New Potentials For Predicting Response To Antiviral Therapy Of Chronic Hepatitis C


N. U. Tikhonova, E.Z. Burnevich

Department of Therapy and Occupational Diseases SBEI HPE "First MSMU n.a. I.M. Sechenov" of Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation, Moscow
Currently, the arsenal of prognostic factors for response to antiviral therapy of chronic hepatitis C with combination of pegylated interferon alpha and ribavirin is enlarged by “host” genetic factors - single nucleotide polymorphisms rs2979860 and rs8099917 of IL-28B gene. Based on the determination of these parameters, individualization of antiviral treatment of chronic hepatitis C is feasible now.

Гетерогенность ответа на противовирусную терапию (ПВТ) хронического гепатита С (ХГС) свидетельствует о необходимости поиска прогностических (положительных/отрицательных) факторов в отношении ответа на лечение. Современные фармакогенетические аспекты ХГС позволяют по-новому взглянуть на указаннные проблемы, а фармакогеномика ХГС дает ответы на многие вопросы о генетических аспектах HCV-инфекции.

В настоящее время благодаря ПВТ комбинацией пегилированного интерферона альфа (пег-ИФН-α) и рибавирина общая частота достижения стойкого вирусологического ответа (СВО) составляет 54–56 %, однако на конечные результаты лечения влияет множество факторов со стороны как вируса, так и “хозяина”. Наиболее важным вирусным прогностическим фактором является генотип вируса гепатита С (HCV): частота СВО при инфициро­вании HCV 2-го или 3-го генотипа составляет 70–90 % при ПВТ в течение 24 недель, в то время как при инфицировании HCV 1-го генотипа – только 40–50 % при продолжительности лече­ния 48 недель [1, 2]. Низкая вирусная нагрузка (< 400 тыс.–600 тыс. коп./ мл) позволяет не только рассчитывать на более высокие показатели СВО [1, 2], но при наличии быстрого вирусо­логического отвеат (БВО) – авиремии через 4 недели лечения – проводить высокоэффективную ПВТ короткими курсами: 24 недели при инфициро­вании HCV 1-го генотипа [3] и 12–16 недель при инфицировании HCV 2-го или 3-го генотипа [4].

Рис. 1. Частота СВО (%) при ПВТ ХГC в зависимости от различных генотипов ПЕН rs12979860 гена интерлейкина-28В, в т.ч. различных этнических популяциях (данные исследования IDEAL)

К факторам “хозяина”, снижающим частоту СВО при ПВТ ХГС, относят­ся мужской пол и зрелый возраст [1], ожирение [2], стеатоз печени [1, 2], инсулинорезистентность [3], стадия цирроза печени [4], ранняя менопау­за [1, 2]. Этническая принадлежность значимо влияет на результаты ПВТ при инфицировании HCV 1-го гено­типа: низкая частота СВО отмечается среди афроамериканцев [5], тогда как у лиц азиатской этнической группы регистрируются самые высокие пока­затели СВО [6] в сравнении с евроа­мериканцами [7]. Влияние этнической принадлежности на результаты ПВТ ХГС стали основой для поиска гене­тических факторов “хозяина”, опреде­ляющих гетерогенность ответа на лечение HCV-инфекции.

В первой декаде XXI в. реализован гло­бальный проект Genome-Wide Association Study (GWAS) – расшифровка генома человека и изучение взаимосвязи между специфическими полиморфизмами единичных нуклеотидов (ПЕН) разных генов и особенностями различных забо­леваний. В последние годы установлена ассоциация генетических особенностей “хозяина” по результатам ПЕН гена интерлейкина-28B (ИЛ-28В) с частотой СВО при проведении ПВТ.

Впервые ассоциация между ПЕН гена ИЛ-28В и результатами ПВТ ком­бинацией пег-ИФН-a и рибавирином была продемонстрирована на популя­ции больных ХГС (n = 1671) из иссле­дования IDEAL. Необходимо отметить, что в рамках данной исследовательской работы изучено 500 тыс. ПЕН, однако взаимосвязь с частотой СВО выявлена лишь для семи из них, причем стойкая и отчетливая зависимость была доказа­на только в отношении ПЕН rs12979860 гена ИЛ-28В как среди всех больных, так и в группах различной этнической принадлежности (рис. 1) [8]. Вскоре вслед за этим масштабным исследова­нием появились данные о взаимосвязи между другими ПЕН гена ИЛ-28В и результатами ПВТ – совершенно опре­деленно для rs8099917 (g.12011383T > G) и менее значимо для rs12980275 (g.12000001A > G) [9, 10].

Первоначальные данные по ПЕН гена ИЛ-28В касались исключительно больных ХГС, инфицированных HCV 1-го генотипа [8–10], в то время как место и значение ПЕН гена ИЛ-28В при инфицировании HCV 2-го и 3-го генотипов оставались неясными. В настоящее время показано, что часто­та генотипа СС по ПЕН rs12979860 среди больных ХГС с HCV 2-го и 3-го генотипов составляет 46 и 55 % соот­ветственно, в то время как при HCV 1-го генотипа – 33,5 % [11]. Некоторые авторы продемонстрировали взаимос­вязь между ПЕН rs8099917 и частотой СВО при 2-м и 3-м генотипах HCV [12]. Безусловно не требует обсуждения тот факт, что с учетом общих высоких результатов ПВТ в данной популяции больных для выявления влияния ПЕН гена ИЛ-28В требуется изучение боль­шой когорты пациентов.

Важно понимать, что ключевым зве­ном в оценке взаимосвязи генотипа ПЕН гена ИЛ-28В с вариантом ответа на ПВТ является кинетика вирусной массы во время лечения. Показано более значимое и более быстрое сни­жение вирусной нагрузки в течение первых 4 недель лечения у больных ХГС, инфицированных HCV 1-го генотипа, с генотипом СС по ПЕН rs12979860, чего не наблюдалось среди больных ХГС, инфицированных HCV 2-го и 3-го генотипов [13]. В связи с данными особенностями динамиче­ских изменений концентрации РНК HCV у больных ХГС, инфицирован­ных HCV 1-го генотипа, при генотипе СС по ПЕН rs12979860 и генотипе ТТ по ПЕН rs8099917 наблюдается большая частота БВО [14] – ниболее важного положительного прогности­ческого фактора ответа на ПВТ.

Каково же практическое значение данных по ПЕН гена ИЛ-28В при опре­делении тактики лечения больного ХГС? На сегодня не совсем понятны место и значение данных ПЕН гена ИЛ-28В в выборе схемы лечения – “двойная” (классическая) ПВТ комбинацией пег­ИФН-α или “тройная” (очень дорогая и трудно переносимая) ПВТ комбинацией пег-ИФН-α, рибавирина и ингибитора протеазы? Возможное практическое применение данных ПЕН rs12979860 и rs8099917 гена ИЛ-28В представлено на рис. 2. Так, при наличии набора поло­жительных факторов ответа на лечение (например, благоприятных генотипов ПЕН rs12979860 и rs8099917, низкой стартовой вирусной нагрузки, отсут­ствия “продвинутого” фиброза, значи­мого стеатоза и инсулинорезистетно­сти) у больных ХГС с HCV 1-го геноти­па возможно не только использование “двойной” ПВТ, но и уменьшение ее срока при констатации БВО (в т. ч. при инфицировании HCV 2-го или 3-го генотипа).

Рис. 2. Алгоритм использования данных по ПЕН гена ИЛ-28В при ХГС

Не вызывает сомнений тезис об однозначной необходимости “трой­ной” ПВТ пег-ИФН-α, рибавирином и ингибитором протеазы у больных ХГС, инфицированных HCV 1-го генотипа, с набором отрицательных прогности­ческих признаков (например, неблаго­приятных генотипов ПЕН rs12979860 и rs8099917, высокой стартовой вирус­ной нагрузки, “продвинутого” фибро­за, выраженного стеатоза, наличия инсулинорезистентности).

Споры же о тактике ведения могут касаться больных с благоприятны­ми вариантами генотипов ПЕН гена ИЛ-28В и набором других неблаго­приятных прогностических факторов или, наоборот, с неблагоприятны­ми вариантами генотипов ПЕН гена ИЛ-28В и рядом других позитивных прогностических факторов. В первом случае возможно начало лечения со стандартной “двойной” ПВТ с оцен­кой БВО и последующим присоеди­нением третьего противовирусного препарата (боцепревира) в отсутствие достижения авиремии через 4 недели терапии или продолжением лечения двумя противовирусными препарата­ми со стандартной продолжительно­стью при наличии БВО. Во втором случае, очевидно, стоит признать более целесообразной “тройную” ПВТ, хотя этот подход неоднозначен, и в данной группе больных также возможно нача­ло лечения со стандартной “двойной” ПВТ с оценкой БВО. Совершенно ясно, что для разработки алгоритма индивидуализированной “двойной” и/или “тройной” ПВТ, основанной на вирусологическом ответе, потребуется как проведение новых срав­нительных клинических испытаний, так и тщательный анализ результа­тов уже проведенных клинических исследований.

В любом случае определение ПЕН гена ИЛ-28В имеет большое про­гностическое значение в отношении результатов ПВТ. При этом необ­ходимо подчеркнуть, что данные о ПЕН rs12979860 и rs8099917 не могут быть инструментом решения вопроса о назначении ПВТ или отказе от ее проведения; в совокупности с други­ми прогностическими факторами они позволяют лишь более точно опреде­лить шанс конретного больного на излечение от ХГС при использовании конкретной схемы ПВТ.

Продуктом экспрессии гена ИЛ-28В является интерферон-l3 (ИФН-l3) – цитокин семейства ИФН-l, в которое также входят ИФН-l1 (кодируется геном ИЛ-29) и ИФН-l2 (кодируется геном ИЛ-28А). Гены ИЛ-28А, ИЛ-28В и ИЛ-29 локализованы на хромосоме 19 [15]. ИФН-l1, ИФН-l2 и ИФН-l3 отно­сятся к интерферонам 3-го типа, обла­дают структурным сходством с молеку­лами семейства ИЛ-10; их продукция индуцируется вирусными инфекциями (как и ИФН 1-го типа – ИФН-α и ИФН-β). По аналогии с ИФН 1-го типа передача сигнала от ИФН-l осу­ществляется по системе Jak/STAT с индукцией ИФН-стимулированных генов, однако рецепторы для них свои – α-цепь рецептора ИЛ-28В (IL28Ra) и β-цепь рецептора ИЛ-10 (IL10Rb) [16]. В противовес ИФН-α и ИЛ-10 рецеп­торы ИФН-l экспрессируются преимущественно на эпителиальных клетках, ткани печени и в периферических мононуклеарных клетках [15, 16].

Рис. 3. Роль различных генотипов ПЕН гена интерлейкина-28В при острой и хронической HCV-инфекции

Несмотря на расшифровку струк­туры и функций ИФН-l, механизмы влияния ПЕН гена ИЛ-28В на результаты ПВТ и частоту спонтанного клиренса HCV-инфекции не вполне ясны. Предполагалось, что и ПЕН rs8099917, и ПЕН rs12979860 влияют на экспрессию ИЛ-28В, однако для ПЕН rs12979860 это было опровергну­то, в то время как при генотипе GG ПЕН rs8099917 действительно наблю­дается низкий уровень mRNA ИЛ-28В [17]. Генотип GG ПЕН rs8099917 и генотип ТТ ПЕН rs12979860 ассоции­рованы с увеличением базовой экс­прессии ИФН-стимулированных генов в печени больных ХГС. Причем известно, что данный феномен ассо­циируется с отсутствием ответа на ПВТ [16], а характер экспрессии ИФН­стимулированных генов является одним из важнейших прогностических факторов ответа на лечение [17].

Современная гипотеза о влияния ПЕН гена ИЛ-28В на особенности HCV-инфекции представлена на рис. 3 [18]. При хронической HCV-инфекции при благоприятных генотипах ПЕН гена ИЛ-28В отмечается низкий базовый уро­вень индукции ИФН-индуцированных генов, однако при ПВТ отмечается выра­женная индукция ИЛ-28В и, соответ­ственно, ИФН-индуцированных генов, что проявляется высокой частотой СВО. У больных ХГС с неблагоприятными генотипами ПЕН гена ИЛ-28В отмеча­ется исходно высокий базальный уро­вень ИФН-индуцированных генов, что не сопровождается индукцией ИЛ-28В при ПВТ, следовательно, имеет место низкая частота СВО.

Таблица. Клиническое значение ПЕН гена ИЛ-28В

Таким образом, современные дан­ные по фармакогенетике и фармакоге­номике HCV-инфекции в ближайшее время обоготят арсенал необходимых в практике врача-гепатолога, гастроэнтеролога, инфекциониста и терапевта исследований определением ПЕН гена ИЛ-28В (см. таблицу), а в перспективе, возможно, и новым лекарственным средством – ИФН-l, изучение которо­го в данном направлении с учетом его противовирусного и антипролифера­тивного эффектов в настоящее время уже ведется [19].


About the Autors


Tikhonova Natalia Yuryevna - Graduate Student at the Department of Therapy and Occupational Diseases SBEI HPE "First MSMU n.a. I.M. Sechenov" of Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation.
Tel. 8 (499) 248-49-95, e-mail: natalia_org@mail.ru;
Burnevich Eduard Zbignevich - Associate Professor at the Department of Therapy and Occupational Diseases SBEI HPE "First MSMU n.a. I.M. Sechenov" of Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation.
Tel. 8 (499) 248-53-55, e-mail: eduard.z.burnevich @ mtu-net.ru


Similar Articles


Бионика Медиа