Особенности реагирования детей различного возраста на развод родителей


О.А. Русаковская (1, 2), Н.К. Харитонова (2)

(1) Отдел судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» МЗ РФ, Москва; (2) Московского городского психолого-педагогического университета, Москва
На основании обследования 117 детей, проведенного в рамках судебной психолого-психиатрической экспертизы, выделены типичные для детей различного возраста реакции на психотравмирующую ситуацию высококонфликтного развода. Обсуждаются границы компетенции врачей общей практики при написании заключения для суда по запросу одного из родителей. Подчеркивается, что установление возможного негативного влияния на психическое состояние ребенка общения или проживания с одним из родителей не относится к компетенции врачей общей практики и является предметом специального комплексного психолого-психиатрического исследования, проводимого в рамках судебной экспертизы.

Введение

За последние годы в России существенно возросло количество судебных споров об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей, а также об определении порядка общения ребенка с родителем, проживающим отдельно. Согласно действующему законодательству, в случае развода в отсутствие соглашения между родителями место жительства ребенка определяется судом, исходя из его интересов. Согласно статье 66 Семейного кодекса Российской Федерации, родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению его с другим родителем, если такое общение не причиняет вреда физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию [1]. Многочисленные исследования в области психологии убедительно свидетельствуют о важности для нормального психологического развития ребенка своевременно сформированной привязанности и к отцу, и к матери, а также наличия позитивных взаимоотношений с обоими родителями [2, 3]. К сожалению, разводящиеся родители, охваченные негативным отношением друг к другу, часто недооценивают важность для психического здоровья ребенка сохранения его любви к ним обоим и стремятся свести к минимуму или исключить общение родителя, проживающего отдельно, с ребенком. Развод родителей, сопровождающийся спором о месте жительства или порядке общения с детьми, во всех случаях является для ребенка психотравмирующей ситуацией, при которой у детей могут отмечаться различные симптомы психического неблагополучия (депрессивные состояния, невротические реакции, нарушения поведения). Несмотря на типичность подобных психопатологических реакций, в высококонфликтных семьях родители, как правило, связывают возникающие у детей в период развода психические нарушения с негативным влиянием на психическое состояние ребенка общения с другим родителем. Обращаясь к специалистам с жалобами на изменение психического состояния ребенка, родители настаивают на том, чтобы в медицинской документации было указано, что данные симптомы появились у ребенка «после встречи с отцом» или «после выходных, проведенных у отца». Анализ материалов гражданских дел показывает, что во многих случаях подобные типичные реакции детей на развод родителей оценивались врачами общей практики как неблагоприятное следствие общения ребенка с проживающим отдельно от него родителем. В ряде случаев врачами-неврологами или терапевтами давались рекомендации «временно изолировать ребенка от любого взаимодействия с отцом до тех пор, пока не будет стабилизирована сложившаяся ситуация, согласован единый стиль поведения и воспитания» или «ограничить общение ребенка с отцом до достижения им 10-летнего возраста». Соответствующие заключения в последующем представлялись в суд в качестве доказательств негативного влияния на психическое здоровье ребенка его общения с отдельно проживающим родителем [4].

Согласно результатам проведенного ранее исследования, в ситуации продолжительного семейного конфликта и развода родителей у абсолютного большинства детей отмечаются различного рода нарушения психического и психологического состояния. При этом у детей выявляются психогенно обусловленные психические расстройства двух типов. Первый тип представлен малодифференцированными психическими нарушениями донозологического уровня в виде нерезко выраженных расстройств адаптации, поведенческих реакций в сочетании со снижением настроения, отсутствием интереса к повседневным видам деятельности и к общению, снижением академической успешности. Второй тип нарушений представлен четко выраженными невротическими реакциями, а также отдельными симптомами невротического круга (симптомы соматизированных расстройств, энурез неорганической природы, транзиторное тикозное расстройство). Психические нарушения в ситуации раздельного проживания с одним из родителей могут быть обусловлены множеством психотравмирующих факторов (психопатологические особенности и стиль воспитания родителя, с которым ребенок проживает; разрыв с эмоционально поддерживавшим окружением; раздельное проживание с родителем, к которому ребенок был привязан; продолжающийся конфликт между родителями и др.). В большинстве случаев подобные психические нарушения возникают у ребенка уже в период, предшествующий разводу, в ситуации конфликтных отношений между родителями. Следует отметить, что важнейшей травмой для детей, которые развили в себе отношение привязанности к обоим родителям, служит уменьшение или утрата контактов с родителем, проживающим отдельно [5].

Цель настоящего исследования – клинико-психологическая оценка типичных реакций детей различного возраста на психотравмирующую ситуацию развода родителей.

Материал и методы

Исследование проведено на базе ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Выборку составили 117 детей различного возраста, проходившие комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу в ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского» в 2011–2012 гг. по гражданским делам о порядке воспитания ребенка родителями, проживающими раздельно.

Выборка носила сплошной характер. По возрасту дети распределялись в ней следующим образом. Младшего возраста (до 3 лет) были обследованы 5 (4,3%) детей; младшего дошкольного возраста (3–5 лет) – 9 (7,69%); старшего дошкольного возраста (5–7 лет) – 34 (29%); младшего школьного возра-ста (7–10 лет) – 56 (47,86%); 10–14 лет были обследованы 13 (11%) детей.

Более частое назначение экспертизы детям старшего дошкольного возраста и младшим школьникам, с нашей точки зрения, обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, у детей старшего дошкольного возраста в ситуации развода родителей наиболее часто отмечалось ухудшение психического состояния: невротические реакции, эмоциональные и поведенческие нарушения, в связи с которыми дети консультировались у специалистов. Соответственно, в материалах дела имелись сведения об ухудшении психического здоровья ребенка, которые истцом, как правило, связывались с фактом общения или проживания с другим родителем. Дети младшего школьного возраста чаще высказывали негативное отношение к одному из родителей. В этих случаях экспертиза назначалась вследствие необходимости учета судом при разрешении спора о месте жительства несовершеннолетнего и порядке его общения с отдельно проживающим родителем мнения ребенка.

Результаты и обсуждение

У детей младшего возраста (до трех лет) негативные психогенные реакции в ситуации развода родителей были наименее выражены. Тем не менее у двоих детей из пяти отмечено регрессивное поведение с возрастанием зависимости от матери, ухудшением речи, эпизодами недержания мочи, появлением склонности к капризам. У одной девочки было отмечено повышение аппетита. Как указывают зарубежные авторы, дети до трех лет не осознают ситуацию развода и не понимают, почему один из родителей стал проживать отдельно, но могут реагировать на смену привычного образа жизни (переезд, изменения в распорядке дня, замена няни), а также на подавленное эмоциональное состояние ухаживающего родителя. У них в ситуации развода родителей могут отмечаться ночные страхи, плаксивость, подавленность, отгороженность, приступы агрессии; они могут проявлять большую зависимость от того родителя, с которым проживают.

Переживания троих детей младшего дошкольного возраста были сопряжены с чувствами тревоги, беспомощности, горя, утраты, что проявлялось как в беседе, так и в ходе обследования при помощи проективных методик. Дети не говорили о разводе, но в большинстве случаев (восемь из девяти) сообщали, что один из родителей «уехал». Шестеро детей из девяти говорили, что они скучают по нему. Один ребенок высказывал убежденность, что родитель уехал, потому что он «не слушался». Другой ребенок считал, что родитель «уехал» из-за того, что не слушался младший брат. Пятеро детей при расспросе сообщали о появлении ночных кошмаров («волки украли в свою стаю»), страха темноты. У четверых детей в период развода отмечались патологические привычные действия. Данные результаты соответствуют результатам зарубежных авторов, показывающим, что для детей данного возраста в ситуации развода родителей наиболее характерны чувства утраты, вины, когда дети считают себя виноватыми в разводе родителей, а также фантазии о примирении родителей. Помимо этого в ситуации развода для дошкольников характерны регрессивное поведение, возросшая агрессивность в отношении к опекающему родителю и к сверстникам, повышенная капризность и эмоциональная лабильность [3, 6, 7].

Для большинства обследованных детей старшего дошкольного возраста (22 ребенка) расставание родителей было неожиданностью. В беседе пять детей указали, что им никто не сказал о разводе, и они догадались об этом самостоятельно. Двенадцати о разводе сообщили очень кратко. Только семерым родители подробно рассказали о происшедшем, и они имели возможность задавать родителям вопросы о случившемся. Таким образом, большинство родителей старших дошкольников не информировали детей о разводе, вынуждая их самостоятельно постигать смысл этого важнейшего для их жизни события. Тридцать два (94%) ребенка старшего дошкольного возраста признавались, что мечтают о том, чтобы родители помирились. У детей старшего дошкольного возраста в ситуации развода родителей наиболее часто выявлялись различные формы регрессивного поведения (нарушение навыков опрятности, возросшая зависимость от взрослого), невротические реакции в виде эмоциональной лабильности, повышенной чувствительности, ранимости, обидчивости. Ухудшалось поведение детей с появлением негативизма, агрессии в отношении как одного или обоих родителей, так и сверстников. У пяти детей выявленная невротическая симптоматика, проявляющаяся страхами, тиками, нарушениями сна, расстройствами настроения, достигала нозологического уровня.

Среди детей младшего школьного возраста в период, предшествовавший разводу и сопровождавшийся конфликтными отношениями между родителями, ухудшение психического состояния, выявленное у 38 (68%) детей, проявлялось невротическими реакциями, соматизированными расстройствами, нарушениями поведения, снижением настроения, ухудшением академической успеваемости, снижением интереса к учебе и внеучебным занятиям. Развитие соматизированных расстройств достоверно зависело от продолжительности конфликтных отношений в семье (r=0,78). На изменение семейной ситуации и раздельное проживание родителей изменением психического состояния отреагировали 25 (45%) детей. Наиболее часто психические нарушения у детей отмечались в семьях с высокой и максимальной выраженностью конфликта. Важное значение имели дополнительные психотравмирующие факторы: психическое состояние опекающего родителя, жестокое обращение с ребенком (r=0,3); смена ребенком места жительства и разрыв с социально поддерживающим окружением (r=0,4); рождение сиблинга (r=0,52). У 12 (21%) детей впервые были отмечены психические нарушения.

У восьми (14%) отмечено усиление имевшейся ранее симптоматики.

У 14 (25%) детей изменилось отношение к родителю, проживающему отдельно, с формированием негативного или чаще конфликтного отношения. К особенностям реагирования на развод детей данного возраста относится следующее: младшие школьники понимают, что такое развод и что родители больше не будут жить вместе, т.к. не любят друг друга. При этом «…злость, страх, предательство, чувство разрушенного дома и глубокая тоска – характерные реакции детей этого возраста на развод родителей...». Разрушение семьи дети воспринимают как утрату безопасного окружения, а естественная возрастная незрелость защитных механизмов не позволяет эффективно противостоять этим разрушениям, в связи с чем у них чаще, чем у детей других возрастов, встречаются невротические симптомы. Потеря одного родителя делает для ребенка возможным утрату и другого родителя тоже, с чем связаны характерные для этого возраста страхи и усиливающаяся зависимость [6, 7].

Изменение характера отношения к родителям в ситуации развода с формированием негативного, отвергающего отношения к родителю, проживающему раздельно, с наибольшей частотой встречалось среди детей 10–14 лет (9 человек из 13, что составило 69%). При этом, как указывалось ранее, изменение отношения ребенка к отдельно проживающему родителю с формированием негативного конфликтного отношения может рассматриваться как одна из типичных реакций подросткового возраста на высококонфликтный развод, сама по себе создающая риск формирования психических нарушений [5]. Как указывала Franke (1983), в возрасте 9–12 лет дети склонны к максимализму, они страдают от обостренного чувства справедливости и своих представлений о том, что правильно и неправильно. Если родитель, от которого ребенок и усвоил эти представления, сам не следует им, подросток чувствует злость, которая и определяет его отношение к разводу. В отличие от более младших детей, которые борются со своими агрессивными чувствами к родителям, подростки предоставляют своим агрессивным чувствам полную свободу, что часто приводит к отвержению одного из родителей и созданию альянса с другим. При этом Franke подчеркивает, что когда один из родителей поддерживает ребенка в его отвержении другого родителя и старается привлечь его на свою сторону, это часто приводит к обратной реакции в более старшем возрасте: подросток начинает обвинять опекающего родителя в препятствиях общению с ранее отвергаемым родителем.

Таким образом, могут быть выделены типичные особенности реагирования детей разного возраста на развод родителей. У детей младшего возра-ста психогенные реакции в ситуации развода родителей наименее выражены. В младшем дошкольном возрасте для детей наиболее характерны снижение настроения, переживания чувства утраты, вины за уход одного из родителей. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в ситуации развода родителей у детей наиболее часто отмечаются психические нарушения психогенного характера, достигающие нозологического уровня, в виде невротических реакций, соматизированных расстройств, депрессивных состояний, нарушений поведения. Для детей 10–14 лет в ситуации развода характерно изменение отношения к родителю, проживающему отдельно, с формированием негативного, отвергающего отношения. Подобные нарушения психического состояния, как правило, обусловлены всей психотравмирующей ситуацией развода и целым комплексом факторов и не должны рассматриваться как негативное следствие общения ребенка с родителем, проживающим раздельно. Установление возможного негативного влияния на психическое состояние ребенка общения или проживания с одним из родителей не относится к компетенции врачей общей практики, является предметом специального комплексного психолого-психиатрического исследования, проводимого в рамках судебной экспертизы. В случае обращения родителей с соответствующим запросом целесообразно в заключении ограничиться описанием жалоб, анамнестических сведений, психического состояния ребенка. При выявлении у ребенка психических нарушений, достигающих нозологического уровня, врачом может быть дана рекомендация проведения судебной психолого-психиатрической экспертизы.


Литература


  1. Семейный кодекс Российской Федерации.
  2. Фигдор Г. Беды развода и пути их преодоления. М., 2006.
  3. Русаковская О.А., Сафуанов Ф.С., Харитонова Н.К. Психологическая адаптация детей после развода родителей в зарубежных исследованиях (аналитический обзор). Российский психиатрический журнал. 2011;1:36–45.
  4. Русаковская О.А., Сафуанов Ф.С., Харитонова Н.К. Актуальные вопросы участия специалистов в судебных спорах о воспита-нии детей родителями, проживающими раздельно. Электронный журнал «Психология и право». 2011;1. http://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n1/39325_full.shtml
  5. Русаковская О.А. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза в судебных спорах о воспитании и месте проживания ребенка. Дисс. канд. мед. наук. М, 2011.
  6. Сафуанов Ф.С., Харитонова Н.К., Русаковская О.А. Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. 2-е изд., испр. М., 2012, 192 с.
  7. Franke L. Growing up divorced: help your child through the stages. Linden Press, N.Y., 1983.


Об авторах / Для корреспонденции


О.А. Русаковская – к.м.н.,с.н.с. Отдела судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, доцент кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета;e-mail: oarus74@gmail.com
Н.К. Харитонова –д.м.н., проф., рук. Отдела судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации;e-mail: nikdk@rambler.ru


Похожие статьи


Бионика Медиа