Лазероиндуцированная термотерапия СПИД-ассоциированной саркомы Капоши


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2018.s5.84-87

М.Г. Карташова, В.А. Молочков, К.В. Казанцева

Отделение дерматовенерологии и дерматоонкологии, МОНИКИ им М.Ф. Владимирского, Москва, Россия
Обоснование. Саркома Капоши (СК) – самое частое злокачественное новообразование гомо- и бисексуальных мужчин с синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД). Хотя широкое применение высокоактивной антиретровирусной терапии (ВААРТ) ведет к уменьшению частоты СПИД-ассоциированной СК и способствует регрессу ее кожных проявлений, в некоторых случаях для лечения таких больных могут потребоваться другие методы. Описание клинического случая.
В статье приводится случай успешного применения в лечении получавшего ВААРТ (индинавир+зидовудин+ламивудин) больного СПИД-ассоциированной СК метод лазероиндуцированной термотерапии (ЛИТТ), проведенной на 5 оставшихся папулезных элементов диаметром от 0,3 до 1,5 см через 3 месяца от начала ВААРТ. Воздействие осуществлено длительноcтью от 10 до 30 минут в зависимости от размера очага. Процедура ЛИТТ проводилась однократно и переносилась удовлетворительно. На 7–15-й день на месте бывших очагов поражения остались бледно-розовые участки рубцовой атрофии и гиперпигментации, исчезнувшей через 3 месяца. Другие папулезные и бляшечные проявления СК на тот момент еще полностью не регрессировали. Заключение. Отмечается, что метод ЛИТТ, который ранее использовался авторами в лечении идиопатической и иммуносупрессивной СК, хорошо переносится и может использоваться в лечении узелковых элементов СПИД-ассоциированной СК.
Ключевые слова: СПИД-ассоциированная саркома Капоши, высокоактивная антиретровирусная терапия, лазероиндуцированная термотерапия

Введение

Саркома Капоши (СК) – самое частое злокачественное новообразование у гомо- и бисексуальных мужчин с синдромом приобретенного иммунодефицита человека (СПИД) [1], поражавшим до применения высокоактивной антиретровирусной терапии (ВААРТ) около 35% больных СПИДом [2]. В эру ВААРТ частота СПИД-ассоциированной СК резко снизилась, например, в Италии с 30 случаев на 1000 больных СПИДом в 1995 г. до 0,03 – на 1000 больных в 2001 г. [3].

Этиологическим агентом CПИД-ассоциированной СК, как и других типов этого заболевания, служит вирус герпеса человека 8-го типа (HHV-8). Исследования in vitro показали, что этот вирус может инфицировать различные типы клеток, в т.ч. эндотелиальные и В-лимфоциты [2]. Доказано, что он передается через слюну, а также аногенитальным путем, чему не противоречит совпадение среднего возраста появления СК у больных СПИДом (20–40 лет) с возрастом наивысшей гомосексуальной активности [4]. При СПИД-ассоциированной СК могут поражаться любые внутренние органы, в т.ч. лимфатические узлы, органы пищеварительного тракта, дыхательная система, сердце, перикард, костный мозг и др. Однако проявления на коже считаются наиболее частыми и распространенными. Широкое применение в последние годы ВААРТ, приводящее к существенному снижению вирусной нагрузки и повышению концентрации CD4+клеток у большинства пациентов, способствовало существенному уменьшению частоты не только СПИД-ассоциированной СК, но и других злокачественных новообразований, а также цитомегаловирусных ретинитов, пневмоцистной пневмонии, микобактериальной инфекции. Отмечено также, что ВААРТ способствует регрессу кожных проявлений СК и предотвращению развития СК [4]. Таким образом, ВААРТ следует считать 1-й линией при СПИД-ассоциированной СК, даже несмотря на то что в некоторых случаях для ее лечения могут потребоваться и другие методы. Таким образом, основанная на ВААРТ терапевтическая стратегия весьма эффективна, способствует снижению вирусной нагрузки вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), увеличению уровня CD4+Т-лимфоцитов и снижению частоты возникновения ВИЧ-ассоциированных опухолей, включая СК. Об этом, в частности, свидетельствуют данные А. Kompletre et al., которые в ретроспективном исследовании, основанном на изучении историй болезни 470 получавших ВААРТ ВИЧ-инфицированных пациентов, показали снижение вероятности развития рака с 3 до 0% [5].

В своей практике впервые с успехом применили в лечении получавшего ВААРТ больного СПИД-ассоциированной СК метод лазероиндуцированной термотерапии (ЛИТТ).

Клинический случай

Больной П. 28 лет обратился в клинику дерматовенерологии и дерматоонкологии МОНИКИ с жалобами на высыпания на коже туловища и конечностей. Болен около 1,5 лет, когда на коже верхней трети правого бедра заметил появление 3 узелков темно-вишневого цвета, которые быстро слились; одновременно с этим стали появляться темно-коричневые пятна на плечах, груди, спине. Через 6 месяцев после появления высыпаний пациент обратился к дерматологу по месту жительства, которым была выявлена ВИЧ-инфекция и начато лечение в МОНИКИ.

При осмотре на коже верхней трети туловища и плеч визуализировались пятна, папулы и бляшки вишнево-красного цвета размером от 1,4×1,2 до 2,9×2,1 см, на коже верхних конечностей пятна от светло-коричневого до вишневого цвета с гладкой поверхностью и четкими границами размером от 1,0×0,8 до 3,4×2,7 см, на коже нижних конечностей в области правого бедра бляшки с четкими границами темно-вишневого цвета размером от 2,1×1,7 до 3,5×1,8 см с гладкой поверхностью, в области голеней, коленного сустава единичные пятна диаметром от 0,5 до 2 см. При гистологическом исследовании биоптата очага поражения установлен диагноз СК. В ткани очага поражения методом полимеразной цепной реакции выявлен HHV-8.

Пациенту была назначена ВААРТ (индинавир+зидовудин+ламивудин). Через 3 месяца от ее начала прекратилось появление новых элементов, начался регресс папулезных и пятнистых высыпаний и больному была проведена ЛИТТ на 5 папулезных элементов диаметром от 0,3 до 1,5 см.

В качестве источника лазерного излучения применен полупроводниковый лазерный аппарат ЛАМИ с длиной волны 1064 нм, мощностью излучения на конце световода – 2,5 Вт; регистрационный номер – 29/10020203/5212-03 (20.05.2003), код ОКП 944420, класс IIA. Для подведения света использовались гибкие кварцевые моноволоконные световоды диаметром 0,6 мм; при необходимости использовался линзовый рассеиватель. Для измерения мощности лазерного излучения на выходе световода применялся дозировщик мощности ДИ-6А. Оценка температурного поля и достигаемой при воздействии лазерного излучения температуры проводилась до начала исследования с помощью ИК-камеры CEDIP. Для моделирования теплофизических свойств кожных покровов использован фантом-полиакриламидный гель. Перед процедурой ЛИТТ предварительно производилась внутрикожная инфильтративная анестезия области новообразования 0,3–0,5 мл 2%-ного р-ра лидокаина. Спустя 5 минут торцевой конец световода подводился к поверхности опухоли на 0,2–0,5 см без непосредственного соприкосновения с поверхностью кожи. Воздействие осуществлялось длительно (от 10 до 30 минут в зависимости от размера очага). Процедура ЛИТТ проводилась однократно. По окончании ее в течение 10–14 дней на очаг 3–4 раза в сутки наносился гель Эгаллохит.

Оценка результатов ЛИТТ производилась во время сеанса, по окончании лазерного воздействия, через 2–3 часа и затем ежедневно в течение 1–2 недель после процедуры, в последующем на 30-е сутки, а также через 2–3 месяца. Сразу после проведения ЛИТТ отмечено побледнение пятен, а также уплощение и сглаживание рельефа бляшек и узлов СК. Что касается субъективных признаков фототермической реакции, то они характеризовались ощущением умеренного покалывания и не требовали дополнительного обезболивания. Лечение переносилось удовлетворительно, без изменения общего состояния, гемодинамических сдвигов (контроль артериального давления, электрокардиография).

Боль и экссудация серозной жидкости с поверхности очагов поражения после ЛИТТ продолжались 2, отек и гиперемия – 3 дня. Корки на поверхности очагов поражения на фоне применения геля Эгаллохит сформировались в течение 1–3 дней и отторглись на 7–30-й день после ЛИТТ. Полная эпителизация эрозий после отпадения корок завершилась на 7–15-й день и на месте бывших очагов поражения оставались участки рубцовой атрофии и гиперпигментации, которая в сроки от 2 до 3 месяцев исчезала. Следует отметить, что другие (не леченные методом ЛИТТ) папулезные и бляшечные элементы на тот момент еще полностью не регрессировали. При проведении ультразвукового исследования 75 мгц после лечения: дерма имеет однородную структуру, четко отграничена от подкожной клетчатки, акустическая плотность дермы несколько снижена; эпидермис одинаковый на всем протяжении сканограммы.

При ограниченных формах различных типов СК, включая узлы и бляшки как наиболее иммуносупрессирующие организм элементы, применяют деструктивные методы: хирургическое иссечение [6], криодеструкцию [7], фотодинамическую терапию [8]. Метод ЛИТТ в последние годы используется при базалиомах труднодоступной для лучевой терапии и криодеструкции локализациях (ушная раковина, угол глаза и др.) [9], а также при идиопатическом и иммуносупрессивном типах СК. Причем при изучении отдаленных результатов ЛИТТ у больных СК обращало на себя внимание закономерное отсутствие возникновения новых элементов на местах, в которых она ранее была излечена этим методом. Даже в случае обострения СК эти места оставались интактными и были представлены участками рубцовой атрофии с вполне приемлемым косметическим результатом в связи с применением геля Эгаллохит [10]. Метод ЛИТТ основан на избирательном перегреве опухолевых тканей по сравнению со здоровыми. Повышение температуры способствует увеличению скорости кровотока и теплоотдачи в здоровой ткани, тогда как в опухоли из-за несовершенного строения сосудистого русла снижается перфузия, наблюдаются сосудистый отек и формирование многочисленных микротромбов. Нарушение кровотока в опухоли приводит к хронической гипоксии, истощению запасов аденозинтрифосфорной кислоты, замедлению или нарушению репликации дезоксирибонуклеиновой кислоты в клетках. Этими механизмами, в частности, объясняются повышение термочувствительности клеток солидных опухолей и развитие в них уже при 42,5°С необратимых повреждений за счет некроза и апоптоза [11, 12]. Следует также отметить способность стимуляции ЛИТТ специфического иммунного ответа на опухолевые антигены за счет температурно-индуцированной продукции белков теплового шока (heat shock proteins, HSP) [13].

Воздействие лазерным лучом осуществляется локально в пределах видимой границы опухоли до наступления спазма ее сосудов и выражается в побледнении облучаемого участка по сравнению с окружающими гиперемированными здоровыми тканями. Избирательность термоповреждения злокачественных клеток при сохранности здоровых тканей достигается не только за счет локального воздействия лазерного луча, но и в результате повышенной термочувствительности опухоли. В здоровой же ткани скорость кровотока и теплоотдача линейно возрастают с увеличением температуры. Доказано, что именно этот феномен определяет селективность перегрева опухолевых тканей по сравнению со здоровыми. По данным A. Szasz et al., нарушение кровотока в солидных опухолях и хроническая гипоксия значительно повышают термочувствительность опухолевых клеток и уже при температуре 42,5°С происходит необратимое повреждение клеток опухоли, вследствие чего запускаются прямой (некроз) и непрямой (апоптоз) пути опухолевой деструкции [12].

Заключение

Данный пример, дополненный полученными нами ранее данными об эффективности и вполне удовлетворительной переносимости ЛИТТ при идиопатическом и иммуносупрессивном типах СК, позволяет с оптимизмом смотреть на возможность использования метода и при СПИД-ассоциированном типе этой болезни.

Следует также отметить, что применение геля Эгаллохит после проведения ЛИТТ этой категории больных позволяет приостановить рост соединительной ткани в патологических очагах, способствует рассасыванию рубцовой ткани, особенно на стадии формирования рубца, выравниванию его поверхности по отношению к окружающей ткани, уменьшению гиперемии, пигментации, увеличению подвижности и податливости окружающих тканей. В результате после эпителизации на месте бывших узелковых и бляшечных элементов этой опухоли формируются бледно-розовые округлые участки рубцовой атрофии, которые в сроки от 3 (в т.ч. при СПИД-ассоциированной СК) до 6 месяцев утрачивают розоватую окраску, приобретая цвет окружающей кожи.


Литература


1. Dourmishev L.A., Dourmishev.A.L., Palmery D., et al. Molecular genetics of Kaposi's sarcoma-associated herpesvirus (human herpesvirus-8) epidemoplogy and pathogenesis. Microbiol. Mol. Biol. Rev. 2003;67:175–212.

2. Schwartze R.A. Kaposi's sarcoma advanves and perspectives. J. Am. Acad. Dermatol. 1996;34:804–14.

3. Portmouth S., Stebbing J., Gill J., et al. A comparison of regimens based on non-nucleoside reverse transcriptase inhibitors or protease inhibitors in preventing Kaposi's sarcoma. AIDS. 2003;17:17–22. Doi: 10.1097/01.aids.0000076309.76477.f1

4. Schwartze R.A. Kaposi's sarcoma. In: Skin Cancer. Recignision and management-Blackwell Pub. 2nd ed. 2008. Р. 118–40.

5. Kompletre A., Marani M. Mastroianni A., et al. Human immunodeficiency virus infection: personal experience in changes in the head and neck manifestations due to the latest antiretroviral therapy. ASTA Otorhinolaryngologica Italica. 2005;25(1):30–5.

6. Молочков А.В., Казанцева И.А., Гурцевич В.Э. Саркома Капоши М.: БИНОМ, 2002. 144 с.

7. Tappero J.W., Berger T.G., Kaplan L.D., et al. J. Acquir.Immune. Defic. Syndr. 1991;4:839–46.

8. Bernstein Z.P., Wilson B.D., Oswroff A.R. et al. Photofrin photodynamic therapy for treatment of AIDS-related cutaneous Kaposi’s sarcoma. AIDS. 1999;13:1697–708.

9. Молочков В.А., Молочков А.В., Романко Ю.С., и др. Применение лазероиндуцированной термотерапии (ЛИТТ) в лечении базалиомы. М.: БИНОМ, 2014. 28 с.

10. Молочков В.А., Молочкова Ю.В. Дермато-онкология. Лечение. М.: Практическая медицина, 2018. 328 с.

11. Свирин В.Н., Миков А.А. Новые лазерные технологии при терапии онкологических заболеваний: методы и аппаратура. Фундаментальные исследования. 2007;(11):34.

12. Szasz A., Vincze G. Dose concept of oncological hyperthermia: heat-equation considering the cell destruction. J. Cancer Res. Ther. 2006;2(4):171–81.

13. Zhang Y., Sun F.L., Zang T. Medication combined with local hyperthermia: a desirable therapy for chronic prostatitis pain symptoms. Zhonghua Nan Ke Xue. 2008;14(5):451–53.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: М.Г. Карташова – к.м.н., научный сотрудник отделения дерматовенерологии и дерматоонкологии, МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, Москва, Россия; e-mail: maxa.ka@mail.ru


Бионика Медиа