS 28 и критериев Американской Коллегии ревматологов (АСR) по 20-, 50-, 70 %-ному улучшению. Динамику лабораторной активности заболевания оценивали по значениям СОЭ и С-реактивного белка (СРБ).

Статистическая обработка проводилась с помощью компьютерной программы (Statistica 5,5 для Windows) с использованием критериев Стьюдента, Манна–Уитни, критерия Фишера, медианного хи-квадрата, модуля ANOVA, коэффициента корреляции Спирмена. Средние значения представлены в виде M ± m. Достоверными считались различия при p < 0,05.

Результаты и обсуждение

На фоне лечения СС через 12 месяцев в группе I высокие значения индекса Ричи, HAQ, СОЭ и СРБ достоверно не отличались от исходных. Отмечалось достоверное уменьшение продолжительности утренней скованности, однако ее средние значения оставались больше 60 минут. В группах II и III к 12-му месяцу наблюдения отмечено существенное снижением индекса Ричи, HAQ, СОЭ и СРБ без достоверных различий по группам. Средние показатели активности РРА через 12 месяцев лечения по значениям DAS 28 расценивались как умеренные в группе I и низкие в группах II и III.

К 12 месяцам лечения отсутствие эффекта по критериям ACR отмечено у 5,4 и 2,4 % больных I и III групп. 20 %-ное улучшение наблюдалось у большей половины больных группы I и незначительного количества больных II и III групп. 50и 70 %-ное улучшение отмечено у трети больных I и у подавляющего большинства больных II и III групп. Клиническая ремиссия достигнута у 20 (36,4 %) больных группы II и 16 (40 %) больных группы III (рис. 1).

Через 12 месяцев отмена в связи с неэффективностью проводимой терапии произошла у 43 (78,1 %) больных I группы, 2 (4 %) больных II группы и 3 (7 %) больных III группы. Отмена в связи с побочными эффектами произошла у 9 (20 %) больных I группы, 8 (19,5 %) больных II группы и 1 (2 %) больного III группы на 8–12-м месяцах лечения, была связана с повышением уровня печеночных ферментов и развитием цитопенического синдрома.

В табл. 1 представлена динамика клинических показателей больных РА на фоне лечения МТ и МТ + ИФ (второй этап исследования).

Таблица 1.Динамика клинических показателей больных РА на фоне лечения МТ и МТ + ИФ.

В подгруппе I после 24 недель терапии МТ отмечалось достоверное снижение интенсивности боли по шкале ВАШ и числа болезненных суставов. К концу наблюдения у пациентов этой группы отмечена тенденция к снижению значений HAQ, СОЭ и DAS 28, однако достоверных различий с исходными показателями получено не было.

В подгруппе II у пациентов после 24 недель терапии ИФ + МТ наблюдалось статистически значимое уменьшение количества болезненных и припухших суставов, шкалы ВАШ, HAQ и СОЭ, достоверное снижение DAS 28 с 5,3 до 3,4 (DAS 28 > 3,2 < 5,1), что соответствует умеренной активности заболевания и удовлетворительному ответу на терапию по критериям ELUAR (Δ DAS 28).

В табл. 2 представлены показатели качества жизни больных РА по значениям шкалы SF-36 исходно и через 24 недели лечения МТ и ИФ + МТ.

Таблица 2.Показатели качества жизни по шкале SF-36 у больных РА, получавших терапию МТ и ИФ + МТ.

Через 24 недели лечения в подгруппе II по сравнению с показателями в подгруппе I отмечены достоверно более высокие значения физического функционирования, жизнеспособности и ролевого эмоционального функционирования (р < 0,05). Полученные результаты свидетельствуют о том, что увеличение физической активности на фоне уменьшения болевого синдрома у пациентов подгруппы II влияло на общий уровень здоровья и жизнеспособности, повышало их социальную активность.

Сравнительные показатели стрессоустойчивости по опроснику Холмса через 24 недели терапии МТ и МТ + ИФ представлены на рис. 2. В подгруппе II через 24 недели терапии отмечено большее число пациентов, имевших высокую стрессоустойчивость, по сравнению с больными подгруппы I (43,7 и 29,9 %).

Оценка депрессии по шкале Цунга через 24 недели терапии МТ и МТ + ИФ представлена в табл. 3. Анализ показателей шкалы Цунга выявил, что различные степени депрессии определялись у пациентов во всех анализируемых группах, у 60,0 % больных первой подгруппы и у 100 % больных второй подгруппы через 24 недели патогенетической терапии.

Таблица 3.Показатели степени депрессии по шкале Цунга у пациентов РА, получавших МТ и МТ + ИФ.

Показатели степени астении у больных РА в исследуемых подгруппах через 24 недели терапии представлены на рис. 3. Различные степени астении определялись у 71,0 и 99,2 % пациентов в исследуемых подгруппах. На фоне применения комбинированной терапии МТ + ИФ у достоверно меньшего числа пациентов определена выраженная астения по сравнению с пациентами, получавшими терапию метотрексатом (6,2 и 20,4 % при р < 0,05). Показатели госпитальной шкалы тревоги и депрессии через 24 недели терапии МТ и МТ + ИФ представлены в табл. 4. Наличие тревоги и депрессии по госпитальной шкале зарегистрировано у подавляющего числа пациентов с РРА.

Таблица 4.Показатели госпитальной шкалы тревоги и депрессии у больных РРА через 24 недели терапии МТ и МТ + ИФ.

Отмечена прямая корреляционная взаимосвязь между значениями индекса НАQ и числом пациентов с тревожно-депрессивными расстройствами при РА. При значениях индекса НАQ ≥ 1,82 в 100 % случаев выявлены клинически выраженная тревога и депрессия, умеренная или выраженная астения и низкая сопротивляемость к стрессу.

Полученные данные свидетельствуют о том, что при снижении функциональных способностей у пациентов с РА нарастает выраженность тревожных и депрессивных расстройств.

Заключение

Полученные результаты исследования подтвердили имеющиеся сведения о неудовлетворительных отдаленных результатах стратегической схемы “пирамида” при лечении РА, когда на начальных этапах его развития назначались менее активные БМАРП. Проведенное исследование доказало преимущество ранней цитостатической терапии с использованием МТ и ЛФ как первых базисных препаратов для лечения больных РРА.

Результаты наблюдения за пациентами с активным течением РРА свидетельствуют о том, что комбинированная терапия ИФ и МТ имеет очевидные преимущества перед монотерапией МТ в отсутствие эффекта от его применения в дозе не менее 15–20 мг/нед в течение 3 месяцев и ведет к значимому клиническому улучшению, увеличению функциональных способностей суставов у больных РРА и улучшению показателей качества жизни.

Оценка психологического статуса больных РРА свидетельствует о наличии тревоги, депрессии и астении у подавляющего числа обследованных. Отмечена прямая корреляционная взаимосвязь между значениями индекса НАQ и числом больных РА с тревожно-депрессивными расстройствами. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости объективно оценивать психологический статус больных РРА с помощью многофакторных психологических тестов для своевременного выявления лиц, нуждающихся в оказании специальной психологической помощи и решении вопроса о необходимости включения в комплексную терапию современных антидепрессантов.


Информация об авторах:
Октябрьская Ирина Валентиновна – врач-ревматолог клинической ревматологической больницы № 25.
Тел. 8 (812) 310-60-39;
Беляева Ирина Борисовна – доктор медицинских наук, профессор кафедры терапии и ревматологии
им. Э.Э. Эйхвальда Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.
Тел. 8 (812) 310-60-36


Similar Articles


Бионика Медиа