Стресс и тревожность у детей: причины и методы коррекции


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2018.1.28-35

Е.С. Акарачкова (1), Д.В. Блинов (2), О.В. Котова (3), Е.В. Травникова (4), Е.В. Царева (5)

1) Международное общество «Стресс под контролем», Москва, Россия; 2) ЛДЦ «Лапино», Москва, Россия; 3) НИО неврологии ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия; 4) Кафедра физической культуры РАНХ и ГС, Москва, Россия; 5) МЦ «Унисон», Москва, Россия
Физическое здоровье ребенка не отделимо от его эмоционального состояния. Стрессы активно вмешиваются в жизненные события детей и подростков, снижают их способность к самоконтролю, мешают нормальному психологическому и социальному развитию, а также могут приводить к негативным последствиям в более старшем возрасте. В клинической практике сохраняет актуальность применение методов лечебно-профилактического воздействия, а также рекомендации по соблюдению режима труда и отдыха, двигательного режима и адекватного в условиях стресса питания с целью повышения стрессоустойчивости в детском и юношеском возрасте.
Ключевые слова: стресс, адаптация, релиз-активные антитела, белок S 100

Литература


1. Hellhammer D.H., Hellhammer J. Stress: the brain-body connection/volume editors. Key issues in mental health. 2008. P. 174.

2. McEwen B.S. The brain is the central organ of stress and adaptation. Neuroimage. 2009;47(3):911–13.

3. Акарачкова Е.С., Вершинина С.В. Синдром вегетативной дистонии у детей и подростков. Педиатрия. Журнал им. Г.М. Сперанского. 2011;6:30–4.

4. Заваденко Н.Н. Нестеровский Ю.Е. Клинические проявления и лечение синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков. Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2012;91(2):92–101.

5. Yoo Y.S., Popp J., Robinson J. Maternal distress influences young children’s family representations through maternal view of child behavior and parent-child interactions. Child Psychiatry Hum. Dev. 2013;9.

6. Kvalevaag A.L., Ramchandani P.G., Hove O., Assmus J., Eberhard-Gran M., Biringer E. Paternal mental health and socioemotional and behavioral development in their children. Pediatrics. 2013;131(2):463–69.

7. Акарачкова Е.С., Вершинина С.В., Котова О.В., Рябоконь И.В. Основы терапии и профилактики стресса и его последствий у детей и подростков. Вопр. совр. педиатрии. 2013;12(3):38–45.

8. Акарачкова Е.С., Вершинина С.В., Котова О.В. Алгоритм диагностики, лечения и профилактики стресса и стресс-связанных расстройств у детей и подростков. Вопр. практич. педиатрии. 2014;9(6):3.

9. Duckworth A.L., Kim B., Tsukayama E. Life stress impairs selfcontrol in early adolescence. Front. Psychol. 2012;3:608.

10. Xu Z., Sheffield P.E., Hu W., Su H., Yu W., Qi X., Tong S. Climate change and children’s health – a call for research on what works to protect children. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2012;9(9):3298–316.

11. Brill S.R., Patel D.R., MacDonald E. Psychosomatic disorders in pediatrics. Indian J. Pediatr. 2001;68(7):597–603.

12. Min M.O., Minnes S., Kim H., Singer L.T. Pathways linking childhood maltreatment and adult physical health. Child Abuse Negl. 2012;0145–2134(12)00196-2.

13. Wittchen H.-U., Lieb R., Schuster P., Oldehinkel A.J. When is onset? Investigations into early deve-lopmental stages of anxiety and depressive disorders. In: J.L. Rapoport, ed. Childhood onset of “adult”psychopathology, clinical and research advances. Washington: American Psychiatric Press. 1999;259–302.

14. Акарачкова Е.С., Вершинина С.В., Котова О.В., Рябоконь И.В. Алгоритм диагностики, лечения и профилактики стресса и стресс-связанных расстройств у детей и подростков. Вопр. практической педиатрии. 2014;6:24–31.

15. Kazdin A. Methodology, design, and evaluation in psychotherapy research. Handbook of psychotherapy and behavioral change. Eds. A. Bergin, S. Garfield. N.Y.: Wiley, 1994, 4th ed. 19–71.

16. Muris P., Verweij C., Meesters C. The “Anti-monster Letter” as a simple therapeutic tool for reducing night-time fears in young children. Behav. Change. 2003;20(4):200–7.

17. Gordon J., King N.J., Gullone E., Muris P., Ollendick T.H. Treatment of children’s nighttime fears: the need for a modern randomised controlled trial. Clin. Psychol. Rev. 2007;27(1):98–113.

18. Tikotzky L., Sadeh A. The role of cognitive–behavioral therapy in behavioral childhood insomnia. Sleep. Med. 2010;11(7):686–91.

19. Михайлова Е.В. Астеновегетативный синдром у детей после перенесенных инфекционных заболеваний. Леч. врач. 2009;8:68–71.

20. Лобов М.А, Борисова М.Н., Осипова О.В., Пантелеева М.В. Монотерапия препаратом «Тенотен детский» при синдроме вегетативной дистонии. Педиатрия. 2008;87(5):107–9.

21. Рачин А.П. Опыт применения препарата Тенотен детский при головных болях напряжения у подростков в сочетании с синдромом вегетативной дистонии. Вестник семейной медицины. 2010;2:22–48.

22. Children’s Hospital Medical Center. BESt. Long-term outcomes in obstructive sleep apnea. Cincinnati (OH). 2009;29:10.

23. Owens J.A., Rosen C.L., Mindell J.A., Kirchner H.L. Use of pharmacotherapy for insomnia in child psychiatry practice: A national survey. s.l.: Sleep Med. 2010;11(7):692–700.

24. http://www.who.int/features/factfiles/physical_activity/ru/

25. http://www.who.int/dietphysicalactivity/factsheet_recommendations/ru/

26. Акарачкова Е.С. Роль вегетативной нервной системы в патогенезе головной боли напряжения. Дисс. докт. мед. наук. М. 2012.

27. Hirshkowitz M., Whiton K., Albert S., et al. National Sleep Foundation’s updated sleep duration recommendations: final report. Sleep Health. 2015;1:233–43.

28. Громова О.А. Магний и пиридоксин: основы знаний. 2006. 179 c.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: Е.С. Акарачкова – д.м.н., невролог, президент международного общества «Стресс под контролем», Москва, Россия; e-mail: nevrorus@mail.ru


Бионика Медиа