Глубокоуважаемые коллеги!
Данный номер «Фарматеки» посвящен ряду актуальных проблем клиники внутренних болезней. Их решение сегодня безусловно во многом зависит от результатов контролируемых клинических исследований, обосновывающих наиболее рациональные диагностические и терапевтические стратегии. Вместе с тем клиника внутренних болезней в настоящее время развивается особенно активно благодаря междисциплинарному подходу, используемому как при обследовании конкретного больного, так и при проведении клинических исследований.
Очевидно, что алгоритмизация ведения подавляющего большинства заболеваний не должна быть чрезмерной, полностью вытесняющей свойственный отечественной клинической школе индивидуальный подход к больному. Тем не менее рациональное использование алгоритмов в повседневной клинической практике чрезвычайно важно, поскольку позволяет, с одной стороны, осуществлять ведение пациентов с учетом достижений доказательной медицины, а с другой - избегать ошибок в применении диагностических методов и назначении лекарственных средств, одновременно сокращая продолжительность пребывания больного в стационаре; на амбулаторном этапе - уменьшая число визитов к врачу и в конечном итоге снижая расходы на медицинскую помощь. Это в полной мере относится к внебольничной пневмонии, тактика обследования и выбора антибактериального препарата при которой четко алгоритмизирована. Однако не следует забывать о том, что даже и внебольничная пневмония сегодня все чаще вызывается атипичными возбудителями, что приводит к закономерным изменениям в клинической (отсутствие характерной динамики аускультативных изменений в легких от крепитации к влажным хрипам; субфебрилитет, а не высокая лихорадка; преобладание астении) и рентгенологической (характерные очаговые изменения могут отсутствовать) картинах, что закономерно затрудняет своевременную диагностику этого заболевания. Кроме того, внебольничная пневмония все чаще становится «второй» или «третьей» болезнью, возникая у пациента, страдающего несколькими хроническими заболеваниями, закономерно ухудшая их течение. В связи с этим представленный на страницах «Фарматеки» критериальный подход к диагнозу внебольничной пневмонии, основанный как на клинико-рентгенологических данных, так и на лабораторных методах исследования (прежде всего обнаружении лейкоцитоза), чрезвычайно интересен. Большое значение имеет выбор антибактериального препарата с учетом меняющейся чувствительности характерных возбудителей.
Алгоритмизированный подход также позволяет добиваться заметного повышения качества ведения ревматоидного артрита, возможности лабораторной диагностики которого в течение последнего десятилетия заметно расширились (в частности, определение антител к циклическому цитруллинированному пептиду). Точность выявления характерных изменений синовиальной оболочки суставов повышается при дополнении рентгенографии магнитно-резонансной томографией. Диагностика раннего ревматоидного артрита подразумевает своевременное применение базисных препаратов: наряду с метотрексатом к их числу относятся сульфасалазин и лефлуномид.
Оптимизация применяемой терапевтической схемы во многом определяет в настоящее время качество ведения пациента и полноту его реабилитации. Инфекция Helicobacter pylori, эрадикация которой является одним из первоочередных компонентов успешного лечения язвенной болезни желудка, все чаще оказывается резистентной к определенным компонентам общепринятых схем «тройной» терапии, прежде всего к кларитромицину и метронидазолу. В связи с этим особое значение приобретает модификация антибактериальной составляющей этих схем, а также использование максимально эффективных блокаторов протонной помпы, в частности эзомепразола.
Алгоритмизация тактики необходима прежде всего при распространенных хронических заболеваниях (например, при хронической обструктивной болезни легких), при которых именно правильный выбор лекарственных препаратов и оптимальное их сочетание являются основой не только для купирования, но и для предупреждения обострений и осложнений. Выбор правильного алгоритма, его совершенствование в любом случае остаются прерогативой думающего врача-терапевта.