Актуальность
В Международной классификации болезней 11-го пересмотра эмоциональное выгорание — это синдром, концептуализированный как результат хронического стресса на рабочем месте, с которым не удалось справиться [1]. Он характеризуется тремя симптомами: эмоциональным истощением, деперсонализацией и личностной дереализацией. Среди профессионально обусловленных психических феноменов особое место отводится синдрому профессионального выгорания [2-5].
Первые работы по этой проблеме появились в 1970-е гг. в США. Американский психолог и психиатр H.J. Freudenberger в 1974 г. описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение, потеря мотиваций и ответственности), и назвал его «burnout» (выгорание) [6]. По В.В. Бойко, «эмоциональное выгорание» — «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на их избранные психотравмирующие воздействия [7]. По Т.В. Форманюк, «синдром эмоционального выгорания — специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми» [8].
Профессиональное выгорание (ПВ) - это психологический термин, означающий негативную реакцию на хронический стресс на рабочем месте. Это происходит, когда люди отдают чрезмерное количество своего времени, энергии и усилий своей работе в течение длительного периода, не имея достаточного времени для физического или эмоционального восстановления [9].
Коронавирусная болезнь (COVID-19) впервые была выявлена в Ухане в Китае в декабре 2019 г. [10]. В ряде исследований подчеркнули сильное влияние пандемии COVID-19 на медицинских работников, особенно на лиц, принимавших активное участие в лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией, которые с самого начала были определены как одна из групп с самым высоким риском с точки зрения негативных последствий для физического и психического здоровья [11-13]. На начальном этапе пандемии медицинские работники столкнулись с множеством проблем, таких как ограниченные возможности лечения, страх заразить себя и своих близких, нехватка средств индивидуальной защиты, длительные рабочие нагрузки [14].
Стресс может приводить к неблагоприятным психическим последствиям: депрессии, тревоге, острому стрессу, посттравматическому стрессу и эмоциональному выгоранию. Все вышеперечисленное может негативно влиять на повседневное и социальное функционирование человека [15].
Решение проблемы ПВ медицинских работников важно для того, чтобы сохранить оптимальное здоровье пациентов. Медицинские работники, которые не в состоянии заботиться о своем физическом и психическом здоровье, не подходят для лечения пациентов [16].
Цель исследования: провести оценку и анализ уровней компонентов синдрома ПВ среди медицинских работников COVID-госпиталей, медицинских работников амбулаторно-поликлинического звена и медицинских работников многопрофильных стационаров во время пандемии COVID-19.
Методы
Исследование выполнено на кафедре профессиональных болезней и клинической фармакологии им. заслуженного деятеля науки РФ профессора К.В. Васильевича ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава РФ и отделения профпатологии Областного центра профпатологии ГБУЗ СО «Самарская медико-санитарная часть № 5» Кировского района. Для достижения цели исследования опрос и анализ были проведены среди медицинских работников COVID-госпиталей, оказывавших медицинскую помощь больным COVID-19 (n=201); медицинских работников амбулаторно-поликлинического звена, оказывавших медицинскую помощь в условиях повышенного эпидемического порога по острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ), гриппу и новой коронавирусной инфекции COVID-19 (n=186); медицинских работников многопрофильных стационаров, оказывавших медицинскую помощь по своему основному профилю, работавших в обычном режиме и периодически выявлявших пациентов с COVID-19
(n=195), а также контрольной группы (n=190). В контрольную группу вошли работники инженерно-технических и экономических специальностей, не связанные по профилю деятельности с работой в медицинских организациях (здоровые).
Для исследования уровней компонентов синдрома ПВ у представленных групп использован опросник выгорания Маслач (MBI - Maslach Burnout Inventory) [17, 18].
Все участники были ознакомлены с целями и задачами исследования и подписали информированное согласие на участие в нем. При статистической обработке достоверность различий определялась при помощи однофакторного дисперсного анализа (ANOVA) с последующими межгрупповыми сравнениями по критерию Dunnet. Обработка полученных данных проводилась с использованием статистического пакета «Statistica» (StatSoft, USA).
Результаты
После обработки результатов анкетирования медицинских работников COVID-госпиталей, оказывавших медицинскую помощь больным COVID-19; медицинских работников амбулаторно-поликлинического звена, оказывавших медицинскую помощь в условиях повышенного эпидемического порога по ОРВИ, гриппу и новой коронавирусной инфекции COVID-19 и медицинских работников стационаров, оказывавших медицинскую помощь по своему основному профилю, работавших в обычном режиме и периодически выявлявших пациентов с заболеванием новой коронавирусной инфекции COVID-19, нами проведены оценка и анализ уровней выраженности компонентов синдрома ПВ (см. таблицу).
Качественный анализ по методике Маслач (Maslach Burnout Inventory, MBI) установил, что у 11 (5,5%) медицинских работников COVID-госпиталей отмечен крайне высокий уровень ПВ. Это достоверно выше, чем у 1 (0,5%) медицинского работника амбулаторно-поликлинического звена (pa-c=0,012). У медицинских работников многопрофильных стационаров и у контрольной группы крайне высокого уровня выгорания зарегистрировано не было. Считаем, что пандемия коронавирусной инфекции не только представляет собой риск для физического здоровья, но и серьезно сказывается на психическом здоровье людей. Как уже отмечали многие авторы, пандемия оказала психическое воздействие на население в целом, но особенно на медицинских работников [19, 20].
При анализе частоты встречаемости высокого уровня выгорания определяется ее достоверное увеличение в группе медицинских работников COVID-госпиталей (pa-d<0,001), медицинских работников многопрофильных стационаров (pb-d=0,029) и медицинских работников амбулаторно-поликлинического звена (pc-d<0,001) по сравнению с контрольной группой. При этом выявлено, что частота встречаемости высокого уровня выгорания достоверно выше у медицинских работников COVID-госпиталей по сравнению с медицинскими работниками многопрофильных стационаров (pa-b=0,014), но не было выявлено достоверных различий по сравнению с медицинскими работниками амбулаторно-поликлинического звена (pa-c=0,202). Это можно объяснить тем, что во время вспышки COVID-19 медицинские работники не только COVID-госпиталей, но и амбулаторно-поликлинического звена столкнулись с дополнительными проблемами, которые увеличили их восприимчивость к стрессу и выгоранию. В профессиональном плане медицинские работники должны справляться с быстро меняющейся политикой, адаптироваться к работе, выходящей за рамки их обычных возможностей, справляться со страхами и неуверенностью в отношении средств индивидуальной защиты [21]. Одновременно не было выявлено достоверных различий по частоте встречаемости высокого уровня выгорания при сравнении группы медицинских работников многопрофильных стационаров и медицинских работников амбулаторно-поликлинического звена (pb-c>0,313).
При анализе частоты встречаемости среднего уровня ПВ определяется ее достоверное увеличение в группе медицинских работников COVID-госпиталей (pa-d<0,001), медицинских работников многопрофильных стационаров (pb-d<0,001) и медицинских работников амбулаторно-поликлинического звена (pc-d<0,001) по сравнению с контрольной группой. При этом выявлено, что частота встречаемости среднего уровня выгорания достоверно выше у медицинских работников COVID-госпиталей по сравнению с медицинскими работниками многопрофильных стационаров (pa-b=0,004), но не было выявлено достоверных различий по сравнению с медицинскими работниками амбулаторно-поликлинического звена (pa-c=0,161). Одновременно не было выявлено достоверных различий по частоте встречаемости среднего уровня выгорания при сравнении группы медицинских работников многопрофильных стационаров и медицинских работников амбулаторно-поликлинического звена (pb-c=0,191).
При анализе частоты встречаемости низкого уровня выгорания определяется ее достоверное увеличение в группе медицинских работников COVID-госпиталей (pa-d<0,001) по сравнению с контрольной группой. Одновременно не было выявлено достоверных различий по данной частоте встречаемости при сравнении группы медицинских работников многопрофильных стационаров (pb-d=0,329) и медицинских работников амбулаторно-поликлинического звена (pc-d=0,099) по сравнению с контрольной группой. При этом выявлено, что частота встречаемости низкого уровня выгорания достоверно ниже у медицинских работников COVID-госпиталей по сравнению с медицинскими работниками многопрофильных стационаров (pa-b=0,017), но не было выявлено достоверных различий по сравнению с медицинскими работниками амбулаторно-поликлинического звена (pa-c=0,096). Одновременно не было выявлено достоверных различий по частоте встречаемости низкого уровня выгорания при сравнении группы медицинских работников многопрофильных стационаров и медицинских работников амбулаторно-поликлинического звена (pb-c=0,553).
При анализе частоты встречаемости крайне низкого уровня выгорания определяется ее достоверное увеличение в группе медицинских работников многопрофильных стационаров (pb-d=0,002) и медицинских работников амбулаторно-поликлинического звена (pc-d<0,001) по сравнению с контрольной группой. Одновременно частота встречаемости крайне низкого уровня выгорания у медицинских работников многопрофильных стационаров достоверно выше по сравнению с медицинскими работниками амбулаторно-поликлинического звена (pb-c=0,045). Обращает на себя внимание, что среди медицинских работников COVID-госпиталей не было зарегистрировано ни одного человека с крайне низким уровнем выгорания.
Результаты исследования выраженности ПВ по методике MBI в группах отражено на рисунке.
Обсуждение
Наиболее подверженными синдрому ПВ оказались медицинские работники COVID-госпиталей: 22,4% из них имели высокий и крайне высокий уровни выгорания, 41,3% — средний и всего 36,3% медицинских работников имели низкий уровень выгорания.
Среди медицинских работников амбулаторно-поликлинического звена 12,3% имели высокий и крайне высокий уровни выгорания, 33,9% - средний и 53,8% медицинских работников имели низкий и крайне низкий уровни выгорания.
Среди медицинских работников многопрофильных стационаров 8,2% имели высокий уровень выгорания, 27,2% - средний и 64,6% медицинских работников имели низкий и крайне низкий уровни выгорания.
Заключение
Таким образом, медицинские работники, осуществлявшие медицинскую помощь в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, в т.ч. работавшие в COVID-госпитале, подвергались воздействию комплекса стрессогенных факторов, приводивших к развитию синдрома эмоционального (профессионального) выгорания, что ставит задачу продолжать исследования эмоционального состояния медицинских работников с целью своевременного проведения профилактического лечения для сохранения здоровья медицинских работников.