TERMINATION OF PREGNANCY ACCORDING TO WOMAN’S DESIRE: HISTORICAL, LEGAL AND MEDICAL ASPECTS


E.E. Arutyunova (1), A.A. Arutyunova (2), G.B. Dikke (3), I.A. Apolikhina (1)

(1) FSBI “Scientific Center for Obstetrics, Gynecology and Perinatology n.a. V.I. Kulakov” of RMH, Moscow (2) SEI HPE “Institute of Management, Business and Law”, Rostov-on-Don (3) FSAEI HE “Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow
The article analyzes the main social approaches to solving the problem of abortion in historical retrospective. It presents information about the attitude of different social cultures and religions to the question of abortion, from ancient times to the present day. The essence and content of reproductive rights of women, especially the legal regulation of abortion in the world and in the Russian Federation at the present time, as well as the impact of abortion on women’s reproductive health are covered. The question of the legal status of abortion and its availability – it’s part of the issue of reproductive choice and reproductive health, which are an integral part of human rights in the modern world.

Проблема аборта слишком сложна и многообразна, поэтому мы, люди, живущие в реальном мире объективных возможностей, должны искать не идеальные, а практические пути решения данной проблемы независимо от личного к ней отношения. Прежде всего необходимо обратиться к ходу истории, к тому, что подсказывает нам исторический опыт в попытках разрешения вопросов относительно аборта.

Споры о допустимости абортов велись издревле. Отношение общества и государства к этой процедуре в различные времена отличалось и зависело от множества факторов: особенностей общественного и государственного строя, экономических и социальных условий жизни, численности и плотности населения в той или иной стране, развития религиозных верований, уровня научных знаний, общественной и личной культуры и т.д.

В языческой античности прерывание беременности считалось вполне рядовым событием. Это было связано с тем, что новорожденный считался человеком только после обряда sublatio, когда отец, поднимая младенца над головой в храме, признавал его новым членом своей семьи.

Согласно древнейшим источникам, аборт широко практиковался в Древней Греции. Его проводили как профессиональные, так и непрофессиональные аборт-махеры, а также некоторые врачи с помощью манипуляции на животе и матке, препаратов из трав, а также хирургических инструментов, специально созданных для этих целей [1].

Многие философы и писатели того времени одобряли аборты. Аристотелю (384–322 гг. до н.э.) принадлежит высказывание «Если в браке зарождаются дети вопреки ожиданию, то плод может быть изгнан, прежде чем он начнет чувствовать и жить» [2]. Платон (427–347 гг. до н.э.) в своем труде «Республика» утверждал, что беременные старше сорокалетнего возраста обязаны делать аборт, потому что беременность в этом возрасте была связана с более высокой материнской смертностью и большей частотой пороков развития плода. Он считал детоубийство необходимым средством для поддержания качества жизни граждан: «Ребенок из низшего класса, а также все дети, рожденные с пороками, должны быть тайно уничтожены, чтобы никто не знал, что с ним стало» [3]. Аборт и детоубийство рассматривались как абсолютно логичная и разумная альтернатива перенаселенности, голоду и социальному неустройству.

Но шли годы, менялись обстоятельства жизни, и уже в Римской Империи отношение к абортам изменилось. Цицерон высказался за наказание женщины, которая сделала аборт: «Женщина должна быть наказана за изгнание плода, т.к. она крадет у республики предназначенного для нее гражданина…» [4].

Отец древней медицины Гиппократ относился к абортам отрицательно и считал плодоизгнание безнравственным. Он был также противником применения противозачаточных средств. В тексте «Клятвы Гиппократа» имелась фраза, дошедшая до нашего времени: «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария» [5].

Обращаясь к основным религиозным учениям, становится ясно, что каждое содержит резко отрицательное отношение к проведению абортов.

В исламе аборт допустим в крайнем случае: если роды угрожают жизни матери. Согласно Шариату, наиболее подходящим временем для прерывания беременности являются первые сорок дней. Женщине со сроком беременности менее сорока дней от законного мужа прерывать беременность не греховно, а порицательно (карахат) [6]. Если при родах возникли осложнения и опытные врачи дают заключение, что возможно спасти только одного из них, то спасение матери, по Шариату, должно быть первостепенным.

В основе Закона древних евреев – Торе – лежало учение об образе Божьем. Человеческая жизнь обладала большой ценностью, что также распространялось и на плод, который считается уникальным творением Бога, созданным с определенной целью. Еще одной причиной отрицательного отношения к абортам и детоубийству было требование Бога к сильным, которые должны защищать слабых [7].

В христианстве отношение к аборту также весьма определенное – аборт отождествляется с убийством [8]. Ранние христианские трактаты («Учение двенадцати апостолов» и «Послание Варнавы»), которые датируются I–II вв. н.э., содержат наставление о двух путях: света и тьмы. Путь света – это путь любви к ближнему, заботы о человеческой жизни во всех проявлениях. Путь тьмы – это соучастие в убийстве, прелюбодеянии, мужеложстве, блуде, магии, абортах или детоубийстве. В теологических дискуссиях предлагались разные временные границы одушевления эмбриона. Для ранних христиан это был 40-й день для мальчиков и 80-й – для девочек. Это различение, по-видимому, служило еще одним институционализированным средством селекции новорожденных по полу. В Средневековье (уже не различая полов) указывался то 40-й, то 80-й день. Последний временной интервал близок современному законодательству об аборте, чаще всего допускающему прерывание беременности в первом триместре (до 12 недель) беременности.

Мера наказания за совершение аборта в различных странах и различные времена была неодинаковой. В XVII в. в ряде европейских стран искусственное прерывание беременности каралось даже смертной казнью. Она была установлена в Англии в 1524 г., Герма-нии – в 1533-м, во Франции – в 1562 г.

В России смертная казнь как мера наказания за аборт была установлена во второй половине XVII в. специальным законом, принятым царем Алексеем Михайловичем Романовым. В 1715 г. Петр I своим указом смягчил это наказание, отменив смертную казнь [4].

В царской России аборт был запрещен и законодательство не имело даже статей, разрешавших аборты по медицинским показаниям. Несмотря на это, аборты были распространены и тяжелые последствия – повреждения, септическая инфекция, высокая смертность – сопровождали их.

Советская Россия была первым государством, легализовавшим в 1920 г. «аборт по просьбе» (женщины). Однако уже в 1924 г. органы здравоохранения создают «абортные комиссии», которые выдают разрешение на бесплатный аборт, применяя при этом классовый подход и регулируя очередность желающих. Для многих женщин, не получивших «разрешения на аборт», он становился платным [9].

В 1936 г. Советским правительством было принято постановление, запрещающее аборты. Мотивировалось это не только демографическими соображениями (убыль населения вследствие гражданской войны, голода, индустриализации, коллективизации и массовых репрессий), но и идеологически – пропагандистским тезисом о постоянном «росте благосостояния трудящихся», тогда как одним из признаваемых обоснований аборта были материальные и жилищные трудности семьи и/или женщины. Как самой женщине, так и врачу за аборт стало грозить уголовное наказание – 8 лет лишения свободы.

Проблема абортов затрагивается даже в литературных произведениях. Так, к примеру, в романе Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого» события книги повествуют о рьяной борьбе потомственного врача акушера-гинеколога за легализацию абортов в СССР [10], который всевозможными способами пытался донести до общества и руководства страны, что законодательный запрет права женщины на аборт – путь к увеличению в разы материнской заболеваемости и смертности.

Рост числа криминальных абортов в послевоенные годы заставил Советское правительство в 1955 г. опять изменить юридические нормы и отменить запрещение абортов. Таким образом, повторная в советской истории легализация аборта стала выбором «меньшего зла» ввиду увеличивавшегося числа подпольных операций, имевших трагические последствия.

Европейские страны последовали примеру Советского Союза.

В 1956 г. Болгария, Венгрия, Польша и Румыния, в 1957 г. Чехословакия и Югославия приняли законы, разрешающие искусственный аборт. Страны Западной Европы проделали то же на 15–25 лет позже. Например, в Великобритании производство аборта стало легальным по ряду оснований в 1967 г., в Дании, первой некоммунистической стране, признавшей право женщины самой принимать решение об аборте в первом триместре, – в 1973 г., в Швеции – в 1974 г., во Франции и Австрии – в 1975-м, в ФРГ – в 1976 г. В странах Южной Европы это произошло еще позже: в Италии закон о расширении оснований для искусственного прерывания беременности был принят в 1978 г. (до этого аборт разрешался только в случае угрозы жизни женщины). Жительницы Португалии получили право делать аборт по своему желанию лишь в 2007 г. (в сроки до 10 недель беременности). В США прерывание беременности по всей стране было легализовано в 1973 г. [11].

В настоящее время, согласно последней публикации отдела народонаселения Секретариата ООН, производство аборта по желанию женщины законодательно разрешено в 56 из 194 стран мира [11]. Географически наименее строгим законодательством в отношении аборта характеризуются Европа и Северная Америка, самым строгим – Африка и Латинская Америка.

В Европе два государства – Мальта и Ватикан – не разрешают прерывание беременности ни при каких обстоятельствах; Ирландия, Андорра, Сан-Марино и Монако допускают аборт только в случае угрозы жизни беременной женщины.

В Польше, Испании, Лихтенштейне производство аборта разрешено с целью защиты не только жизни, но и физического и психического здоровья беременной женщины, а также в случае изнасилования, инцеста или аномального развития плода. Женщины в остальных странах Европы, так же как и жительницы США, Канады, Австралии, имеют право на прерывание беременности по своему желанию, оговариваются только сроки беременности.

В Азии либеральным законодательством характеризуются 37% стран, но в их числе такие многонаселенные страны, как Китай, Вьетнам, Турция.

Что касается Латинской Америки, то здесь преобладает запретительное законодательство. Лишь две страны – Куба и Гайана – предоставляют женщинам право прерывать беременность, если женщина этого хочет. В большинстве остальных стран аборт официально разрешен только для спасения жизни и здоровья женщины. А законодательства Чили, Никарагуа и Сальвадора не допускают никаких условий, при которых можно было бы прерывать беременность. В Африке либеральным законодательством в отношении аборта отличаются три государства – Тунис, ЮАР, Кабо-Верде. Причем Тунис – единственный среди арабских стран.

В настоящее время в России одно из самых либеральных законодательств об аборте. Согласно статье 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011, каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве [12]. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель при наличии информированного добровольного согласия. Приказом Минздрава РФ от 07.04.2016 № 216н утверждена форма добровольного согласия на проведение аборта [13].

Для принятия окончательного решения о прерывании беременности женщине законодательно предоставляется время «ожидания»: 48 часов с момента ее обращения в медицинскую организацию при сроке 4–7 недель беременности и при сроке 11–12 недель, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности; 7 дней – при сроке 8–10 недель [12]. Искусственное прерывание беременности у несовершеннолетних (младше 15 лет или младше 16 лет, страдающих наркоманией) производят при наличии согласия родителей (опекунов).

Прерывание беременности по социальному показанию (изнасилование) проводится при сроке беременности до 22 недель [15], а при наличии медицинских показаний – независимо от срока беременности. Перечень медицинский показаний содержится в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 03.12.2007 № 736 (ред. от 27.12.2011) [16].

Согласно п. 8. ст. 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой административную или уголовную ответственность, установленную законодательством РФ [12]. Прерывание беременности признается незаконным, если оно производится с нарушениями установленных правил, инструкций, утвержденных Минздравом РФ, и поэтому создает угрозу ее жизни и здоровью. Статья 123 Уголовного кодекса РФ содержит меру ответственности за данное преступление [17].

Общественная опасность рассматриваемого преступления обусловлена тем, что реальной опасности подвергаются здоровье и жизнь женщины. Способы производства аборта могут быть различными и для юридической квалификации преступления значения не имеют. Производство незаконного аборта при длительном сроке беременности (6–7 месяцев) иногда приводит к преждевременным родам. В этих случаях умерщвление ребенка, уже являющегося жизнеспособным, образует состав убийства, и содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений ст. 105 и 106 УК РФ [17].

Если аборт производится вне лечебного учреждения, уголовная ответственность наступает для врача независимо от иных обстоятельств (наличие показаний, согласие женщины и т.п.), при которых выполнена операция. Единственным исключением из этого правила является состояние крайней необходимости, когда аборт необходимо выполнить по жизненным показаниям безотлагательно в целях устранения реальной угрозы для жизни женщины (например, после дорожно-транспортного происшествия). В таких обстоятельствах уголовная ответственность для лица, сделавшего аборт, исключается.

Руководствуясь принципом гуманности, законодатель установил, что женщина, которой сделан аборт, а также женщина, сама вызвавшая искусственное прерывание беременности, уголовной ответственности не подлежит.

Итак, исторический опыт решения проблемы аборта приводит нас к определенным выводам об «оборотной» стороне ситуации наложения запрета на искусственное прерывание беременности – увеличивается число криминальных абортов вместе с вытекающими из этого трагическими последствиями для репродуктивного здоровья и даже жизни женщин и, следовательно, общества в целом.

Исключение из медицинской практики узаконенного аборта при нынешних реалиях жизни, несомненно, привнесет некоторую долю хаоса в смысловую структуру репродуктивного поведения женщин.

Право на планирование семьи, на свободное и ответственное родительство международно признано для каждого человека. Впервые понятие «репродуктивные права» было узаконено и введено в международную практику Каирской международной конференцией ООН по народонаселению и развитию [11]. Под репродуктивными правами было предложено понимать права супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать ответственные решения относительно числа своих детей, интервалов между их рождением, времени их рождения и располагать для этого необходимой информацией и средствами, а также право принимать решения в отношении воспроизводства потомства без какой-либо дискриминации, принуждения и насилия. При этом подразумевается право мужчин и женщин быть информированными о безопасных, доступных и приемлемых методах планирования семьи по свободному усмотрению.

Репродуктивный выбор есть проявление моральной автономии личности в вопросах сексуальности и деторождения. Для каждой женщины право на свободный репродуктивный выбор – это право на свободу при принятии решения по реализации ее репродуктивной функции: наступлению беременности и рождению желанных детей или использованию методов контрацепции, а в случае наступления незапланированной беременности – возможность ее прерывания в условиях оказания доступной, безопасной, эффективной и высококвалифицированной медицинской помощи. Недостаточное внимание к реализации этих прав служит проявлением дискриминации женщин и представляет собой грубое нарушение международных правовых норм по охране материнства и детства. То есть вопрос об аборте – это часть вопроса о репродуктивном здоровье, репродуктивном выборе и репродуктивных правах человека.

Таким образом, важнейшее из репродуктивных прав – охраняемое государством право иметь и сохранять репродуктивное здоровье. Однако право это становится реальным лишь при доступности для женщин и мужчин всей совокупности современных средств планирования семьи, одним из которых в определенных ситуациях является и искусственное прерывание беременности.


About the Autors


Corresponding author: E.E. Arutyunova – Resident Physician at the FSBI «Scientific Center for Obstetrics, Gynecology and Perinatology n.a. V.I. Kulakov» of RMH, Moscow; e-mail: arutunova92@mail.ru


Similar Articles


Бионика Медиа