Комбинированное лечение больных доброкачественной гиперплазией предстательной железы с применением препаратов Простерид и Сонизин


Неймарк А.И., Неймарк Б.А., Ноздрачев Н.А.

Кафедра урологии и нефрологии ГОУ ВПО Алтайского государственного медицинского университета, Барнаул
Представлены результаты исследования, основной целью которого явилась оценка эффективности и безопасности комбинированного применения препаратов финастерид (Простерид 5 мг) и тамсулозин (Сонизин 0,4 мг) для лечения пациентов с доброкачественной гиперплазией предстательной железы (ДГПЖ). В исследовании участвовали 75 больных ДГПЖ старше 50 лет, имеющие средне-тяжелые и тяжелые симптомы заболевания, умеренно выраженную инфравезикальную обструкцию, объем простаты ? 30 см3 и уровень простат-специфического антигена ? 10 нг/мл. Длительность лечения во всех группах составляла 275 ± 9 дней. Пациенты, включенные в исследование, были рандомизированы в три группы, сопоставимые по возрасту, клиническим проявлениям и лабораторно-инструментальным показателям: 35 пациентов 1-й группы получали комбинированную терапию препаратами Простерид в дозе 5 мг/сут и Сонизин 0,4 мг/сут, 20 больных 2-й группы – монотерапию Простеридом 5мг/сут и 20 пациентов 3-й группы – монотерапию Сонизином 0,4 мг/сут. Проведенное клиническое исследование показало, что длительное применение препаратов Простерид и Сонизин в виде комбинированной терапии помимо снижения выраженности инфравезикальной обструкции, обусловленной ДГПЖ, позволяет добиться уменьшения объема предстательной железы, что дает возможность использовать данный вид лечения для снижения риска острой задержки мочи и необходимости оперативного вмешательства.

Введение

По данным международной статистики, доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ДГПЖ) наблюдается в среднем у 80 % мужчин в возрасте от 60 лет и старше. По данным ООН, численность населения в возрасте старше 60 лет к концу XX в. выросла более чем в 3 раза. С учетом тенденции старения населения планеты можно предположить возрастание актуальности данной проблемы [1]. Таким образом, лечение пациентов с ДГПЖ является важной задачей современной урологии в связи с распространенностью данного заболевания. В этой проблеме до сих пор остается много нерешенных вопросов.

Медикаментозная терапия ДГПЖ – одна из наиболее динамично развивающихся областей урологии. Многочисленные клинические исследования доказали ее высокую эффективность [2, 3]. Вместе с тем механизмы действия некоторых препаратов изучены недостаточно, отсутствуют четкие показания к применению многих лекарственных средств. К основным группам применяемых при ДГПЖ лекарственных средств относят: гормональные препараты (аналоги гонадотропных рилизинг-гормонов, антиандрогены, гестагены, антиэстрогены, ингибиторы ароматазы, антагонисты пролактина); ингибиторы 5α-редуктазы (5-АРИ); α-адреноблокаторы (ААБ); растительные препараты; прочие (полиеновые антибиотики, аминокислотные комплексы и экстракты органов животных) [4–6].

В последнее время возрос интерес к комбинированной лекарственной терапии больных ДГПЖ препаратами различных групп. 5-АРИ и ААБ составляют основу медикаментозного лечения ДГПЖ. Различные и взаимодополняющие механизмы действия 5-АРИ и ААБ – рациональное обоснование для комбинированной терапии ДГПЖ с применением препаратов данных групп. Согласно кратким рекомендациям Европейской ассоциации урологов (EAU) издания 2006 г. по диагностике и лечению ДГПЖ: “…комбинированная терапия a-адреноблокатором и ингибитором 5-α редуктазы выглядит более предпочтительной и надежной, чем монотерапия каждым из этих агентов…”.

На сегодняшний день в арсенале уролога имеется большой выбор препаратов обеих групп, одними из которых являются препараты финастерид (Простерид 5 мг) и тамсулозин (Сонизин 0,4 мг) производства Гедеон Рихтер, Венгрия. Сонизин является лекарственным препаратом нового поколения и отличается от своих предшественников по ряду характеристик. Его сродство к подтипу α1аадренорецепторов намного выше, чем у производных квиназолона (в 10–300 раз). И напротив, сродство данного препарата к подтипу α1b существенно ниже, т. е. соотношение α1a/α1b приблизительно в 30 раз выше, чем у производных квиназолона. Вследствие 12-кратного превышения показателя связывания тамсулозина с рецепторами предстательной железы (ПЖ) по сравнению с рецепторами аорты гипотензивный эффект препарата сводится к минимуму. Существенным терапевтическим преимуществом тамсулозина является отсутствие необходимости в титровании дозы. С высокой степенью клинической безопасности препарат может применяться в сочетании с антигипертензивными лекарственными средствами различных групп. Снижение интенсивности симптоматики обструкции связано с блокадой подтипа α1a-адренорецепторов в ПЖ, шейке мочевого пузыря и уретре, причем данные изменения происходят в первые дни приема препарата [7].

Простерид – наиболее изученный и широко применеяемый синтетический 5-АРИ для лечения ДГПЖ [8]. При терапии Простеридом уменьшается объем ПЖ; уровень дигидротестостерона сыворотки крови снижается на 70–75 %, а уровень простат-специфического антигена (ПСА) – примерно на 50 %. В серии морфологических исследований было продемонстрировано, что у мужчин финастерид приводит к атрофическим процессам в железистой и стромальной тканях ПЖ, причем в первом случае изменения обнаруживаются уже через 3, а во втором – через 6 месяцев лечения. По данным Marks L. и соавт. (1997), а также Feneley M. и соавт. (1997), терапия финастеридом примерно на 50 % уменьшает долю эпителиальной ткани в ПЖ и эпителиальностромальное соотношение.

Основной целью данного исследования явилась оценка эффективности и безопасности комбинированного применения препаратов Простерид 5,0 мг и Сонизин 0,4 мг в лечении пациентов с ДГПЖ.

Первичными целями исследования были:

  • оценка динамики симптомов ДГПЖ по международной шкале суммарной оценки заболеваний простаты (IPSS-QOL – International Prostate Symptom Score and Quality-of-Life questionnaire) на фоне комбинированного применения препаратов Простерид и Сонизин по сравнению с монотерапией этими препаратами.
  • определение степени выраженности инфравезикальной обструкции, обусловленной ДГПЖ, по данным трансректального ультразвукового исследования (УЗИ), урофлоуметрии, определения объема ПЖ и остаточной мочи на фоне комбинированного применения препаратов Простерид и Сонизин по сравнению с монотерапией этими препаратами;
  • оценка влияния комбинированной терапии препаратами Простерид и Сонизин на эректильную функцию с помощью международного индекса (МИЭФ-5).

Вторичная цель исследования заключалась в оценке переносимости комбинации препаратов Простерид и Сонизин, основанной на анализе зарегистрированных нежелательных явлений и изменений показателей клинического, биохимического анализов крови и клинического анализа мочи.

Материал и методы

В исследовании участвовали 75 больных ДГПЖ старше 50 лет, имеющих среднетяжелые и тяжелые симптомы заболевания (IPSS ≥ 12 баллов), умеренно выраженную инфравезикальную обструкцию (Qmax >5 и ≤ 15 мл/с), объем простаты ≥ 30 см3 и уровень ПСА ≤ 10 нг/мл.

В исследование не включали пациентов, которые на момент первичного визита (0):

  • нуждались в оперативном вмешательстве или применении любого другого вида лечения ДГПЖ;
  • имели диагностированные заболевания почек, мочевого пузыря, ПЖ (кроме ДГПЖ и простатита), уретры и др., которые могли быть причиной нарушения мочеиспускания;
  • имели выраженные нарушения функции печени и/или почек, и/или других жизненно важных органов, сопровождающиеся декомпенсацией их функций;
  • не были способны адекватно отвечать на вопросы исследователя, заполнять необходимые документы и применять исследуемые препараты;
  • участвовали в исследовании какого-либо другого лекарственного препарата и/или метода лечения.

Пациенты, включенные в исследование, методом типологического отбора были рандомизированы в три группы, сопоставимые по возрасту, клиническим проявлениям и лабораторно-инструментальным показателям, численностью: 1-я группа – 35 человек; 2-я – 20 человек; 3-я – 20 человек.

Пациенты основной (1-й) группы получали препараты Простерид в дозе 5,0 мг (1 таблетка 1 раз/сут) и Сонизин в дозе 0,4 мг (по 1 капсуле 1 раз/сут). Пациенты групп сравнения получали в качестве монотерапии: 2-я группа – Простерид в дозе 5,0 мг (1 таблетка 1 раз/сут), 3-я группа – Сонизин в дозе 0,4 мг (по 1 капсуле 1 раз/сут). Длительность лечения во всех группах составила 275 ± 9 дней.

У всех пациентов регистрировали симптоматику расстройств мочеиспускания и качества жизни с использованием шкалы IPSS, проводили пальцевое ректальное исследование и трансректальное УЗИ предстательной железы, урофлоуметрию, определяли объем остаточной мочи. Производили забор биологических материалов для проведения общего анализа мочи и определения уровня ПСА в сыворотке крови. Для оценки эректильной функции использован международный индекс оценки эректильной функции (МИЭФ-5). Данные исследования проведены до лечения, через 3, 6 и 9 месяцев от начала терапии.

В качестве параметров эффективности лечения были выбраны: оценка терапевтического эффекта, оценка степени выраженности симптомов ДГПЖ. Для оценки терапевтического эффекта использованы данные, полученные в результате пальцевого ректального исследования, трансректального УЗИ простаты, урофлоуметрии, а также определения объема остаточной мочи. Оценка степени выраженности симптомов ДГПЖ проведена на основании регистрации обструктивной и ирритативной симптоматики с использованием IPSS.

Результаты и обсуждение

Средний возраст пациентов 1-й группы составил 65,7 ± 15,8 года, 2-й и 3-й групп – 67,8 ± 14,5 и 62,8 ± 13,4 года соответственно. Многие пациенты всех групп ранее уже получали медикаментозное лечение ДГПЖ. Наиболее часто при этом применялись ААБ (23 пациента 1-й группы, 13 –2-й и 16 – 3-й) и фитопрепараты (5 пациентов 1-й группы, 3 – 2-й и 2 – 3-й).

По данным проведенного динамического исследования клинических, а также биохимических анализов крови, достоверные параметры у пациентов всех рассматриваемых групп колебались в пределах физиологических нормативов либо не имели клинического значения.

При оценке уровня ПСА отмечена тенденция к прогрессивному снижению данного показателя в 1-й и 2-й группах пациентов, лечение которых включало прием Простерида. Таким образом, 5-АРИ снижают уровень ПСА, что может затруднить раннюю диагностику рака ПЖ. В 3-й группе пациентов достоверного изменения уровня ПСА на фоне монотерапии Сонизином не произошло (см. таблицу).

Таблица.Динамика уровня ПСА в сыворотке крови на фоне лечения.

Данные трансректального УЗИ простаты явились одним из параметров эффективности, используемых для оценки терапевтического эффекта лечения. Динамика изменения объема простаты у пациентов исследуемых групп представлена на рис. 1. В основной группе достигнуто значительное снижение среднего объема ПЖ на фоне комбинированной терапии препаратами Простерид и Сонизин. Во 2-й группе отмечено уменьшение среднего объема ПЖ на фоне монотерапии препаратом Простерид, сопоставимое с показателями 1-й группы. В 3-й группе на фоне приема препарата Сонизин изменения объема ПЖ не зарегистрировано.

При оценке основных показателей мочеиспускания отмечено увеличение среднего значения максимальной объемной скорости мочеиспускания. В 1-й группе (Сонизин + Простерид) увеличение отмечено в первые дни приема препаратов. У пациентов, принимавших один Простерид, увеличение среднего значения максимальной объемной скорости мочеиспускания было менее выраженным, причем данные изменения зафиксированы к концу исследования. В 3-й группе пациентов, принимавших Сонизин, изменение среднего значения максимальной объемной скорости мочеиспускания было аналогичным показателям 1-й группы (рис. 2).

Одним из параметров эффективности терапии, используемым при статистическом анализе данных исследования для оценки степени выраженности обструктивной и ирритативной симптоматики ДГПЖ, являлась сумма баллов по шкале IPSS. Результаты проведенного анкетирования приведены на рис. 3. При анализе результатов исследования выявлено, что среднее значение суммарного показателя по шкале IPSS в 1-й группе значительно снизилось уже ко 2-му визиту и прогрессивно снижалось в ходе лечения, тогда как во 2-й группе снижение отмечено лишь к концу исследования (4-й визит) и было менее выраженным, чем в 1-й группе. Средний балл по шкале IPSS в 3-й группе снижался менее выраженно, чем в 1-й группе, хотя наблюдался уже ко 2-му визиту, что указывает на более выраженный и быстрый эффект комбинированной терапии. Динамика средних значений оценки пациентом качества жизни при анкетировании по шкале IPSS приведена на рис. 4. У пациентов 1-й группы выявлено наибольшее снижение средней оценки качества жизни, причем данные изменения отмечены уже к визиту 2. Во 2-й группе отмечен менее выраженный эффект лишь к концу исследования (4-й визит). У пациентов 3-й группы на фоне лечения также отмечено снижение среднего балла качества жизни, но менее выраженное, чем в 1-й группе (рис. 4).

Для многих пациентов актуальным являлось сохранение половой функции. Для объективизации данного показателя мы применили анкетирование по шкале МИЭФ-5. Результаты анкетирования приведены на рис. 5. На фоне комбинированной терапии (1-я группа) и монотерапии препаратом Простерид (2-я группа) отмечено незначительное снижение половой функции (по данным шкалы МИЭФ-5). Причем у пациентов 1-й группы отмечено менее выраженное снижение среднего балла. Данный факт можно объяснить компенсаторным действием ААБ (Сонизина), что подтверждается тем, что на фоне монотерапии препаратом Сонизин (3-я группа) снижения среднего балла по шкале МИЭФ-5 не отмечено; напротив, прослеживается тенденция к повышению среднего балла (рис. 5).

Негативные изменения общего состояния пациента, возникновение новых жалоб, патологические отклонения лабораторных показателей (клинического и биохимического исследования крови и клинического исследования мочи) в ходе исследования фиксировались как нежелательные явления (НЯ). Выявлялась взаимосвязь НЯ и комбинированного применения препаратов, определялась степень тяжести НЯ (слабая, умеренная, тяжелая), их продолжительность и серьезность. На фоне комбинированной терапии (1-я группа) у некоторых пациентов отмечено развитие таких НЯ, как снижение либидо (8,6 %), импотенция (11,4 %), расстройство эякуляции (2,9 %), уменьшение объема эякулята (5,7 %), гинекомастия (2,9 %). Число НЯ во всех группах было сопоставимым. Характерно, что данные нарушения развивались, как правило, в начале приема препаратов (2-й визит) и в ходе исследования не прогрессировали. Очень важно также, что суммирования НЯ на фоне комбинированной терапии в 1-й группе не происходило.

Проведенное клиническое исследование показало, что применение препаратов Простерид и Сонизин в составе комбинированной терапии позволяет добиваться помимо уменьшения выраженности инфравезикальной обструкции, обусловленной ДГПЖ, уменьшения объема ПЖ при длительном применении. Это дает возможность применять данный вид лечения с целью снижения риска острой задержки мочи и необходимости оперативного вмешательства.

Более выраженную положительную динамику в клиническом течении ДГПЖ на фоне комбинированного лечения препаратами Сонизин и Простерид по сравнению с монотерапией каждым из препаратов можно объяснить синергизмом разнонаправленного механизма действия препаратов.

Заключение

Комбинированная патогенетическая терапия препаратами Сонизин и Простерид способна уменьшать клинические проявления ДГПЖ в краткие сроки, замедляя рост аденоматозной ткани, и уменьшать размеры увеличенной ПЖ при минимальном числе НЯ.


Информация об авторах:
Неймарк Александр Израилевич – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой урологии
и нефрологии ГОУ ВПО Алтайского государственного медицинского университета.
Тел. 8 (3855)263-07-24, e-mail: urologagmu@mail.ru;
Неймарк Борис Александрович – доктор медицинских наук, профессор кафедры урологии
и нефрологии ГОУ ВПО Алтайского государственного медицинского университета.
E-mail: urologagmu@mail.ru;
Ноздрачев Николай Александрович – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры урологии
и нефрологии ГОУ ВПО Алтайского государственного медицинского университета.
Е-mail: nozdrachevuro@mail.ru


Литература


1. Emberton M, Andriole GL, de la Rosette J, et al. BPH. A progressive disease of the ageing male. Urology 2003;61:267–73.


2. Lukacs B, Grange JC, MCCarthy C, et al. Clinical uroselectivity a 3-year follow-up in general practice. BPH Group in General practice. Eur Urol 1998;33(Suppl. 2):28–33.


3. Hudson PB, Boake R, Trachtenberg O, et al. Efficacy of finasteride is maintained in patients with benign prostatic hyperplasia treated for 5 years. The North American Finasteride Study Group. Urology 1999;53(4):690–95.


4. ЛопаткинН.А. (ред.). Рациональная фармакотерапия в урологии. М., 2006. 152 с.


5. Ткачук В.Н., Аль-Шукри С.Х., Лукьянов А.Э. Медикаментозное лечение больных доброкачественной гиперплазией предстательной железы. СПб., 2000. 104 с.


6. Souverein P, Erken I, De la Rosette I. Et Drug treatment of BPH and hospital admission for BPH – relateol surgery. EurUrol 2003;43:528–34.


7. Сивков А.В. и др. Новый а1 A/D адреноблокатор для лечения пациентов с аденомой предстательной железы // Consilium Medicum. 2006. Т. 8. № 4.


8. Мамаев И.Э., Шумило Д.В. Доброкачественная гиперплазия предстательной железы: клиника, диагностика, лечение // РМЖ. 2007. Т. 15. № 12.


Похожие статьи


Бионика Медиа