Акнеподобная сыпь – дерматологическое нежелательное явление терапии моноклональными антителами к EGFR


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2020.8.56-60

Е.А. Шатохина (1, 2), Л.С. Круглова (1), А.С. Полонская (1), П.Г. Носикова (1)

1) Центральная государственная медицинская академия УДП РФ, Москва, Россия; 2) Медицинский научно-образовательный центр, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Обоснование. Таргетные противоопухолевые препараты приводят не только к более высокой эффективности лечения, но и к различным специфическим побочным эффектам. Гиперэкспрессия EGFR часто связана с метастатическим фенотипом онкозаболевания и коррелирует с плохим прогнозом. Для подавления EGFR-зависимого сигнального каскада используют моноклональные антитела, которые оказывают высокий терапевтический эффект, но сопровождаются дерматологическим нежелательным явлением в виде акнеподобной сыпи в 90% случаев.
Цель исследования: изучить динамику акнеподобной сыпи у онкологических пациентов, получавших лечение панитумумабом –
моноклональным антителом к EGFR в инфузионной форме.
Методы. Изучение динамики клинических проявлений акнеподобной сыпи было проведено в группе из 15 пациентов с колоректальным раком, проходивших терапию с включением панитумумаба в виде внутривенных инфузий 1 раз в 2 недели. Период наблюдения составил 10 недель. Оценка выраженности проявлений осуществлялась с помощью индекса IGA (Investigator`s Global Assessment) по 5-балльной системе (0–5) ежедневно на протяжении 56 дней.
Результаты. Акнеподобная сыпь развивалась после второй инфузии панитумумаба в среднем на 17,5±3,8 дня терапии ингибиторами EGFR. Выявлена волнообразная динамика кожной реакции в зависимости от инфузий моноклональных антител. Тяжесть акнеподобных высыпаний постепенно усиливалась, сохранялась тенденция к ухудшению после инфузии на 3–4-й день. Нарастание тяжести сохранялось до 7-го дня после инфузии, затем отмечалось снижение активности кожной реакции и ее возобновление после очередного сеанса таргетной терапии с постепенным утяжелением после каждого вливания моноклональных антител.
Заключение. Выявленные особенности течения акнеподобной сыпи в зависимости от инфузии моноклональных антител позволяют назначать поддерживающую терапию акнеподобной сыпи в интермиттирующем режиме в период ожидаемого обострения и отменять перед проведением сеанса химиотерапии для снижения лекарственной нагрузки.
Ключевые слова: кожная токсичность, акнеподобная сыпь, панитумумаб, таргетная терапия, ингибиторы EGFR

Литература


1. Носов Д.А. Ингибиторы рецептора эпидермального фактора роста. Материалы V Российской онкологической конференции. М., 27–29 ноября 2001 г.


2. Salomon D.S., Brandt R., et al. Epidermal growth factor related peptides and their receptors in human malignancies. Crit Rev Oncol Hematol. 1995;19:183–232. Doi: 10.1016/1040-8428(94)00144-i.


3. Bridges A.J. The rationale and strategy used to develop a series of highly potent, irreversible, inhibitors of the epidermal growth factor receptor family of tyrosine kinases. Curr Med Chem. 1999;6:825–43.


4. Shawver L.K., Slamon D., Ullrich A. Smart drugs: tyrosine kinase inhibitors in cancer therapy. Cancer Cell. 2002;1:117–23. Doi: 10.1016/s1535-6108(02)00039-9.


5. Perez-Soler R., Saltz L. Cutaneous adverse effects with HER1/EGFR-targeted agents: is there a silver lining? J Clin Oncol. 2005;23(22):5235–46. Doi: 10.1200/JCO.2005.00.6916.


6. Joshi S.S., Ortiz S., Witherspoon J.N., et al. Effects of epidermal growth factor receptor inhibitor-induced dermatologic toxicities on quality of life. Cancer. 2010;116(16):3916–23. Doi: 10.1002/cncr.25090.


7. Boone S.L., Rademaker A., Liu D., et al. Impact and management of skin toxicity associated with anti-epidermal growth factor receptor therapy: survey results. Oncology. 2007;72(3–4):152–59. Doi: 10.1159/000112795.


8. Segaert S., Van Cutsem E. Clinical signs, pathophysiology and management of skin toxicity during therapy with epidermal growth factor receptor inhibitors. Ann Oncol. 2005;16(9):1425–33. Doi: 10.1093/annonc/mdi279.


9. Van Cutsem E., Peeters M., Siena S., et al. Open-label phase III trial of panitumumab plus best supportive care compared with best supportive care alone in patients with chemotherapy-refractory metastatic colorectal cancer. J Clin Oncol. 2007;25(13):1658–64. Doi: 10.1200/JCO.2006.08.1620.


10. Королева И.А., Болотина Л.В., Гладков О.А. и др. Практические рекомендации по лекарственному лечению дерматологических реакций у пациентов, получающих противоопухолевую лекарственную терапию. Злокачественные опухоли: Практические рекомендации RUSSCO #3s2. 2019;9:628–38.


11. Шатохина Е.А., Круглова Л.С. Акнеподобная сыпь – кожная токсическая реакция на применение ингибиторов EGFR. Опухоли головы и шеи. 2018;8(4):48–55.


12. Shatokhina E., Kruglova L. Clinical assessment of the effectiveness of treatment for acneiform rash –skin toxicity of EGFR inhibitors. Support Care Cancer. 2019;27(Suppl. 1):254–55.


13. Segaert S., Chiritescu G., Lemmens L., et al. Skin toxicities of targeted therapies. Eur J Cancer. 2009;45(Suppl. 1):295–308. Doi: 10.1016/S0959-8049(09)70044-9.


14. Robert C., Soria J.C., Spatz A., et al. Cutaneous side-effects of kinase inhibitors and blocking antibodies. Lancet. Oncol. 2005;6(7):491–500. Doi: 10.1016/S1470-2045(05)70243-6.


15. Agero A.L., Dusza S.W., Benvenuto-Andrade C., et al. Dermatologic side effects associated with the epidermal growth factor receptor inhibitors. J Am Acad Dermatol. 2006;55(4):657–70. Doi: 10.1016/j.jaad.2005.10.010.


16. Burtness B., Anadkat M., Basti S., et al. NCCN Task Force Report: Management of dermatologic and other toxicities associated with EGFR inhibition in patients with cancer. J Natl Compr Canc Netw. 2009;7(Suppl. 1):22–4. Doi: 10.6004/jnccn.2009.0074.


17. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. М.: Медиа Сфера, 1998. С. 45–46.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: Евгения А. Шатохина, к.м.н., доцент кафедры дерматовенерологии и косметологии, Центральная государственная медицинская академия УДП РФ; врач-дерматовенеролог клинико-диагностического отделения Медицинского научно-образовательного центра 
МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия; e-mail: e.a.shatokhina@gmail.com
Адрес: 121359, Россия, Москва, ул. Маршала Тимошенко, 19, стр. 1А


ORCID: 
Е.А. Шатохина, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0238-6563 
А.С. Полонская, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6888-4760 
Л.С. Круглова, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5044-5265 
П.Г. Носикова, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0174-0433 


Бионика Медиа