Питание школьников при разных типах образовательного процесса


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2022.9.67-71

Гмошинская М.В., Сафронова А.И., Алешина И.В., Олюшина Е.А., Котова Н.В.

1) Федеральный исследовательский центр питания и биотехнологии, Москва, Россия; 2) Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород, Россия
Актуальность. Состояние здоровья, динамика роста и развития детей и подростков во многом определяются правильным полноценным питанием, поэтому изучение организации питания детей школьного возраста с учетом особенностей образовательного процесса – одна из актуальных задач по укреплению здоровья подрастающего поколения.
Цель исследования: оценка подходов к организации школьного питания с учетом особенностей организации учебного процесса.
Методы. Дети и подростки 7–18 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях с различными подходами к организации школьного питания.
Результаты. Изучение подходов к организации школьного питания при различных типах образовательного процесса позво- лило выявить их особенности в зависимости от длительности нахождения ребенка в образовательной организации.
Выводы. Особенности организации школьного питания обусловлены спецификой учебного процесса и длительностью пребывания учащихся в школьной среде, что необходимо учитывать при решении вопросов по организации питания детей и подростков школьного возраста.

Литература


1. Каркашадзе Г.А., Намазова-Баранова Л.С., Захарова И.Н. и др. Синдром высоких учебных нагрузок у детей школьного и подросткового возраста. Педиатрическая фармакология. 2017;14(1):7–23.


2. Акарачкова Е.С., Блинов Д.В., Котова О.В. и др. Стресс и тревожность у детей: причины и методы коррекции. Фарматека. 2018;1:28–35.


3. Duckworth A.L., Kim B., Tsukayama E. Life stress impairs self control in early adolescence. Front Psychol. 2012;3:608. Doi: 10.3389/ fpsyg.2012.00608.


4. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю., Лужецкий К.П. и др. Риск-ассоциированные нарушения здоровья учащихся начальных классов школьных образовательных организаций с повышенным уровнем интенсивности и напряженности учебного процесса. Анализ риска здоровью. 2017;1:66–83.


5. Суворова А.В., Якубова И.Ш., Чернякина Т.С. Динамика показателей состояния здоровья детей и подростков Санкт-Петербурга за 20-летний период. Гигиена и санитария. 2017;4:332–38.


6. Штина И.Е., Валина С.Л., Ямбулатов А.М., Устинова О.Ю. Особенности основных видов обмена у учащихся средних общеобразовательных учреждений в зависимости от организации учебного процесса и общественного питания. Вопросы питания. 2019;88(1):62–70.


7. Тармаева И.Ю., Ханхареев С.С., Богданова О.Г. Оценка питания обучающихся общеобразовательных учреждений различного типа. Гигиена и санитария. 2016;95(12):1213–16.


8. Кучма В.Р. 2018–2027 годы – десятилетие детства в России: цели, задачи и ожидаемые результаты в сфере здоровьесбережения обучающихся. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017;3:4–14.


9. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Кешабянц Э.Э. и др. Анализ фактического питания детей и подростков России в возрасте от 3 до 19 лет. Вопросы питания. 2017;86(4):50–60.


10. Тутельян В.А., Конь И.Я. Руководство по детскому питанию. М., 2004. 661 с.


11. Богомолова Е.С., Кузмичев Ю.Г., Олюшина Е.А. и др. Влияние социально-гигиенических факторов на формирование пищевого статуса детей и подростков. Гигиена и санитария. 2016;95(9):847–53. Bogomolova E.S.,


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: Мария Владимировна Гмошинская, д.м.н., ведущий науч. сотр. лаборатории возрастной нутрициологии, Федеральный исследовательский центр питания и биотехнологии, Москва, Россия; mgmosh@yandex.ru


ORCID:
М.В. Гмошинская (M.V. Gmoshinskaya), https://orcid.org/0000-0002-9932-4720
А.И. Сафронова (A.I. Safronova), https://orcid.org/0000-0002-6023-8737
И.В. Алешина (I.V. Aleshina), https://orcid.org/0000-0002-0363-9462
Е.А. Олюшина (E.A. Olushina), https://orcid.org/0000-0003-4900-2667
Н.В. Котова (N.V. Kotova), https://orcid.org/0000-0002-4388-1085 


Похожие статьи


Бионика Медиа