MODERN COMBINED ANTITUSSIVE AND EXPECTORANT PHYTOPREPARATIONS IN ACUTE RESPIRATORY INFECTIONS IN CHILDREN


V.K. Kotlukov, T.V. Kazyukova, N.V. Antipova, A.S. Ayrapetyan

SBEI HPE RNSMU n.a. N.I. Pirogov of RMPH, Moscow
The article provides information on the use of antitussive and expectorant drugs in acute respiratory infections (ARI) in children. The characteristics of cough as one of the main symptoms in the clinical picture of ARI is presented. The use of combined phytopreparations in the treatment of cough syndrome, both as mono- and combined therapy of ARI in children is emphasized.

Несмотря на достижения современной медицины и появление новых лекарственных препаратов, число больных острыми респираторными инфекциями (ОРИ) возрастает. Каждый второй ребенок при обращении к педиатру в амбулаторной практике – пациент с ОРИ [1, 2]. Возбудителями ОРИ в подавляющем большинстве случаев служат вирусы, среди которых преобладают таковые парагриппа 1-го и 3-го типов, риносинтициальный, аденовирусы, вирусы гриппа, рео- и риновирусы, энтеровирусы и др., т.к. все они способны паразитировать в клетках эпителия респираторного тракта [3, 4].

В клинической картине ОРИ у детей различают ряд типичных синдромов: общей интоксикации; катаральный; респираторный; лимфопролиферативный; геморрагический (тромбогеморрагический). Наиболее тревожным по своим проявлениям для детей считается респираторный синдром, который связан в первую очередь с кашлем, в большинстве случаев создающим состояние дискомфорта для больного, при этом характеристики кашля могут иметь различный оттенок. Так, в клинической картине ларингита отмечаются симптомы грубого «лающего» кашля с охриплостью и осиплостью голоса (дисфония) и возможным развитием обструкции верхних дыхательных путей (ДП) (острый стенозирующий ларинготрахеит); нередко развиваются симптомы трахеита с частым «надсадным» кашлем, возникновением болевых ощущений за грудиной. На фоне ОРИ возможно развитие клинических проявлений бронхита, сопровождающегося сухим или влажным кашлем с аускультативной картиной жесткого дыхания, сухих или влажных рассеянных хрипов; в некоторых случаях возможно развитие обструкции нижних ДП (острый обструктивный бронхит, острый бронхиолит), при которой наблюдаются сухой малопродуктивный кашель, экспираторная одышка, шумное, свистящее дыхание; при аускультации – сухие свистящие и влажные разнокалиберные хрипы; при перкуссии – коробочный оттенок легочного звука.

Таким образом, при острых воспалительных заболеваниях дыхательной системы одним из первых и наиболее тревожных симптомов является кашель. Кашлевой рефлекс изначально выполняет защитную функцию. Эффективность кашля и его интенсивность зависят от вязкости, эластичности и текучести бронхиального секрета. Однако вследствие гипервентиляции и появления биологических субстанций, сопровождающих воспалительный процесс в респираторном тракте, происходит повышение вязкости бронхиального секрета, что приводит к снижению эффективности мукоцилиарного транспорта – основного санационного механизма бронхиального дерева. Комплексное лечение больных респираторными заболеваниями и особенно больных хроническими рецидивирующими воспалительными бронхолегочными заболеваниями наряду с достаточной гидратацией включает препараты, способствующие снижению вязкости и эластичности мокроты. Однако педиатру необходимо помнить, что механизм развития кашля связан с раздражением соответствующих рецепторов блуждающего нерва, сконцентрированных в области рефлексогенных зон, к которым относятся слизистая оболочка гортани, бифуркации трахеи, крупных бронхов. При этом существенное значение имеет как воздействие механических и химических раздражителей на «быстрые» или ирритативные рецепторы, так и на «медленные» С-рецепторы медиаторов воспаления [5]. Следует отметить, что количество рецепторов в бронхах сокращается по мере уменьшения их диаметра. В терминальных бронхах кашлевых рецепторов нет, что объясняет причину отсутствия кашля при их избирательном поражении, но при наличии симптомов дыхательной недостаточности [6]. Кашель может быть также вызван раздражением рецепторов, сконцентрированных в области наружного слухового прохода, слизистой оболочки придаточных пазух носа и глотки, а также рефлексогенных зон, расположенных на плевре, париетальной брюшине, диафрагме, перикарде. В то же время врач-педиатр не должен забывать, что кашель может сопровождать и другие заболевания, в частности патологию сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, центральной нервной системы (ЦНС) и др. Так, при патологическом возбуждении кашлевого центра в ЦНС развивается кашель центрального генеза. В ряде случаев кашель может отмечаться при невротических реакциях, психоэмоциональном напряжении и стрессе. Кроме того, при заболеваниях сердца, пищевода, ЛОР-органов в результате раздражения периферических рецепторов n. vagus может возникать рефлекторный кашель. Детальная характеристика симптома кашля (частота, интенсивность, тембр, периодичность, болезненность, продуктивность, характер мокроты, время появления и его продолжительность и др.) наряду с уточнением анамнестических данных и адекватной оценкой результатов клинического обследования позволяет устанавливать правильный диагноз и назначать целенаправленную терапию.

Лечение кашля у детей показано только в тех случаях, когда он существенно нарушает самочувствие и состояние больного. Выбор противокашлевой терапии определяется следующими факторами: причиной возникновения кашля, особенностями формирования кашлевого рефлекса в детском возрасте и механизмом действия используемых противокашлевых препаратов. В качестве симптоматического лечения при этом нередко используются препараты, влияющие на частоту, интенсивность и характер кашля [7, 8].

За последнее время появились новые возможности улучшения «дренажной» функции бронхов с помощью фармакологических средств. Ряд новых лекарственных препаратов позволяет изменять реологические свойства мокроты и показатели адгезии, а также облегчать выведение мокроты физиологическим путем. В настоящее время препараты, используемые для эвакуации мокроты, делят на две основные группы: 1) стимулирующие отхаркивание (секретомоторные); 2) муколитические (бронхосекретолитические). Секретомоторные препараты усиливают активность мерцательного эпителия и перистальтику бронхов, способствуя более эффективному выведению мокроты из всех отделов ДП. Воздействие на бронхиальные железы усиливает их секрецию, тем самым уменьшая вязкость мокроты. Условно препараты этой группы делят на две подгруппы: рефлекторного и резорбтивного действий. Препараты рефлекторного воздействия (термопсис, истод, алтей и другие лекарственные растения; натрия бензоат, терпингидрат и др.) при приеме внутрь оказывают умеренное раздражающее действие на рецепторы слизистой оболочки желудка и рефлекторно влияют на бронхи и бронхиальные железы. Эффект некоторых препаратов связан также со стимулирующим воздействием на рвотный и дыхательный центры (термопсис). К средствам рефлекторного действия относятся также препараты с преобладающей рвотной активностью (апоморфин, ликорин), оказывающие в малых дозах отхаркивающий эффект. Ряд препаратов рефлекторного воздействия частично обладает также резорбтивным эффектом: содержащиеся в них эфирные масла и другие вещества выделяются через ДП, вызывают усиление секреции и разжижение мокроты. Препараты резорбтивного действия (натрия и калия йодид, аммония хлорид, частично – натрия гидрокарбонат и др.) оказывают эффект в основном при их выделении слизистой оболочкой ДП, стимулируют бронхиальные железы и вызывают непосредственное разжижение мокроты; в определенной мере они стимулируют также моторную функцию мерцательного эпителия и бронхиол. Особенно активно влияют на вязкость мокроты препараты йода. Для стимуляции отхаркивания при ОРИ и некоторых бронхолегочных заболеваниях издавна широко применяют не только лекарственные растения в виде отваров, настоев, микстур, «грудных сборов» и др., но и некоторые выделенные из растений активные вещества.

Препараты на растительной основе (фитопрепараты) достаточно широко используются в терапии болезней респираторного тракта у детей. Интерес педиатров к фитотерапии не случаен. Данная группа препаратов, производимых на растительной основе, содержит биологически активные вещества, которые естественным путем включаются в обменные процессы организма в отличие от синтетических препаратов. Как правило, дети хорошо переносят эти препараты, редко наблюдается развитие побочных эффектов и осложнений при лечении. Современная фармацевтическая промышленность выпускает препараты на растительной основе достаточно высокого качества, которые содержат строго дозированное количество составляющих лекарственное средство. Это обеспечивает безопасность и достаточную эффективность лечения. Механизм действия препаратов на растительной основе определяется входящими в их состав биологически активными веществами: сапонинами и флавоноидами. Сапонины обладают бактерицидным и отхаркивающим действиями, обусловленными гастропульмональным мукокинетическим рефлексом, вызывающим усиление секреции и эвакуации слизи реснитчатым эпителием бронхов. Флавоноиды оказывают бактерицидное и противовоспалительное действие, подавляют образование свободных радикалов, обладают антиоксидантной активностью, выполняют роль цито- и вазопротекторов, вызывают спазмолитический эффект. В целом лекарственные средства на растительной основе обладают мягким терапевтическим действием, способны усиливать эффективность проводимой комплексной терапии и, как правило, имеют наименьшее количество побочных эффектов. При этом необходимо заметить, что успех фитотерапии зависит от качества сырья и технологии его переработки. Согласно Закону о лекарственных средствах, растительный экстракт является лекарственным веществом, которое должно быть строго стандартизировано, определяться точным описанием процесса производства и аналитическими данными. Таким образом, официально приготовленные лекарственные средства на растительной основе применяются с ожидаемым эффектом и безопасностью. Именно поэтому при выборе лекарственного средства на растительной основе следует уделять внимание стране и компании-производителю.

Таким образом, комплексная терапия ОРИ у детей, сопровождающихся кашлем, должна строиться с учетом этиологических и патогенетических механизмов основного заболевания, а рациональное использование современных фармакологических препаратов и способы их доставки обеспечивают эффективность проводимого лечения. Современные отхаркивающие средства с муколитическим эффектом растительного происхождения в подавляющем большинстве случаев не только служат препаратами, направленными на лечение кашля, но и оптимальны при лечении заболеваний респираторного тракта у детей. Однако в программах комплексной терапии выбор препаратов должен быть строго индивидуальным с учетом механизмов фармакологического действия растительного лекарственного средства, характера патологического процесса, преморбидного фона и возраста ребенка.


Literature


  1. Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика (пособие для врачей). Научно-практическая программа Союза педиатров России / Под ред. А.А. Баранова. М., 2002. 69 с.
  2. Таточенко В.К., Рачинский С.В., Споров О.А. Острые заболевания органов дыхания у детей. М.,1981. 207 с.
  3. Зайцева С.В., Зайцева О.В. Бронхиты у детей – возможности фитотерапии. РМЖ. 2013;2:96.
  4. Ключников С.О., Зайцева О.В., Османов И.М. Крапивкин А.И. , Кешишян Е.С. , Блинова О.В., Быстрова О.В. Острые респираторные заболевания у детей. Пособие для врачей. Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2008;3:1–36.
  5. Таточенко В.К. Дифференциальная диагностика кашля у детей. Лечащий врач. 2008;3:23–8.
  6. Шмелев Е.И. Кашель при воспалительных заболеваниях легких: диагностика и лечение. М., 2009.
  7. Коровина Н.А., Заплатников А.Л., Захарова И.Н., Овсянникова Е.М. Противокашлевые и отхаркивающие лекарственные средства в практике врача-педиатра: рациональный выбор и тактика применения. Пособие для врачей. М., 2002.
  8. Самсыгина Г.А. Лечение кашля у детей. Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. 2004;3:84–92.


About the Autors


V.K. Kotlukov – PhD in Medical Sciences, Assistant Professor at the Department of outpatient and pediatrics emergency SBEI HPE RNSMU n.a. N.I. Pirogov of RMPH; e-mailkotlukov@rambler.ru
T.V. Kazyukova – SBEI HPE RNSMU n.a. N.I. Pirogov of RMPH, Moscow
N.V. Antipova – SBEI HPE RNSMU n.a. N.I. Pirogov of RMPH, Moscow
A.S. Ayrapetyan – SBEI HPE RNSMU n.a. N.I. Pirogov of RMPH, Moscow


Similar Articles


Бионика Медиа