Оценка влияния бисопролола и карведилола на функциональное состояние пациентов с хронической сердечной недостаточностью и сохраненной фракцией выброса левого желудочка


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2020.13.114-118

В.Г. Трегубов (1), П.В. Хилькевич (1), И.З. Шубитидзе (2), М.В. Трегубова (1)

1) Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия; 2) Краевая клиническая больница № 2, Краснодар, Россия
Обоснование. Хроническая сердечная недостаточность (ХСН) является самым распространенным исходом сердечно-сосудистых заболеваний, прежде всего гипертонической болезни и ишемической болезни сердца. Бета-адреноблокаторы способствуют коррекции артериальной гипертензии, уменьшают ремоделирование сердца, проявляют антиангинальные и антиаритмические свойства, замедляют прогрессирование ХСН. При этом бисопролол и карведилол, отличаясь фармакохимическими свойствами, могут разнонаправленно влиять на функциональный статус.
Цель исследования: определить влияние комбинированной терапии с применением бисопролола или карведилола на функциональное состояние пациентов с ХСН и сохраненной фракцией выброса (сФВ) левого желудочка (ЛЖ).
Методы. В исследовании участвовали 80 пациентов с ХСН и сФВ ЛЖ, которых рандомизировали в две группы для лечения бисопрололом или карведилолом. В составе комбинированной терапии назначался квинаприл, при наличии показаний – аторвастатин, ацетилсалициловая кислота в кишечно-растворимой оболочке. Исходно и через 24 недели терапии проводили количественную оценку регуляторно-адаптивного статуса (РАС), эхокардиоскопию, тредмил-тест, тест с 6-минутной ходьбой, субъективную оценку качества жизни, определение уровня N-концевого фрагмента мозгового натрийуретического пептида.
Результаты. Обе схемы комбинированной терапии сопоставимо улучшали структурные и функциональные параметры сердца, повышали толерантность к физической нагрузке, контролировали артериальную гипертензию. По сравнению с бисопрололом карведилол отличался позитивным действием на РАС, в большей степени улучшал качество жизни.
Заключение. У пациентов с ХСН и сФВ ЛЖ в составе комбинированной терапии карведилол по сравнению с бисопрололом может быть предпочтительней ввиду положительного влияния на функциональное состояние.
Ключевые слова: функциональное состояние, бисопролол, карведилол, регуляторно-адаптивный статус, хроническая сердечная недостаточность

Введение

Хроническая сердечная недостаточность (ХСН) остается одной из наиболее актуальных проблем современной кардиологии. Несмотря на совершенствование методов инструментальной диагностики и фармакотерапии сердечно-сосудистых заболеваний, ХСН сопряжена с высокой смертностью и необходимостью госпитализаций в связи с ее декомпенсацией. По результатам исследования ЭПОХА-ХСН наличие сохраненной фракции выброса (сФВ) левого желудочка (ЛЖ) выявлялось среди 57% больных ХСН. При этом гипертоническая болезнь (ГБ) и ишемическая болезнь сердца (ИБС) оказывались ведущим фактором риска развития хронической сердечной недостаточности (ХСН) и сохраненной фракции выброса (сФВ) левого желудочка (ЛЖ) [1].

β-адреноблокаторы (БАБ) – основной класс препаратов, улучшающих отдаленный прогноз пациентов с ХСН на фоне ГБ и ИБС. Благодаря оптимизации диастолической функции и деятельности автономной нервной системы, антиаритмическому и антиангинальному действиям БАБ приводят к регрессированию ремоделирования ЛЖ [2].

В современных условиях адекватный контроль результативности медикаментозного лечения возможен с использованием лишь чувствительных диагностических методик, изучающих не только целевые эффекты на уровне отдельных органов и систем, но и функциональный резерв целостного организма – толерантность к физической нагрузке, качество жизни, способность регуляции и адаптации. Традиционные методы изучения функционального состояния (кожно-гальванические пробы, эргоспирометрия, оценка вариабельности сердечного ритма, терморегуляции и др.), как известно, не лишены недостатков. Их стандартизация часто затруднительна в связи с широким диапазоном полученных результатов. Нагрузочные пробы подразумевают достижение максимального либо субмаксимального уровня нагрузки, что не всегда целесообразно. В ряде случаев требуются применение дорогостоящей аппаратуры и высокая квалификация исследователя. Поэтому внедрение указанных методик в рутинную практику бывает затруднительным.

Одним из доступных способов определения функционального состояния считается метод количественной оценки регуляторно-адаптивного статуса (РАС), проводимый посредством пробы сердечно-дыхательного синхронизма (СДС). Аппаратное обеспечение для выполнения исследования относительно недорогое. Проба проста в освоении и не требует длительного обучения специалиста. В последние годы опубликованы результаты достаточного количества клинических испытаний здоровых лиц и пациентов с различной патологией, где оценка РАС оказалась универсальным и объективным количественным тестом. При этом определены различия РАС человека по возрастным и гендерным признакам, личностным особенностям и характеристикам темперамента [3, 4].

Возможно, особенности химического строения и дополнительные свойства БАБ могут опосредовать неодинаковые клинические эффекты и, соответственно, разнонаправленное воздействие на функциональное состояние. Сравнительное изучение влияния БАБ с различными фармакохимическими свойствами на функциональное состояние пациентов с ХСН и сФВ ЛЖ ранее нигде не проводилось.

Цель исследования – определить влияние комбинированной терапии с применением бисопролола или карведилола на функциональное состояние пациентов с ХСН и сФВ ЛЖ.

Методы

Исследование проведено в 2016–2018 гг. на базе кардиологического отделения ГЬУЗ «Краевая клиническая больница № 2» Минздрава Краснодарского края. Восемьдесят человек в возрасте от 30 до 70 лет, в течение двух недель не принимавших ни одного из тестируемых препаратов, методом случайной выборки были рандомизированы в две группы. Первой группе (n=40) назначался бисопролол (Конкор, «Merck KGaA», Германия) в начальной дозе 2,5 мг/сут в 1 прием, второй (n=40) – карведилол (Дилатренд, «F.Hoffmann-La Roche Ltd.», Швейцария) в начальной дозе 12,5 мг/сут в один прием. В составе комбинированной терапии все пациенты получали квинаприл (Аккупро, «Pfizer», США) в начальной дозе 10 мг/сут в один прием.»

Дозы препаратов титровались с интервалом 2–4 недели с учетом показателей гемодинамики и индивидуальной переносимости: бисопролол до 10 мг/сут, карведилол до 50 мг/сут, квинаприл до 80 мг/сут (табл. 1).

115-1.jpg (112 KB)

При наличии показаний назначались аторвастатин (Липримар, «Pfizer», США) (15,5±4,9 мг/сут, n=17 и 16,2±5,2 мг/сут, n=17) и ацетилсалициловая кислота в кишечно-растворимой оболочке (Тромбо АСС, «Lannacher», Австрия) (96,4±13,4 мг/сут, n=14 и 93,8±13,3 мг/сут, n=13) соответственно.

Критерии включения: ХСН I–II функциональных классов (ФК) по классификации NYHA (New York Heart Association) и сФВ ЛЖ (более 50%).

Критерии исключения: ХСН III–IV ФК по классификации NYHA, ФВ ЛЖ менее 50%, любые формы ИБС, артериальная гипертензия третьей степени, синоатриальная и атриовентрикулярная блокады, декомпенсированные эндокринные расстройства и электролитные нарушения, злокачественные новообразования, аутоиммунные заболевания, беременность и лактация.

Исследование одобрено Этическим комитетом ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава Российской Федерации (протокол № 5 от 20.01.2017).

Продолжительность наблюдения составила 24 недели и предполагала повторные визиты в стационар для контроля результативности терапии. Все пациенты дали письменное согласие на участие в исследовании после ознакомления с протоколом. Исходно и через 24 недели терапии выполнялось комплексное обследование (табл. 2).

116-1.jpg (148 KB)

Статистическая обработка проведена методами вариационной статистики с расчетом средней арифметической (М), стандартного отклонения средней арифметической (SD) и t-критерия Стьюдента после оценки выборки по критерию Колмогорова–Смирнова. Различия считались статистически значимыми при p<0,05. Анализировались данные пациентов, полностью выполнивших протокол исследования.

Результаты

На фоне терапии с применением бисопролола по данным пробы СДС отмечалось снижение РАС (уменьшался индекс РАС); по данным ЭХОКС имело место уменьшение гипертрофии и улучшение диастолической функции ЛЖ: увеличивалась пиковая скорость подъема основания в раннюю диастолу (Ve´), уменьшались индекс массы миокарда (ИММ), толщина задней стенки (ЗС), толщина межжелудочковой перегородки (МЖП), пиковая скорость трансмитрального диастолического потока Е (VE), VE/Ve´. По данным тредмил-теста и теста с ШМХ отмечалось повышение толерантности к физической нагрузке (увеличивались предельная нагрузка и расстояние ШМХ, уменьшалось двойное произведение); по данным MLHFQ имело место улучшение качества жизни; по результатам исследования плазменного уровня NT-proBNP отмечалась тенденция к снижению нейрогуморальной гиперактивации (табл. 3).

116-2.jpg (178 KB)

На фоне терапии с применением карведилола по данным пробы СДС повысился РАС (увеличился индекс РАС); по данным ЭХОКС уменьшилась гипертрофия и улучшилась диастолическая функция ЛЖ: увеличилась пиковая скорость подъема основания в раннюю диастолу (Ve´), уменьшились индекс массы миокарда (ИММ), толщина задней стенки (ЗС), толщина межжелудочковой перегородки (МЖП), пиковая скорость трансмитрального диастолического потока Е (VE), VE/Ve´. По данным тредмил-теста и теста с ШМХ отмечалось повышение толерантности к физической нагрузке (увеличивались предельная нагрузка и расстояние ШМХ, уменьшалось двойное произведение); по данным MLHFQ улучшилось качества жизни; по результатам исследования плазменного уровня NT-proBNP отмечалась тенденция к снижению нейрогуморальной гиперактивации (табл. 4).

117-1.jpg (340 KB)

Сравнение динамики результатов исследований между группами продемонстрировало сопоставимые уменьшение гипертрофии и улучшение диастолической функции ЛЖ, повышение толерантности к физической нагрузке, снижение нейрогуморальной гиперактивации. Терапия с применением бисопролола снижала РАС и улучшала качество жизни, а карведилол повышал РАС и более выраженно улучшал качество жизни (табл. 5).

Всеми пациентами, участвовавшими в исследовании, были достигнуты стойкие целевые антигипертензивные эффекты. Побочные эффекты зарегистрированы в 13% случаев терапии с применением бисопролола: сонливость (n=1), тошнота (n=2), сухой кашель (n=2). При приеме карведилола побочные эффекты отмечались в 15% случаев: сонливость (n=2), кожный зуд (n=2), сухой кашель (n=2). Указанные проявления носили слабовыраженный и временный характер, не требовали отмены препарата или исключения из исследования.

Обсуждение

У людей в возрасте от 17 до 65 лет выявлена однонаправленная динамика показателей пробы СДС вне зависимости от пола. Преходящее снижение РАС определялось у здоровых людей при психоэмоциональном стрессе [5, 6]. РАС исследовали у пациентов с различными патологическими состояниями (язвенная болезнь желудка, сахарный диабет, онкологические заболевания и др.). У больных по сравнению со здоровыми были ниже минимальная и максимальная границы СДС, меньше ширина диапазона синхронизации, определялось снижение РАС. Успешное лечение приводило к улучшению функционального состояния и повышению РАС [7]. Показана зависимость РАС от природы желудочковых аритмий, наличия морфофункциональных кардиальных нарушений и возможного прогноза. Отмечено, что РАС пациентов с постинфарктным кардиосклерозом повышался с увеличением толерантности к физической нагрузке. Выявлены различия во влиянии на РАС терапии с применением БАБ с различными фармакохимическими свойствами у пациентов с желудочковыми нарушениями ритма сердца, пароксизмальной фибрилляцией предсердий и с суправентрикулярной тахикардией [8–10].

Бисопролол и карведилол широко применяются в кардиологической практике. Препараты подтвердили свою эффективность в ряде исследований (BIMS, BISOMET, CAPRICORN, COMET, GEMINI, CHAPS). У пациентов с ГБ и ИБС они снижают общую смертность и частоту острых коронарных событий, уменьшают ремоделирование ЛЖ, оптимизируют артериальное давление. Отличительным эффектом карведилола служит снижение периферического сопротивления сосудов, опосредуемое блокадой α1-адренорецепторов. Антиоксидантные свойства карведилола и его метаболитов препятствуют токсическому действию катехоламинов на миокард, уменьшают генерацию свободных радикалов, влияют на генетические механизмы ремоделирования сердца [11, 12].

В нашем исследовании бисопролол улучшал структурные и функциональные параметры сердца, повышал толерантность к физической нагрузке, улучшал качество жизни, но отрицательно влиял на РАС. Мы полагаем, что снижение РАС обусловлено односторонним (антиадренергическим) действием бисопролола на вегетативную нервную систему. Карведилол проявлял сопоставимые кардиопротективные эффекты и повышение толерантности к физической нагрузке. При этом прием карведилола сопровождался повышением РАС и более выраженным улучшением качества жизни. На наш взгляд, такой результат связан с меньшим его негативным влиянием на автономную нервную систему за счет дополнительных вазодилатирующих и антиоксидантных свойств.

Таким образом, изучение влияния фармакопрепаратов на функциональное состояние – перспективное научно-практическое направление ввиду смещения приоритетов в сторону персонификации лечения.

Выводы

1. Обе схемы комбинированной медикаментозной терапии оказывали сопоставимые кардиопротективные и нейромодулирующие эффекты, в равной степени повышали толерантность к физической нагрузке.

2. По сравнению с бисопрололом карведилол отличался позитивным действием на РАС и в большей степени улучшал качество жизни.

3. Применение карведилола по сравнению с бисопрололом пациентами с ХСН и сФВ ЛЖ может быть предпочтительнее с учетом положительного влияния на функциональное состояние.


Литература


1. Мареев В.Ю., Фомин И.В., Агеев Ф.Т. и др. Клинические рекомендации. Хроническая сердечная недостаточность. Журнал сердечная недостаточность. 2017;18(1):3–40.


2. Hunt S.A., Abraham W.T., Chin M.H., et al. Focused update incorporated info the ACC/AHA 2005 Guidelines for the Diagnosis and Management of Heart Failure in Adults. A report of American college of cardiology foundation/American heart association task force on practice guidelines developed in collaboration with the international society for heart and lung transplantation. J Am Colleg Cardiol. 2009;53(15):1–90. Doi: 10.1016/ j.jacc.2008.11.013.


3. Покровский В.М., Пономарев В.В., Артюшков В.В. и др. Система для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека. Россия, патент № 86860, 2009 г.


4. Пухняк Д.В., Мингалев А.Н., Патахов П.П. и др. Параметры пробы сердечно-дыхательного синхронизма в оценке стрессоустойчивости человека. Фундаментальные исследования. 2017;9(2):287–89.


5. Киек О.В. Влияние производственной практики на адаптационные возможности обучающихся по профессии токарь. Кубанский научный медицинский вестник. 2019;26(1):108–13.


6. Pokrovskii V.M., Polischuk L.V. Cardiorespiratory synchronism in estimation of regulatory and adaptive organism status. J Int Neurosci. 2016;15(1):19–35. Doi: 10.1142/S0219635216500060.


7. Трегубов В.Г., Канорский С.Г., Покровский В.М. Количественная оценка регуляторно-адаптивного статуса в определении прогноза при систолической хронической сердечной недостаточности. Клиническая медицина. 2015;93(11):22–8.


8. Трегубов В.Г., Шубитидзе И.З., Канорский С.Г., Покровский В.М. Регуляторно-адаптивный статус в сравнении эффективности бисопролола и соталола у пациентов с желудочковыми нарушениями ритма сердца. Российский кардиологический журнал. 2018;(1):51–6.


9. Трегубов В.Г., Еремина М.А., Канорский С.Г., Покровский В.М. Сравнение эффективности терапии у пациентов с пароксизмальной фибрилляцией предсердий. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2017;16(2):46–51.


10. Нажалкина Н.М., Трегубов В.Г., Покровский В.М.Регуляторно-адаптивный статус в определении эффективности бисопролола и соталола у пациентов с пароксизмальной суправентрикулярной тахикардией и гипертонической болезнью. Кардиология. 2017;57(1S):345–54.


11. Марцевич С.Ю., Захарова Н.А., Кутишенко Н.П. и др. Практика применения бета-адреноблокаторов у больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями при хронических болезнях органов дыхания. Данные амбулаторных регистров профиль и рекваза. Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2017;13(4):469–75.


12. Frоhlich H., Torres L., Tаger T., et al. Bisoprolol compared with carvedilol and metoprolol succinate in the treatment of patients with chronic heart failure. Clin Res Cardiol. 2017;106(9):711–21. Doi: 10.1007/s00392-017-1115-0.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: И.З. Шубитидзе, Краевая клиническая больница № 2, кардиологическое отделение стационара, врач-кардиолог, Краснодар, Россия; iosif.shubitidze@mail.ru
Адрес: 350012, Россия, Краснодар, ул. Красных Партизан, 6/2


Бионика Медиа