Комплексное лечение острых респираторных заболеваний. Взгляд оториноларинголога на возможности современной фармакотерапии


А.Ю. Овчинников (1), М.А. Панякина (1), А.М. Митюк (1), С.А. Коростелев (2)

(1) Кафедра оториноларингологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России, Москва; (2) Кафедра организации и управления в сфере обращения лекарственных средств ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва
Представлены результаты исследования эффективности и переносимости препарата, содержащего анальгезирующее, симпатомиметическое, противокашлевое средства и витамин в терапии 48 пациентов с острой респираторной вирусной инфекцией (ОРВИ). Применение этого средства, включающего компоненты, которые воздействуют на различные звенья патогенеза, представляется более оптимальным методом лечения ОРВИ по сравнению с набором отдельных лекарственных средств и не приводит к негативным последствиям, связанным с полипрагмазией или нерациональной комбинацией лекарств.

Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) является самой частой инфекционной патологией у детей и взрослых [1–3]. К основным возбудителям ОРВИ относятся адено-, риновирусы, вирусы респираторно-синцитиальной инфекции, гриппа и парагриппа, коронавирусы, а также вирусы ECHO и Коксаки (тип А и В). Следует отметить, что, несмотря на различную этиологию, ОРВИ характеризуется сходной эпидемиологией, патогенезом и клинической симптоматикой [4, 5].

Передача инфекции при ОРВИ осуществляется воздушно-капельным путем. Инкубационный период продолжается от 2 до 5 суток (в среднем 2–3 дня), во время которого в клетках респираторного эпителия происходит активное размножение или первичная вирусная репликация возбудителей с развитием острого воспаления. Этот процесс заканчивается высвобождением из инфицированных клеток дочерних вирионов, или вирусемией, которая обычно носит кратковременный характер и не приводит к генерализации инфекции. Однако в определенных условиях (например, при иммунодефиците) ОРВИ может протекать крайне тяжело и сопровождаться развитием осложнений [6].

Клиническая картина ОРВИ включает совокупность общих и местных симптомов, к наиболее знаковым из которых относятся лихорадка, озноб, мышечная и головная боль, ухудшение аппетита, недомогание и другие общие проявления. Данные симптомы являются следствием не только кратковременной вирусемии, но и во многом результатом системного воздействия на организм медиаторов воспаления. Вероятно, в т.ч. и этим обусловлена малая эффективность противовирусных средств при ОРВИ. Местные же симптомы ОРВИ вызваны воспалением слизистых оболочек респираторного тракта, что клинически проявляется кашлем, чиханием, затрудненным носовым дыханием, насморком, болью, першением в горле и др. [3–5].

Выбор конкретных лекарственных средств при лечении больного ОРВИ проводится на основе детального анализа клинических особенностей. При этом ориентируются на ведущие симптомы, однако в целом «спектр» препаратов включает деконгестанты, противокашлевые и противовоспалительные средства, противокашлевые препараты, муколитики, солевые растворы для орошения полости носа, антисептики для полоскания горла и другие средства. Такое многообразие лекарственных препаратов говорит прежде всего о малой эффективности их изолированного применения, в то же время «массированная лекарственная атака» может приводить к побочным эффектам или аллергическим реакциям.

В связи с этим представляется актуальным использование комплексных препаратов (КПП), воздействующих на разные звенья патогенеза ОРВИ, в которых взаимодействие лекарственных компонентов сбалансированно и не приводит к негативным последствиям, связанным с полипрагмазией или нерациональной комбинацией лекарств. Одним из таких КПП является комбинированный препарат на основе парацетамола, псевдоэфедрина, декстрометорфана и аскорбиновой кислоты.

Уменьшение мышечной и головной боли, а также жаропонижающее действие КПП реализуются за счет парацетамола, слабого ингибитора простагландинового биосинтеза, причем его блокирующее действие на синтез простагландинов (медиаторов боли и температурной реакции) происходит в большей степени в центральной нервной системе, чем на периферии. Этим и объясняется наличие выраженного болеутоляющего и антипиретического действий парацетамола и очень слабого противовоспалительного эффекта. В отличие от ряда других нестероидных противовоспалительных средств парацетамол не вызывает раздражения слизистой оболочки желудка и кишечника, не оказывает влияния на тонус бронхов, свертывающую систему крови и водно-солевой обмен.

Второй компонент КПП – псевдоэфедрин – является системным деконгестантом, способствующим сужению сосудов слизистой оболочки полости носа и таким образом облегчающим дыхание при его заложенности.

Контроль данного симптома при ОРВИ помогает предотвращать развитие осложнений, в частности гнойного синусита. К преимуществам системного деконгестанта по сравнению с топическим (местным) относятся прежде всего отсутствие цилиодепрессивного эффекта с возможной последующей атрофией мерцательного эпителия, а также более мягкое действие, а следовательно, меньшая вероятность нарушения режима дозирования, поскольку многие пациенты, пользующиеся «каплями в нос», быстро адаптируются к чрезмерной вазоконстрикции, часто возникающей при неконтролируемом использовании этих средств. Далее неизбежен «синдром рикошета» – усиление заложенности носа после окончания их действия и развитие зависимости от капель – состояния, которое носит название медикаментозного ринита. Конечно, «синдром рикошета» свойствен не только местным, но и системным деконгестантам и многим другим препаратам, влияющим на тонус сосудов, однако в случае применения местных деконгестантов ситуация для его развития более благоприятна.

Третьим компонентом КПП является декстрометорфан, действующий на кашлевой центр и повышающий кашлевой порог, что приводит к уменьшению сухого кашля, связанного с раздражением слизистой оболочки носоглотки, трахеи и бронхов при ОРВИ. Говоря о кашле при ОРВИ, следует предостеречь большинство пациентов от использования муколитиков с первых дней заболевания. Данная группа препаратов, широко представленная в аптеках и часто необоснованно рекомендуемая провизорами, показана лишь при наличии продуктивного кашля, сопровождающегося отхождением мокроты или же специфическими влажными хрипами.

Четвертый компонент КПП – это аскорбиновая кислота, восполняющая дефицит витамина С.

Таким образом, описанный КПП представляется перспективным средством для лечения больных ОРВИ, поскольку содержит в своем составе многие показанные в этот период лекарственные компоненты.

С учетом вышеизложенного на кафедре оториноларингологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова проведено исследование, целью которого стала оценка эффективности и переносимости КПП в терапии пациентов с ОРВИ.

Материал и методы

В исследование были включены 48 больных (22 мужчины и 26 женщин, средний возраст – 41,23±8,13 года) с диагнозом ОРВИ. Критерии включения в исследование: наличие сухого кашля на фоне катарального синдрома в полости носа и в глотке, симптомов общей интоксикации, повышение температуры тела. Критерием исключения из исследования было развитие бактериальных осложнений ОРВИ (синусита, тонзиллита, трахеита, бронхита), требующих применения антибактериальных средств.

Согласно дизайну, пациенты были рандомизированы в 2 равнозначные группы по 24 человека в каждой. Основную группу (ОГ) составили 24 пациента, к которым применялся препарат Каффетин Колд 4 раза в сутки. Курс лечения составил 5 дней. В группу сравнения (ГС) вошли 24 больных, которые лечились средствами для ирригации полости носа, топическими деконгестантами и местными антисептиками для полоскания горла. Каффетин Колд не применялся.

В предварительное обследование пациентов с целью решения вопроса о возможности включения их в программу исследования вошли сбор жалоб и анамнеза заболевания, оценка лечащим врачом субъективных и объективных данных о состоянии пациента (стандартный ЛОР-осмотр), рентгенологическое исследование околоносовых пазух для исключения бактериального синусита.

Контрольная оценка состояния пациентов проведена в 1-й день от начала терапии (1-й визит), 3-й (2-й визит), 5-й (3-й визит) и на 7-й день (4-й визит) от начала лечения. Выделение 4-го визита было вызвано необходимостью контрольной оценки течения ОРВИ.

Оценка выраженности субъективных и объективных проявлений заболеваний осуществлена по 6-балльной системе: 0 – симптом отсутствует, 1 – едва заметен, 2 – легко выражен, 3 – умеренно выражен, 4 – сильно выражен, 5 – очень сильно выражен. Температура тела оценивалась по 5-балльной шкале: нормальная, 1 – до 37,2°С, 2 – до 37,9 3,3 – до 38,4, 4 – до 39,0, 5 – более 39,0°С.

Общая врачебная оценка эффективности терапии оценивалась как врачом, так и пациентом во время контрольных визитов и по итогам лечения. При этом использовалась 5-балльная шкала: 5 – отсутствие жалоб, 4 – значительное улучшение, 3 – улучшение, 2 – без изменений, 1 – ухудшение.

Результаты исследования

До начала терапии средние значения выраженности субъективных и объективных симптомов заболеваний достоверно не различались между группами (p≥0,05). На фоне проводимого лечения положительная динамика отмечена во всех группах, однако существовали и определенные различия.

Анализ скорости наступления клинического улучшения (рис. 1) показал, что наибольший регресс клинической симптоматики наблюдался в ОГ в первые 5 дней лечения (с 1-го по 2-й визит). При последующих визитах показатель был ниже и достоверно не отличался от такового в ГС.

При анализе динамики клинических данных отмечено, что среди общих симптомов наиболее выраженный регресс имел место в отношении повышения температуры тела, интоксикации и кашля, которые ко 2-му визиту отсутствовали у всех больных. Наиболее длительно у некоторых пациентов ГС сохранялась слабость. В ОГ к 4-му визиту общие симптомы ОРВИ отсутствовали (рис. 2).

Среди местных симптомов наибольшему регрессу в обеих группах подверглись чихание и слезотечение, которые отсутствовали у всех больных к 3-му визиту. К 4-му визиту в обеих группах у ряда больных сохранялись заложенность носа и храп. Таких пациентов было достоверно больше в ГС по сравнению с ОГ (рис. 3). Побочных эффектов в процессе исследования в обеих группах не выявлено.

Полученные результаты динамики кашля отразились на итоговой эффективности лечения ОРВИ в обеих группах. При этом в ОС зарегистрировано достоверно большее число случаев выздоровления к 7-м суткам по сравнению с ГС (p<0,05), в которой у 5 (20,8%) пациентов к концу лечения развились различные бактериальные осложнения ОРВИ: у 2 – острый бактериальный риносинусит, у 2 – острый трахеит и у 1 больного – острый бронхит (рис. 4).

Таким образом, задачи, стоящие перед практикующим врачом при выборе лекарственных средств для лечения кашля при ОРВИ, при кажущейся простоте и легкости не только требуют глубоких знаний о патогенезе заболевания, механизмах действия используемых препаратов и их побочных эффектах, но и обязывают в каждом конкретном случае индивидуализировать лечебную тактику.

В связи с этим применение комплексных препаратов со сбалансированной формулой, включающей компоненты, воздействующие на различные звенья патогенеза, представляется более оптимальным в лечения ОРВИ по сравнению с набором отдельных лекарственных средств.

Одним из таких препаратов служит КПП, который можно рекомендовать пациентам с ОРВИ к применению в клинической практике.


Литература



  1. Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика / Научно-практическая программа Союза педиатров России. М., 2002. 69 с.

  2. Покровский В.И. Инфекционная патология: вчера, сегодня, завтра. Профилактика, диагностика и фармакотерапия некоторых инфекционных заболеваний. М., 2002. С. 7–17.

  3. Учайкин В.Ф. Руководство по инфекционным заболеваниям у детей. М., 1998. 700с.

  4. Red Book: 2000. Report of the Committee on Infection Diseases. 25rd: American Academy of Pediatrics, 2000. 855 p.

  5. Заплатников А.Л. Принципы рациональной терапии острых респираторных вирусных инфекций у детей раннего возраста. Русский медицинский журнал. 2004;12(13):790–95.


Об авторах / Для корреспонденции


А.Ю. Овчинников – д.м.н., кафедра оториноларингологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России
М.А. Панякина – к.м.н., кафедра оториноларингологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России
А.М. Митюк – д.м.н., кафедра оториноларингологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России
С.А. Коростелев – кафедра организации и управления в сфере обращения лекарственных средств ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России


Похожие статьи


Бионика Медиа