Препараты магния в комплексной терапии и профилактике сердечно-сосудистых заболеваний


О.А. Мубаракшина, М.Н. Сомова

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, Воронеж
Дефицит магния служит фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, в т.ч. артериальной гипертензии и нарушений сердечного ритма. Дополнительное введение в рацион питания магния достоверно снижает риск фатальных сердечно-сосудистых осложнений. Оротат магния обладает антиаритмическим эффектом, что обусловлено способностью магния блокировать кальциевые каналы, сохранять калий внутри клеток, стабилизировать мембраны, ослаблять симпатические влияние на сердце, тем самым эффективно предупреждать электрическую нестабильность клеток сердца.

Несмотря на значительные успехи в кардиологии и клинической фармакологии, сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) и связанные с ними осложнения сохраняют лидирующие позиции в структуре заболеваемости и смертности населения большинства развитых стран мира. В связи с этим повышается значимость выявления факторов риска кардиологических заболеваний и способов их эффективного предупреждения.

Одним из наиболее важных факторов дисфункции сердечно-сосудистой системы выступает дефицит, избыток или дисбаланс микро- и макроэлементов, в т.ч. магния.

Магний содержится в организме в количестве 15 мМоль/кг массы тела. Наиболее богата им костная ткань, за ней следуют печень, скелетные мышцы, мозг и почки. По количеству в клетках магний занимает второе место среди ионов после калия. Внутриклеточная концентрация магния, включая мышечную ткань, превышает более чем в 10 раз концентрацию этого макроэлемента в плазме крови. Благодаря депо в мышцах уровень магния в крови может оставаться стабильным длительное время даже при значительных потерях [1].

Основная часть внутриклеточного магния содержится в митохондриях, причем около 80–90 % – в комплексе с АТФ. Очень важно поддержание соотношения магния и кальция 1 : 55, т.к. при снижении концентрации магния в крови возрастает содержание кальция, который может откладываться в почках, мышцах, стенках кровеносных сосудов [2].

Магний активирует витамины группы В, более трехсот различных ферментов, а также обеспечивает синтез белков, регулирует гликолиз и энергетический обмен клеток [3]. Магний необходим для усвоения кальция и нормальной работы паращитовидных желез, участвует в регуляции транспорта ионов натрия и калия через клеточные мембраны, усиливает процессы торможения в нервной системе, препятствует появлению судорожной готовности, уменьшает раздражительность и чувство тревоги. Являясь естественным антагонистом кальция, магний снижает свертываемость крови, способствует расслаблению гладких мышц сосудов и уменьшению тонуса матки [1, 3].

Суточная потребность в магнии составляет 250–550 мг (по некоторым данным, вдвое больше). Эта потребность возрастает в период беременности и лактации, у лиц пожилого возраста, при увеличении в рационе кальция и фосфора, умственных и физических нагрузках, эмоциональном стрессе, под воздействием чрезмерного шума, вибрации, при резкой смене часовых поясов.

Выведение магния увеличивается при употреблении сахара, алкогольных напитков, крепких чая и кофе, при употреблении в пищу консервов. Повышенные потери магния возникают при хирургических вмешательствах, ожогах, травмах, заболеваниях почек, онкологических и ССЗ, сахарном диабете, а также у лиц с удаленным желчным пузырем [2, 3]. Кроме того, недостаток магния в организме может быть обусловлен применением лекарств: аминогликозидов, пенициллинов (карбенициллин, тикарциллин), фторхинолонов, тетрациклинов, диуретиков, сердечных гликозидов, противоопухолевых цитостатиков, ингибиторов протонной помпы, многих энтеросорбентов, препаратов для парентерального питания [4–6].

Недостаток магния может проявляться разнообразными церебральными симптомами: снижением концентрации внимания, повышенной раздражительностью, ухудшением памяти, нарушением сна. У пациентов также могут появиться депрессия, чувство страха, тревоги, головокружение, парестезии. Со стороны сердечно-сосудистой системы возможно развитие ангиоспазмов, сердечных аритмий, тахикардии, артериальной гипертензии, увеличение продолжительности интервала QT на электрокардиограмме (ЭКГ). Возможны также ларинго- и бронхоспазм, абдоминальные спастические боли, тошнота, рвота, пилороспазм, судороги скелетных мышц, увеличение сократимости матки (выкидыши, преждевременные роды) и пр. [1–3].

Дефицит магния считается важным фактором риска развития сердечно-сосудистой патологии [7]. Результаты мета-анализа (2013) на основе около 20 тыс. случаев ССЗ продемонстрировали достоверную связь дефицита магния и частоты сердечно-сосудистых осложнений. Показано, что распространенность дефицита магния значительно выше среди пациентов с ССЗ, чем среди других пациентов. При увеличении содержания магния в рационе питания достоверно снижается риск сердечно-сосудистых осложнений [8].

Дефицит потребления магния с пищей повышает риск развития некоторых видов аритмий, нарушений липидного обмена, возникновения сахарного диабета, цирроза печени, заболеваний щитовидной и паращитовидных желез [9,10]. Кроме того, по данным некоторых исследователей, существует взаимосвязь между недостатком магния и риском развития опухолей [11].

Магний играет важную роль в нормальной сердечной электрофизиологии, в связи с чем неадекватное содержание этого иона в организме способствует развитию множества аритмий. Эффективность лечения нарушений сердечного ритма препаратами магния доказана в клинических исследованиях.

В качестве антиаритмического средства соли магния служат препаратом выбора при врожденном и приобретенном синдромах удлиненного интервала QT и желудочковой аритмии по типу «пируэт» (torsades de pointes). Была показана эффективность применения препаратов магния и при аритмиях, возникших в результате терапии амиодароном и антиаритмическими лекарственными средствами I класса. Их эффективность связана с его способностью угнетать развитие следовых деполяризаций, укорачивая длительность интервала QT [12–14].

Для коррекции магниевого дефицита, профилактики и лечения нарушений сердечного ритма в настоящее время в основном используются пероральные лекарственные формы препаратов магния. Фармакологическая эффективность препаратов магния связана с его способностью блокировать кальциевые каналы, повышать содержание оксида азота, уменьшать вазоспазм и эндотелиальную дисфункцию [15]. Пероральные препараты магния входят в схемы комбинированной терапии многих ССЗ [16]. В их составе магний обычно находится в комплексе с органическими кислотами.

Одним из наиболее оптимальных органических компонентов для соединения с ионами магния остается оротовая кислота [17, 18]. Магния оротат объединяет полезные свойства двух веществ – магния и оротовой кислоты, сочетая кардиопротективные свойства каждого из компонентов. Именно оротовая кислота необходима для фиксации магния на АТФ в клетке. Оротат магния стабилизирует процессы обмена веществ в поврежденных клетках миокарда посредством участия в синтезе пиримидиновых нуклеотидов. Он ускоряет биосинтетические процессы, что на уровне сердечной мышцы выражается в повышении синтеза АТФ и белка, уменьшении потерь магния, что оказывает на миокард стабилизирующее действие [19–21].

В России единственным лекарственным препаратом, содержащим оротат магния, на сегодня остается Магнерот. Накоплен большой опыт его применения кардиологическими пациентами. Основным показанием к назначению Магнерота служат дефицит ионов магния и связанные с ним нарушения сердечного ритма. Доказана способность Магнерота предупреждать желудочковые аритмии torsades de pointes при синдроме удлиненного интервала QT, в т.ч. у беременных женщин и детей. Он также эффективен при других типах желудочковой и наджелудочковой экстрасистолий и может применяться как поддерживающее средство после купирования приступа мерцательной аритмии. Однако при тяжелых нарушениях сердечного ритма его лучше комбинировать с другими антиаритмическими средствами [22].

За последние годы был опубликован ряд работ о положительном эффекте применения препаратов магния при нарушениях ритма и проводимости сердца больных врожденной дисплазией соединительной ткани и пролапсом митрального клапана (ПМК). Показано, что у 2/3 пациентов с ПМК выявляется дефицит магния. Возникающие при ПМК нарушения ритма сердца и острая левожелудочковая недостаточность вследствие разрыва хорд могут приводить к самому грозному осложнению – внезапной смерти. Выраженность клинической симптоматики при ПМК помимо влияния дисфункции вегетативной нервной системы зависит и от дефицита магния [23]. Терапия пациентов с ПМК препаратами магния приводит к уменьшению числа желудочковых экстрасистол, в связи с чем данную терапию некоторые авторы считают этиопатогенетической. При дисплазии соединительной ткани и врожденном удлинении интервала QT обоснованно назначение длительных курсов Магнерота для компенсации тканевого дефицита магния [24, 25].

Одним из важных показаний к назначению магния оротата является борьба с проаритмогенными эффектами антиаритмических препаратов I и III классов. За счет способности предотвращать избыточное поступление кальция в кардиомиоцит оротат магния также рекомендуется использовать для коррекции токсических эффектов сердечных гликозидов. Следует контролировать уровень магния в сыворотке крови пациентов, получающих сердечные гликозиды, и по мере необходимости назначать им с профилактической целью Магнерот [19].

При анализе показателей холтеровского мониторирования ЭКГ на фоне терапии Магнеротом выявлено уменьшение максимальной частоты сердечных сокращений, урежение эпизодов наджелудочковой и особенно желудочковой экстрасистолий, тахи- и брадикардий. На фоне терапии Магнеротом отмечено также уменьшение числа пациентов с поздними потенциалами желудочков, которые являются маркером повышенного риска развития желудочковой экстрасистолии и тахикардии, уменьшение эндотелиальной дисфункции [19, 21].

Назначение препарата Магнерот также обоснованно в следующих клинических ситуациях (в качестве компонента комбинированной терапии):

  • при сочетании артериальной гипертензии с гиперлипидемией и проявлениями ишемии миокарда в т.ч. у пациентов с сахарным диабетом;
  • при нарушениях сердечного ритма на фоне хронической алкогольной интоксикации и хронического стресса;
  • при хронической сердечной недостаточности (ХСН).

При использовании Магнерота в терапии ХСН отсутствуют достоверные данные, будто применение препарата приводит к положительным изменениям ЭХО-картины. Но при применении препарата Магнерот отмечается улучшение качества жизни пациентов с ХСН, а относительный риск смерти достоверно снижается. Магнерот целесообразно использовать при ХСН как источник магния, так и в качестве метаболического средства. В литературе есть указания, что при добавлении препарта к стандартной терапии наблюдаются положительные эффекты [19]. Практически все исследователи отмечают хорошую переносимость Магнерота и крайне редкое возникновение каких-либо нежелательных побочных эффектов [21, 26].

Таким образом, дефицит магния остается актуальной проблемой и взаимосвязан со многими патологическими процессами, наиболее значимые из которых сердечно-сосудистые, в т.ч. нарушения сердечного ритма. Предупреждение и устранение дефицита данного макроэлемента достоверно уменьшают проявления кардиологической патологии. Магния оротат (Магнерот) обладает антиаритмической активностью, что связано с антагонизмом магния по отношению к кальцию, мембраностабилизирующим действием, предупреждением потерь калия клеткой, ослаблением симпатических влияний на сердце. Препарат Магнерот является одним из основных средств профилактики и комплексного лечения заболеваний сердца и сосудов, а также эффективным дополнением к противоаритмической терапии.


Литература



  1. Лесиовская Е.Е., Бахтина С.М., Бойко И.Н. Витамины. Макро- и микроэлементы. учебное пособие / Под ред. Е.Е. Лесиовской. СПб., 2004. 140 с.

  2. Altura B.M. Basic biochemistry and physiology of magnesium: a brief review. Magnesium & Trace Elements. 1991;10:167–71.

  3. Andrea M.P. Romani. Cellular magnesium homeostasis. Arch Biochem Biophys. 2011;512(1):1–23.

  4. Lameris A.L., Monnens L.A., Bindels R.J., Hoenderop J.G. Drug-induced alterations in Mg2+ homoeostasis. Clin Sci (Lond). 2012;123(1):1–14.

  5. Падейская Е.Н. Фторхинолоны: значение, развитие исследований, новые препараты, дискуссионные вопросы. Антибиотики и химиотерапия. 1998;11:38–44.

  6. Peng Chen, Long Wang, Hao Li, Bing Liu, Zui Zou. Incidence and risk of hypomagnesemia in advanced cancer patients treated with cetuximab: A meta-analysis. Oncol Lett. 2013; 5(6):1915–20.

  7. Peacock J.M., Ohira T., Post W., et al. Serum Magnesium and Risk of Sudden Cardiac Death in the Atherosclerosis Risk in Communities (ARIC) Study. Am. Heart J. 2010;160(3):464–70.

  8. Xinhua Qu, Fangchun Jin, Yongqiang Hao, Huiwu Li, Tingting Tang, Hao Wang, Weili Yan, Kerong Dai. Magnesium and the Risk of Cardiovascular Events: A Meta-Analysis of Prospective Cohort Studies // PLoS One. 2013; 8(3): e57720.

  9. Assadi F. Hypomagnesemia: an evidence-based approach to clinical cases. Iran. J. Kidney Dis. 2010;4(1):13–9.

  10. Klevay L.M., Milne D.B. Low dietary magnesium increases supraventricular ectopy. Am. J. Clin. Nutr. 2002;75:3:550–54.

  11. Blaszczyk U., Duda-Chodak A. Magnesium: its role in nutrition and carcinogenesis. Rocz. Panstw. Zakl. Hig. 2013;64(3):165–71.

  12. Shechter M. Does magnesium have a role in the treatment of patients with coronary artery disease? Am. J. Cardiovasc. Drugs. 2003;3(4):231–39.

  13. Hoshino K., Ogawa K., Hishitani T. et al. Successful uses of magnesium sulfate for torsades de pointes in children with long QT syndrome. Pediatr. Int. 2006;48(2):112–17.

  14. Ganga H.V., Noyes A., White C.M., Kluger J. Magnesium adjunctive therapy in atrial arrhythmias. Pacing Clin. Electrophysiol. 2013;36(10):1308–18.

  15. Houston M.J. The role of magnesium in hypertension and cardiovascular disease. Clin. Hypertens (Greenwich). 2011;13(11):843–47.

  16. Vierling W., Liebscher D.H., Micke O., et al. Magnesium deficiency and therapy in cardiac arrhythmias: recommendations of the German Society for Magnesium Research. Dtsch Med. Wochenschr. 2013;138(22):1165–71.

  17. Степура О.Б., Зверева Т.И., Томаева Ф.Э. Оротовая кислота как препарат метаболического действия. Вестник РАМН. 2001;8:53–5.

  18. Rosenfeldt F.L. Metabolic supplementation with orotic acid and magnesium orotate. Cardiovasc Drugs Ther. 1998;12(Suppl 2):147–52.

  19. Степура О.Б., Остроумова О.Д. Применение пероральных препаратов магния для лечения сердечно–сосудистых заболеваний. РМЖ. Кардиология. 2010;18(3):109–12.

  20. Говорин А.В., Филев А.П. Препараты магния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2012;8(3):463–68.

  21. Чуканова Е.И. Применение магния (Магнерот) в лечении сосудистых заболеваний. Трудный пациент. 2008;5–6:4–7.

  22. Amy Wang.Efficacy of class III antiarrhythmics and magnesium combination therapy for atrial fibrillation. Pharm. Pract (Granada) 2012;10(2):65–71.

  23. Акатова Е.В., Николин О.П., Мартынов А.И. Эффективность применения препарата Магнерот® при проявлениях синдрома сосудистых нарушений и геморрагического синдрома у больных с идиопатическим пролапсом митрального клапана. CardioСоматика. 2011;2(1):13–7.

  24. Нечаева Г.И., Москвина Ю.В., Друк И.В. и др. Временные показатели вариабельности сердечного ритма у пациентов с аритмическим синдромом, ассоциированным с дисплазией соединительной ткани на фоне приема препарата Магнерот®. Сибирский медицинский журнал. 2011;26(3):59–63.

  25. Нечаева Г.И., Друк И.В., Тихонова О.В. и др. Терапия препаратами магния при первичном пролапсе митрального клапана. Лечащий врач. 2007;6:82–4.

  26. Недогода С.В. Роль препаратов магния в ведении пациентов терапевтического профиля. Лечащий врач. 2009;6:16–9.


Об авторах / Для корреспонденции


О.А. Мубаракшина – Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, Воронеж
М.Н. Сомова – Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, Воронеж


Похожие статьи


Бионика Медиа