The role of cyclin-dependent kinase inhibitors in adjuvant therapy of breast cancer


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2023.14.149-152

V.F. Semiglazov, P.V. Krivorotko, N.B. Bekkeldieva, A.V. Komyakhov, A.S. Emelyanov, A.O. Gorina

N.N. Petrov National Medical Research Center of Oncology, St. Petersburg, Russia
Hormone receptor positive (HR+)/HER2-negative breast cancer (BC) is the most common subtype of breast cancer, accounting for approximately 70% of all breast cancer cases. Hormone therapy (tamoxifen) has been the basis of systemic treatment for such tumors since the 1980s. Further research began to focus on other endocrine therapeutic approaches, in particular, the return to ovarian ablation or conservative ovarian suppression in premenopausal women, as well as the use of aromatase inhibitors in postmenopausal women. Further administration of 3rd-line endocrinotherapy with fulvestrant in patients with advanced breast cancer improved progressive-free and overall survival. Overcoming endocrine resistance in the progression of the disease has become the basis of a new generation of endocrine therapy for progress in the therapy of hormone-receptor positive (HR+)/HER2-negative breast cancer. It turned out that cyclin-dependent kinases (CDK 4/6) are crucial for the progression of the cell cycle, and are an effective target in the treatment of breast cancer at various stages.

Введение

Гормон-рецептор позитивный (HR+)/HER2-негативный рак молочной железы (РМЖ) является наиболее распространенным подтипом РМЖ, составляя около 70% от всех случаев РМЖ. Эндокринотерапия (тамоксифен) стала основой системного лечения при таких опухолях начиная с 1980-х гг. Дальнейшие исследования стали ориентироваться и на другие эндокринные лечебные подходы, в частности на возвращение к овариальной аблации или консервативной супрессии яичников у пременопаузальных женщин, а также на применение ингибиторов ароматазы (ИА) в постменопаузе [1].

Традиционно эндокринотерапия (ЭТ), включая ИА или фулвестрант, рекомендуется в качестве лечения первой линии для пациентов с раком молочной железы (РМЖ) HR+/HER2- за исключением случаев висцерального криза или опасной для жизни ситуации [3, 4]. Однако у некоторых пациентов опухоли либо не отвечают на первоначальную терапию из-за первичной резистентности [5], либо наступает прогрессирование заболевания из-за приобретенной резистентности.

Преодоление эндокринорезистентности при прогрессировании заболевания стало основой прогресса нового поколения терапии гормон-рецептор позитивного (HR+)/HER2-негативного РМЖ. Оказалось, что циклинзависимые киназы (СDK 4/6) – это решающий элемент прогрессии клеточного цикла, а также они являются эффективной мишенью в лечении РМЖ различных стадий [2]. В настоящее время растет интерес к изучению эффективности и безопасности сочетания различных ингибиторов CDK4/6 с ЭТ. FDA (Food and Drug Administration) одобрило 3 ингибитора CDK4/6, а именно палбоциклиб, рибоциклиб и абемациклиб для лечения пациентов с HR+/HER2-метастатическим РМЖ (мРМЖ) [6, 7].

Большинство публикаций, касающихся ингибиторов CDK4/6, проанализировано в публикации Y. Liu et al. [8]. Авторы проанализировали 9 исследований, соответствоваших критериям [9–17], включивших 5043 пациента. Результаты подтвердили эффективность различных лечебных комбинаций трех ингибиторов CDK4/6 в комбинации с ЭТ в продлении безрецидивной выживаемости (БРВ) по сравнению с основной моно-ЭТ. При этом палбоциклиб+фулвестрант и абемациклиб+фулвестрант оказались эффективной схемой, не было обнаружено статистических значимых различий между различными комбинациями ингибиторов CDK4/6. Между тем рибоциклиб в комбинации с фулвестрантом и абемациклиб+фулвестрантом оказался наиболее эффективной схемой лечения, хотя все доступные комбинации лечения, включая ингибиторы CDK4/6 в сочетании с различными эндокринными методами лечения и индивидуальной ЭТ, были сопоставимыми по показателям общей выживаемости (ОВ). Следует отметить, что на момент проведения описанного анализа еще не были получены данные по ОВ в исследованиях Paloma-2 и Monarch-3, которые в итоге показали отсутствие достоверного увеличения ОВ при добавлении палбо- и абемациклиба к ЭТ [24, 25]. Что касается БРВ, палбоциклиб+фулвестрант оказался наиболее эффективной схемой (SUCRA = 37,65%), за ним следовал абемациклиб+фулвестрант (SUCRA = 28,76%). При оценке ОВ рибоциклиб в комбинации с фулвестрантом был признан наиболее эффективной схемой (SUCRA = 34,11%) [8].

Химиотерапия (ХТ) является стандартом лечения метастатического РМЖ с клинически агрессивными проявлениями, включая быстрое прогрессирование заболевания с угрожающей жизни висцеральным кризом [18]. В трех клинических исследованиях III фазы (MONALEESA-2, -3 и -7), включившей их пациентов с HR+HER2-РМЖ с метастазами во внутренние органы, применение рибоциклиба+ЭТ показало статистически значимое преимущество при сравнении с одной ЭТ, судя по БРВ и ОВ [20–22]. Данные о прямом сравнении терапии ингибитором CDK4/6+ЭТ и комбинированной ХТ в популяции пациентов с агрессивным HR+HER2- мРМЖ были предоставлены на конференции SABCS в 2022 г. и ESMO 2023 г. в исследовании Right Choiсe [26, 27]. В первой линии терапии RIB+ЭТ было продемонстрировано значимое улучшение БРВ (на 1 год больше) по сравнению с ХТ (24,0 по сравнению с 12,3 месяца; отношение рисков [ОР]=0,54) у пациентов в пре-/перименопаузе с агрессивным HR+HER2-мРМЖ. По сравнению с комбинацией рибоциклиб+ЭТ комбинированная ХТ была связана с более высокой частотой нежелательных явлений (НЯ), связанных с лечением, многие из которых влияли на качество жизни. Первая линия терапии рибоциклиб+ЭТ представляет собой эффективный, клинически значимый вариант лечения пациентов с агрессивным HR+HER2- мРМЖ по сравнению с комбинированной ХТ.

Исследования ингибиторов CDK4/6 при раннем раке молочной железы показали эффективность добавления абемациклиба и рибоциклиба к ЭТ [19, 23]. Исследования палбоциклиба при раннем РМЖ не достигли первичных конечных точек [28, 29]. Финальный анализ выживаемости без инвазивного роста исследования NATALEE (с участием российских исследователей) был представлен в декабре 2023 г.

В открытом исследовании NATALEE оценивалась эффективность и безо-пасность применения рибоциклиба в сочетании с ЭТ у мужчин и женщин с HR+ HER2-негативным ранним РМЖ [23]. В исследовании принял участие 5101 пациент с РМЖ IIA, IIB или III стадий. Согласно рандомизации, 2549 пациентов получали рибоциклиб в течение 36 месяцев в сочетании с ЭТ (ИА). Остальные 2552 пациента получали только ЭТ. ЭТ продолжали независимо от отмены рибоциклиба. Мужчины и женщины в пременопаузе также получали гозерелин в дозе 3,6 мг каждые 28 дней. БРВ являлась основной конечной точкой. Вторичные конечные точки включали выживаемость без отдаленных метастазов и ОВ. На момент окончания сбора данных 42,8% из тех, кому была назначена комбинация, завершили 3-летний курс лечения рибоциклибом, 35,5% досрочно прекратили прием рибоциклиба или обоих компонентов лечения, а 20,7% продолжали принимать рибоциклиб. Среди тех, кому была назначена только ЭТ, 68,5% продолжали лечение (после обязательного 3-летнего лечения). После медианы наблюдения в 33,3 месяца добавление рибоциклиба в комбинации с ЭТ продолжало приносить статистически значимую пользу по показателям БРВ (ОР=0,74, 95% ДИ: 0,62–0,89). Риск рецидива заболевания был снижен на 25,1% при приеме рибоциклиба в комбинации с ЭТ по сравнению с одной ЭТ (ОР=0,748, 95% ДИ: 0,618–0,906; односторонний р=0,0014). Риск рецидива заболевания был снижен на 30,0% при II стадии и на 24,5% при III стадии заболевания при терапии рибоциклибом в комбинации с ЭТ по сравнению с одной ЭТ. Риск рецидива заболевания был снижен на 27,7% при N0 и на 24,1% при N+ при комбинированной терапии (рибоциклиб+ЭТ) по сравнению только с одной ЭТ. Риск отдаленного метастазирования был снижен на 25,1% при комбинированной терапии рибоциклиба+ЭТ по сравнению с одной ЭТ. Медиана наблюдения для оценки ОВ для финального анализа составила 35,9 месяца. Для определения показателя ОВ необходимо более длительное наблюдение, поскольку в обеих группах лечения было зарегистрировано менее 4% случаев летальных исходов. В обновленном анализе не было отмечено увеличения нежелательных явлений специального интереса (AESI) или клинически значимых AESI более чем на 1% и только на 0,8% увеличилось число случаев прекращения приема препарата. Наиболее частой причиной прекращения приема рибоциклиба были нарушения функции печени.

В серии клинических исследований трех ингибиторов циклинзависимых киназ (СDK4/6) – палбоциклиба, абемациклиба и рибоциклиба, включивших пациентов с HR+HER2-мРМЖ, комбинация рибоциклиб+фулвестрант продемонстрировала наиболее продолжительную ОВ в первой линии терапии.

В финальном анализе клинического исследования NATALEE комбинация «рибоциклиб+ЭТ с нестероидными ИА» в адьювантной терапии пациентов с HR+HER2- РМЖ II–III стадий показала достоверное улучшение показателей 3-летней БРВ по сравнению с одной ЭТ.

Заключение

В окончательном анализе исследования NATALEE комбинация рибоциклиб+ЭТ продолжала демонстрировать статистически достоверное значимое улучшение БРВ по сравнению с одной ЭТ. Частота наиболее часто наблюдаемых побочных эффектов была стабильной при дополнительном наблюдении, при этом 3-летний режим приема рибоциклиба (начальная доза 400 мг) хорошо переносился в условиях адъювантной терапии. Эти результаты NATALEE еще раз подчеркивают значительное преимущество 3-летней терапии рибоциклибом в комбинации с ЭТ по сравнению с одной ЭТ в популяции пациентов с HR+/HER2- ранним РМЖ высокого риска.

Вклад авторов. В.Ф. Семиглазов – обзор публикаций по теме статьи, анализ полученного материала. П.В. Криворотько, Н.Б. Беккелдиева, А.В. Комяхов, А.С. Емельянов, А.О. Горина – обзор публикаций по теме статьи.


About the Autors


Corresponding author: Nestan B. Bekkeldiyeva, N.N. Petrov National Medical Research Center of Oncology, Ministry of Health of Russia, St. Petersburg, Russia; bekkeldiyeva.n@bk.ru


Similar Articles


Бионика Медиа