Проблема когнитивных нарушений в клинической практике


С.В. Прокопенко, Е.Ю. Можейко, Т.Д. Корягина, Т.С. Анай-оол, Е.Г. Шанина, М.М. Петрова

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава РФ, Красноярск
В статье рассмотрен спектр когнитивных нарушений, которые встречаются в клинической практике, их значение в повседневной жизни пациентов, связанные с ними проблемы восстановления. Очерчено место мемантина в лечении когнитивных расстройств различной степени выраженности и различной этиологии. Рассмотрены возможности использования оригинального и генерических препаратов мемантина.

Одним из условий полноценной повседневной жизнедеятельности человека, бесспорно, остается нормальное когнитивное функционирование. Активную познавательную деятельность обеспечивают высшие психические (когнитивные) функции: внимание, память, речь, мышление, гнозис, праксис. Проблема когнитивных нарушений (КН) все чаще обсуждается в современной литературе в связи с постарением населения и большей распространенностью КН в пожилом возрасте, постоянно развивающимися возможностями диагностики и медикаментозной терапии когнитивных расстройств.

Нарушение внимания является наиболее часто встречающимся когнитивным расстройством при острой и хронической патологии центральной нервной системы, при некоторых метаболических и токсических синдромах. В формировании адекватного уровня внимания принимают участие определенные структуры ствола мозга, лимбико-ретикулярного комплекса, медиобазальных отделов височных и лобных долей [1]. Протекающие в них нейродинамические процессы обеспечивают способность фиксировать стимулирующие воздействия окружающего мира, возможность избирательного восприятия модально-специфических и модально-неспецифических сигналов. Нарушение уровня активации в этих структурах влечет за собой снижение концентрации внимания, затруднения сосредоточения и переключения, низкую толерантность к умственной нагрузке [2]. Подобные нейродинамические нарушения в свою очередь могут вызывать значительные затруднения в осуществлении гностических, мнестических, интеллектуальных процессов, что имеет большое практическое значение в диагностике и выборе методов реабилитации [3]. При модально-специфических нарушениях внимания часто наблюдается синдром игнорирования (главным образом в зрительной и тактильной сферах), который может значительно усложнять реабилитационный процесс [4, 5].

Функция памяти определяет фиксацию, хранение и воспроизведение следа информации после прекращения воздействия стимула [1]. Модально-неспецифические нарушения памяти возникают вследствие поражения лимбической системы (лимбическая кора, гиппокамп, миндалина). Клинически это проявляется в виде Корсаковского амнестического синдрома с грубыми расстройствами памяти на текущие события, сопровождающимися психопатологическими и эмоционально-волевыми нарушениями [6]. В ходе нейропсихологического обследования возможна диагностика модально-специфических нарушений в виде зрительной, пространственной, тактильной, обонятельной, вкусовой, слуховой, моторной амнезий [7, 8]. Широкий спектр заболеваний головного мозга может вызывать амнестический синдром, значительно снижающий качество жизни больного и его родственников, а также резко ограничивающий профессиональную и бытовую деятельность. В клинической практике важно дифференцировать истинное нарушение памяти от депрессии, в результате которой могут возникать трудности фиксации, удержания и воспроизведения заученного материала [9]. Прогрессирующая амнезия при нейродегенеративных заболеваниях, главным образом при болезни Альцгеймера, ведет к быстрой инвалидизации, зависимости в быту. Важной функцией практического невролога является как можно более раннее установление факта снижения памяти и назначение специфической терапии пациентам с амнестическим синдромом.

Речь – это специфическая человеческая когнитивная функция, средство общения. Очаговые поражения определенных структур левого полушария у правшей вследствие разнообразных этиологических факторов могут вызывать нарушение речи: афазию и другие расстройства речевой деятельности, в частности алексию, аграфию [1]. Согласно принятой в настоящее время классификации, выделяют семь видов афазий: акустико-гностическая, акустико-мнестическая, амнестическая, семантическая, афферентная моторная, эфферентная моторная, динамическая.

При поражении височной доли коры, а также стыка височной и нижнетеменной долей доминантного полушария, (у правшей – левого) развиваются акустико-гностическая, акустико-мнестическая, амнестическая и семантическая афазии, связанные с первичным нарушением понимания речи, смысла слов и фраз. Это приводит к затруднениям актуализации образов, нарушениям номинативной функции речи, появлению непродуктивной лексики и как следствие – нарушению интеллектуальной деятельности в целом [10]. При поражении теменной доли коры доминантного полушария развивается афферентная моторная афазия, связанная с нарушением сложного синтеза кинестетических ощущений орально-артикуляторного аппарата, статической артикуляторной апраксией, нарушением преимущественно экспрессивной речи. Такие расстройства проявляются в затруднении поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.

Эфферентная моторная и динамическая афазии, обусловленные поражением лобной доли доминантного полушария, приводят к нарушениям преимущественно экспрессивной речи. При относительной сохранности понимания речи у больных эфферентной моторной афазией страдает плавность перехода с одной артикулемы на другую, часто возникают стереотипии, персеверации, грубо нарушена фразовая речь. Для пациентов с динамической афазией характерна инактивность в речи, отсутствует мотивация к самостоятельным высказываниям.

Афазии практически всегда являются инвалидизирующим фактором, резко ограничивают трудовую деятельность, социальные и бытовые контакты. Восстановление речи у двух третей пациентов вызывает значительные трудности, требует иногда многолетней интенсивной работы специалистов-логопедов – афазиологов [11].

Такие функции лобных отделов коры, как мышление и интеллект, в настоящее время все чаще интерпретируются как исполнительные или регуляторные. Это связано со способностью индивидуума устанавливать цели деятельности, выбирать пути их достижения, контролировать правильность промежуточных действий и регулировать их в случае отклонения от цели [1, 12]. Таким образом, у пациентов с поражением лобных долей, преимущественно их префронтальных отделов, наблюдается типичная нейропсихологическая симптоматика: нарушение целеполагания, постановки задач, планирования деятельности, произвольного побуждения к достижению цели; страдает оценка промежуточных результатов, коррекция дальнейших планов и поведения. Подобный симптомокомплекс может служить серьезным препятствием в восстановлении нарушенных функций у больных – проведении реабилитационных мероприятий, самостоятельных тренировках бытовых навыков [13].

Зрительные, пространственные, кожно-кинестетические, слуховые агнозии – это результат поражения задних отделов головного мозга. Они связаны с расстройством восприятия соответствующих стимулов первичными и вторичными корковыми полями височных, теменных и затылочных долей. Нарушения гнозиса в клинической практике зачастую являются труднокурабельными состояниями, требующими специальных целенаправленных реабилитационных воздействий, длительного применения фармакологических средств [14].

Апраксия представляет собой невозможность совершения ранее усвоенных произвольных движений, действий в результате перенесенных сосудистых, травматических, инфекционных, нейродегенеративных заболеваний с поражением лобных и теменных долей коры головного мозга, мозолистого тела, в ряде случаев – таламуса [1, 15]. Сам пациент часто не осознает свой дефект и не предъявляет активных жалоб, врачи в общеневрологической практике часто не устанавливают наличие этого синдрома и считают, что апраксия специального лечения и реабилитации не требует [13]. В то же время существуют доказательства, согласно которым больные апраксией имеют более выраженные ограничения в повседневной жизни [16]. Нарушения праксиса представляют значительные трудности в работе по восстановлению произвольных движений. Использование медикаментозных методов и специальных реабилитационных программ имеет незначительный и нестойкий эффект [17].

Диагностика КН – сложный процесс, требующий высокой квалификации специалиста-нейропсихолога, который устанавливает качественную сторону нарушения, выделяет основной нейропсихологический синдром, устанавливает механизм развития первичных и вторичных дефектов когнитивной сферы, дает точный топический диагноз поражения. Наряду с этим в повседневной практике принято использовать различные скрининговые методы, позволяющие врачу, не имеющему нейропсихологической подготовки, заподозрить и подтвердить наличие когнитивных расстройств и установить степень их выраженности. Такими скрининговыми методами могут быть валидизированные шкалы оценки когнитивных функций – краткая шкала оценки психического статуса (MMSE – Mini-

Mental State Examination; M.F. Folstein и соавт., 1975), тест рисования часов (S. Lovenstone, S. Gauthier, 2001), шкала «Мини-ког», Монреальская шкала оценки КН (Z.S. Nasreddineetal, 2005) и другие тесты.

В последние годы все чаще встречаются попытки автоматизировать процесс диагностики КН, сделать его более объективным, измеряемым, менее зависящим от квалификации оценивающего специалиста. В исследованиях, проведенных на кафедре нервных болезней Красноярского медицинского университета, предложен способ оценки зрительно-пространственной когнитивной дисфункции по определению скорости и угловых показателей трехмерного узнавания предметов [18].

Важной проблемой служит диагностика КН у двуязычных пациентов, а также лиц тех национальностей, для которых не проводились крупномасштабные исследования по валидизации имеющихся методов тестирования. Так, в продолжающемся исследовании С.В. Прокопенко, Т.С. Анай-оол с участием коренных жителей Республики Тыва установлено принципиальное различие в результатах когнитивного тестирования при использовании русскоязычных шкал оценки по сравнению с теми же шкалами, переведенными и адаптированными на родной язык коренного населения.

Таким образом, нарушения высших психических функций даже в виде изолированного монофункционального расстройства могут вызывать большие проблемы в качестве жизни пациента. Последние несколько десятилетий ознаменовались прогрессом в изучении биохимических нейротрансмиттерных изменений в головном мозге в патологических условиях. В частности, широко обсуждается вопрос нарушения системы глутаматного цикла в нервных клетках коры головного мозга, гиппокампа, базальных ганглиев [19].

Глутамат является основным возбуждающим медиатором центральной нервной системы, участвует в формировании следов памяти, осуществлении процессов нейропластичности, реализует свое действие через N-метил-D-аспартат (NMDA)-рецепторы [20]. Перевозбуждение этих рецепторов, обусловленное повышенным выделением глутамата, приводит к избыточному накоплению внутриклеточного кальция, что вызывает гибель нейронов. Это явление известно под названием «глутаматная эксайтотоксичность» [21]. Существует множество данных, подтверждающих, что эксайтотоксичность, опосредованная NMDA, играет важную роль в ряде заболеваний, как острых (инсульт), так и хронических (болезнь Альцгеймера) [22].

В аспекте лечения нарушений высших мозговых функций одним из эффективных препаратов является мемантин. Этот препарат обладает уникальным фармакологическим свойством дозированно повышать возбудимость постсинаптической нейрональной мембраны под действием глутамата и таким образом уменьшать избыточную глутаматергическую активность, не блокируя ее полностью. Мемантин является неконкурентным обратимым блокатором NMDA-рецепторов, повышающим порог возбудимости постсинаптической мембраны, делает возможным распознавание стимулов в условиях повышенного глутаматного «шума» и одновременно оказывает нейропротекторное действие [23].

На сегодняшний день существует множество исследований эффективности мемантина при деменциях различного генеза и различной степени выраженности КН на момент начала терапии. Так, результаты мета-анализа 6 рандомизированных исследований, в которых приняли участие 1826 пациентов с умеренно выраженной и тяжелой деменцией вследствие болезни Альцгеймера, позволили сделать вывод, согласно которому применение мемантина на протяжении достаточно длительного периода времени обеспечивает не только улучшение мнестических функций и способности к обучению, повышению эффективности выполнения ряда психометрических тестов, но и улучшает способность к самообслуживанию, повышает качество жизни больных [24].

При сосудистой деменции проведено два длительных плацебо-контролируемых исследования (исследование MMM-300 проведено во Франции и включило более 300 пациентов, исследование MMM-500 проведено в Великобритании и включило более 500 пациентов). В этих исследованиях продолжительностью 6 месяцев показано положительное действие мемантина на когнитивные функции пациентов с легкой или умеренной сосудистой деменцией. В обоих исследованиях зарегистрирована более высокая эффективность препарата для пациентов с микроваскулярной и смешанной деменцией по сравнению с таковыми, имеющими макроструктурные изменения на магнитно-резонансной томограмме [25, 26].

Способность мемантина уменьшать выраженность КН, возникших вследствие цереброваскулярных заболеваний, отмечена также в ходе проведения отечественного многоцентрового клинического наблюдения, включившего 148 пациентов с умеренными КН и деменцией легкой степени [27].

Любопытные результаты получены при исследовании эффективности мемантина в отношении поведенческих нарушений, в т.ч. ажитации и агрессии, у пациентов с деменцией умеренной и тяжелой степеней. Значимый эффект терапии позволяет во многих случаях избегать назначения антипсихотических препаратов или уменьшать их дозу [28].

R. Schmidt и соавт. (2007) подтвердили нейропротективный потенциал с замедлением скорости развития церебральной атрофии на фоне приема мемантина больными болезнью Альцгеймера по данным магнитно-резонансной морфометрии в динамике. На фоне приема мемантина имеется тенденция к замедлению атрофии гиппокампа. Однако нейропротективный потенциал только предстоит доказать в будущих более тщательно спланированных клинических исследованиях [29].

Перспективным направлением является исследование способности мемантина тормозить образование нейрофибриллярных клубочков, что может замедлять прогрессирование не только болезни Альцгеймера, но и других тау-патий (лобно-височной деменции, прогрессирующего надъядерного паралича, кортикобазальной дегенерации и др.) [30].

Все вышеперечисленные исследования были проведены с целью обоснования эффективности применения оригинального мемантина – Акатинола. В настоящее время на фармацевтическом рынке появляются отечественные и зарубежные генерические аналоги Акатинола. Пока не представлено двойных слепых плацебо-контролируемых исследований в отношении новой генерации препаратов, однако появляются отдельные клинические исследования их эффективности и безопасности.

Таким образом, лечение умеренных и тяжелых КН при некоторых неврологических, психических и соматических заболеваниях, профилактика прогрессирования деменции могут осуществляться с помощью современного блокатора NMDA-рецепторов мемантина и его аналогов. Своевременная и адекватная терапия способствует уменьшению выраженности когнитивного снижения и нагрузки на родственников и ухаживающий персонал.


Литература


1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. 4-е изд. СПб., 2007. 496 с.

2. Levitt T., Johnstone B. The assessment and rehabilitation of attention disorders. Ed. B. Johnstone, H.H. Stonnington. Rehabilitation of neuropsychological disorders. A practical guide for rehabilitation professionals. New York, London, 2009. 23–45.

3. Lezak M.D., Howieson D.B., Loring D.W. Neuropsychological assessment. 4-th edition. New York, 2004. 1016 p.

4. Barret A.M. Remediation of spatial neglect, apraxia and other cognitive disorders after stroke. Materials of 60th Annual Meeting of American Academy of Neurology. Education Program Syllabus. Chicago, April 12–19, 2008. 8AC006.17. 8AC006.27.

5. Manly T., Mattingley J.B. Visuospatial and attentional disorders. Ed. by L.H. Goldstein, J.E McNeil. Clinical neuropsychology. A practical guide to assessment and management for clinicians. Ltd., England, 2004. P. 229–51.

6. Доброхотова Т.А., Зайцев О.С. Психопатология черепно-мозговой травмы / Под ред. А.Н. Коновалова, Л.Б. Лихтермана, А.А. Потапова. Клин. руководство по черепно-мозговой травме. М., 1998. C. 269–313.

7. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клин. нейропсихология. М., 2003. 144 с.

8. Skeel R.L., Edwards S. The assessment and rehabilitation of memory impairments. Ed. by B. Johnstone, H.H. Stonnington. Rehabilitation of neuropsychological disorders. A practical guide for rehabilitation professionals. New York, London, 2009. P. 47–73.

9. Захаров В.В., Яхно Н.Н. Нарушения памяти. Справочное руководство для врачей. М., 2003. 160 с.

10. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М., 2001. 256 с.

11. Poeck K., Huber W., Willmes K. Outcome of intensive language treatment in aphasia. Speech Hear Disord. 1989;54(3):471–79.

12. Burdess P.W., Alderman N. Eхecutive dys-functions. Ed. by L.H Goldstein., J.E. McNeil. Clinical neuropsychology. A practical guide to assessment and management for clinicians. Ltd., England, 2004. P. 185–208.

13. Григорьева В.Н., Ковязина М.С., Тхостов А.Ш. Когнитивная реабилитация больных с инсультом и черепно-мозговой травмой. Н. Новгород, 2012. 324 с.

14. Cicerone K.D., Dahlberg C., Kalmar L., Langenbahn D.M., Malec J.F., Bergquist T.F., Felicetti T., Giacino J.T., Harley J.P., Harrington D.E., Herzog J., Kneipp S., Laatsch L., Morse P.A. Evidence-based cognitive rehabilitation: recommendations for clinical practice. Arch. Phys. Med. 2000;81(12):1596–615.

15. Hanna-Paddy B., Heilman K.M., Foundas A.L. Cortical and subcortical contribution to ideomotor apraxia. Analysis of task demands and error types. Brain. 2001;124(12):2513–27.

16. Goldenberg G., Daumuller M., Hagman S. Assessment and therapy of compleх activities of daily living in apraхia. Neuropsychol. Rehabil. 2001;11:147–69.

17. Bowen A., West C., Hesketh A., et al. Rehabilitation for Apraхia. Evidence for Short-Term Improvements in Activities of Daily Living. Stroke. 2009;40(5):396–97.

18. Способ восстановления когнитивных функций при цереброваскулярной патологии. Патент РФ № 2 586 312(13) C1 Опубликовано: 10.06.2016. Бюл. № 16.

19. Kornhuber J., Wiltfang J. The role glutamate in dementia. J. Neural. Transm. 1998;53:277–87.

20. Mao J. NMDA and opioid receptors: their interactions in antinociception, tolerance and neuro-plasticity. Brain Res. Rev. 1999;30:289–304.

21. Kemp J.A., McKernan R.M. NMDA receptors as drug targets. Nature Neurosci. 2002;5:1039–42.

22. Parsons C.G., Danysz W., Quack G. Memantine is a clinically well-tolerated N-methyl-D-aspartate (NMDA) receptor antagonist – a review of the preclinical data. Neuropharmacology. 1999;38:735–67.

23. Дамулин И.В. Новая нейропротективная и терапевтическая стратегия при деменциях: антагонист NMDA-рецепторов Акатинол Мемантин. РМЖ. 2001;9(25):1178–82.

24. Winblad B., Jones R., Wirth Y., Stöffler A., Möbius H. Memantine in moderate to severe Alzheimer’s disease: a meta-analysis of randomised clinical trials. Dement. Geriatr. Cogn. Disord. 2007;24(1):20–7.

25. Orgogozo J.M., Rigaud A.S., Stöffler A., Möbius H.J., Forette F.. Efficacy and Safety of Memantine in Patients With Mild to Moderate Vascular Dementia: A Randomized, Placebo-Controlled Trial (MMM 300). Stroke. 2002;33:1834–39.

26. Wedlock G., Möbius H.J., Stöffler A. A double-blind, placebo-controlled multicentre study of memantine in mild to moderate vascular dementia (MMM-500). Int. Clin. Psychopharmacol. 2002;17:297–305.

27. Яхно Н.Н., Преображенская И.С., Захаров В.В., Мхитарян Э.Я. Эффективность Акатинола Мемантина у пациентов с недементными когнитивными расстройствами. Результаты многоцентрового клинического наблюдения. Неврол. журн. 2010;2:52–8.

28. Gautheir S., Wirth Y., Mоbius H.J. Effects of Memantine in Behavioural Symptoms in Alzheimer’s Disease Patients: An Analysis of the Neuropsychiatric Inventory (NPI) Data of Two Randomized, Controlled Studies. J. Geriatr. Psychiatry. 2005;20:1–6.

29. Schmidt R., Ropele S., Ebenbaue B., et al. Memantine effects on brain volume, glucose metabolism and cognition in AD patients. Eur. J. Neurology. 2007;14(1);25–6.

30. Li L., Sengupta A., Haque N., Grundke-Iqbal I., Iqbal K. Memantine inhibits and reverses the Alzheimer’s type abnormal hyperphosphorylation of tau and associated neurodegeneration. FEBS Letters. 2004;566:261–69.


Об авторах / Для корреспонденции


С.В. Прокопенко – д.м.н, профессор, зав. кафедрой нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО, ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ, Красноярс; тел. 8 (391) 274-31-74


Похожие статьи


Бионика Медиа