Prognostic Significance Of High Levels Of Cytokines And Emotional Disorders In Patients With Coronary Heart Disease


Ye.Ye. Averin, S.I. Chernov

The levels of inflammatory cytokines, prevalence, severity and dynamics of depression were evaluated in patients with coronary heart disease (CHD). Increased concentrations of interleukin-1b, interleukin-6 and tumor necrosis factor-? were typical for the most severe forms of atherosclerotic coronary artery disease. Among patients with severe clinical manifestations of coronary artery disease, highest prevalence and severity of depression were detected. Maximum number of cases of depression was identified among patients with multivessel coronary pathology. Such patients require the administration of immunomodulating agents and inclusion of antidepressants in the scheme of treatment.

Одной из частых причин повторных госпитализаций у пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС) является несоблюдение рекомендаций врача, касающихся медикаментозной терапии, диеты и режима. Более чем в половине случаев это связано с имеющимися у больных с тяжелой органической патологией сердца депрессивными расстройствами. Аспект оценки психологического самочувствия
больных ИБС не менее важен, чем традиционно используемые в практике здравоохранения методики оценки эффективности лечения и исходов заболевания, основанные на количественных показателях (заболеваемость, смертность, частота повторных госпитализаций).

ИБС является заболеванием, в значительной степени ухудшающим качество жизни больных [1]. По данным Европейского общества кардиологов, депрессия и сопутствующий ей хронический стресс – важные звенья прогрессирования ИБС, во многом определяющие ее прогноз. Американскими исследователями доказано, что увеличение смертности после инфаркта миокарда ассоциируется даже с минимальными симптомами депрессии [2]. Показано, что пациенты с депрессией имеют сниженный парасимпатический тонус; это увеличивает риск желудочковой тахикардии и внезапной кардиальной смерти [4]. Кроме того, для таких больных характерно повышенное тромбообразование, что связано с высоким уровнем фактора активации тромбоцитов [3]. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют, что негативное влияние депрессии на течение сердечно-сосудистых заболеваний обусловлено и гиперэкспрессией иммуновоспалительных медиаторов, в первую очередь провоспалительных цитокинов. Хронический стресс вызывает гиперактивацию симпато-адреналовой системы, дисфункцию эндотелия с развитием хронического воспаления в сосудистой стенке и нарушение ее проницаемости. Дисбаланс провоспалительных цитокинов опосредуют основные звенья патогенеза атеросклеротического поражения сосудистого русла от развития бляшки до ее эволюции в острый коронарный синдром [5–7]. Поэтому изучение цитокинового профиля и выраженности депрессивных расстройств как факторов, влияющих на течение ИБС, а также разработка мероприятий по их коррекции являются весьма актуальными научно-практическими задачами.

В связи с этим мы оценили у больных ИБС уровни провоспалительных цитокинов – интерлейкина-1β (ИЛ-1β), ИЛ-6 и фактора некроза опухоли α (ФНО-α), состояние цитокинового статуса в зависимости от выраженности атеросклеротического поражения коронарного русла, а также распространенность и тяжесть депрессии.

Материал и методы

Содержание провоспалительных цитокинов изучалось у 69 больных ИБС, среди которых было 40 (58 %) мужчин и 29 (42 %) женщин. Средний возраст пациентов составил 59,4 ± 2,2 года. Исследование уровней цитокинов проводилось методом твердофазного иммуноферментного анализа. Перед изучением уровня цитокинов у больных ИБС было определено их содержание у лиц без признаков сердечно-сосудистых заболеваний.

Выраженность клинических проявлений ИБС оценивалась общепринятыми методами исследования кардиологических больных, включая суточное мониторирование ЭКГ, эхокардиографию, нагрузочные пробы и селективную коронарографию. Многопроекционная селективная коронароангиография была проведена 36 пациентам. При этом у 10 больных определены неизмененные или гемодинамически незначимо стенозированные коронарные артерии, у 16 – имел место стеноз одной из магистральных коронарных артерий или ветви 1-го порядка, а у 10 – выявлены стенозы двух-трех магистральных коронарных артерий.

Психологический статус больных зарегистрирован на специально разработанных картах пациента. Кроме того, использована госпитальная шкала тревоги и депрессии (the Hospital Anxiety and Depression Scale, HADS) [8].

Динамику цитокинового профиля и психологического статуса оценивали через 12 недель от момента включения в исследование.

Результаты и обсуждение

Распространенность депрессии у больных ИБС составила 62,3 %, при этом среди пациентов, имевших I функциональный класс (ФК) стенокардии напряжения (СН), она имела место в 6,4 % случаев, при II ФК – в 25,8, а при III ФК – в 83,8 %. Таким образом, среди больных с тяжелыми клиническим проявлениями ИБС распространенность депрессии была достоверно выше (р < 0,001). Средний уровень депрессии у больных ИБС составил 23,2 ± 2,8 балла.

Средний уровень ИЛ-1β у здоровых лиц составил 3,2 ± 0,12 пг/мл, ИЛ-6 –4,25 ± 0,21, ФНО-α – 7,19 ± 0,26 пг/мл. В целом у больных ИБС повышенный уровень ИЛ-1β выявлен в 52 (77,6 %) случаев, его среднее значение было равно 19,46 ± 2,17 пг/мл. Повышение уровня ИЛ-6 определено у 53 (79,1 %) больных ИБС (среднее значение – 24,34 ± 1,89 пг/мл), уровня ФНО-α – у 54 (80,5 %; среднее значение – 27,82 ± 2,37 пг/мл). Таким образом, содержание провоспалительных цитокинов у больных ИБС было достоверно выше, чем у здоровых лиц (р < 0,001).

При I ФК СН повышение уровня ИЛ-1β установлено у 41,6 % больных, ИЛ-6 – у 50,0 и ФНО-α – у 33,3 %, средние значения этих цитокинов составили 13,23 ± 1,48, 17,81 ± 2,43 и 22,96 ± 1,53 пг/мл соответственно. При II ФК СН увеличение уровней ИЛ-1β и ИЛ-6 выявлено у 70,0 % больных, ФНО-α – у 75,0 % со средними значениями 15,78 ± 1,59, 18,46 ± 2,35 и 23,57 ± 2,36 пг/мл соответственно. При III ФК СН повышенные уровни ИЛ-1β и ИЛ-6 определены у 88 % пациентов, ФНО-α – у 92,0 %. Средние значения указанных цитокинов в данной подгруппе составили 29,54 ± 1,65, 34,45 ± 2,29 и 45,28 ± 2,49 пг/мл соответственно. Таким образом, даже у больных с I ФК СН абсолютные значения ИЛ-6 и ФНО-α оказались достоверно выше, чем у здоровых лиц (р < 0,001). У пациентов с III ФК СН достоверно чаще определялись повышенные уровни всех цитокинов (р < 0,001), а их средние значения почти в 2 раза превосходили показатели больных с I и II ФК СН (р < 0,001). Среди больных с тяжелыми клиническими проявлениями ИБС также достоверно выше была распространенность депрессии
(р < 0,001).

С целью изучения зависимости между содержанием провоспалительных цитокинов и характером поражения коронарного русла больные ИБС были разделены на три группы. В 1-ю группу вошли пациенты с гемодинамически незначимым стенозированием коронарных артерий, во 2-ю – больные со стенозом одной из магистральных артерий или ветвей 1-го порядка, в 3-ю – пациенты с многососудистым поражением коронарных артерий. У больных со стенозами двух-трех магистральных артерий были обнаружены максимальные уровни исследуемых цитокинов, достоверно превышавшие показатели пациентов с менее выраженным поражением коронарного русла (1-я и 2-я группы; р < 0,001). Кроме того, у больных с многососудистым поражением выявлена максимальная распространенность депрессии (р < 0,001), а ее уровень составил 27,6 ± 1,5 балла.

Через 12 недель лечения в целом по группе отмечена положительная динамика в содержании провоспалительных цитокинов. Уровень ИЛ-1β к концу периода наблюдения снизился на 19,7 %, ИЛ-6 – на 24,4, ФНО-α – на 16,9 %. Наиболее выраженным было снижение уровней медиаторов у больных с СН I–II ФК. У больных с многососудистым поражением коронарного русла динамика уровней цитокинов была статистически недостоверной.

К концу исследования доля больных с депрессией по всей группе пациентов с ИБС уменьшилась на 20,2 %, причем произошло это за счет больных с СН I–II ФК. Число пациентов с депрессией среди больных, имеющих многососудистое поражение коронарного русла, не изменилось. В целом уровень депрессии уменьшился на 4,3 балла (на 18,3 %; р < 0,001) по сравнению с исходным.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о важной роли цитокинового дисбаланса в патогенезе различных форм ИБС. Максимальное увеличение содержания ИЛ-1β, ИЛ-6 и ФНО-α наблюдается при наиболее тяжелых формах атеросклеротического поражения коронарного русла. Среди больных с тяжелыми клиническими проявлениями ИБС также отмечены наибольшая распространенность и тяжесть депрессии, причем максимальное число больных с депрессией отмечено в группе пациентов с многососудистым поражением коронарного русла. Именно в этой группе имела место и минимальная динамика депрессивных нарушений в процессе лечения. Больные ИБС с повышенным содержанием провоспалительных цитокинов, высоким уровнем депрессии и отсутствием динамики этих показателей после лечения должны быть отнесены к группе высокого риска в отношении неблагоприятного исхода ИБС. Такие пациенты нуждаются в назначении препаратов с иммуномодулирующим действием и включении в схему лечения антидепрессивыми лекарственными средствами.


Similar Articles


Бионика Медиа