Механизмы профессионально-идентификационных деструкций у студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе их обучения в вузе


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2022.11-12.136-140

Бонкало Т.И., Плеханова Е.В., Бакулина Е.Д., Вакуленко А.Н.

1) Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ, Москва, Россия; 2) Российский университет транспорта, Москва, Россия; 3) Российский государственный социальный университет, Москва, Россия; 4) Московский университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, Москва, Россия
Обоснование. Анализируется проблема профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как конкурентоспособных специалистов. Акцент делается на особенностях их профессиональной идентификации. Цель исследования: выявить механизмы возникновения профессионально-идентификационных деструкций у студентов с ОВЗ. Методы. В исследовании приняли участие 38 студентов с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся в российских вузах. Исследование осуществлялось с помощью методики «Статусы профессиональной идентичности». Проведена оценка представлений у студентов с ОВЗ как будущих специалистов о стилях поведения «идеального» и «реального» в межличностном взаимодействии. Результаты. Выявлена необходимость и целесообразность включения на начальных этапах профессиональной подготовки лиц с ОВЗ специальных мероприятий, направленных на блокирование процессов дезориентации и дезадаптации как механизмов возникновения и развития профессионально-идентификационных деструкций.
Заключение. Без проведения мероприятий все принимаемые меры по повышению качества высшего инклюзивного образования могут быть сведены на «нет» в связи с несформированностью у лиц с ОВЗ адекватного представления о своем профессиональном будущем и о мире профессий.

Литература


1. Тютюева И.А. Реализация методологических подходов при подготовке студентов с ОВЗ к профессиональным конкурсам Педагогическое образование в России. 2020;5:162–69.


2. Бонкало Т.И. и др. Особенности психологической адаптации инвалидов с поздним поражением опорно-двигательного аппарата Вестник МГОУ. 2016;4:11.


3. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: опыт теоретико-экспериментального исследования М., 130 с.


4. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., 2007. 128 с.


5. Субботин И.Б. Развитие профессиональной идентичности офицеров воспитательных структур в процессе обучения в Вузе. Дисс. канд. психол. наук. М., 2003. [Subbotin I.B. Development of the professional identity of officers of educational structures in the process of studying at the university. Diss. Cand. psychol. Sciences. M., 2003.


6. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека М., 2002. 160 с.


7. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Ярославль, 2008. 400 с.


8. Яшина А.А. Категория профессиональной идентичности в социальной психологии Вестник Московского государственного областного университета. Серия Психологические науки. 2007;2:154–59.


9. Иванова Н.Л., Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности: монография. Ярославль, 2003.


10. Мищенко Т.В. Определение содержания понятия «профессиональная идентичность» Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества: Сборник научных трудов. Ярославль, 2003. С. 163–68.


11. Ермолаева Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза. Психологический журнал. 1998;19(4):80–4.


12. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая). Психологический журнал. 2001;22(4):51–9.


13. Абульханова К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода. Мир психологии. 2011;1:22–31.


14. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды. М., 2003. 454 с.


15. Бабанов С.А., Лаврентьева Н.Е., Азовскова Т.А., Острякова Н.А. Распространенность и особенности профессионального выгорания у медицинских работников в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Фарматека. 2022;29(5):56–61.


16. Байрамов В.Д., Бонкало Т.И., Райдугин Д.С., Воеводина Е.В. Методологические подходы к актуализации профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях становления системы инклюзивного образования Психологическая наука и образование. 2018;23(2):19–28.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: Татьяна Ивановна Бонкало, Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ, Москва, Россия; smnka5@mail.ru


ORCID:
Т.И. Бонкало (Bonkalo T.I.), https://orcid.org/0000-0003-0887-4995
Е.Д. Бакулина (Bakulina E.D.), https://orcid.org/0000-0003-2352-7449


Бионика Медиа