Bacteriophage Preparations In The Treatment And Prevention Of Urinary Tract Infections In Pregnants And Puerperants


Zaharova U.A.

The article presents the results of study, which was aimed to comparative evaluation of methods of antibiotic therapy in pregnants with urinary tract infections using standard courses of antibacterial therapy and combined treatment with antibiotics and bacteriophages. The study have demonstrated that the inclusion of bacteriophage preparations in the course of antibacterial therapy is the most effective treatment for this disease and reduces the incidence of disease recurrence. In women treated with such combined treatment, complications of pregnancy are rarely, childbirth are more favorable, newborns have higher levels of health and are less likely to develop septic complications.

Сохранение желанной беременности с целью рождения здорового ребенка – задача не только женщины, ее семьи, но и государства. Актуальность этой сложной демографической проблемы в настоящее время приобретает особый смысл. В последние годы растет число женщин репродуктивного возраста с хроническими экстрагенитальными заболеваниями, инфекциями мочеполовой системы, выраженными иммунодефицитами [16, 17]. Особенности женского организма в период беременности, родов, послеродовой период и период лактации могут усугублять течение патологического процесса, что ведет к существенной медикаментозной нагрузке не только на женщину, но и на новорожденного ребенка.

Многоцентровые исследования по контролю заболеваемости показали, что 90 % обследованных беременных женщин в России в настоящее время по тем или иным причинам используют лекарственные средства, относящиеся к 48 классам, в т. ч. антибиотики [10, 15]. Прежде всего это касается инфекционных заболеваний, в числе которых одними из наиболее распространенных являются инфекции мочевыводящих путей (ИМВП) [6, 14, 18, 19]. Занимая второе место (после анемий) в структуре экстрагенитальной патологии, они приводят к развитию таких тяжелых осложнений, как
гестоз, самопроизвольное прерывание беременности, послеродовые гнойно-септические осложнения [2, 3, 7, 20].

Именно поэтому выбор антибактериального препарата для женщин в гестационный период является весьма ответственной задачей в силу многочисленных противопоказаний: возможного трансплацентарного перехода лекарственного средства, попадания его в грудное молоко, неблагоприятного влияния на плод и новорожденного ребенка [12]. Часть антибиотиков в силу прямого токсического действия не может применяться в определенные сроки беременности (период гестации) или длительными курсами. Следует также иметь в виду, что применение антибиотиков сопровождается подавлением нормофлоры и формированием резистентных штаммов [13]. Иногда устойчивый микроорганизм, освобожденный от “конкуренции”, развивается до такой степени, что становится опасным, приводя к возникновению инфекций, трудно поддающихся терапии. Это сужает и без того немногочисленный спектр используемых в лечении антибиотиков. В результате применяемые в настоящее время схемы антибактериальной терапии (АБТ) у беременных женщин зачастую не приносят ожидаемого эффекта и усугубляются развитием дисбиозов [4]. Короткие курсы АБТ (диктуемые состоянием беременности) спустя непродолжительное время вновь приводят к рецидивам заболевания, сопровождаются развитием грибковой инфекции, которая в свою очередь является причиной возникновения серьезных осложнений [10]. Следовательно, вопросы совершенствования старых и поиска новых методов лечения беременных с ИМВП по-прежнему остаются актуальными.

Одним из таких перспективных методов лечения является фаготерапия [9], которая заключается в использовании специфического вида вирусов, поражающих только соответствующие им микроорганизмы. Метод фаготерапии абсолютно безвреден, следовательно, может быть применен при
любом сроке беременности и продолжительными курсами [1, 5, 8, 11]. Фаги подобно “волшебной пуле” поражают лишь микроб, поддерживающий инфекционный процесс, и не влияют на нормальную микрофлору челове-ка, играющую барьерную функцию. Потенцированное действие фагов и
антибиотиков позволяет их использовать в комплексе. Немаловажным аспектом является высокий уровень чувствительности микроорганизмов гнойно-септической группы к выпускаемым промышленностью фагам [9].

Целью исследования явилась сравнительная оценка методов АБТ беременных с ИМВП при использовании стандартного курса терапии антибиотиками и комплексного лечения антибиотиками и бактериофагами.

Материал и методы

Под наблюдением находились 65 беременных женщин с ИМВП. В зависимости от проводимых лечебных мероприятий парносопряженным методом были сформированы две группы. В первую группу (сравнения) были включены 33 женщины, из которых у 15 диагностирован гестационный пиелонефрит, у 12 наблюдалось обострение хронического процесса мочевыводящих путей и у 6 – асимптоматическая бактериурия. Этиотропное лечение в первой группе проведено цефазолином или ампициллином по стандартным схемам. Вторая группа (наблюдения) состояла из 32 беременных с ИМВП. В этой группе острый первичный пиелонефрит наблюдался в 11 случаях, обострение хронического процесса – в 16, асимптоматическая бактериурия – в 5. АБТ проводили теми же препаратами, что и в первой группе с соблюдением принципов их назначения и отмены. Дополнительно всем беременным второй группы к антибиотику в схему лечения подключали коммерческий препарат бактериофага Секстафаг (НПО “Биомед”, Россия) с учетом чувствительности выделенного возбудителя. Фаготерапию проводили по следующей схеме: по 20 мл препарата в жидком виде перорально 2–3 раза в сутки и одновременно вагинально в тампонах по 5–10 мл 2 раза в сутки (на 40–60 минут). Продолжительность курса фаготерапии составила 7–10 дней. Группы беременных были достоверно сопоставимыми (p > 0,2) по возрасту, данным медицинского анамнеза, течению беременности до выявленного заболевания, форме заболевания, клинико-лабораторным
показателям и используемым в терапии антибиотикам. Симптоматическая терапия в обеих группах зависела от тяжести инфекционного процесса и выявленных сопутствующих заболеваний. Лечебные мероприятия соответствовали медико-экономическим стандартам.

Результаты и обсуждение

В ходе микробиологического исследования мочи у беременных первой и второй групп было выделено 35 и 34 возбудителя соответственно. В двух случаях у женщин из каждой группы процесс носил сочетанный характер. Основные уропатогены, выделенные в этиологически значимой концентрации, были представлены Escherichia coli (57,6 и 68,8 %) и Streptococcus pyogenes (21,2 и 15,6 %). В каждой группе в четырех случаях встречался Staphylococcus aureus (12,1 и 12,5 %), в одном – Klebsiella pneumoniae (3,0 и 3,1 %). Удельный вес коагулазонегативных стафилококков при патологии был невелик (12,1 и 6,3 % соответственно). Отсутствие жалоб, нормализация клинико-лабораторных показателей, исчезновение микроорганизмов в контрольных анализах мочи, т. е. положительная динамика после проведенной антибактериальной терапии, наблюдались у всех беременных. Тем не менее при лечении основного заболевания использовать два и более антибиотиков потребовалось в первой группе в 48,5 ± 8,9 % случаев, во второй – лишь в 25,0 ± 6,5 % (p < 0,05; (табл. 1).

Таблица 1. Эффективность АБТ и сочетанной терапии (антибиотики и бактериофаги) у беременных женщин с ИМВП.

После проведенной терапии повторные случаи ИМВП в первой группе имели место в 45,5 ± 8,7 % случаев, во второй – в 21,9 ± 9,2 % (p < 0,05). При этом рецидив заболевания перед родами наблюдался в 33,3 ± 8,2 и 9,4 ± 5,1 % наблюдений соответственно (p < 0,05). В первой группе у 27,3 ± 7,8 % пациенток и во второй – у 18,8 ± 6,8 % отмечены рецидивы ИМВП, обусловленные тем же видом возбудителя, что при первичном процессе. При этом микроорганизмы, выделенные у беременных первой группы, в 44,4 ± 16,4 % случаев имели приобретенную устойчивость к ранее используемому в терапии антибиотику. Во второй группе такие устойчивые штаммы были выявлены у 16,7 ± 12,3 % женщин (p < 0,01).

При подготовке беременных к родам на дородовую госпитализацию в первой группе были госпитализированы 60,6 ± 8,5 % пациенток, в группе наблюдения – 50,0 ± 8,7 %. Зарегистрированы следующие осложнения беременности: плацентарная недостаточность (21,2 ± 7,1 % в первой группе и 6,3 ± 4,2 % – во второй), анемия (63,6 ± 8,4 и 28,1 ± 7,8 % соответственно; p < 0,001) и гестоз I степени (9,1 ± 5,0 и 6,2 ± 4,2 % соответственно). К исходу беременности между группами были выявлены существенные различия в лабораторных показателях мочи и крови. Во второй группе наблюдалось достоверно больше беременных с нормальным числом лейкоцитов в осадке мочи (81,3 ± 6,8 %) по сравнению с первой группой (54,5 ± 8,7 %; p < 0,01). По данным гемограммы, в группе фаготерапии был ниже показатель скорости оседания эритроцитов (p < 0,05): он составил 26,7 ± 2,0 мм/ч (в группе сравнения – 34,0 ± 2,4 мм/ч). Между группами была выявлена достоверная разница в показателях уровня гемоглобина (первая группа – 105,9 ± 2,0, вторая – 114,7 ± 1,6 г/л) и числа эритроцитов (3,4 ± 0,1 × 1012/л и 3,7 ± 0,1 × 1012/л соответственно; p < 0,05 и p < 0,001).

Беременность завершилась родами у всех женщин, наблюдавшихся нами по поводу ИМВП. Преждевременное родоразрешение отмечено в первой группе в 24,2 ± 7,5 % наблюдений, во второй – в 12,5 ± 4,5 %. Оперативные роды имели место в каждой группе (по 6 случаев). В первой группе 9,1 ± 5,0 % женщин оперативное родоразрешение проведено в связи с тяжелой акушерской патологией (гестозом, плацентарной недостаточностью). Продолжительность родов в первой группе составила 7,9 ± 0,8, во второй – 7,2 ± 0,8 часа; среднее время безводного периода – 7,2 ± 1,6 и 4,2 ± 1,0 час соответственно (p > 0,05). В первой группе патология плаценты и околоплодных вод наблюдалась у 51,5 ± 8,7 % рожениц, во второй – у 25,0 ± 6,4 % (p < 0,01). Признаки инфекционного поражения последа, по данным патогистологического исследования, были зарегистрированы в 27,3 ± 7,8 и 6,3 ± 3,2 % случаев соответственно (p < 0,05). Течение послеродового периода родильниц оценивалось в соответствии с показателями, характеризующими наличие инфекционно-воспалительных осложнений (табл. 2).

Таблица 2. Показатели инфекционно-воспалительных осложнений в послеродовом периоде
у женщин, перенесших ИМВП при беременности.

В группе наблюдения послеродовой период протекал более благоприятно: достоверно ниже (p < 0,05) были показатели температуры тела; а также число лейкоцитов в осадке мочи, в мазке из уретры, в мазке из цервикального канала. У меньшего числа родильниц наблюдались инфекционно-
воспалительные осложнения (табл. 3). Степень асфиксии по шкале Апгар у новорожденных детей, родившихся у женщин первой группы, через минуту после родов составила 7,6 ± 0,2 балла, во второй группе – 8,1 ± 0,1 (p < 0,05). Через 5 минут после родов показатель вырос до 8,5 ± 0,2 и 8,9 ± 0,1 балла соответственно (p < 0,05). Вес новорожденных составил 2932,0 ± 106,6 и 3207,0 ± 74,1 г (p < 0,05), рост – 49,8 ± 0,6 и 50,8 ± 0,4 см соответственно. В отделение патологии новорожденных для продолжения терапии из первой группы (сравнения) были переведены 27,6 ± 8,3 % детей, из второй (наблюдения) – лишь 12,5 ± 4,6 %. При этом у одного новорожденного из группы сравнения был зарегистрирован пиелонефрит. Средняя масса детей при выписке из родильного дома в первой группе составила 2996,0 ± 86,9, во второй – 3133,0 ± 77,8 г (p < 0,05). В группе сравнения соматический статус 75,9 ±7,9 % детей соответствовал второй группе здоровья и 24,1 ± 7,9 % – третьей. В группе наблюдения статус всех новорожденных (100 %) соответствовал второй группе здоровья (p < 0,01). Анализ микрофлоры из биологических материалов у детей группы сравнения при гнойно-септических заболеваниях в 80 ± 7,4% случаев выявил тот же вид возбудителя, который определял патологию матери при ИМВП в период беременности. В группе наблюдения все возбудители, участвовавшие в развитии инфекционно-воспалительных процессов, не соответствовали микроорганизмам, выделенным у матери при ИМВП.

Таблица 3. Характеристика послеродового периода женщин, перенесших ИМВП при беременности.

Использование препаратов бактериофагов у женщин с ИМВП способствовало снижению частоты и выраженности патологии со стороны как матери, так и новорожденного. У большинства беременных, принимавших вместе с антибиотиками бактериофаги (по сравнению с женщинами, использовавшими стандартные схемы антибактериальной терапии), роды протекали в срок, меньшим было время безводного периода, отсутствовала тяжелая акушерская патология, потребовавшая оперативного родоразрешения. У меньшего числа женщин было зарегистрировано инфицирование околоплодных вод и последа, что существенно снижало риск развития гнойно-септических осложнений со стороны не только матери, но и новорожденного. Дети группы наблюдения имели более высокую массу тела при рождении, а при выписке из родильного дома оценка их соматического статуса была выше.

Заключение

Таким образом, фаготерапия может успешно применяться у беременных с заболеваниями мочевыводящих путей в наиболее частой и тяжелой клинической форме этой патологии – пиелонефрита. Включение препаратов бактериофагов в схему АБТ у беременных с ИМВП позволит предотвращать возникновение и развитие тяжелых гнойно-септических осложнений беременности и родов со стороны матери и ее новорожденного ребенка.


Similar Articles


Бионика Медиа